Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Экономические учения Древнего Востока

Экономические учения Древнего Востока [10.01.09]

Тема: Экономические учения Древнего Востока

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.95K | Скачано: 295 | Добавлен 10.01.09 в 17:26 | Рейтинг: +18 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2008


Вариант № 2

Содержание

Введение 3

Экономические учения Древнего Востока 6

1. Древний Египет 6

2. Месопотамия 7

3. Древняя Индия 9

4. Древний Китай 11

Заключение 18

Список литературы 20

 

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе я хочу рассмотреть памятники экономической мысли, оставленные нам философами и правителями Древнего Востока. Но экономическая мысль того времени была не отделима от политико-правовой, религиозной идеологии. Поэтому собственно экономических трактатов найти практически невозможно.

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота, скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика (ее развитие, степень развития) опирается только на земледелие. Возникают прочные людские поселения. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства. Появляется прибавочный продукт, человек приобретает хозяйственную ценность, все в целом это приводит к возникновению рабства.

Возникает государство: строительство в грандиозных масштабах - храмы, дворцы - это выходит за рамки общины и даже племенных союзов. Таким образом, страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет.

Все это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Возникали острые проблемы, которые и пыталась решить экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. В борьбе с угрозой порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно боролись за сохранение общины между рабством и общиной, что заполняет всю историю Древнего Востока. Порабощение иноземцев, а тем более местных жителей встречало большое сопротивление: восстания рабов находили поддержку у бедноты, государства находились в состоянии перманентной гражданской войны. Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.

Расширение долгового рабства вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько раз.

С момента появления государства, оно играло исключительно важную роль в экономической истории. Ирригационные системы наблюдались государственным чиновником, распределение воды контролировалось фараоном, государем или царем, выражалась система государственных монополий (соль, железо), государственное рабовладение. Деспотическое и назойливое вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы, как господ, так и средних слоев населения. Впервые в истории экономической мысли возникает сложная проблема определения пределов вмешательства государства в экономическую жизнь страны.

Хозяйство государств Древнего Востока было в основном натуральным, но уже получила значительное развитие торговля, а когда возникает торговля, тогда производство становится товарным. Так в экономической мысли появляется тема для дебатов - о преимуществе натурального и товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Древний Восток — колыбель цивилизации на Земле. Именно здесь возникли первые системы письменности, первые государ­ства, появились первые памятники экономической мысли в исто­рии человечества.

Развитие древневосточных стран характеризуется огромной ро­лью государства во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере экономики. В большинстве стран Древнего Востока преобла­дала государственная собственность на землю, хотя существовала также собственность территориальных общин, а с I тыс. до н.э. развивается частная собственность на землю. Хозяйственная жизнь контролировалась государственным бюрократическим аппаратом. Большое развитие получили общественные работы. В экономике преобладало натуральное хозяйство и, естественно, существовало патриархальное рабство, при котором труд рабов использовался как вспомогательный, а основными производителями материаль­ных благ являлись аграрии — члены территориальных общин.

Эти особенности экономического развития нашли отражение в экономической мысли Древнего Востока.

 

Древний Египет

Среди основных памятников, в какой-то степени раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым из­вестным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом про­изведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством, в основном политического характера. Фараон при­зывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Вельмож и жрецов рекомендует награждать по­датными списками, участками земли, поскольку «велик царь сво­ими вельможами, богат царь богатством своих вельмож». Особое внимание обращается на то, что приближать к себе фараон дол­жен не только родовую знать, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле. [3, с 13 ]

Примерно к тому же времени, что и «Поучение гераклеопольского царя», относят еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделя­ющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) — человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» рисует картину бедствий разрозненного Егип­та, сотрясаемого выступлениями народных масс. По свидетель­ству Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод. Восстав­шие захватили власть в государстве, разрушили его хозяйствен­ный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

Второе произведение, посвященное тем же событиям, называ­ется  Пророчество Неферти». Рассказ о событиях конца III тыс. до н.э. облечен в форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тыс. до н.э. Неферти, как и Ипусер,  описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспре­деление собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране.

 

Месопотамия

В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвя­щенной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основа­нии документов, фиксирующих экономические реалии (разнооб­разная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). Осо­бое место среди них занимают законы, юридически оформлявшие отношения в обществе, в том числе и экономические. Именно в Месопотамии были записаны древнейшие из известных нам зако­нов. К ним относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон).

От законов царя Шульги, к сожалению, до нас дошли лишь фрагменты. Эти фрагменты дают представление о том, как регу­лировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались раз­личные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отличие от ряда более поздних (в том числе и законов Хаммурапи) дей­ствует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб вме­сто обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния рав­ным за равное («око за око, зуб за зуб»). [1, с 11]

В законах Эшнунна нашли отражение представления о необ­ходимости централизованной организации хозяйства. В соответ­ствии с ними государство устанавливало твердые цены на важ­нейшие продукты и на основании этих цен определяло уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, нор­му процента и пр.

Наиболее полными из дошедших до нас и поэтому самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы жизни вави­лонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйствен­ные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собствен­ности различных категорий населения; регулируют земельные от­ношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым иму­ществом, в том числе аренду; кодифицируют нормы найма, поло­жение рабов, сохранявших еще некоторые права.

Опираясь на текст законов Хаммурапи, можно выделить при­оритетные аспекты экономических представлений древних вави­лонян, прежде всего власть имущих. Одной из главных задач госу­дарства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью. Кроме того, государ­ство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия: законодательно карать ленность и небрежность, про­являть особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия и пр. Важной задачей, стоящей перед государством, было также сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20% — по денежным займам, 30% — по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы — три года.

 

Древняя Индия

В Древней Индии экономическая мысль была тесно связана с мыслью религиозной. Для индуизма характерно представление о том, что человек может стать счастливым, если будет выполнять свой религиозный долг, будет заботиться о своей материальной выгоде и достигнет удов­летворения в любви. Всем этим вопросам была посвящена специ­альная литература.

Самым известным произведением, посвященным экономичес­ким вопросам, является «Артхашастра», или «Наука о политике» (более точный перевод — наука о пользе, выгоде). Автором этого трактата считается Каутилья (IV — возможно III вв. до н.э.), муд­рый и искусный политик, советник Чандрагупты Маурья — осно­вателя могущественного государства Маурьев в Индии. Однако авторство Каутильи не является бесспорным, существует предпо­ложение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении несколь­ких столетий — с IV в. до н.э. по II—Ш вв. н.э. [2, с 48]

«Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеаль­ного государства. Экономические проблемы не являются главной темой трактата, однако в нем нашли отражение практические зна­ния о хозяйственной деятельности; среди рекомендаций по уп­равлению государством большое место занимают вопросы эконо­мической политики.

Важной задачей правителя считается контролирование эконо­мики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств. Отмечается, что средства из государственной казны следует расхо­довать на нужды как центральной власти, так и населения. Госу­дарство должно поддерживать в порядке ирригационные систе­мы, заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли, создавая новые деревни, прокладывая доро­ги и пр. Руководители соответствующих ведомств должны регули­ровать в царском хозяйстве развитие земледелия и ремесла, рас­пределяя работу, определяя оплату труда, штрафы и т.д. [3, с 16]

Особое внимание уделяется торговле как важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе; правильно оценивать эко­номическую ситуацию и проводить адекватную торговую полити­ку, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты меры и веса для устранения воз­можного обмана покупателя. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксации торговой прибыли (5% цены для местных товаров, 10% для иностранных). Следует обратить вни­мание на то, что в «Артхашастре» называется ряд важнейших фак­торов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по най­му, а также прочие издержки.

Среди экономических вопросов, затронутых в трактате, мож­но отметить ростовщичество и рабство. Ростовщичество противо­поставляется торговле, так как считается, что оно ведет к умень­шению казны. Рабство рассматривается как естественное явление, но допускается только в отношении иноземцев, при этом раб мо­жет иметь имущество, обладать правом на получение наследства. Собственность раба, как и свободного человека, неприкосновен­на, а ее кража наказуема.

Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются эко­номические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сбор­ника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и обществен­ной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.

В законах Ману называются допустимые способы приобрете­ния имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существова­ния: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, доволь­ство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отме­чается, что экономика не является сферой деятельности двух выс­ших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами. [4, с 30]

 

Древний Китай

На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской тради­ции— Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)). Высказывания и беседы Кон­фуция были записаны его учениками и их последователями и сведе­ны в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведе­но строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязан­ностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает стар­ших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придер­живается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай дру­гим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершен­ствование, но способность к нему дается Небом не каждому чело­веку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающи­еся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.

Деление общества на высших и низших — основа «высоко­нравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю(из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспи­тании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом че­ловека. Личное богатство достигается честным путем в соответ­ствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерар­хическому принципу знатности. [1, с 13 ]

Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благо­родных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнитель­ной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопо­мощи, совместной обработки «общественных полей», доход с ко­торых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выс­тупал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремес­ленной и земледельческой продукцией, против жесткого установ­ления цен государством на внутреннем рынке.

Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспиты­вать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал — высшее проявление различий между «управляю­щими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потом­ственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов. [3, с 18 ]

Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управля­ющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наслед­ственное разделение труда является основным принципом госу­дарственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта стра­ны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой об­щества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения при­водит к появлению излишков. Представители конфуцианства вы­ступали за регламентацию экономики государством, за сохране­ние общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархическо­го устройства общества.

Других взглядов придерживались представители даосизма — одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наи­больший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон су­ществования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Все­ленной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следо­вать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, пра­витель, если он мудр, не будет делать ничего для управления госу­дарством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.

Представители даосизма считали, что общество должно вер­нуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и рос­коши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества. [5, с 7]

Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали пред­ставители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая лю­бовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.

Моисты отражали настроения простых людей — земледель­цев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчер­кивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и со­здаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обога­щению без учета интересов других людей наносит обществу не­поправимый вред.

Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Ки­тая внесли представители  легизма (от лат. lex — закон), или шко­лы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государ­ственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками цен­трализации, выступали за создание единого государственного за­конодательства, перед которым все равны. Они проводили и обо­сновывали реформы, направленные на укрепление царской влас­ти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной соб­ственности на землю.

Одним из основателей легизма считается Гуанъ-цзы, или Гуанъ Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управ­ления государством на основании закона, считал, что закон дол­жен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в IV в. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды предста­вителей даосизма, конфуцианства и других школ. [2, с 50 ]

Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не при­знавал социального неравенства сословий. По его мнению, обя­занности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая соци­альная группа играет важную роль в обществе, но основной явля­ются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налого­обложения. Предлагается ввести количественные нормы повинно­стей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли, от эконо­мической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым вве­сти: систему обложения семей по имущественному принципу.

Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того что увеличение цен приводит к уде­шевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одина­ково по всей стране.

В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денеж­ной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.

Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное уча­стие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.

Ли Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.

Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могу­щественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой арис­тократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сфе­рой деятельности народа, основой процветания государства явля­ются земледелие и война. Для развития земледелия необходимо воспрепятствовать разложению общины, ограничить произвол чи­новников, наделив членов общины правом контроля над их дея­тельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство долж­но всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевоз­можных бездельников, бродяг, даже торговцев.

Хань Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию тео­ретических взглядов легистов, занимаясь и основном политически­ми, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности обще­ственного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важ­нейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост чис­ленности населения, это же привело к возникновению имуществен­ного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний. [4, с 27]

Многие легисты, в их числе Шан Ян и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идет вразрез с интересами государства, и потому предлагали ограни­чить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разра­ботали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали введения на эти ресурсы государственной монополии. Особенно важной им представлялась монополия на добычу и производство соли и железа. Во второй половине II в. до н.э. в Китае, который к тому времени стал уже единой империей, была введена такая монополия. В результате ухудшилось качество железных орудий труда, начались злоупотребления со стороны чиновников, контролирующих эти отрасли. По этому поводу раз­горелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»), составленном в первой четверти I в. до н.э. И те и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы счита­ли, что системы государственных монополий и «уравновешива­ния хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земле­делия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. Легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что из­готовление железных орудий труда и оружия слишком важно для страны, чтобы допустить его передачу в частные руки. Кроме того, они подчеркивали, что государственные монополии введены для ограничения прибылей торговцев.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.

Памятники экономической мысли Древнего Востока – это, как правило, своды, законов и сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Изначально и в течение очень длительного времени в силу объективных причин экономической основой являлся центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической деятельности и низовая хозяйственная единица, зарождался долго и достаточно мучительно.

Для его становления необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в целом рост цивилизованности личности и общества. [4, с 32]

Развитие рынка, зарождение рыночного хозяйства и в целом системы свободных рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных рынков. Там же, где господствовал центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме деспотии.

В современной литературе можно встретить различную трактовку основных факторов производства. В целом их выделяют четыре: земля, труд, капитал и менеджмент. Зарождались они в различное время, что было связано с объективным экономическим развитием. Развивались они также по-разному, но всегда в тесной взаимосвязи. Все они разнохарактерные и обладают своей спецификой. [5, с 9 ]

Поэтому из всего вышеизложенного можно выделить общие черты экономической мысли Древнего Востока:

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 271 с.
  2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.- 4-е изд., перераб. И доп. – М: ИНФРА-М, 2004. – 480 с.
  3. История экономических учений: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 391 с.
  4. Бартенев С. А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2002. – 456 с.
  5. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-288 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+18
Размер: 25.95K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
10.01.09 в 17:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе