Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Проблемы и перспективы современной цивилизации

Проблемы и перспективы современной цивилизации [26.05.12]

Тема: Проблемы и перспективы современной цивилизации

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.92K | Скачано: 280 | Добавлен 26.05.12 в 07:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение

3

1. Мировая ситуация конца XX в. Глобальные проблемы: угрозы и надежды наших дней.

 

4

2. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы. Глобальные проблемы и проблемы глобализации.

 

17

3. Динамика современной цивилизации, ее технические, экономические, социально-политические и духовные параметры.

 

23

Заключение

30

Список использованной литературы

31

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от био­сферы, которая является необходимым естественным фак­тором его существования. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биоло­гическим особенностям его организма. Он испытывает по­требность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

Проблема взаимоотношений Человека и Природы в нынешний момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Челове­ческому бытию угрожает самоуничтожение. Это обстоя­тельство, как и экологические, научно-технические и дру­гие моменты, неоднократно интерпретировались мысли­телями в самых различных мировоззренческих ориентациях. Решение глобальных проблем — это лишь программа минимум, часть еще более общей проблемы — проблемы перспектив дальнейшего мирово­го развития. Потому что без четкого понимания, каким должен быть мир в обозримом будущем, невозможно най­ти пути решения глобальных проблем в настоящем.

Целью контрольной работы является рассмотрение философских аспектов проблем и перспектив современной цивилизации.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

- исследовать мировая ситуация конца XX в. и глобальные проблемы: угрозы и надежды наших дней.

- изучить цивилизационные типы: Восток – Запад – Россия. – исследовать динамику современной цивилизации, ее технические, экономические, социально-политические и духовные параметры;

- выявить пути решения глобальных проблем современности.

1. Мировая ситуация конца XX в. Глобальные проблемы: угрозы и надежды наших дней.

1.1. Глобальные проблемы человека и природы

Природа и общество всегда находились в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существо­вать Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда, как необходи­мая естественная предпосылка и основа человеческой ис­тории в целом, никогда не оставалась только лишь пас­сивной стороной, испытывающей постоянное воздействие со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжа­ет оказывать существенное влияние на все стороны чело­веческой деятельности, на сам процесс общественной жиз­ни, на социальный прогресс вообще, замедляя или уско­ряя его, причем его роль в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.

Так, на заре развития человеческой цивилизации, ког­да люди довольствовались преимущественно присвоени­ем готовых продуктов, общество находилось в абсолют­ной зависимости от внешней среды. Подобно стаду жи­вотных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Ина­че говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям — миграции населения. В дальнейшем, по мере развития производительных сил, зависимость общества от приро­ды постоянно уменьшалась, человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е. эко­логическому дискомфорту. Более того, нарастание эколо­гических опасностей ставит под вопрос само существова­ние земной цивилизации, сохранение обитаемости плане­ты Земля. Все это свидетельствует о том, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот, возрастала. Социальный про­гресс имел место в истории лишь в силу того, что посто­янно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы обеспечения будущего рода человеческого вы­нуждают людей все больше считаться с законами функ­ционирования и развития биосферы.

Однако диалектика взаимодействия общества и при­роды проявляется и в том, что не только окружающая сре­да оказывает влияние на общество, но и человек в про­цессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый от­печаток на природу. Уже в древности воздействие общества на окружающую среду было весьма существен­ным, что приводило к локальным экологическим кризи­сам, в результате которых под песками пустынь оказыва­лись погребенными развалины некогда цветущих циви­лизаций. Так, одной из причин гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель из-за применения подсечно-огневой системы земледелия. Можно вспомнить печальный опыт Месопотамии и Гре­ции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или зем­ли Ливана, где опустынивание было вызвано вырубкой ливанского кедра.

Экологическое состояние нашей планеты со второй половины XX в. можно считать катастрофическим. Соци­ально-экономические структуры как развитых, так и раз­вивающихся стран, сформированные в виде обществ по­требления, истощают и загрязняют биосферу, формиру­ют «технократического» человека, который любой ценой стремится подчинить себе природу. Не задумываясь о бу­дущем и пытаясь осуществить свои ближайшие цели, че­ловек уже сейчас испытывает влияние последствий, которых не ожидал и которые способны перечеркнуть все достигнутые им положительные результаты социально-экономического развития и изменения окружающей сре­ды. Особенно это касается развивающихся стран.

Лесные массивы вырубаются на значительных площа­дях. Причиной здесь служит то, что, во-первых, в разви­вающихся странах древесина используется в качестве топ­лива; во-вторых, нужны дополнительные площади для сельскохозяйственной эксплуатации. В особенности это касается афро-азиатского региона и Латинской Америки. Складывается круг зависимости, когда насущные задачи в решении продовольственной и энергетической пробле­мы в условиях экстенсивных методов хозяйствования тол­кают на вырубку лесных массивов, а это в свою очередь ведет к деградации почв, что оборачивается потерей по­севных площадей и невозможностью решить изначальные задачи. А ведь это — одна из самых больших угроз нор­мальному стабильному существованию и отдельно взятых государств и всего мирового сообщества.

Из-за вырубки лесов постепенно нарушается экологи­ческий баланс. Это проявляется в форме нарушения гид­рологического цикла и уменьшения поступления кисло­рода в атмосферу. Самым ярким примером здесь можно назвать бассейн реки Амазонки (Бразилия). Это самый влажный регион планеты с большей частью запасов пре­сной воды, которой на Земле всего лишь 3% от общих вод­ных запасов. И, если не прекратится уничтожение этих лесов (потеряна уже четверть их), то климат станет суше.

Тропические леса — главный поставщик кислорода на нашей планете. По подсчетам ученых, если будет продол­жаться их хищническое разграбление, к середине XXI в. в Южной Америке и Африке тропиков может вообще не остаться. Составляя лишь 7% от земной поверхности, они являются средой обитания примерно 50% всех предста­вителей флоры и фауны. Поэтому вместе с тропиками по­гибнут сотни тысяч видов животных и растений, составля­ющих уникальный генофонд жизни на планете, неотъем­лемую часть экосистемы, обеспечивающий процессы ее самоорганизации.

Остро стоит вопрос опустынивания территорий разви­вающихся стран. Это происходит из-за сокращения сроков залежа земель, обязательных для воспроизводства плодородного слоя, вследствие чего земля истощается. Происходит ломка традиционных социальных структур — плотность населения растет, и сельское хозяйство не ус­певает перестроиться на более эффективную систему хо­зяйствования, и в результате применения современных средств производства в сельском хозяйстве засушливых и полузасушливых зон для максимизации дохода ценные земли превращаются в пустыни.

Другой важной проблемой является повреждение озо­нового слоя. Особенно это касается густонаселенных тер­риторий Европы и Северной Америки, так как именно там, в окружающую среду с наибольшей интенсивностью по­ступают отходы производственной и бытовой деятельно­сти человека. Если не остановить нарастающую тенден­цию загрязнения окружающей среды, то может произой­ти глобальная экологическая катастрофа, связанная с потеплением климата на Земле.

Резкое ухудшение качества окружающей человека при­родной среды — загрязнение воздуха, рек, озер, морей, за­хламление отходами и отбросами обширных территорий, обеднение многих природных компонентов и видового состава животного и растительного мира, деградация почв и другие формы нарушения целостности природы — все эти процессы затронули подавляющее большинство стран. Неблагоприятное воздействие человеческой деятельнос­ти распространилось на все главные структурные подраз­деления экосферы нашей планеты — биосферу, атмосфе­ру, гидросферу, литосферу. Конфликт между возросшей природопреобразовательной деятельностью человека и процессами, регулирующими динамическое равновесие в экосфере, подрывает главные механизмы «жизнеобеспе­чения» на планете, тем самым, разрушая естественные ус­ловия и ресурсы существования нынешнего и будущих поколений людей.

В настоящее время, очевидно, что мнение о том, что при­рода — безразмерный резервуар для человеческой деятель­ности, ошибочно. Окружающая среда (природа) представ­ляет собой не поле для преобразующей деятельности че­ловека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфичес­кой подсистемы. Победное шествие рационалистического отношения к природе, недавно еще столь заметное в со­временном естествознании и технике, может обернуться беспрецедентным порабощением человека. Ведь человек, будучи существом телесным, также является частью приро­ды, и его господство над ней означает и господство над че­ловеком, вначале над другим, а потом и над самим собой.

1.2. Проблема войны и мира

Из истории известно, что неуклонно растущие взаимо­действия между народами, обмен продуктами промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими во­енными столкновениями. За период с 3500 г. до н. э. про­изошло 14 530 войн, и только 292 года жизнь людей была мирной.

В войнах погибло (млн. человек): XVII в. — 3,3; XVIII в. - 5,5; XIX в. - 16.

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 млн. человек. Это были войны, в которых уча­ствовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.

Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз пре­вышает мощь боеприпасов, использованных во всех вой­нах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тыс. человек, 40% площади города преврати­лось в пепел, 92% людей было изуродовано до неузнаваемости. Роковые последствия атомной бомбардировки ощущают до сих пор тысячи людей.

Ядерным оружием можно многие десятки раз уничто­жить всякую жизнь на Земле. А ведь сегодня уже и «обыч­ные» средства ведения войны вполне способны причинить глобальный ущерб и человечеству и природе. К тому же следует иметь в виду, что технологии ведения войн эво­люционируют в сторону все большего уничтожения мир­ного населения. Соотношение между количеством погиб­ших мирных жителей и погибших военных: первая миро­вая война — 1 : 20; вторая мировая война —1:1; война в Корее (1950—1953 гг.) — 5:1; вьетнамская война (1964— 1968 гг.) - 20 : 1.

Что ждет человечество, если будет развязана пусть даже локальная война с применением самых современных средств ее ведения? Как считают специалисты, примене­ние современного оружия приведет, по крайней мере, к 100-кратному превышению количества жертв среди мир­ного населения по сравнению с числом погибших военных.

Кроме уничтожения человеческих жизней, проблемы войны несут за собой обострение и ряда других глобаль­ных проблем современности. Мало кто задумывается, ка­кой урон наносится природе при ведении войн в наше вре­мя. До сих пор огромное количество нарушенных терри­торий со времен второй мировой войны не перешло в стадию зрелой антропогенности. А прошло уже столько времени. При проведении биологической войны неизбеж­ны необратимые генетические мутации, что приведет в свою очередь к полнейшему изменению биосферы, и че­ловека в частности.

Если человечество не остановит гонку ядерных воору­жений, то оно не переживет третьей мировой войны. И речь здесь идет уже не о мутационной изменчивости, а сохранении планеты вообще. Исследования, посвященные вероятным последствиям термоядерной войны, выявили, что даже 5% накопленного к настоящему времени ядер­ного арсенала великих держав (в случае его военного при­менения) будет достаточно, чтобы ввергнуть нашу плане­ту в необратимую экологическую катастрофу: поднявша­яся в атмосферу сажа от испепеленных городов и лесных пожаров создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведет к падению средней температуры на де­сятки градусов, так что даже в тропическом поясе насту­пит долгая полярная ночь. В итоге такой «ядерной зимы» погибнет не только все человечество, но, вероятно, и сама жизнь на Земле. В настоящее время совершенно очевидно, что победи­телей в мировой войне с использованием ядерного оружия не будет. Однако запасы его все еще существуют, следова­тельно, существует и угроза применения. И очень серьез­ную тревогу вызывает тот факт, что помимо традиционных ядерных держав, между которыми существует определен­ный паритет в данной области, в гонку вооружений в той или иной мере включаются и страны «третьего мира». Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответ­ственных политических авантюристов и даже криминаль­ных элементов.

Для экономики развивающихся стран растущие воен­ные расходы — тяжелое бремя, так как они увеличивают­ся на фоне резкого сокращения доли расходов на образо­вание, здравоохранение и социальное обеспечение, кото­рые и без того находятся на низком уровне. Рост военных расходов приводит к дефициту бюджета и, как следствие этого, к инфляции, что еще более обостряет экономичес­кое и социальное положение. В силу низкого уровня раз­вития страны «третьего мира» вынуждены покупать ос­новной объем военных средств: ими приобретается три четверти оружия, поступающего на мировой рынок. Кро­ме того, обладание определенным уровнем вооружения время от времени толкает эти страны на межгосударствен­ные и провоцирует внутренние конфликты, которые могут стать причиной столкновения глобального масштаба.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, ми­ровое сообщество со второй половины 80-х гг. XX в. вы­нуждено было по-новому взглянуть на проблему безопас­ности и сохранения мира, поставив вопрос о конверсии (о последовательном переводе ресурсов, производствен­ных мощностей и людей из военной в гражданскую сфе­ру). Конечно, конверсия очень дорогостоящий проект, осо­бенно для стран, где сформировался мощный ВПК. Од­нако на современном этапе становится ясно, что в будущем военные расходы станут тормозом экономики, поэтому в интересах каждой страны переключить свои ресурсы на мирные цели. Ведь использование только 10% мировых военных расходов на решение глобальных про­блем помогло бы успешно решить основные из них.

1.3. Проблемы научно-технического прогресса

На протяжении веков научная и техническая деятель­ность считались морально нейтральными. Сегодня мы уже не можем пренебрегать этическим контекстом деятельно­сти ученого или инженера. Человечество все больше ока­зывается зависимым от последствий технического разви­тия. В этой связи управление техническим прогрессом, его сдерживание, регулирование, осуществление его целей, оценка результатов оказываются не только инженерной, государственной, управленческой, но и этической пробле­мой. Человек так глубоко проник в недра природы, что по сути своей техническая деятельность в современном мире становится частью эволюционного процесса, а чело­век — частью эволюции.

Становясь соучастником эволюции, человек должен и помогать ей. Необходимо задуматься, должен ли человек делать все, что он может. Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной ее самостоя­тельности, о способности действовать, направлять разви­тие общества, формировать мировоззрение. Сейчас уже трудно понять: техника служит человеку или человек — технике. Усовершенствуя технику, человек сам подпада­ет под ее власть. И чем точнее, чем совершеннее техни­ческие средства, тем больше нуждается в них человек и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинство.

По мнению К. Ясперса, «техника радикально измени­ла повседневную жизнь человека в окружающей его сре­де, насильственно переместила трудовой процесс и обще­ство в иную сферу, сферу массового производства, превра­тила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету — в единую фабрику». Тем са­мым произошел и происходит по сей день полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Таким обра­зом, техника отрицательно воздействует на самого ее со­здателя. Вот что далее пишет Ясперс: «Человек живет, ощущая невозможность найти нужную форму жизни, по­этому он находится либо в состоянии глубокой неудов­летворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы  превратиться в функционирующую деталь маши­ны, не размышляя предаться своему витальному существо­ванию, теряя индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать легкозаменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели».

Широкомасштабное развитие техники, охватившее по­чти все сферы человеческой жизнедеятельности, сродни экспансии. Влияние техники на общество происходит в наше время не только через сферу материального произ­водства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искус­ство, культура, быт. Техника программированного обуче­ния, например, обусловливает переворот в методах пре­подавания. Кино, радио, телевидение создали новые воз­можности для распространения культуры, вызвали к жизни новые виды и жанры искусства, оказали глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоз­зрение человека, его психологию, мышление и т. д.

Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 60-е гг. XX в. стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи. Это время при­шло на смену повальному увлечению техникой, прекло­нению перед успехами НТР и отмечено изменением соот­ношений в системе общество-техника-природа, возрастани­ем общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением «зеленых» в защиту окружающей среды. Особую ценность представляет  принципиально новый подход ученых к понятию самих критериев соци­ального прогресса, которые до сих пор традиционно ус­матривались в непрерывном наращивании производительных мощностей, направленных на постоянное увеличение продуцируемых с их помощью материальных благ. «Пре­делы роста» показали, что рост не может продолжаться до бесконечности. Настало время, когда человечество дол­жно отказаться от количества в пользу качества. Глобаль­ной катастрофы можно избегнуть, только приняв соответ­ствующие меры, направленные, прежде всего на ограни­чение, регулирование роста производства, добычу и эффективную переработку природных ресурсов.

1.4. Демографические проблемы

Демографическая обстановка на планете уже за исто­рический период существенно менялась. Назовем лишь три цифры. Так, накануне возникновения земледелия (около 10 тыс. лет назад) на всей планете жило людей в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве — око­ло 5 млн. За 5 тыс. лет до н. э. на Земле жило приблизи­тельно 30 млн. человек — столько живет сейчас, напри­мер, в пределах Украины. К началу нашей эры народона­селение мира составляло 250 млн. человек, т.е. столько, сколько сейчас живет в СНГ. Сейчас на Земле одних аме­риканцев вдвое больше, чем было людей во времена Це­заря на всей планете. Ныне, превысив 6 млрд., человече­ство вовлекает свою планету в какой-то чудовищный экс­перимент, не будучи в состоянии контролировать его результаты.

Процесс неудержимого прироста населения Земли (со скоростью в 60-е гг. XX в. 8 тыс. человек в час, в 80-е — 10 тыс. человек в час, а сейчас, пожалуй, и 12 тыс. человек в час) неравномерен. Белые семьи (в России, Англии, Гер­мании, Норвегии и других европейских странах) уже дав­но отказались воспитывать по 5—7 детей, имея в среднем по 1-2 ребенка. Этого недостаточно даже для сохра­нения сегодняшней численности нации. В результате бе­лая раса быстро вымирает — на фоне демографического взрыва в странах Азии, Африки, Латинской Америки и т.д., где семьи имеют, и будут иметь в ближайшие сто лет по 5—7 детей и где прогресс европейской медицины обеспечил низкую детскую смертность и существенно увели­чил продолжительность жизни.

В процентном отношении от населения планеты белая раса давно уступает позиции другим расам. Согласно раз­ным оценкам демографов, к середине XXI в. представите­лей белой расы на планете будет 30%. По сути, это исче­зающий вид человека. Такую демографическую катаст­рофу, трагичную по масштабам и скорости процесса, человечество наблюдает впервые. Что касается России, то при сохранении сегодняшних демографических тенденций русское население страны снизится к 2040 г. до 75 млн. от сегодняшних 120 млн., а нерусское население составит к этому времени большинство, превысив 100 млн. человек. К 2080 г. русских в России будет не более 15—20%. Таким образом, через несколько десятилетий мир будет выгля­деть совершенно иначе.

Вместе с тем подавляющее большинство населения раз­вивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Их экономика сильно отстает от уровня производства раз­витых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а урожайность зерновых в 2 раза ниже, чем в развитых странах. Остра и жилищная проблема: большинство населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах, 1,5 млрд. человек лишены эле­ментарной медицинской помощи. Около 2 млрд. людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоро­вья водой. От недоедания страдает свыше 500 млн. чело­век, а от голода ежегодно умирает 30—40 млн. Масштабы и темпы роста народонаселения выступают и как фактор, воздействующий на состояние энергосырьевой, продоволь­ственной, экологической и других проблем планетарного характера, и как самостоятельная глобальная проблема.

Остро стоит проблема обеспечения людей природны­ми ресурсами: потребности человека постоянно растут, и увеличиваются возможности их удовлетворения. Потреб­ление ресурсов достигло гигантских масштабов и продол­жает расти. В перспективе возникает угроза их нехватки просто из-за физической ограниченности Земли и ее недр.

Но проблема даже не в нехватке сырья и энергии. Возни­кают сложности в обеспечении общественного производ­ства отдельными видами сырья, топлива, что особенно касается трудно добываемых ресурсов, их доставки и рас­пределения. Ведь добыча сырьевых природных ресурсов ориентировалась, прежде всего, на те месторождения, эф­фективная эксплуатация которых отвечала достигнутому уровню технологии. А освоение новых природных бо­гатств, находящихся в сложных географических и клима­тических условиях требует новых технологий.

Под дамокловым мечом находится не только «вне­шняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Телесное здоровье всегда стояло на одном из первых мест в системе человеческих ценностей. И тем тревожнее слышать нарастающие пре­дупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание ге­нофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности — это толь­ко первые напоминания о грозящих бедах. Нарастает ге­нетическая отягощенность человеческих популяций. По­всеместно фиксируется резкое ослабление иммунного ап­парата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов. К этому можно прибавить нарастание процента наследственно отя­гощенных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции.

Океан химических веществ, в который ныне погруже­на наша повседневная жизнь, изломы политики и зигзаги экономики — все это действует на нервную систему, вос­производительные способности и соматические проявле­ния миллионов. Налицо признаки физического вырожде­ния в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемичес­кое расползание наркомании, алкоголизма.

Не менее страшен и кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-ни­будь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных социальных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы как-то бо­лее или менее определенно охарактеризовать наше сегод­ня и тем более — завтра.

2. Восток – Запад – Россия: цивилизационные типы. Глобальные проблемы и проблемы глобализации.

Tрагические события, происшедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, Вашингтоне и Питсбурге, и последовавшая затем акция возмездия США в Афганистане, направленная на ликвидацию религиозной террористической организации Талибан, и в особенности попытки некоторых общественных кругов представить это как начавшуюся мировую межцивилизационную войну, обязывают ученых глубже исследовать проблему разности основных человеческих цивилизаций.

Идея противоположения Запада и Востока идет от древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.). Она нашла свое подтверждение в том, что на протяжении всей последующей истории Запад выступал в основном поставщиком инновационных технологий (в том числе социальных), а Восток — духовных инициатив надэмпирического, неутилитарного характера. Все великие мировые религии зародились на Востоке.
Если попытаться выделить и определенным образом сгруппировать основные культурно-цивилизационные характеристики Запада и Востока в их отличительных чертах, то это может представлять примерно такую картину.

Характер связи «человек (личность) — общество». На Западе ярко выраженный антропологизм. Человек признается мерой всех вещей. На первый план выдвигаются индивидуальность, гражданин. Утверждаются автономность личности и открытость общества. Господствует мнение, что государство необходимо и хорошо постольку, поскольку обеспечивает существование «атомизированного» человека.

На Востоке приоритет отдается обществу, коллективу и коллективному существованию человека. Автономии личности нет или она очень слаба. Общество отличает закрытость от внешнего мира — как на уровне сельской общины, так и на уровне государства. Последнее представляет собой всевластный институт — политический, экономический, идеологический, определяющий функционирование общества и повседневную жизнь человека.

На Западе культивируется активное отношение к сущему, постоянная неудовлетворенность настоящим, нежелание и неспособность довольствоваться достигнутым, склонность к неустанным поискам. Широко распространена уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.

На Востоке преобладает созерцательное отношение к миру. Здесь предпочитают не действовать наперекор, довольствоваться тем, что есть. Больше всего ценится уравновешенность и гармония. Господствует представление, что новое и старое должны уравновешивать друг друга. На Востоке власть и собственность представляют единое образование, называемое «властью-собственностью». Над собственностью довлеет государство и его бюрократический аппарат. Власть не признает за частной собственностью право быть «священной и неприкосновенной».

На практике, в реальной жизни, это означает, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, одной культуры, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации и культуры. Если взять всю сферу политической и правовой культуры — исторический опыт, традиции, память народов, их ориентации и навыки, влияющие на поведение человека в политико-правовой сфере, можно сказать, что все это на Востоке выглядит иначе, чем на Западе. Так, важнейшие либеральные ценности, составляющие политико-правовую основу западного общества, — концепции прав и свобод человека, приоритета личности, личных интересов перед государством, государственными интересами и вытекающие из них идеи правового государства и гражданского общества, — ценности, оправдавшие себя на Западе, оказались малопригодными на Востоке. В современном исламском мире, например, где власть религии над государством остается незыблемой и даже возрастает, а государство видит свой земной долг в том, чтобы поддерживать божественный правопорядок в обществе, — в этих условиях государство готово и способно возглавить гражданское общество, нисколько не разделяя с ним власть.

Сравнение двух разных типов культурно-цивилизационного развития человечества провоцирует вопрос: какой из них лучше, предпочтительнее — западный или восточный? На Западе были и есть мыслители, которые, выступая за диалог цивилизаций и культур и отказываясь от европоцентризма, непомерно восхваляют Восток и даже пытаются представить его в роли мессии-спасителя западного мира. Так, известный французский философ и писатель XX в. Р. Гароди объявляет Запад «случайностью», «самым серьезным несчастным случаем в истории нашей планеты, могущим сегодня привести ее к гибели». Единственный выход он видит в том, чтобы обратиться к «мудрости и мятежности» Азии, Африки, мира ислама, Латинской Америки. Он надеется, что опыт незападного мировидения способен исправить «катастрофическую траекторию» западной цивилизации.

Но, как представляется, идеология «востокоцентризма» есть такая же крайность, как и идеология «западоцентризма». Утверждение «Восток лучше Запада» столь же некорректно, как и утверждение «Запад лучше Востока». Ведь никто не ставит вопрос о том, какой полюс Земли лучше — Северный или Южный. Они есть и оба они нужны. Единство истории может быть достигнуто не на основе слияния двух типов культурно-цивилизационного развития, восточного и западного, в один усредненный общечеловеческий тип, а на основе дальнейшего взаимовлияния, взаимообогащения этих двух типов, их взаимодополнительности при относительной самобытности и самостоятельности.

Специфические черты в той или иной мере присущи культуре каждой страны. России они присущи в гораздо большей мере, чем другим странам. Специфика нашей страны имеет геополитический, цивилизационный, духовно-культурный характер.

Главная отличительная черта России с точки зрения геополитической — ее расположенность в самом центре огромного Евразийского континента. В ней проживает более 150 народов и народностей, представляющих разные мировые культуры и религии — православное христианство, католичество, ислам, иудаизм, буддизм. Чего больше в России с точки зрения цивилизационной, духовно-культурной — Запада (Европы) или Востока (Азии) — вопрос спорный. Разные мыслители по разному отвечали на него: П. Я. Чаадаев считал, что Россия — это Запад, восток Европы; Н. А. Бердяев называл Россию «великим Востоко-Западом», для Г. П. Федотова Россия— это Россия, а не Запад и не Восток.

В центре национального сознания и самосознания русского народа находится своеобразный, сложный, весьма подвижный, по разному трактуемый комплекс представлений о судьбе России, называемый «русской идеей». Процесс рождения и развития «русской идеи» занял несколько веков, и сама идея видоизменялась, вбирая в себя новые идеи и представления. Можно сказать, что первоначально «русская идея» выразилась в идее создания русского национального государства. Для этого достаточно обратиться к текстам «Повести временных лет» и особенно «Слова о полку Игореве».

В первой половине XIX века особое место в идейно-политической жизни России занимали два направления — западничество и славянофильство (почвенничество). Представители западничества (П. Анненков, Т. Грановский, К. Кавелин и другие) были склонны рассматривать опыт Европы в качестве образца для России, представители славянофильства (И. Киреевский, А. Хомяков, К и И. Аксаковы и другие) делали акцент на самобытности России. Этот спор, в несколько измененной форме, продолжается и поныне. Конечно, каждое государство, обладая специфическими, иногда даже уникальными особенностями, в процессе своего развития соприкасается, взаимодействует с другими государствами.

Большинство государств, так или иначе, что-то заимствуют друг у друга, используя это заимствованное с пользой для себя. Так, Киевская Русь тысячелетие назад заимствовала православную веру у Византии. Московское княжество-царство переняло у монголов некоторые военно-политические формы. Петровская Россия устремилась к европейской технике и образованию. Современная Россия пытается модернизировать основы своей жизни — экономической, политической, идейной — по западным образцам. Но заимствовать — не значит слепо копировать чей-то опыт. Даже самый удавшийся. То, что оправдало себя в других условиях, в других странах, может не привиться на российской почве — менталитет и традиции народа другие.

Как известно, на Западе протестантская этика, поощряющая индивидуализм, проявления личной инициативы, личной заинтересованности, обогащение, способствовала развитию капитализма, рыночных отношений. Православие в России основано на другой этике. В менталитете русского народа всегда было развито чувство соборности, принадлежности к определенной группе, стремление жить вместе, «одним миром» который «в случае чего» поможет. Цель личного обогащения, если и не отрицалась, то, во всяком случае, никогда не возводилась в абсолют. Вспомним известные русские пословицы (имея в виду, что в них в лаконичной, афористической форме отражается весь сложный спектр менталитета народа): «кто малым доволен, тот у Бога не забыт», «бедность не порок» и «трудом праведным не наживешь палат каменных». В этих пословицах видна неприязнь к богатым людям, обогащению как неправедному действу.

Не потому ли в России так тяжело идут экономические реформы, с большим трудом утверждается частнособственническая психология, а устанавливаемые рыночные отношения соответствуют не современному уровню Запада, а эпохе первоначального накопления капитала? (Ставя этот вопрос, мы отвлекаемся от таких факторов, как коррупция, преступность, несостоятельность многих управляющих властных структур и т.д., которые никак не способствуют экономической и политической модернизации России).

В переходе к самым передовым формам рыночного хозяйствования России следует ориентироваться не столько на Запад, где этот процесс занял два-три столетия, сколько на Восток, в частности на передовые страны Юго-Восточной Азии — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, где это свершилось за какие-нибудь два-три послевоенных десятилетия. Азиатская модель развития нам ближе и потому, что в этих странах прорыв к эффективной рыночной экономике осуществился в немалой мере благодаря успешному использованию общинно-коллективистских черт культуры, унаследованных от прошлого.

Представляя собой евразийскую цивилизацию и евразийское государство, Россия может и должна стать естественным мостом, соединяющим Восток и Запад, их культуры и религии. Русь-Россия всегда отличалась веротерпимостью, отсутствием религиозных войн. Православные христиане как представители официального вероисповедания жили и живут в мире с мусульманами, буддистами и представителями других конфессий. В этом отношении Россия может служить примером для других стран и народов. Не однополярная глобализация, разрушающая традиционные культуры, предполагающая утверждение единственной и универсальной цивилизационной модели существования разных народов под эгидой США, а многополярный мир, блещущий разноцветьем цивилизаций и культур, — вот единственно возможный путь к прочному миру на земле.

3. Динамика современной цивилизации, ее технические, экономические, социально-политические и духовные параметры.

Понятие «цивилизация», многозначно. Значение  слова «цивилизация» предполагает движение мира от расколотого к единому. Рождается универсальная цивилизация, в которую вольются все культуры. «Цивилизация» — это множество разрозненных конкретных, локальных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.

Для выработки более или менее точного определения цивили­зации необходимо, в свою очередь, изучение крупных социаль­ных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей.

Современным людям история уже не представляется чередованием событий, определяющих судьбы отдельных народов, возникновение, расцвет и исчезновение. Они воспринимают теперь свое прошлое как чередование крупных целостных образований,   моделью  которых  может  служить  античная  культура. Одним из таких образований, хотя и незавершенным, является западноевропейская культура. Фактически «цивилизация» становится  основной  категорией  современной  исторической  наукой. Но, несмотря на условную конкретность, она оказывается зыбкой.

Цивилизация — вполне оправданная, хотя и условная единица трактовки истории. Не следует выдавать этот идеальный тип за безусловную эмпирическую реальность. В самом деле, ведь никто не может сказать, сколько же цивилизаций на Земле. Это не строгое естественно-научное понятие. Даже один и тот же исследователь, скажем, Тойнби, называет разное число цивилизаций. Начиная с 21 цивилизации, Тойнби затем увеличивает их число до 26, но к концу своего многотомного труда теряет восемь, как бы не замечая этого.

Проблемы Мировой Цивилизации проявляются во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

По моему мнению, Цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: «Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате Человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

В нынешних условиях у Цивилизации два пути дальнейшего развития истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Но по многим признакам проблема выбора пути сейчас мало кого интересует. Как раз признаки такого разгильдяйства и безразличия Цивилизации к своему будущему я постарался отразить в своей работе. На сколько это мне удалось – судить Вам.

Сегодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем: проблема сохранения мира на Земле, экологии, продовольственная проблема, народонаселения, преодоления бедности большей части Человечества.

И это лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса. Все трудности Человечества сплелись в один запутанный клубок – одна проблема дополняет другую и не может без неё существовать.

4. Пути решения глобальных проблем

В настоящее время мировое сообщество уже пришло к пониманию того, что необходим поиск новых путей раз­вития цивилизации. Модель социально-экономического развития, которую использовали развитые страны, исчер­пала себя, нанеся огромный ущерб окружающей среде. Необходимы социальные преобразования во всех странах, пересмотр прежних экономических, политических, куль­турных и идеологических ценностей. Выйти на этот путь можно только посредством решения современных гло­бальных проблем, которые требуют консолидации усилий всего мирового сообщества. На данный момент они спле­тены в единый узел, и бороться с каждой отдельной про­блемой — это, значит, потерпеть неудачу. Каждая из про­блем тесно связана с другой, и решить их можно только комплексными мерами, направленными на преобразова­ние всей действительности, а не отдельных ее частей (при­рода, общество и т.д.). Только обеспечение устойчивого, сбалансированного и контролируемого развития гаранти­рует мировому сообществу переход к новой эре необхо­димого и безопасного для него экономического роста, при котором экономика и окружающая среда смогут гармонич­но сосуществовать.

Можно выделить определенные и основа­тельные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая такая предпосылка — это развертывание ин­формационной (компьютерной), биотехнологической ре­волюции как технико-технологической основы возможно­го выхода из ситуации «выживания», преодоления пре­град к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще выявляется на уров­не предпосылок. Контуры такой цивилизации еще плохо различимы, но налицо реальные тенденции к развертыва­нию более гуманизированного и благополучного мирово­го сообщества в обозримом будущем.

Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, ко­торая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью. Какие бы скептические оценки ни высказы­вались по поводу современной Большой науки — без нее никуда. Один из ее самых ярких современных умов И. Пригожий говорил, что в наш «турбулентный» век мы вплотную приблизились к новому переосмыслению мира. Мы находимся перед лицом новой Вселенной, новой при­роды, нам необходимо время для того, чтобы восстано­вить или установить пути понимания этой новой приро­ды, которую мы открываем.

Вторая предпосылка это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства — смешанной рыночной и, как правило, социально ориен­тированной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между эконо­мической эффективностью и социальной справедливос­тью.

Одинаково неправомерными показали себя как сверх­централизованная экономика со всегосподствующей огосударствленной собственностью, так и радикально-либе­ральное хозяйство с метанием эгоистичных хозяйчиков и надеждой на то, что немая автоматика рынка сама собой все расставит на места. Разумеется, шаблонно одноразо­вые структуры вряд ли могут быть применены повсемес­тно. Однако направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит уп­рочению мирохозяйственных связей, решению глобальных проблем.

Третья предпосылка — становление принципа ненаси­лия и демократического согласия во внешней и внутрен­ней политике, в групповых и межличностных отношени­ях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были веч­ными спутниками истории. И сегодня есть немало тех, кто утверждает, что рост насилия — это определяющая тен­денция действительности. Однако с немалыми издержка­ми, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согла­сия, взаимоприемлемых решений. Всеобщая уверенность в том, что «большие батальоны» всегда правы, упования на то, что только с помощью силы, возможно, изменить мир к лучшему, сменяется ориентацией на мирное решение даже самых острых проблем. Этика ненасилия из полуэкзоти­ческой, наивно-утопической конструкции становится од­ним из центральных моментов этической мысли. Идеал ненасилия, о котором говорили многие, может перестать быть манящей далекой целью, он может перестать быть идеалом и превратится в генеральный практический регулятив подлинных человеческих отношений.

Четвертая предпосылкаэто объединительные процессы духовной жизни, как в религи­озном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Пра­вославия, западный менталитет и восточный этикет. По­пытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Они еще очень слабы, робки, неуверен­ны, наталкиваются на упорное сопротивление фундамен­талистов всех окрасок. И все-таки идет процесс принятия терпимости (толерантности), отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей. Терпимость — это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может. А жить всем нам надо в этом мире и устранение нетерпимости, ксено­фобии, самовлюбленного мессианства — одно из главных условий жизни человечества.

Пятая предпосылка это идущая неуклонно межэт­ническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются меж­дународные, экономические и культурные контакты. Дав­но рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутос­ти самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью. Широкие мигра­ционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. Диалог культур превращается в многоголосый полилог, попытки сохранения изоляционизма встречаются все реже. Посте­пенно нарастает стремление землян к подлинному брат­ству разных и единых обитателей нашей планеты.

Крупнейшие ученые современности считают, что люди перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состо­яния умственной удовлетворенности к состоянию озада­ченности, удивления. Остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистическо­го в освоении реальности. Разрывы и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.

В заключение можно сказать о необ­ходимости конструирования глобальной этики, нравственных универсальных принципов, укрепляющих всече­ловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помножен­ное на идею блага, не утверждающее справедливость, мо­жет привести к всеобщей погибели. Без этики человечес­кой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а на­дежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который человечество погружено.

Заключение

Угроза глобального экологического кризиса свидетель­ствует об исчерпании возможностей саморегуляции био­сферы в условиях возрастания интенсивности человечес­кой деятельности в природе. Землю нельзя рассматривать как нечто обособленное от человеческой цивилизации. Человечество — лишь часть целого; обращая свой взгляд на природу, люди обращают его на самих себя. И если человек, не поймем, что, будучи частью природы, он оказы­вает на весь окружающий его мир мощное и растущее вли­яние, что он, по сути дела, такая же естественная сила, как ветры и приливы, то человечество не сможет увидеть и осознать всей опасности нескончаемых усилий вывести Зем­лю из равновесия.

Размышления о грядущем становятся насущной по­требностью общества. Технократическая цивилизация ока­залась на перепутье, и имеющийся выбор нельзя назвать богатым: либо дальнейшее следование по пути дестаби­лизации и разрушения к глобальной экологической ката­строфе, либо принципиально новый путь развития, осно­ванный на совершенно иных нравственно-философских принципах, на идее равновесного сосуществования Чело­века и Природы.

Главное, что преодоление существующих глобальных проблем в принципе возможно. Оно вытекает как из ана­лиза истории взаимоотношений человека и природы, так и из потенций современного этапа этих взаимоотношений, возможностей науки, техники, культуры в широком смыс­ле этого слова.

В философском отношении будущее — это, в конеч­ном счете, уязвимое и развивающееся настоящее. Следо­вательно, нынешние невыносимые темпы развития есть то, что можно назвать своеобразным «злоупотреблением, перенесенным в будущее», которое с удесятеренной силой отразится на наших потомках.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Наука, 1996. – 238с.
  2. Бедяев Н.А. О назначении человека. М.,1993. – 458с.
  3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.,1994. – 491с.
  4. Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2006. – 438с.
  5. Коплсон Ф. История философии 20 век. М.: Центр Полиграф, 2002. – 241с.
  6. Лавриненко В.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 427с.
  7. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. М., 1987. – 497с.
  8. Маслин М. Русская философия. М.: ТЕРРА, 2003. – 214с.
  9. Речь   о  достоинстве   человека   //   Человек:   мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 2001. – 542с.
  10. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации.М., 2005. – 158с.
  11. Основы философских знаний / Под ред. Остина В.М. М.: Инфра-М, 2008. – 336с.
  12. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2007. – 258с.
  13. Ракитин И.А. Философия: основные принципы и идеи. М.: Политиздание, 1994. – 246с.
  14. Самсонов И.В. Философия. М.: Юристъ, 2009. – 328с.
  15. Соловьев В.С. Сочинения. Т. 2. М.: Наука, 1998. – 438с.
  16. Тормасов Б. Философы и философия. М.: Остожье, 2006. – 325с.
  17. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений Т.1. М.: Наука, 1991. – 768с.
  18. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Остожье, 2010.- 242с.
  19. Ясперс К. Смысл и назначение истории М.: Дело, 2008. – 384с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 38.92K
Скачано: 280
Скачать бесплатно
26.05.12 в 07:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе