Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Экологические и демографические проблемы

Экологические и демографические проблемы [09.01.14]

Тема: Экологические и демографические проблемы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 45.45K | Скачано: 260 | Добавлен 09.01.14 в 14:54 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание
1 Глобальные экологические проблемы и пути их решения 3
2 Народонаселение и его роль в развитии общества 7
3 Основные экологические и демографические проблемы современной России и пути их решения 13
Список использованной литературы 17
Приложение 1 18

1 Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Рассмотрение вопроса о глобальных экологических проблемах не представляется возможным без раскрытия понятия «экология». Слово «экология» имеет греческое происхождение и дословно переводится как наука о доме (греч. oikoos – дом, жилище, обитель и loqos- слово, учение). Признанным родоначальником экологии считается немецкий ученый Э.Геккель, который ввел в научный обиход термин «экология» в 1868 году. Под «экологией» он понимал науку, которая изучает  все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе [5]. Достаточно близким по смыслу мы находим определение экологии в словаре С.И. Ожегова, в котором под экологией понимается «наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде» [6].  

В силу того, что человек является частью живой природы, то изучение вопроса о взаимоотношениях человека с окружающей средой также является предметом изучения экологии как науки. Первоначально экология была разделом биологии, но впоследствии выделилась в самостоятельное научное направление. В XIX благодаря работам Т.Мальуса, Ш. Монтескье стала формироваться социальная экология, которую интересовали вопросы гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом  современной социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека [8].   

Следует обратить внимание на то, что термин «экология» в других науках означает нечто иное, чем в биологии. Так, в философии под экологией понимаются самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной [10]. В географии – структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных система для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы [8].   

В ХХ веке стало активно развиваться научное направление, получившее название «глобалистика», основоположником которого является  Д. Медоуз, сотрудник Массачусетского технологического института, опубликовавший в  1972 году свою работу «Пределы роста». Именно глобалистику можно смело назвать наукой о глобальных проблемах человечества.

Подавляющее большинство авторов к глобальным проблемам относят те, которые возникают в результате объективного развития общества, создают угрозу всему человечеству (приобретают общепланетарные масштабы, либо обнаруживают тенденцию к «планетаризации») и требуют для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Существует множество подходов к классификации глобальных проблем. Так,  академик Гладкий Ю.Н. предлагает разделять  глобальные проблемы на наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера, проблемы смешанного характера, проблемы преимущественного социального характера и проблемы научного характера, которые наиболее подробно представлены в Приложении 1 [3]. И здесь мы видим преимущественно географический подход.

Отечественными философами И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным предложен другой вариант классификации глобальных проблем. Все глобальные проблемы  они объединяют в три группы.

Первая группа – интерсоциальные проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, то есть между группами государств.  К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа - проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым, проблема разумного освоения мирового океана и космического пространства.     

Третья группа - проблемы, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности [4].

Даже эти два примера классификации глобальных проблем наглядно демонстрируют то, что нет единой классификации глобальных проблем. У каждой науки, у каждого ученого в этом свой подход.

Вне всякого сомнения, во всем многообразии глобальных проблем особое место занимает глобальная экологическая проблема. Это проблема, связанная с взаимодействием общества и среды его обитания.

В течение тысячелетий на Земле существовали саморегулирующиеся системы. Огромное разнообразие видов растений и животных взаимодействовали таким образом, что каждый удовлетворял свои потребности и  способствовал существованию других. Механизмы саморегуляции работали исправно. Однако со временем человечество увеличило свою численность несоразмерно с другими существами. Резко возросла нагрузка на окружающую среду уже во второй  половине ХХ века. Между человеком и природой произошел качественный скачок. В результате интенсивной индустриализации и урбанизации хозяйственные нагрузки на природную окружающую среду вывели последнюю из состояния равновесия, экологическая система уже не может самостоятельно самоочищаться  и не способна к регенерации.

Таким образом, сущность экологической проблемы состоит в отчетливо  обнаружившемся  и  углубляющемся противоречии   между производительной  деятельности человечества  и стабильностью природной среды его обитания.

Какие проявления глобальной экологической проблемы наблюдаем мы сейчас? Это, прежде всего, загрязнение гидросферы, атмосферы, литосферы промышленными, сельскохозяйственными отходами, истончение озонового слоя, вырубка и деградация лесов, деградация почв, сокращение биологического разнообразия животного и растительного мира, парниковый эффект, кислотные дожди и другие.

Решение глобальных проблем современности, в том числе и экологических проблем, – это общее дело  всего человечества. Население планеты  само своей деятельностью, порой неразумной деятельностью,  создало эти экологические проблемы, само и должно выработать стратегию по их решению. Для этого человечеству необходимо опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

В силу того, что человечество достигло такой стадии, когда антропогенное воздействие на биосферу приобрело необратимый характер,  ЮНЕСКО и Программой ООН по охране окружающей среды экологическое образование выдвинули в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы. Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания обучающихся школ. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которой обсуждались проблемы окружающей среды, придала  огромное значение экологическому образованию в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Нельзя не согласиться с выводами ученых о том, что экологические проблемы непосредственно связаны с процессом образования населения  - его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный выход из сложившейся ситуации. Поэтому экологическое образование и воспитание играет в этой связи важнейшее социальное значение, поскольку направлены  на формирование экологического сознания, которое включает представления о генетической, производственной и духовной связях человека (общества) с природой, а также программные установки по преобразованию и сохранению природы.  

2 Народонаселение и его роль в развитии общества

Народонаселение изучают многие общественные и естественные науки. Под народонаселением, или населением в широком смысле слова, понимают совокупность людей. Однако совокупность населения  соответствует также такому понятию как народ. В Большой советской энциклопедии дано следующее определение народонаселения – «это совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах конкретной территории, континента, страны, района, города  [1].  Там же дано пояснение, что в отличие от универсального термина «население», термин «народонаселение» употребляется большей частью при социально-экономической характеристике населения. Следует также отличать от понятия «народонаселение» понятие «Общество», под которым традиционно понимается совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

Интерес ученых к вопросам народонаселения восходит к глубокой древности. Государство еще в период господства рабовладельческих производственных отношений стремилось знать численность своих подданных, их размещение по территории страны, что было необходимо в фискальных целях и для формирования войск.

В древнем мире этими проблемами серьезно интересовались Платон, Аристотель и другие мыслители. В частности, Платон в своем учении об «Идеальном государстве» выдвигал как одно из обязательных условий ограничение числа граждан, живущих в городе, требовал регламентировать возраст вступления в брак. Такая мера, считал он, может предупредить излишнее увеличение или уменьшение народонаселения.

С победой феодальных отношений возникли новые воззрения на проблемы народонаселения. В научных трудах стали подвергаться рассмотрению не только политические последствия увеличения численности населения, но и экономические аспекты изменений в демографической структуре.

С установлением господства феодализма в странах Европы государственные деятели всячески стремились остановить сокращение населения. Это обусловливалось стремлением государств средневековья поддерживать и увеличивать свою политическую, финансовую и военную мощь. Отсюда и практические меры государства по увеличению численности населения.

Так,  Т. Мор, так же как и многие другие ученые эпохи феодализма, не видел никакой опасности в быстром росте населения. Исходным служило положение, что «трудом создается все то, чем пользуются смертные...», отсюда «многолюдство - это условие увеличения числа благ, необходимых обществу для жизни». Т. Мор подчеркивал, что надо всячески поощрять увеличение населения и ни в коем случае не допускать его сокращения, ибо, прежде всего люди - создатели материальных благ [2, с. 270].

А. Смит подробно рассматривал вопрос о народонаселении в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он пришел к выводу, что спрос на людей, как и спрос на всякий иной товар, необходимо регулирует производство людей - ускоряет его, когда оно идет слишком медленно, задерживает, если оно происходит слишком быстро. Этот важный вывод, безусловно, сыграл прогрессивную роль в развитии экономических воззрений на проблемы роста и воспроизводства населения.

Увеличивающаяся нищета масс в период капитализма объяснялись ростом народонаселения, развивающегося якобы по биологическим законам. Такой подход был характерен для самого начала XVIII в. Крайне тяжелое положение трудящихся масс привлекло внимание передовых людей того времени, выступавших с критикой капитализма.

Т. Мальтус высказывался весьма определенно: бедствия, причиняемые человеческими учреждениями, даже худо созданного общества, ничтожны по сравнению с несчастьями, порождаемыми самой природой, ее естественными законами. Суть «закона» народонаселения, по словам Т. Мальтуса, в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться, быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи. Названный закон, по Т. Мальтусу, действует во все времена и при всевозможных условиях, в которых жил или продолжает жить человек. Человек, родившийся в бедной семье, согласно воззрениям Т. Мальтуса, излишен по отношению к средствам существования: «На великом пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор» [2,  с. 272].

В последние десятилетия ХХ века  демографическая наука Западной Европы и Америки концентрировала свое внимание на соотношении: темпов роста населения в мире, прежде всего, в развивающихся странах, и состоянии экономики в развитых странах. Периодически появлявшиеся в 60-х годах ХХ века книги У. Фогта, Г. Бутуля, Дж. Хаксли, Ф. Осборна, Г. Борстрома и Дж. Робинса призывают к необходимости положить конец беспредельному росту мирового населения, грозящему ввергнуть человечество в катастрофу, наряду с идеями П. Эрлиха, Дж. Форрестера, широко пропагандирующих в последнее время неизбежность экологической катастрофы в условиях быстрого роста населения

Интерес к проблемам народонаселения в России восходит к глубокой древности. Он нашел отражение в богословских трактатах, философских сочинениях, отдельных выступлениях. Однако первое в России (1761 г.) значительное произведение, посвященное проблемам народонаселения, принадлежало М. В. Ломоносову. Это было письмо И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». М. В. Ломоносов изложил предполагаемое содержание первой главы задуманной им работы, посвященной проблемам народонаселения. В названной работе М. В. Ломоносов приводит 13 факторов, способствующих сохранению и размножению народа, среди них -влияющие на рождаемость, смертность, миграцию. М. В. Ломоносов придавал большое значение распространению медицинских знаний в стране, считая, что к этому должны быть привлечены все грамотные люди [2].

Представители разных классов России выражали свое отношение к проблемам народонаселения со своих классовых позиций. Так, крупный помещик М. М. Щербатов считал положительным увеличение численности крепостных крестьян. А. И. Радищев, например, ратовал за увеличение численности народонаселения в России, за повышение его культуры, за популяризацию различных ремесел. А. Н. Радищев указывал, что привлечение широкого числа людей к труду, в котором они будут заинтересованы («дайте ему работу, но с работою и плату»), приведет к росту благосостояния трудящихся, к улучшению их питания и жилищных условий, т. е. к избавлению от «наготы и худыя пищи». Следствием всего этого будет сокращение детской смертности («тогда птенцы его не погибнут») и рост численности народонаселения [2, С.275].

По некоторым оценкам, за всю историю цивилизации на Земле успело прожить 100 миллиардов человек. Чисто хронологически дело обстояло следующим образом. В тысячном году до нашей эры численность разумных обитателей планеты Земля составляла около 100 миллионов человек (это население нынешней Нигерии). К началу эры население планеты удвоилось. Проблема народонаселения стала достаточно острой лишь в ХХ веке, когда население Земли стало увеличиваться скачкообразными темпами, что наглядно демонстрирует  ниже рисунок 1 «Динамика численности народонаселения».

 

Рисунок 1 – Динамика численности народонаселения

Без особого воображения можно понять, что число людей  на планете просто колоссально.  Проблема народонаселения заключается не столько в том, что темпы абсолютного прироста населения в последние десятилетия велики, сколько в неравномерном росте численности населения. Страны Европы, в том числе и Россия, сталкиваются с проблемой отрицательного естественного прироста (убыли населения), которая может привести к депопуляции. В тоже время в развивающих странах, особенно в Африке, Азии, где распространены традиции многодетности, темпы рождаемости очень высоки.

Данная проблема имеет несколько аспектов.

Во-первых, рост населения приводит к количественному увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы. Возникает  вполне закономерный вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей? Сколько миллиардов человек сможет «прокормить» Земля?

Во-вторых, при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения, и благ не будет хватать на всех.   

В-третьих, проблема качества населения. Хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в развивающихся, наименее развитых страна, где наблюдается высокая рождаемость – 8-10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

В-четвертых, как реагировать странам, где уже начался процесс депопуляции населения?

Проблема народонаселения – это очень актуальная проблема для современного общества. Анализ учебной литературы по данному вопросу позволил нам выделить несколько путей решения этой проблемы.

Широкое распространение имеет идея планирования семьи (через официальное разрешение абортов, пропаганду малодетных семей, распространение, в том числе и бесплатно средств контрацепции, повышение возраста вступления в брак, изменение положения женщины в обществе и др.) как программа решения проблем народонаселения в развивающихся странах. Однако, ведутся споры: может ли вторичный фактор - планирование семьи, направленный на сокращение числа детей в семье, быть эффективным вне связи с первичным - прогрессивными социально-экономическими преобразованиями, которые предполагают не только развитие производства, изменение в распределении собственности и т. п., но и культурный рост населения, развитие медицинской помощи и т.д.? 

Проведение демографической политики в развитых странах должно быть направлено на увеличение рождаемости через систему поощрительных мер от государства, пропаганду многодетной семьи, развитие комплекса льгот для многодетных семей, беременных женщин, формирование института семьи. Однако и здесь ведутся споры, прежде всего, у демографов, как преодолеть «парадокс обратной связи» (чем лучше социально-экономические условии, тем ниже рождаемость), который уже прочно сформировался в индустриальном обществе? Ведь не секрет, что в современных развитых странах женщина и мужчина сначала нацелены на свою карьеру, на создание комфортных условий для своего будущего ребенка. Но репродуктивный возраст имеет свои временные рамки. И порой когда сделана карьера оказывается, что рожать уже поздно. И даже  возникшая в последние десятилетия «мода на поздние роды» не может изменить ситуацию к лучшему. Население Европы сокращается: рождается мало, умирает много (поскольку население старое).

Таким образом, проблема народонаселения - глобальная демографическая проблема – она многогранна не только в особенностях своего проявления, но и во множестве путей решения, поскольку затрагивает самые важный аспект существования человека – необходимость продолжения рода и жизни в комфортных (благоприятных) условиях настоящих и будущих поколений.

3 Основные экологические и демографические проблемы современной России и пути их решения

Россия – великая держава, которая в настоящее время сталкивается со многими проблемами. Ярким проявлением глобальных проблем на территории России являются  демографическая и экологическая проблемы.

Наиболее ярко демографическая проблема в нашей стране стала проявляться в последние десятилетия ХХ века. Данные Росстата позволили нам построить график (рисунок 2), который наглядно показывает изменение демографической ситуации в РФ за последние 22 года [9].

 

Рисунок 2 – Динамика численности и воспроизводства населения России

Итак, за исследуемый период своей наибольшей величины – почти 148,6 миллиона человек – население России достигло к началу 1993 года. После небольшого роста в 1994 году оно устойчиво сокращалось до 2009 года, к началу которого снизилось до 142,7 миллиона человек. По состоянию на 2013 год за последние 22 года численность населения сократилась на 4,3 млн. человек. То есть явление депопуляции русского населения налицо. В чем же основная причина данного явления? На рисунке 2 достаточно отчетливо видна ситуация с естественным приростом населения в нашей стране, вернее с его естественной убылью. Впервые отрицательный естественный прирост  наблюдался в 1992 г., он составил -1,9 ‰, максимальным этот показатель  был в 2000 году – 6,6 ‰, лишь в 2010 году был отмечен положительный естественный прирост + 0,01‰[9]. Таким образом, на протяжении 18 лет в России умирало больше чем рождалось – в стране произошёл слом естественного воспроизводства, и началась почти уже необратимая депопуляция страны.

Преодолеть демографическую проблему, сложившуюся в нашей стране,  невозможно обычными мерами, опирающимися на стереотипные представления о причинах небывалого снижения рождаемости и повышения смертности. Прежде всего, следует понимать, что количество детей в семье не определяется низким материальным обеспечением (доходы, размеры жилья и др.). При всех экономических трудностях и неравномерности распределения доходов в РФ, уровень дохода напрямую не влияет на решение семьи о том, чтобы «заводить» детей. Социологические опросы показывают, что большинство родителей, когда принимают решение о рождении ребенка, не рассчитывают на помощь государства. Однако, «материнский капитал», который является мерой социальной поддержки матерям, которые родили второго и третьего ребенка является хорошим подспорьем для семьи.

Преувеличенными, на наш взгляд,  являются и указания на решающий вклад в депопуляцию алкоголизации и наркотизации населения. Здесь также не существует прямой связи. Но при этом необходимо принимать все необходимые меры по сохранению здоровья нации.  

Фатально настроенные ученые утверждают, что нынешняя демографическая ситуация в России это лишь проявление следующего этапа демографического перехода и что бессмысленно предпринимать какие либо действия в этом направлении. Однако, мы считаем, что для решения сложившейся в нашей стране демографической проблемы, которая чревата вымиранием (депопуляцией) россиян необходимо проведение целенаправленной демографической политики, которая должна включать в себя комплекс экономических мер (система премий, социальных льгот, пособий),  юридических мер (например, сохранение за беременной женщиной и кормящей матерью рабочего места с высокой оплатой труда), пропаганду (многодетности, здорового образа жизни, разумной контрацепции, отказов от абортов) и другие.

Не менее остро проявляются на территории России и экологические проблемы. К сожалению, Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран мира. Экономическая ситуация в РФ продолжает усугублять экологическую. Спад производства в конце ХХ, начале ХХI века не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду, наоборот, в кризисных условиях предприятия экономили на природоохранных затратах. Техногенный тип  экономического развития  приводит все  к большему распространению очагов экологического  кризиса по территории страны.

По предварительным подсчетам, в пределах России наиболее неблагоприятные экологические ситуации (острые и очень острые) в последние годы отмечались на площади около 2,5 млн. км2 (15% всей территории). С учетом деградированных пастбищ эта величина может достигать 18-20%.

В пределах страны насчитывается 13 регионов с очень острой экологической ситуацией. И с каждым годом эти зоны расширяются, возникают новые кризисные участки. Тяжелая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, КМА, где ведутся разработки месторождений полезных ископаемых. В аграрных регионах  (Черноземье, Калмыкия, Поволжье сталкиваются с проблемой деградации земель, ухудшение качества (плодородия земель), либо по причине истощения из-за сильной эксплуатации, либо засоления земель из-за неправильного использования удобрений [7].

Среди других экологических проблем, следует отметить проблему ухудшения качества воды. Водные ресурсы по территории страны размещены неравномерно, основная их часть сосредоточена в северной и северо-восточной части. При этом, основные районы – потребители воды (промышленные и сельскохозяйственные) находятся в центральной европейской части  и на юге страны. Именно здесь и ощущается нехватка воды, резкое снижение качества воды, из-за несовершенства очистных установок, используемых предприятиями.

Нерациональное природопользование привело еще к одному проявлению экологической проблемы на территории России – сокращение площади лесов. Значительные территории тайги уже вырублены, особенно те, которые максимально приближены к лесодобывающим предприятиям и целлюлозно-бумажным комбинатам. Идет процесс сокращения площади лесов от загрязнения атмосферы вредными выбросами.  

Проблема загрязнения воздуха наиболее остро стоит в крупных городах, в которых имеются предприятия-гиганты (Череповец, Нижний Тагил, Челябинск и др.), а также большое количество автомобильного транспорта – основного загрязнителя атмосферы.

Необходимость решения экологических проблем на территории России не вызывает никаких сомнений, поскольку очень острые экологические ситуации возникают там, где состояние природной среды начинает непосредственно угрожать условиям жизни населения.  

На основании выше изложенного, можно сделать вывод о том, что и Россия – крупная экономическая и политическая держава сталкивается с рядом глобальных проблем, из которых наиболее остро стоят экологическая и демографическая проблема. И будучи членом мирового сообщества, наша страна не может игнорировать эти проблемы, поскольку их несвоевременное решение могут угрожать жизни не только населению РФ, но и других государств.

Список использованной литературы

  1. Большая советская энциклопедия. /Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1973.- 608.
  2. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии: Учебник. – М.: Мысль, 1998 – 286 с.
  3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 классы - М.: Дрофа, 2010- 237 с.)
  4. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. - М.: Международные отношения, 1981. - 238 с
  5. Ильин В.И. Экология. – Москва: Перспектива, 2007. – 298с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азъ, 1995. – 907 с.
  7. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 – 472 с.
  8. Селедец В.П., Коженкова С.И. Социальная экология. / Учеб. пособие. . . - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - 128 с.
  9. Таблица основных демографических показателей Российской Федераци По данным "Федеральной Службы Государственной Статистики". [электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.statsdata.ru/content/view/18-21.html. -  Загл. с экрана. (дата обращения: 29.10.2013)
  10. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2011. – 561 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 45.45K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
09.01.14 в 14:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе