Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности [06.09.11]

Тема: Натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.92K | Скачано: 384 | Добавлен 06.09.11 в 21:19 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Орел 2010


Содержание:

Введение 3

Древний Восток 4

Древний Рим 13

Древняя Греция 16

Заключение 24

Литература 25

 

Введение

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется, с одной стороны, унаследованной еще от первобытных времен традицией, а с другой — государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции. Экономическая мысль Древнего Востока и античности — это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Периодическое повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

 В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого - Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.

Цель контрольной работы : подробно рассмотреть натурально-хозяйственные воззрения идеологов Древнего Востока и античности.

 

Древний Восток

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (Древний Египет, XXII в. до н.э.). Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, который стоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам, награждать вельмож податными списками, а жрецов — участками земли. Для подбора людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

В древности государство с помощью законодательных мероприятий пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Наиболее известен кодекс законов старовавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). В частности, в соответствии с кодексом деление общества на рабов и рабовладельцев является вечным и естественным, а рабов приравнивали к имуществу рабовладельца.

Основная экономическая тема законов — создание условий, при которых сильный не притеснял бы слабого. Кодекс признавал право частной собственности, в т. ч. на земельные участки. Защищались интересы сторон в частноправовых сделках: так, если арендатор не исполнял необходимой работы, он все равно должен был отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем на соседних полях.

Любые покушения на частную собственность влекли экономическую ответственность.

Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций — Китая, Индии, Ирана — органично связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений. Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю: он не мог руководствоваться собственными суждениями даже в отношении самых заурядных вопросов.

Не случайно духом спокойствия и безмятежности (квиетизма) пронизаны многие восточные религии.

Особенности государственно-регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в многочисленных хрониках, летописях, философских трактатах, юридических установлениях и т.п. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

В Индии одним из первых экономических трактатов античности является «Артхашастра», описывающий деяния индийского властителя Чандрагупты (предположительно IV в. до н.э.). Ученые, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию» или «Наукой об управлении и богатстве».

Автором «Артхашастры» считается Каутилья— советник и министр императора Чандрагупты. В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» — прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права.

Трактат состоит из нескольких разделов, в частности раздела об управлении и раздела о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

«Артхашастра» показывает огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи. Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны. На особом положении находилась ведущая сфера материального производства — сельское хозяйство, и прежде всего земледелие. Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал «сажать» на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов. Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле. Государство должно взять на себя обязанность охранять ирригационные сооружения. Кроме того, негодную для пахоты землю Каутилья рекомендовал предоставить под пастбища.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государства. По его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного хозяйства. Причем подобный доход государства складывается из собственной «прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин. Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства на развитие промышленности, торговли, проведение публичных работ. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей).

Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий. Жрецы, учителя, советники, представители учетного управления размещались в черте города, а шерстобиты, ткачи, изготовители циновок, производители лат, оружия и щитов — за его пределами. В северо-восточной части города должны находиться помещения жертвоприношений и омовений, помещения для учителей, жрецов, советников.

Создание первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений. Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.

В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». Приводится подробный перечень продуктов и материалов (от лекарств и вяленого мяса до оружия, щитов, камней), подлежащих включению в общий запас.

«Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников — «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».

В трактате и других документах древности регламентируется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий. Выше всех стояли брахманы (ученые, жрецы) и кшатрии (правители). Затем шли вайды (купцы, торговцы) и, наконец, шудры (работники). Занятие торговлей и ростовщичеством считалось более предпочтительным по сравнению с занятием земледелием или скотоводством.

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии — индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени — к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

Основные течения общественной мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI—III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуцианство. Его основоположником был Конфуций, или Кун-цзы (551—479 гг. до н.э.). Основной источник его учения — сборник «Лунь юй» (беседы и суждения), записанный его учениками. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись.

В целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека. Уважение к старшим — одна из основных черт мужа, мыслителя. Такой человек никогда не будет «поступать против вышестоящих». Он полагал, что регламентация патриархальных отношений служит укреплению государственного строя. Хотя Конфуций считал необходимым облегчить бремя налогов, в то же время он ратовал за привлечение народа к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Он впервые выдвинул теорию естественного права — социальную, нравственную, юридическую. Согласно теории естественного права, бог является лишь первопричиной мира, но не вмешивается в явления общественной жизни, которые охраняются гражданскими законами. Конфуций первым призвал больше работать и меньше потреблять, что увеличит богатство страны.

Вторым представителем древнего конфуцианства был Мэн-цзы (372—289 гг. до н.э.), или учитель Мэн. Усиление произвола деспотической власти, военный разбой подрывали хозяйственные устои Китая, обостряли классовый антагонизм. Мэн-цзы считал, что «народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место». Выступая за четкое деление китайского общества на «управляющих и управляемых», Мэн-цзы полагал, что небо предписало простым людям кормить господствующее сословие. В связи с этим мыслитель выдвинул своеобразный аграрный проект — размежевать общинную землю на девять равных долей. Девятый участок — «общественное поле» — должен обрабатываться крестьянами совместно, а урожай с него идти в распоряжение чиновников государства. Мудрый правитель должен быть умеренным при взимании налогов, не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле.

Другим крупным представителем конфуцианской идеологии в Древнем Китае был Сюнь-цзы (313—238 гг. до н.э.). В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, Сюнь-цзы исходил из «злой природы» человека и считал, что лишь практическая деятельность порождает добродетель. Сюнь-цзы был сторонником обогащения государства. Он не осуждал стремления людей к богатству, если они действовали в рамках закона. Но человек «не может одновременно владеть искусством многих ремесел». Так Сюнь-цзы пришел к идее о необходимости разделения труда. По мнению Сюнь-цзы, экономическая политика государства должна была основываться на трех главных принципах: экономия в расходах, обеспечение достатка народу и необходимость сохранять излишки. Считалось, что «достаток» — это удовлетворение того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. Сюнь-цзы выступил с неприкрытой апологией эксплуатации, призывая деспотическое государство к регламентации не только производства и распределения общественного продукта, но и его потребления. Последнее становилось важным стабилизирующим фактором экономики.

В VI—III вв. до н.э. у конфуцианских идеологов появились серьезные оппоненты-легисты. Легизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственного развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не ритуалов, осуществляли реформы, направленные на подрыв патриархально-общинных отношений и родовой аристократии. «Законники» были сторонниками политической централизации и объединения страны.

Возникновение школы легистов относится к VI в. до н. э. и связано с именем крупного политического деятеля того периода Ли Куя.

Взгляды Ли Куя о главной роли земледелия в укреплении государств развил крупнейший представитель школы легистов Гуньсунь Ян (390—338 гг. до н.э.), известный в истории Китая под именем Шан Яна — правителя области Шан в царстве Цинь. Экономические взгляды Шан Яна изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV — первой половине III в. до н.э. В концепции Шан Яна сельскому хозяйству, а точнее хлебопашеству, отводилась невиданная доселе роль. Его проект перестройки всего государства был поставлен в зависимость от решения зерновой проблемы. Перед правителем ставилась задача накопления больших запасов продовольствия для подкармливания чиновников и ведения экспансионистской войны. Шан Ян подчеркивал, что государство добивается процветания с помощью двух средств: земледелия и войны. В этой связи Шан Ян предлагал провести в стране всеобщую подворную перепись крестьянства и законодательно оформить введение единого налога с количества собранного зерна.

Кроме того, государство с помощью законов должно проводить активную политику «возвращения к земле», привлекать к земледелию и «хлебников», и «кутил» и «бродячих бездельников». Шан Ян выступал против крестьянской торговли сельскохозяйственными продуктами и деятельности крупных хлеботорговцев, за стабилизацию цен, против скупки зерна по низкой цене и спекуляции в неурожайные годы. Он предлагал резко повысить пошлины на заставах и рынках, что привело бы к падению доходов купечества. Торговцы утратили бы предприимчивость и занялись земледелием.

Шан Ян предлагал разными способами запретить выход из общины бедных и малоземельных крестьян. Вместо традиционных патриархально-общинных связей в деревне он предложил ввести систему взаимной ответственности. Подобная система круговой поруки была введена Шан Миом в царстве Цинь в 351 г. до н.э.

Особое место в истории экономической мысли Древнего Китая занимает трактат «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства. В отличие от легистов, авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен. Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались «бесплодными», как полагали легисты). Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. «Гуань-цзы» предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. «Гуань-цзы» советует «взять в казну горы и моря». Трактат ставил перед государством одно важное условие — регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь «возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.». «Гуань-цзы» выдвинул «принцип уравновешивания хозяйства». Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он «управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки». Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм, который получил широкое распространение и оказал большое влияние на формирование китайской культуры. Основоположником даосизма был Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.) — современник Конфуция. Лао-цзы советовал правителям не управлять страной с помощью знаний, отменить запретительные законы: поскольку их много — «народ становится бедным». Он призывал вернуться к первобытным временам: снова начать плести узелки и применять их вместо письма, не использовать имеющиеся орудия труда. Социальная утопия даосов, безусловно, содержала элементы реакционности — полное отрицание достижений материальной культуры. Но она по-своему отражала протест народных масс, когда достижения цивилизации служили средствами их эксплуатации. Отсюда стремление отказаться от элементов культуры и вернуться в «естественное» состояние первобытного мира.

 

Древний Рим

Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны. В Древнем Риме главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. В то же время на протяжении целых столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю, нередко принимавшая драматические формы. Все это наложило отпечаток на характер экономической мысли Древнего Рима, которая в основном решала аграрные проблемы, и прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.( лат. Latifundia) — в Древнем Риме название обширного поместья, обрабатываемого трудом рабов)

Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234—149 гг. до н.э.), автор трактата «О земледелии». Катон — военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, утверждал Катон, выходят самые верные подданные и самые стойкие солдаты. И доход земледельцев самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти. В целях получения высокой прибыли следовало продавать продукцию своего хозяйства в периоды высоких цен.

Трактат «О земледелии» содержит 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Катон  допускал использование нерабского труда, в частности труда издольщиков для ухода за виноградниками. Однако его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство виллы, основанное на эксплуатации рабов. Катон обобщил опыт ведения такого хозяйства и высказал целый ряд советов, направленных на повышение его доходности. Особое внимание Катон уделял проблемам организации рабского труда. Непосредственное руководство трудом рабов должен осуществлять особый раб-управляющий, который следит за тем, чтобы удалось то, что приказал хозяин. Однако, выполняя такие важные административные функции, он не смеет ничего купить без ведома хозяина. Катон призывал всячески разделять рабов, сеять между ними распри, не останавливаться перед строгими наказаниями. В то же время он советовал использовать материальные и моральные стимулы. Катон писал, что рабам не должно быть совсем плохо: они не должны мерзнуть и голодать. Условия жизни рабов должны зависеть от того, насколько усердно они работают.

Хорошее имение, по мнению Катона, будет нравиться больше и больше с каждым разом, как туда пойдешь. Обращай внимание, какой вид у соседей: в хорошей местности надлежит им иметь хороший вид. Надо искать место с хорошей погодой, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенной на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога. Пусть оно будет в таком округе, где хозяева меняются нечасто, и те, кто продал свои имения, жалеют о том, что их продали.

Катон дает подробные советы, как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчитать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»).

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяйственной жизни страны, «шкалах земельной доходности», значении земледелия и торговли, даче денежных ссуд и сбережении имущества .Сам Марк Катон был рачителен и расчетлив. Ни один из его деревенских домов не был оштукатурен; он ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Стареющих рабов он считал необходимым продавать, дабы не кормить их без пользы. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за одно песо, он находил ее безмерно дорогой.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах некоторых римских агрономов, например, Колумеллы (I в. н.э.). В сочинении Колумеллы «О сельском хозяйстве» нашел отражение кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства. Он понимал пагубное влияние экстенсивных латифундий на сельское хозяйство Италии и вполне сознавал неэффективность рабского труда. Колумелла писал, что зерновому хозяйству «приходится особенно плохо от рабов: они отдают волов на сторону, плохо кормят их и прочий скот, пашут небрежно, ставят в счет гораздо больше семян, чем на самом деле посеяли; за посевами ухаживают не так, чтобы они дали хороший урожай, а, снеся этот урожай на ток, они во время молотьбы еще уменьшают его своей небрежностью и воровством». Поэтому Колумелла рекомендовал хозяевам чаще бывать в своих имениях, а если это затруднительно, то передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.

Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима в республиканский период была концентрация земельной собственности в руках патрицианской знати и обезземеливание значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные трибуны братья Тиберий (162—133 гг. до н.э.) и Гай (153—121 гг. до н.э.) Гракхи.

В целях ограничения патрицианского землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г. до н.э. предложил принять закон, по которому римским гражданам разрешалось арендовать не более 500 югеров (125 га) государственной пахотной земли, причем одна семья не могла занимать больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Определенные надежды возлагались на наделение землей колонистов. Аграрный проект Тиберия Гракха был частично осуществлен, в результате чего землю получили несколько десятков тысяч крестьян. После убийства Тиберия его дело продолжил Гай Гракх. Было возобновлено наделение крестьян землей, а также принят закон о продаже юродским беднякам хлеба из государственных хранилищ по низким ценам. Реформаторская деятельность Гракхов была объективно направлена на усиление позиций мелкого крестьянского землевладения и на предотвращение пролетаризации римского населения. Ее результаты оказались довольно прочными, и даже после смерти Гая Гракха императоры не смогли отменить законы о наделении нуждающихся землей.

Важную роль в Римской империи сыграл политический деятель, писатель и знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (107—44 гг. до н.э). Цицерон был сторонником истиной собственности, крупного землевладения и усиления эксплуатации колоний. Наиболее благородным видом занятий он считал земледелие. Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую. Отношение Цицерона к ростовщичеству было противоречивым. С одной стороны, он сравнивал дачу денег в рост с убийством человека, а с другой — резко осуждал антиростовщическое движение. Во взглядах Цицерона на торговлю и ростовщичество нашло отражение противоречие между натуральным и товарным хозяйством экономики Древнего Рима.

Экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права, и именно в этом главное достижение Рима. Когда Рим превратился в империю, его юристы превратились в основных толкователей правовых норм многих народов. Они занялись открытием естественных законов, которые, как они считали, в скрытом виде лежали в основе всех сводов законов. Впоследствии римские «институции» и «кодексы» были положены в основу законодательных установлений в странах Европы.

 

Древняя Греция

Рабство в Древней Греции проникло во все сферы экономической жизни и стало господствующей формой хозяйствования. Эпоха расцвета и кризиса рабовладельческого строя в Древней Греции нашла отражение в ее экономической мысли.

Зачатки экономической мысли обнаруживаются уже в приписываемых Гомеру (X—VIII вв. до н.э.) поэмах «Илиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение натурально-хозяйственная концепция. В произведении Гесиода «Труды и дни» (VIII—VII вв. до н.э.), относящемся к периоду перехода к полисной системе рабовладения в условиях разложения родового строя, показана огромная власть богатства. Выражая интересы беотийского крестьянства, Гесиод провозгласил социальным идеалом крепкое хозяйство земледельцев, основанное отчасти на труде рабов. Произведения Гесиода свидетельствуют о том, что труд все еще пользовался почетом среди простых греков. Вместе с тем, отражая страх крестьянства перед экспансией рабовладения и всевластием богачей, он говорил о некогда существовавшем «золотом иске», когда не было социального угнетения и необходимости тяжелого физического труда.

В VII—VI вв. до н. э. завершается формирование полисной системы. Рабство получает широкое распространение, частная собственность окончательно вытесняет родовую, быстро развивается торговля и ростовщичество.

Знаменитые реформаторы этого периода —Солон (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н.э.) и Писистрат (тиран в VI в. до н.э.) — верили в серьезные преимущества денежного хозяйства. Они мирились с рабством, однако под давлением демоса были вынуждены ограничить его экспансию за счет самих греков. Одним из важнейших моментов реформ Солона (594 г. до н.э.) было запрещение долгового рабства. С этого времени оно стало, главным образом, уделом иностранцев.

Представление об экономической мысли Древней Греции периода расцвета рабовладения дают мероприятия, проводившиеся в Афинах Периклом (444/443—429 гг. до н.э.). Он развернул гражданское городское строительство, заботился о развитии ремесла и торговли. При Перикле был принят ряд законов, резко противопоставлявших гражданское и негражданское население, санкционировавших подкармливание городской бедноты и устройство для нее многочисленных зрелищ. Большое внимание он уделял организации колоний и земледельческих поселений. Экономическая политика Перикла ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства.

В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становится более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявились в экономических взглядах Ксенофонта (ок. 430—355 гг. до н.э.).

Ксенофонт — представитель богатой афинской аристократии — осуждал политический и экономический строй Афин. В своем трактате «Домострой» он рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, кто отличается усердием в выполнении работ. В высказываниях Ксенофонта со всей определенностью нашла отражение противоположность между физическим и умственным трудом, существовавшая в рабовладельческом обществе. Так, воспевая земледелие, он вместе с тем указывал, что физическим трудом должны заниматься рабы, а свободные должны лишь выполнять функции надзора и управления.

В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который один из первых анализировал разделение труда. В одном из своих произведений он сформулировал положение о том, что тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет ее наилучшим образом. Вместе с тем Ксенофонт подошел к пониманию степени зависимости разделения труда от размеров рынка. Заслугой Ксенофонта является то, что он, говоря о «ценности» товара, рассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Фактически он был одним из первых, кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара.

Представляют интерес и высказывания Ксенофонта о деньгах. При всем его отрицательном отношении к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Ксенофонт понимал, что деньги (серебро) являются специфическим товаром, поскольку «денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше», в то время как приобретение других товаров имеет предел. Из всех функций денег Ксенофонт признавал лишь две: деньги как средство обращения и как сокровище. Вместе с тем древнегреческий мыслитель осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов идеолога афинской аристократии Платона (427—347 гг. до н.э.), о чем свидетельствуют его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором — государства, более близкого к реальной действительности. Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.

В идеальном государстве существуют три сословия: 1) философы, управляющие обществом; 2) стражи (воины); 3) земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы не относились ни к какому из сословий.

По мысли Платона, у философов и стражей не должно быть никакой собственности. Так, говоря о стражах, он писал, что никто из них не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Представителям этого сословия запрещалось иметь золото и серебро. Проектировалась также общность жен и детей. Частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, и представители третьего сословия. Платон доказывал, что наилучшее удовлетворение потребностей возможно при широком разделении труда гражданами.

В «Законах» дан другой проект государственного устройства, которое, по мысли Платона, является «вторым по достоинству». По этому проекту все граждане делятся на четыре класса в зависимости от своей материальной обеспеченности. Далее, по жребию они получают у государства дом и надел. Земельный надел считается собственностью государства, а граждане им пользуются лишь на правах аренды и могут передавать по наследству одному из детей. Стоимость имущества, которое могли приобретать граждане, не должна была превышать предполагаемый минимум жизни более чем в четыре раза. Запрещалось иметь золото и серебро, заниматься ростовщичеством, вести роскошный образ жизни. Потребление граждан должно быть организовано на принципах уравнительности. Это дало основание некоторым историкам говорить о коммунистическом характере общественного устройства, проектировавшегося Платоном.

Однако основными непосредственными производителями в государстве Платона являются рабы. Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, и такой подход вполне соответствовал его натурально-хозяйственной концепции. Менее почетным, по его мнению, является ремесло, а торговля объявляется занятием непочетным. По мысли Платона, ремеслом и торговлей должны заниматься иностранцы.

Рабство, согласно Платону, есть естественная и вечная форма эксплуатации. Однако он понимал политическую опасность рабовладения и советовал проявлять по отношению к рабам больше гуманности. Платон указывал, что рабы не должны быть между собой соотечественниками, а, напротив, по возможности, более разниться по языку.

У Платона были идеи о том, что деньги выполняют не только функции средства обмена и образования сокровища, но и функцию меры стоимости. Вместе с тем он выступал против использования денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество. Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен.

Серьезный шаг в развитии экономической мысли Древней Греции связан с именем великого ученого Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика».

Аристотель был принципиальным сторонником рабовладения. Он заявлял, что раб — одушевленное орудие, некая одушевленная собственность. Деление людей на свободных и рабов Аристотель объяснял законами природы. В этой связи он писал, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо. Одни от рождения обладают способностью властвовать и пригодны для политической жизни и поэтому являются господами; другие же способны заниматься лишь физическим трудом и поэтому становятся рабами Аристотель заявлял, что рабами должны быть лишь не греки (варвары), ибо «варвар и раб по природе своей — понятия тождественные».

Подобно Платону, Аристотель выдвинул проект идеального государства, которое примиряло бы противоречия между классами и имело бы своей социальной основой среднее сословие. Население такого государства должно состоять из земледельцев, скотоводов, ремесленников, торговцев, наемных рабочих и рабов. Наиболее важной и почетной сферой деятельности признавалось земледелие. Однако, по мысли Аристотеля, свободные граждане должны выполнять лишь функции управления, надзора и контроля, а тяжелый труд в сельском хозяйстве оставался на долю рабов. Презирая физический труд, Аристотель пренебрежительно относился к ремеслу, заявляя, что ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии некоего ограниченного рабства. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также государства. Деятельность такого рода имеет предел. Она, по мысли Аристотеля, является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики относится и мелкая торговля, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости.

Хрематистика— это искусство наживать состояние путем торговли. Аристотель подчеркивал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого, Аристотель заявлял, что экономика заслуживает похвалы, а хрематистика по справедливости вызывает отрицательные эмоции. В этом отношении древнегреческого ученого к экономике и хрематистике сказывалась его ориентация на натуральное хозяйство.

Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена, продажи. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй — неестественным. Вместе с тем Аристотель понимал, что в действительности вещи, столь различные, не могут быть соизмеримы. Однако Аристотель не смог найти ту общую субстанцию, которая делает возможными приравнивание и соизмеримость товаров. В процессе развития обмена, словно замена потребности, по общему уговору появилась монета. Итоговый вывод Аристотеля при анализе формы стоимости сводился к тому, что монета, как и мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивает их.

Заслугой Аристотеля является и его анализ развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли осуществляется переход к товарному обращению, а затем и к обращению денег в качестве капитала. Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность. Древнегреческий ученый доказывал, что деньги по своей природе не могут приносить деньги. Поэтому, считал Аристотель, ростовщичество с полным основанием вызывает ненависть, т. к. оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Эта аргументация Аристотеля, объявляющего ростовщичество по преимуществу противным природе, впоследствии использовалась средневековыми канонистами в их борьбе против ссудного процента.

Основная форма экономического мышления народов Древнего Востока, древних римлян и греков — это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций.

Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности.

Греки, в отличие от римлян, больше внимания уделяли вопросам хозяйственной этики.

 

Заключение

Экономика еще не выделилась в особую сферу деятельности, а экономическая наука - в самостоятельную область знаний. Объектом познания служат решения повседневных задач хозяйственной деятельности, установления принципов и норм ведения хозяйства, государственные доходы, пути обеспечения общих нужд государства.

Влияние идей прошлого на формирование последующих взглядов так или иначе связано с традицией формирования универсального знания, поиском критериев справедливой цены, определением этических норм хозяйственной жизни.

 

Литература

  1. Аникин А.В. Юность науки. — М., 1985.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. — М.: Юрист,2002.
  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М., 1994.
  4. Всемирная история экономической мысли: Учебник. — М., 1987, 1995. — Т. 1—5.
  5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: Учебник. — М., 1995.
  6. История экономических учений: Учебник / Под. ред. В. Автономова. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002
  8. Курс экономики: Учебник.- 3-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райсберга. – М.: ИНФРА- М, 2000.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 34.92K
Скачано: 384
Скачать бесплатно
06.09.11 в 21:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе