Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета [23.01.15]

Тема: Дефицит бюджета

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Курсовая работа | Размер: 100.99K | Скачано: 264 | Добавлен 23.01.15 в 21:54 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2014


Содержание.

Введение 3

1.  Содержание и разновидности дефицита бюджета 5

2.Причины и последствия дефицита бюджета в Российской Федерации 11

3.Основные направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации 20

Заключение 29

Библиографический список 31

 

Введение.

Одну из главных ролей в формировании и развитии экономической системы любого современного государства играет государственное регулирование.  Одним из наиболее основныхинструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, основным звеном которого является государственный бюджет.

Однако, эта система часто сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит — это превышение расходов над доходами; финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Это категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между всеми участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что одна из главных причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов государства.

Начиная с 2009 года, государственный бюджет исполняется с дефицитом. В связи с этим актуальным является изучение дефицита бюджета как экономического явления.

Целью данной работы является изучениедефицита государственного бюджета и основных способов его покрытия на примере Российской Федерации.

Предметом исследования является дефицит государственного бюджета.

Объектом исследования является Российская федерация.

Конкретными задачами этой курсовой работы являются:

- определение содержания и разновидности дефицита бюджета;

-определение причин и последствий дефицита бюджета в Российской Федерации;

-анализ основных направлений совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.

 

1.Содержание и разновидности дефицита бюджета.

Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами.

В экономической жизни общества постоянно возникают денежные отношения между:

1. Государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения разных санкций.

2. Предприятиями (организациями) по поводу заключения и исполнения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, а также премий за выполнение особых требований заказчика.

3. Предприятиями и работниками при начислении и выдаче заработной платы, премий, удержании налогов, уплаты профсоюзных взносов, получении льгот.

4. Государством и отдельными членами общества при уплате налогов, квартплаты, страховых платежей.

5. Отдельными звеньями бюджетной системы.

6. Государствами при получении кредитов.

Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являютсямощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы,а также средством согласования экономических интересов на всех уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий (организаций) и отдельных граждан.

«Финансовая система Российской Федерации включает в себя следующие звенья: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы предприятий (организаций), финансы граждан (домохозяйств).» [1.,с. 57]

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения его функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.). Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

К государственным финансам также относят и муниципальные (местные) финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления их функций. Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП), котораяв общем сосредоточена в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия их расходов.

Государственные финансы включают в себя федеральные финансы и финансы субъектов РФ. Муниципальные финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, так как местное самоуправление отделено от государственной системы управления.

Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Главной задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и другой деятельности. Основной задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

Первое место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. "Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения." [8, стр.421]

Но это не единственное определение этого понятия, так, например, по учебнику Новиковой И. В. определение звучит так "Государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. С его помощью правительство концентрирует в своих руках подавляющую часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. Это делает бюджет основной финансовой базой для осуществления государством своих функций. В государственном бюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные общегосударственные расходы. В нём находят увязку основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы."[6,стр. 70]

Государство, при выполнении своих основных функций, несет многочисленные расходы. Расходы государства могут быть разделены по целям на:

- политические расходы: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

- экономические расходы: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

- социальные расходы: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, культура, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

Различные виды расходов выступают как государственные закупки товаров, работ и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям. Стоимость государственных закупок товаров, работ и услугвключается в ВВП. Стоимость трансфертов и расходов на выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не создания его.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов. Доходы бюджета складываются из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся налоги с предприятий, организаций и населения, включая взносы на социальное страхование. Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж(доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в таблице 1.

Таблица 1. Расходы консолидированного бюджета России

Расходы – всего, из нихна

- государственное управление и местное самоуправление

- международную деятельность

- национальную оборону

- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

- промышленность, энергетику и строительство

- сельское хозяйство и рыболовство

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

- охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию

- социально-культурные мероприятия

- обслуживание государственного и муниципального долга

- расходы целевых бюджетных фондов

- прочие расходы

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице.

Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета РФ

Доход – всего, из них налоговые доходы

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налог на добавленную стоимость (НДС)

акцизы

налоги на имущество

платежи за пользование природными ресурсами

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Из них неналоговые доходы

от внешнеэкономической деятельности

от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций

доходы целевых бюджетных фондов

«Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.»[4,с.99]

Наличие большого количества целей экономического развития обусловливает компромиссный характер бюджета. Он всегда отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в государстве. Например, компромисс между государственными и местными интересами по поводу доли бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды и иные цели.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета (ß). В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях (рис.1):

 

Рисунок 1. Виды состояний государственного бюджета. [7.,c.423]

когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное (ß>0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю (ß=0) и такой бюджет называется сбалансированным государственным бюджетом;

когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (ß<0) и имеет место дефицит государственного бюджета.

В настоящее время общей тенденцией является рост бюджетных дефицитов, который во многих странах приобрел хронический характер. Основной причиной бюджетного дефицита является постоянное возрастание роли государства в различных сферах жизни общества и рост на этой основе бюджетных расходов, которые не компенсируются увеличением налоговых поступлений.

Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными (определяются сравнением бюджетных расходов за вычетом расходов на обслуживание государственного долга и величины доходов бюджета) и общими (определяются сравнением общих сумм бюджетных расходов и доходов).

Поскольку динамика делового цикла сильно влияет на формирование государственного бюджета, различают два типа бюджетных дефицитов: структурный и циклический. «Структурный дефицит – это разность между государственными расходами и постоянно заданным уровнем безработицы. Этот вид дефицита возникает в результате сознательно применяемых правительством мер в целях предотвращения спадов. Циклический дефицит – это разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Циклический дефицит отражает неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.»[5,с.102]

Экономический анализ не позволяет утверждать, что бюджет всегда должен быть сбалансированным. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: идея ежегодного сбалансированного бюджета; идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).

 

2.Причины и последствия дефицита бюджета в Российской Федерации.

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. В различных экономических трудах можно встретить несколько отличающихся друг от друга подходов к проблеме дисбаланса бюджета. Однако, большинство экономистов согласились с точкой зрения Дж. М. Кейнса, великого экономиста 20-го века. Так благодаря Кейнсу с середины 30-ых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве главного источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце 20 века не осталось практически ни одной страны, которая могла бы похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
С точки зрения кейнсианцев, бюджетный дефицит является обычным последствием проведения фискальной политики, и ничем более. Обоснованность каждого дефицита зависит от необходимости регулирования величины государственных вливаний в величину валовых расходов экономики. Сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится в равновесии в состоянии полной занятости, причем величина слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики полной занятости, равна величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости.Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполнено, несбалансированность государственного бюджета будет обоснованна.
«Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

1) увеличение государственных расходов в военное время, приразличного рода стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению системы налогообложения;

2) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики;

3) дефицит может быть связан с важной необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

4) дефицит может отражать кризисные явления в экономике государства, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных систем, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений;

5) сокращение налогов в целях стимулирования экономики;

6) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов и снижения налогов перед очередными выборами;

7) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на различные программы социального обеспечения и здравоохранения (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения).»[2,с. 87]

Отсюда вывод, что в условиях динамично развивающейся экономики государств с устойчивыми, а главное – эффективными международными связями бюджетный дефицит не страшен.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Для финансирования своих расходов правительство выходит на денежный рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за получение средств. Это поднимает процентную ставку при данном предложении денег.

Рост ставки процента имеет два последствия:

1. Рост ставки процента снижает частные внутренние инвестиции, особенно в долгосрочном плане. Государственные средства используются, как правило, на финансирование нужд обороны и потребительские нужды.

2. Более высокий уровень процента по правительственным и частным бумагам делает финансовые инвестиции в стране более привлекательными для иностранцев.

Приток иностранных средств в страну представляет собой прирост внешнего долга.

Приобретение высокодоходных ценных бумаг данной страны иностранцами предполагает первоначальное приобретение ими ее национальной валюты. Это увеличивает общемировой спрос на национальную валюту этой страны и ее международную цену.

Рост международной ценности валюты данной страны уменьшает ее экспорт товара и увеличивает импорт.

Сокращение чистого экспорта товаров оказывает сдерживающее воздействие на отрасли экономики, которые ориентированы на экспорт и отрасли, конкурирующие с импортом.

Стимулирующее воздействие дефицита Федерального правительства может быть сглажено эффектом вытеснения и отрицательным эффектом чистого экспорта.

Крупные дефициты Федерального правительства одной страны оказывают влияние на экономику другой страны – экспортера капитала.

«В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления разныхприоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном возрастании амбициозности его намерений. С начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов в большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы, порождая скрытую инфляцию. В свою очередь, начатая в 1985 году антиалкогольная компания привела к сокращению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенному снижению поступлений налогов с оборота. К тому же осуществление приоритетной программы “ускорения” и перевооружения машиностроительного комплекса имело своим результатом заметное увеличение бюджетных расходов государства. Таким образом, уже в 1985 году, очевидно впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет СССР был сведен правительством с дефицитом в  2,3 % ВВП.
Экономическая политика правительства М. Горбачева и Н. Рыжкова в последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными доходами и расходами. С середины 1986 года предприятия получили больше прав. Например, право оставлять в своем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшило отчисления денежных средств  в бюджет. Происшедшее в середине 1986 года падение мировых цен на нефть и другие энергоресурсы привело к дополнительному сокращению бюджетных доходов, так как бюджет страны напрямую зависел от нефтегазового сектора экономики.  В то же время ликвидация тяжелых последствий чернобыльской катастрофы потребовало новых правительственных расходов. Из-за всех вышеперечисленных фактов дефицит консолидированного бюджета возрос до 6,3 % ВВП. Примечательно, что весь дефицит бюджета финансировался прямым кредитованием Центрального банка.

Переход к институциональным реформам в конце 1988 года при сохранении мягкой бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали принятие закона о предприятии, либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты, разрешение предприятиям устанавливать договорные цены, начало предпринимательского движения  в стране.Особенно пагубную роль сыграл принятый в начале 1987 года закон «О государственном предприятии», предоставлявший руководству предприятий неограниченную свободу повышения зарплаты работникам. В результате в 1990 годы средняя реальная зарплата на 27,5% превышала уровень 1987года. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских кредитов и дотаций государственного бюджета. В том же году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. Дополнительные расходы бюджета были потрачены на ликвидацию последствий землетрясения в Армении и увеличением минимальной пенсии на25 %. Величина дефицита консолидированного бюджета  поднялась до 9,1 % ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года. Правительство Н. Рыжкова неоднократно собиралось ужесточить бюджетную политику, но ни разу этого не сделало. Также  осталось невыполненным  и публичное обещание премьера повысить цены на хлеб в мае 1990 года. Для финансирования бюджетного дефицита страны  активно использовались кредитные ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост впроцентах к ВВП вырос с 2,9 % ВВП в 1986 году до 14,2 % в конце 1990 года, что послужило одной из предпосылок возникновения гиперинфляции в недалеком будущем. Но тем не менее, до конца 1990 года правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований средств на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая политика государства привела к увеличению внешнего долга с 20,2 млрд. до 68 млрд. долларов за 1985-1991 годы. ВIII-IV квартале 1991 года бюджетный дефицит достиг 31,8 % ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен, сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр.Все это привело к тому, что в глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность.»[2.,с.256] Огромный дефицит государственного бюджета, отсутствие валютных резервов страны, кризис административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах -  это лишь некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось правительство Гайдара.

В дальнейшем опять произошло ужесточение стабилизационной политики, и бюджет уже было сводился с профицитом, но Гайдар вдруг ушел отставку. Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и замена его В. Черномырдиным послужил началом самой массированной кредитной экспансии в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех месяцев паузы впервые появился кассовый дефицит бюджета, составивший 9 % ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные кредиты экономике в размере 32 % ВВП. Кроме того, коммерческие банки получили прямые кредиты на 27 % ВВП.
В последующие четыре месяца неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на чуть более низком уровне. В первом квартале 1993 года расходы федерального бюджета возросли до 62 % ВВП, бюджетный дефицит - до 19,1 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка.

Итогом этого стало то, что правительство опять приступило к политике бюджетной стабилизации. В числе важнейших мероприятий, осуществленных новым министром финансов Б. Федоровым, были следующие:
        - существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное, прежде всего с отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб.
         - существенное сокращение привлечения кредитов Центрального банка и внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита;
         - начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска государственных ценных бумаг с мая 1993 года;
         - во втором периоде “федоровского этапа” удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,8 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный дефицит бюджета - до 8,1 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП.
Однако практически сразу же после ухода Б. Федорова правительство В. Черномырдина снова смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику. Уже в начале 1994 года кассовый дефицит государственного бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению с четвертым кварталом 1993 года и достиг 14,7 % ВВП. Общий прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную величину. И хотя, в конечном счете, правительственная политика оказалась не столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма существенным.

Зато уже в законе о бюджете на 1995 год было закреплено положение о неинфляционном финансировании его дефицита. В начале 1995 года макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превышал 3,5 % ВВП, причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 % ВВП. Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 год показывает, что этот  бюджет  и в доходной и в расходной частях составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 годов было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 год, напротив, заложена некоторая недооценка объема доходов и расходов. По доходам она составляет около 1% ВВП, а по расходам — от 1 до 2% ВВП. Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13,1% ВВП, а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный дефицит составил от 5,1 до 6,5 % ВВП.

После президентских выборов в 1996 году страна не получила ничего нового. Состав и структура Правительства остались без изменений.  Государственный бюджет на 1997 год был принят без особых проблем с Государственной Думой. Однако кажущаяся макроэкономическая стабилизация не смогла сократить величину бюджетного дефицита. На самом деле, бюджетный кризис разразился еще в 1996 году, когда началась эта самая финансовая стабилизация, и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога. Уже к середине 1997 года Правительству пришлось предлагать проект секвестра бюджета страны. Путем сокращения расходной части (в основном уменьшению подверглись расходы на социальный сектор), предлагалось решить проблемы огромного бюджетного дефицита. В итоге, при ведении такой государственной политики 23 марта 1998 года В. Черномырдин поспешил быть отправленным в отставку. В августе случился дефолт, а дефицит бюджета к концу года составил 86,4 млрд. руб. (3,2% к ВВП).
В 1999 год Россия вступила с жестким, но реалистичным бюджетом. Этому способствовало принятие в 1998 году Бюджетного кодекса. Законодательством Российской Федерации были установлены предельные размеры дефицита бюджета: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом закрепляются внутренние и внешние источники финансирования дефицита.»[3,с.45]

Внутренние источники финансирования дефицита выступают в следующих формах:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- бюджетные суммы и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Внешние источники финансирования дефицита:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. 

Как видно из кодекса, кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении больше не могут быть источниками финансирования дефицита государственного бюджета. Государство все чаще включало печатный станок для финансирования дефицита. По итогам первого квартала 1999 года макроэкономические показатели были стабилизированы, инфляция поддерживалась на среднем уровне. Девальвация рубля и искусственное занижение его курса дали мощный толчок развитию отечественной промышленности. Экономический рост позволил частично решить проблему дефицита: в 1999 году он составил 53,1 млрд. руб. Дефицит финансировался примерно поровну из внутренних и внешних источников.

В январе-феврале 2000 года в экономике России продолжали развиваться позитивные процессы, наметившиеся во втором полугодии прошлого года.Этот благоприятный рывок позволил стране свести дефицит к 0, а затем и развить профицит бюджета. Как мы видим из нижеприведенных данных, что профицит госбюджета продержался несколько лет. Вскоре были внесены изменения в бюджет, а в частности в социальную часть развития страны, что повлекло за собой увеличение расходов, а как следствие дефицит бюджета. Таким образом, в 2008 году доходы превысили расходы на 1155 млрд. руб, в 2009 - на 423,3, в 2010 - на 373 млрд руб. С 2011 годы в России вновь установился дефицит, который и сохраняется до сих пор, так в 2011 году дефицит составил 1934 млрд руб, а в 2012 - 1615 млрд руб.

 

3. Основные направления совершенствования бюджетного планирования в Российской Федерации.

Основными результатами осуществления бюджетной политики в период до начала2014 года стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, формирование федерального бюджета на основе государственных программ, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим июридическим лицам, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами, формирование «Бюджета для граждан».

С 2013 года федеральный бюджет составляется на основе бюджетных правил, при которых предельный объем расходов федерального бюджета ограничен размером планируемых доходов при «базовой» цене на нефть, увеличенный из расчета одного процента валового внутреннего продукта. Тем самым созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от доходов нефтегазового сектора.

«Так, в 2013 году существенная часть дополнительных нефтегазовых доходовфедерального бюджета была направлена на замещение выпадающихненефтегазовых доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета (в том числе от приватизации). Из982 млрд. рублей дополнительных нефтегазовых доходов, полученных врезультате превышения фактической цены на нефть над установленнойбазовой ценой, на эти цели использовано 770 млрд. рублей, оставшиеся212 млрд. рублей подлежали  перечислению в Резервный фонд. Такой подход киспользованию дополнительных доходов от нефтегазового сектора позволил избежатьнеобходимости осуществлять государственные заимствования внеблагоприятных условиях и выполнить все принятые обязательства бюджета вполном объеме.»[6, с. 247]

В 2013 году был разработан и внесен в Правительство РоссийскойФедерации проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до2030 года, на основе которого в начале 2014 года проведена работа по уточнению предельных объемов финансового обеспечения государственных программ.

Эти изменения позволили в начале 2014 года уточнить предельные объемы финансового обеспечения государственных программ, чтов свою очередь обеспечило возможность составления проекта федеральногобюджета на плановый период 2015 - 2017 года на основе утвержденных объемов финансовогообеспечения государственных программ.

В целях развития межбюджетных отношений в 2013 году была проведена большаяподготовительная работа по консолидации субсидий, увеличению долимежбюджетных трансфертов, распределяемых федеральным законом обюджете на очередной финансовый год и плановый период.Большой объем передаваемых на региональный уровень расходныхобязательств местных бюджетов потребовал принятия на федеральном уровнемер, позволяющих обеспечить сбалансированность консолидированныхбюджетов субъектов Российской Федерации нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, зачисляемые вдоходы региональных бюджетов, были увеличены на 10%.Государственные заимствования Российской Федерации на внутреннемрынке капитала выступали в 2013 году в качестве главного источникафинансирования дефицита федерального бюджета.

В 2013 году Министерство финансов России осуществило эмиссию облигацийфедерального займа только с постоянным купонным доходом. Объемпривлечения средств за счет внутренних рыночных заимствований в 2013 годустал рекордным в новейшей истории России и составил 821,6 млрд. рублей илиоколо 92% от объема программы внутренних заимствований при погашении463,3 млрд. рублей. Таким образом, чистое привлечение составило358,3 млрд. рублей. Указанные ресурсы были привлечены Минфином Россиина более благоприятных финансовых условиях, чем в предыдущие годы:доходность размещенных в 2013 году государственных облигаций снизилась с7,9% годовых в 2012 году – до 6,9% годовых, а средний срок погашенияразмещенных облигаций вырос с 5,2 лет до 5,8 лет.

Достижению этого результата способствовало завершение в 2013 годуреализации многих важных инициатив в сфере либерализации российскогодолгового рынка и модернизации его инфраструктуры, направленных наповышение его привлекательности для иностранных инвесторов, снижениетранзакционных издержек участников и поддержание высокой ликвидностивнутреннего рынка.

В 2013 году средства Резервного фонда не использовались. В 2013 году преобладающая часть средств суверенных фондовразмещалась в надежные финансовые активы в иностранной валюте.В этом же году в федеральный бюджет зачислены доходы от управления средствами Резервного фонда в сумме 11,9 млрд. рублей и доходы от управления средствамиФонда национального благосостояния (ФНБ) в сумме 44,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2014 года в Резервном фонде были аккумулированы денежные средства в сумме2 859,7 млрд. рублей (87,4 млрд. долларов США), в Фонде национального благосостояния – 2 900,6 млрд. рублей (88,6 млрд. долларов США).

В настоящее время Правительством Российской Федерации одобрено направление средств Фонда национального благосостояния в объеме до 414,95 млрд. рублей на финансирование проектов по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, строительству железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке, освоение минерально-сырьевой базы Республики Тыва, строительству «интеллектуальных сетей» и ликвидации цифрового неравенства в малонаселенных областях России.

Рассматривается возможность расширения инвестиционной декларации Банка России за счет наделения его полномочиями проводить операции с корпоративными ценными бумагами. Значительный прогресс достигнут в части повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса. Российская Федерация улучшила показатель по Индексу открытости бюджета, который рассчитывается Международным бюджетным партнерством, с 60 баллов из 100 в 2010 году до 74 баллов к концу 2012 года и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе 43 из 100 баллов. В результате в соответствии с методологией исследования, в 2012 году Россия вошла в группу стран, предоставляющих «значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности».

В конце 2013 года в тестовой версии представлен Единый портал бюджетнойсистемы Российской Федерации, разработан и опубликован «Бюджет для 13граждан» к Федеральному закону от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основной целью такого«Бюджета для граждан» является предоставление населению всей актуальной информации о бюджете и его исполнении в объективной, заслуживающей доверия и доступной для понимания форме.«Бюджет для граждан» разработан в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе некоторые субъекты Российской Федерации подготовили информационные материалы к бюджетам на 2014 - 2016 годы и к отчетам об исполнении региональных бюджетов за 2013 год.

В 2013 году по инициативе Минфина России был реализован проект Международного валютного фонда (МВФ)по оценке налогово-бюджетной прозрачности в Российской Федерации на основе новой редакции.

Объем поступивших в 2013 году доходов на 113,4 млрд. рублей (на 0,9%) больше прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (в редакции от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ). При этом ненефтегазовые доходы увеличились на 51,3 млрд. рублей, а нефтегазовые – на 62,1 млрд. рублей.

В 2013 году исполнение расходов федерального бюджета составило 13342,8 млрд. рублей или 99,1% к уточненной росписи (20,0% ВВП) последующим основным направлениям: социальная сфера – 38,7% от общего объема кассовых расходовфедерального бюджета (7,7% ВВП);национальная оборона – 15,8% (3,2% ВВП); национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 15,5% (3,1% ВВП);национальная экономика – 13,9% (2,8% ВВП), из которых: дорожное хозяйство составило 3,8% от общего объема кассовых расходов федерального бюджета; транспорт – 1,9%; сельское хозяйство и рыболовство – 1,6%; обслуживание государственного долга Российской Федерации – 2,7% (0,5% ВВП).

В 2013 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом 323 млрд. рублей или 0,5% ВВП (ниже запланированного – 0,8% ВВП). Вместе с тем, сравнение показателей исполнения федерального бюджета в 2013 году с «первоначальными» показателями, установленными Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», демонстрирует, что поступление ненефтегазовых доходов уменьшилось на 454,5 млрд. рублей, с одновременным увеличением нефтегазовых доходов на 607,5 млрд. рублей – практически полностью за счет роста цены на нефть (закон – 97,0 долларов США за баррель, факт – 107,9 долларов США за баррель).

Таким образом, сохранялась зависимость российской экономики от сырьевых доходов. Замедление, начавшееся в российской экономике в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Прирост ВВП в I квартале 2014 года (к I кварталу 2013 года) составил, по оценке Минэкономразвития России, 0,8%, инвестиции снизились на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы – на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на плановый период 2015 - 2017 года, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации в 2014 году и условия их составления на плановый период.

Мировая экономика в 2014 году выросла на 3,6%, а к 2017 темпы ее прироста увеличатся до 4%. В 2014 году происходит замедление прироста ВВП России до 0,5%. Основной фактор, влияющий на столь существенное снижение оценки экономического роста по сравнению с прогнозом2013 года, – продолжающееся снижение инвестиций в связи с геополитической напряженностью.

Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса. Еще один важный фактор – пересмотр роста потребительского спроса: прогноз прироста оборота розничной торговли снижен с 4,0% до 1,9%, объема платных услуг – с 2,5% до 1,6%, а реальные располагаемые доходы – с 3,4% до 0,5%. Существенный рост розничной торговли в I квартале 2014 года обеспечивался сбережениями населения (норма сбережения достигла своего исторического минимума), при этом реальные располагаемые доходы населения в I квартале 2014 года снижались. Эти обстоятельства влиялина замедление потребительского спроса до конца 2014 года. Также на экономику влияютсуществующие инфраструктурные и институциональные ограничения. Пересмотрен и прогнозируемый показатель потребительской инфляции. Так, уровень потребительских цен повышен в 2014 году с 4,5-5,5% до 5,5-6,5%, что в свою очередь связано с более высоким  курсом доллара США.

В среднесрочной перспективе прогнозируется, что уровень потребительской инфляции будет снижаться под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики,ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие. Дефлятор ВВП в 2014 году повышен с 5,4% до 6,6% в связи с повышением оценки цен на нефть и повышения курса доллара США. Снижено значение номинального ВВП в 2014 году, что связано с пересмотром Росстатом в сторону уменьшения объема ВВП в 2013 году. В сторону понижения также пересмотрены значения номинального ВВП в 2015-2017 годах.Таким образом, базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, взятый за основу для составления проекта федерального бюджета на плановый период 2015 - 2017 года, предусматривает существенное замедление экономики в 2014 году и постепенное ускорение темпов прироста экономики – с 2,0% в 2015 году до 3,3% в 2017 году.Помимо этого сохраняются определенные риски развития экономики и устойчивости бюджетной системы РФ.

 

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2013г. 
млрд. рублей

 

Консолидированный 
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

федеральный 
бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Доходы всего

24442,7

13019,9

8165,1

      из них:

 

 

 

налог на прибыль организаций

2071,9

352,2

1719,7

налог на доходы физических лиц

2499,1

-

2499,1

 

страховые взносы на обязательное
социальное страхование

4694,2

-

-

 

налог на добавленную стоимость:

 

 

 

 

- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории  Российской Федерации

1868,5

1868,2

0,3

 

- на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1670,9

1670,8

0,1

 

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

 

 

 

 

-  производимым на территории 
   Российской Федерации

952,5

461,0

491,4

 

- ввозимым на территорию 
   Российской Федерации

63,4

63,4

0,0

 

налоги на совокупный доход

292,8

-

292,8

 

налоги на имущество

900,7

-

900,7

 

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2598,0

2554,8

43,2

 

доходы от внешнеэкономической деятельности

5011,0

5011,0

-

 

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

693,0

348,0

302,1

 

платежи при пользовании природными ресурсами

279,4

245,1

34,2

 

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

178,5

134,7

40,8

 

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

244,7

106,3

138,4

 

безвозмездные поступления

113,0

51,1

1576,6

 

Расходы - всего

25290,9

13342,9

8806,6

 

      из них на:

 

 

 

 

общегосударственные вопросы

1525,9

850,7

546,0

 

- обслуживание государственного и муниципального  долга

440,7

360,3

91,2

 

национальную оборону

2105,5

2103,6

4,4

 

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2159,3

2061,6

106,6

 

национальную экономику

3281,7

1849,3

1730,4

 

      из нее на:

 

 

 

 

топливно-энергетический комплекс

50,8

19,5

35,6

 

сельское хозяйство и рыболовство

361,3

219,7

297,1

 

транспорт

545,2

258,4

297,1

 

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

1172,3

504,5

731,2

 

связь и информатику

94,2

41,9

54,2

 

прикладные научные исследования в области 
национальной экономики

266,3

265,3

0,9

 

другие вопросы в области национальной экономики

591,8

399,4

216,3

 

жилищно-коммунальное хозяйство

1052,7

177,5

901,8

 

социально-культурные мероприятия

14678,0

5247,5

5396,6

 

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

-

668,1

4,9

 

Дефицит

848,2

323,0

641,5

 

 

 

21 ноября 2014 года Государственной думой был принят Закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и одобрен Советом федерации 26 ноября 2014 года.

3 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин подписал этот федеральный закон.

Этот закон основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основных направлениях налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, государственных программах Российской Федерации.

Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год определены исходя из прогнозируемого объема  ВВП в размере 77 498,0 млрд. руб. и уровня инфляции, не превышающего 5,5%. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составляет 15 082,4 млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета - 344,3 млрд. руб., объем расходов - 15 513,1 млрд. руб. Дефицит федерального бюджета определен вобъеме 430,7 млрд. руб.

Федеральным законом также утверждаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, программы государственных внешних и внутренних заимствований России на 2015 год и государственных гарантий на 2015 год, определяются особенности администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, особенности исполнения федерального бюджета в 2015 году и списания отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом.

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым документом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает основным инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика государства.

Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса. А также осуществляет состав доходов и расходов, а также источников покрытия его дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод,  бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Библиографический список.

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 560с.
  2. Амосов, А.И. Экономическая и социальная эволюция России: Учебник – М.: ИЭ РАН,2008г. – 458с.
  3. Аносов, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М.:Юрайт, 2013. – 521 с.
  4. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. – М.:ДиС,2012.- 208 с.
  5. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело,2008 – 472 с.
  6. Козлова, Е.И. Экономическая теория:Макроэкономический аспект [Текст]: учебное пособие / Е.И. Козлова,М.А. Новак – Липецк: Издательство ЛГТУ, 2010. – 154 с.
  7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 384 с
  8. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: учебное пособие/ Т. Ю. Матвеева. – М.:ГУ ВШЭ, 2012. – 512с.
  9. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2013г, [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.gks.ru
  10. Основные направления совершенствования бюджетного планирования в http://www.budget.gov.ru
  11. Выполнение бюджета РФ за 2000-2005 гг., [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.budgetrf.ru
  12. Прогнозирование и планирование бюджета РФ, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 100.99K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
23.01.15 в 21:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе