Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Основная проблематика экономической мысли Древнего Востока
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 39.94K | Скачано: 318 | Добавлен 07.12.15 в 15:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Тула 2014
Введение 3
1. Специфика экономики древневосточных обществ (роль государства). 4
2. Законы царя Хаммурапи. 7
3. Сопоставление социально-экономических взглядов основных течений китайской социально-философской мысли (конфуцианство, моизм, легизм). 9
Заключение 12
Список литературы 13
В рамках данной контрольной работы будут рассмотрены три теоретических вопроса.
Первый вопрос касается специфики экономики древневосточных обществ. Здесь необходимо отметить, какие государства получили свое развитие на территориях Древнего Востока; указать причины их возникновения. Так же следует разобраться с тем, что составляло основу экономики данного периода, и какое влияние на экономическое развитие оказывало рабство.
Во втором вопросе будут перечислены основные законы царя Хаммурапи, где перед нами предстает рабовладельческое общество, с развитой торговлей и ростовщичеством. В рамках данного вопроса необходимо указать, на что эти законы были направлены и чьи интересы защищали.
Третий вопрос характеризует социально-экономические взгляды основных течений китайской социально-философской мысли: конфуцианство, моизм и легизм. Здесь требуется рассмотреть основные положения каждого течения, определить их сходства и различия.
Страны Древнего Востока охватывают период с конца IV тыс. до н.э. по первую половину I тыс. до н. э. и включают в себя Египет, государства Месопотамии, Индию, Китай. Они появились в процессе разложения общинно-родового строя. В этот же период образуется классовое деление, формируются рабовладельческие отношения, что, конечно, повлияло на развитие экономических отношений на этих территориях. [1, c. 32]. Так, причиной появления рабовладельческих отношений является нехватка рабочей силы. Рабами становились пленные, обращенные в рабство.
В результате роста производства образовывался избыточный продукт, который стал играть роль товарных (вещественных) денег. В последствии, появились торговля и деньги, что и привело к распаду родовой общины. Кроме того, развитие торговли повлияло и на имущественное расслоение. В результате этого общество разделилось на классы: рабовладельцев и рабов.[3. c. 49].
В данных условиях возникла необходимость охраны частных интересов и имущества, а так же необходимость защиты от внешних опасностей. Для выполнения этих функций было создано государство.
Первые государства Древнего Востока носили деспотический характер. Это была монархическая форма правления, где монарх выступал в качестве единоличного законодателя и высшего судьи. Так же древневосточные государства характеризовались централизацией власти, жестким тоталитарным режимом.
Преимущественно все эти признаки государства характеризуют централизованные империи Древнего Китая и царства Египта. Так, в Китае императора называли «сыном неба», что и говорило о его широких полномочиях. Крестьяне-общинники составляли главную производительную силу общества. Основной производственной ячейкой являлась сельская община. Первые государства Китая были развиты слабо. Первоначально китайцы занимались охотой и рыболовством. Потом получило распространение скотоводство. В последствии, основным занятием народов Древнего Китая, стало земледелие, которое носило общинный характер. Выращивали рис, пшеницу, просо и др. Также получили свое распространение различные ремесла: гончарное дело, текстильное (шелковое) ткацкое ремесло и др. Торговля носила форму мены, т.к. было плохо развито натуральное хозяйство. [3, c. 51]. Отметим, что в Китае существовала так называемая система «цзинтянь». Так, земля, на которой работали общинники, делилась на 9 частей. Восемь из них были наделами семей, а девятое принадлежало общине. Урожай с этого поля принадлежал государству, т.е. собирался в качестве налога. [1, c. 35].С развитием частной собственности данная система теряет свое значение, и крестьянам приходится платить данный налог со всей площади земли. Что касается работорговли, то она являлась, чуть ли, не основным источником пополнения государственной казны. Это связано с увеличением числа рабов по причине войн и долговой ямы. [1, c. 36].
В Египте власть принадлежала фараону, собравшему рядом с собой сильную армию. Свой контроль над ирригационной системой он осуществлял через правителей номов-провинций. Основу производственной силы Древнего Египта составляли сельские общинники. Которые обслуживали ирригационные сети, строили храмы, пирамиды и гробницы, а так же платили подати. Земледелие являлось основным занятием египтян. Кроме земледелия, в Египте занимались скотоводством, птицеводством и пчеловодством; развивали различные ремесла, строили торговые и военные корабли. Т.к. хозяйство Древнего Египта было натуральным, торговля принимала меновой характер.[3, c. 50]. Так, в качестве всеобщего эквивалента выступало зерно, слитки из меди, позже - серебро.
В древневосточных обществах можно выделить и государства с элементами республиканской формы правления, например, в некоторых государствах Месопотамии и Индии, где преобладали традиции примитивной демократии. Так, на территории Месопотамии появилось могущественное Вавилонское царство, достигшее расцвета при правлении царя Хаммурапи. [3, c. 50]. Здесь было распространено рабовладельчество, развивалось ремесло. Земледелие являлось основной отраслью хозяйства. Оно было основано на искусственном орошении. Оросительная система Вавилона была совершенной. Она принадлежала государству, которое отвечало за её содержание, строительство новых каналов и др. Обработкой земли, которая находилась в пользовании хозяйственных общин, занимались свободные крестьяне. Кроме свободных крестьян работали и рабы. Рабовладельчество носило патриархальный характер. Позже царь начал передавать земли в пользование чиновникам и вельможам. В результате этого возникла частная собственность. Крестьяне могли арендовать землю за плату в форме части урожая. [2, c. 12]. Государство создало большое количество законов, которые гласили о неприкосновенности всех видов собственности на землю. Значительную роль в развитии Вавилонского царства сыграла торговля. Её улучшению способствовало введение общей системы меры и веса. Внешней торговлей обычно занимались богатые купцы. Но хозяйство Вавилона носило глубокий натуральный характер, т.к. его основу составляли мелкие сельские общины, которые вели примитивное натуральное хозяйство. [5].
Что касается специфики экономики Древней Индии, то народы Индии очень долго жили в условиях кочевого скотоводства. Позже отмечается переход к плужному земледелию и использование самых простых форм искусственного орошения. Выращивались такие сельскохозяйственные культуры, как рис, сахарный тростник, ячмень, кунжут и т.д. Ремесленники производили шерстяные ткани, изделия из кожи, глиняную и медную посуду, украшения. Государством управлял раджа и аристократия, представлявшая жреческую и бюрократическую верхушку. [3, c. 52]. Стоит отметить и специфическую особенность общественного строя Древней Индии: существование особой семейной общины. Это большая патриархальная семья, являвшаяся главной хозяйственной единицей деревни Индии. Здесь так же формировалась частная собственность, которую охраняли законы Ману и политический трактат «Артхашастра». [1, c. 33]. Торговля происходила между рабовладельческими городами и, как в выше описанных древневосточных государствах, носила меновой характер. Денежное обращение было неразвито.
Вавилонское царство достигло своего высшего расцвета при правлении царя Хаммурапи. Хаммурапи взошел на трон еще небольшого государства в 1792 году до н.э. К 1750 году до н.э. территории его правления были огромны и включали в себя значительную часть Междуречья. Но недостаточно лишь владеть большой территорией, чтобы быть великим правителем. Необходимо так же организовать правильное управление государством, чтобы оно не распалось. Хаммурапи хорошо понимал это. Он разработал приемы, которые позволяли царю мудро править и руководить деятельностью своих подданных. Эти приемы вошли в свод законов под названием «Кодекс Хаммурапи». Отметим, что благодаря своим законам Хаммурапи добился намного большего, чем те, кто правил до него. [6].
Эти законы высечены на базальтовой стеле в виде текстов. Царь изображен наверху лицевой стороны столба. Он стоит в молитвенной позе перед богом Солнца Шамашем, который является покровителем суда. Шамаш вручает законы Царю. Сами законы начертаны под фигурой, заполняя обе стороны столба. Являясь памятником рабовладельческого права государств Древнего Востока, они позволяют понять экономические основы организации общества, а так же состояние экономических мыслей того времени. [4].
Законы Хаммурапи отражают реальные случаи из практики хозяйства. Они включает в себя три части: введение, сами законы и заключение. В введении и заключении можно выделить цель этих законов: защита слабых.
Законы охватывают различные стороны жизни общества и сгруппированы по темам: вопросы судопроизводства, кража и грабеж, обязанности и права воинов, права и обязанности лиц, которые арендуют землю; пределы права ростовщика на урожай закрепленного ему поля; кара за небрежное использование оросительной сети; защита владельца поля от ущерба, который наносится стадами, вопросы, связанные с владением сада, вопрос о праве ростовщика на урожай из сада его должника; вопросы владения домами, постановления о рабах и др. [2, c.12].
Согласно данному своду, население делилось на 3 категории: полноправные свободные граждане (общинники); неполноправные свободные граждане, которые находятся на государственной службе; рабы. В зависимости от принадлежности к одной из трех категорий, за одни и те же проступки налагались разные меры наказания.
Согласно своду законов, признавалось деление общества на рабов и рабовладельцев. Рабы были сравнимы с материальными ценностями. Их можно было не только продавать, но и передавать по наследству. Если раб провинился, в качестве наказания ему могли отрезать ухо или палец, но не убить, т.к. в случае убийства хозяин раба получал ущерб.[6].
Интересно то, что раб владел неким своим имуществом, и даже имел право совершать сделки, связанные с ним. Но если раб умирает, его имущество переходит к хозяину.
Очень суровое наказание было для тех, кто совершит кражу раба или укроет беглеца. Но в законах допускалось освобождение рабов после удаления клейма на лбу. Правда, удалить его можно было только с разрешения господина. В противном случае, так же грозило суровое наказание.
Долговое рабство продолжалось не более трех лет. Таким образом, царь смягчил положение должников, защитил их от насилия, ограничив действия заимодавцев.
Кроме того, для создания царских поместий Хаммурапи не отбирал землю у крестьян, а использовал для этой цели участки, выделяемые ему общинами как царю.
Законы Хаммурапи защищают частную собственность граждан. Так, за покушение на частную собственность человек подвергался смертной казни или сдачи в рабство. [2, c.12].
Конфуцианство - наиболее влиятельное философское направление китайской философии основателем, которого является древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.).
В то время Китай охватывали большие социальные и политические потрясения: разрушалась патриархально-родовая система норм, разгорались междоусобицы, погибала аристократия и страдал народ. В экономике страны происходило разложение первобытнообщинного строя, появлялось рабовладельчество, забрасывалось земледелие, росла имущественная дифференциация, укреплялась частная собственность. Все эти причины повлияли на экономические и философские идеи Конфуция. Так, взяв эти потрясения за основу, древневосточный мыслитель создал идеал «совершенного» человека. Для того, чтобы стабилизировать социально-экономический строй и укрепить авторитет государства Конфуций разработал программу морального усовершенствования человека. Согласно данной программе, одной из основных черт «мужа», мыслителя является уважение к старшим. Так, вышестоящие должны быть примером для нижестоящих. [9].
Конфуций выступал за облегчение налогового бремени, но в то же время он утверждал, что народ должен нести трудовую повинность. Мыслитель - первый кто призывал больше работать и меньше потреблять, т.к. это способствует увеличению богатства страны. [8].
Но экономические воззрения Конфуция являются достаточно противоречивыми. Например, идеализация старины и установление патриархально-общинных отношений соотносились у него с правилами, регулирующими отношения рабов и рабовладельцев. Конфуций совмещал рабовладение с преобладанием старых патриархальных порядков и кровного родства. Кроме того, мыслитель в условиях острых социальных противоречий искал способы достижения социального "равенства", сохраняя при этом рабовладельческий порядок. Конфуцианство установило консерватизм, который утвердился в Китае на долгие годы.[8].
Рассмотрим теперь другое направление – моизм, основателем которого является Мо-цзы (475-395 г. до н. э.). Мо-цзы выступал против ужесточения рабства, считал необходимостью восстановить общинное землевладение, защищал общину и экономические интересы крестьян.
Моизм критиковал положения конфуцианства. Мо-цзы и его сторонники отрицали сословность и привилегии знати, проповедуя природное равенство народа. Они считали, что для удовлетворения потребностей населения, необходимо развить всемерное производство, организовать общественное участие людей в физическом труде.[9]. Так же моизм характеризуется идеей эгалитаризма, связанной с отказом от роскоши. Согласно данному направлению, государство является активным субъектом преобразования. Оно регулирует общественные отношения, используя методы принуждения и поощрения. Кроме того, предполагается установление правил в форме законов. Все это не получало одобрения Конфуция. Таким образом, Мо-цзы ассоциировал право в китайском государстве с ритуалом, наказанием и даже законом. Отсюда можно сделать вывод, что Мо-цзы - предшественник легизма. Это направление тоже соперничало с конфуцианством. [7].
Наиболее известными представителями легизма являются Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй ( 280 - 233 гг. до н.э.). Они занимались проблемой управления государством. В отличие от конфуцианства, говорившего об управлении на основе традиций, легизм основывается на авторитете власти. Так,
Хань Фэй создал концепцию управления, основанную на законах, которая стала главной у представителей легизма. Легисты смеялись над рассуждениями конфуцианцев о справедливости, о человеколюбии, о долге. Управление, основанное на ритуале, противопоставлялось управлению, которое опиралось на закон. Управление, основанное на законе, обосновывалось необходимостью подавления в человеке звериного начала. Законы должны быть жесткими и строгими. А для их соблюдения необходимы суровые наказания. Кроме того, признается единство законов и их обязательность для всех. [8].
Особое значение легисты придавали хозяйственным функциям государства, его роли в качестве регулирующей силы экономики: поддержании рыночных цен, организации сильной армии.[9].
Таким образом, школа легизма сформулировала концепции регулирования государством экономических процессов, бюрократического института и др.
Страны Древнего Востока, охватывающие период с конца IV тыс. до н.э. по первую половину I тыс. до н. э., включают в себя Египет, государства Месопотамии, Индию, Китай. Раннее развитие экономики этих стран обусловлено наличием благоприятного климата, пищи и др. Так, на ранних этапах развития появляется охота, скотоводство и земледелие. Земледелие является основой экономики того периода.
Со временем возникают устойчивые поселения людей, увеличиваются урожаи, строятся оросительные системы, появляется возможность накапливать материальные ценности, используется прибавочный продукт. Все это привело к возникновению рабства и частной собственности. В данных условиях появилась необходимость охраны частных интересов и имущества, а так же необходимость защиты от внешних опасностей. Для выполнения этих функций было создано государство.
Процветание государства всегда зависит от того, насколько мудро им управляет правитель. Так, Вавилонское царство достигло своего высшего расцвета при правлении царя Хаммурапи, который разработал приемы эффективного руководства деятельностью своих подданных. Эти приемы вошли в свод законов под названием «Кодекс Хаммурапи».
Основными течениями социально-философской мысли, характеризующими социально-экономические взгляды данного периода, являются конфуцианство, моизм и легизм. Представители этих течений стремились к идеализации и сохранению рабовладельческих отношений и натурального хозяйства в качестве главных условий «естественного порядка», который должен охраняться законами.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.