Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора

Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора [10.05.14]

Тема: Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.08K | Скачано: 227 | Добавлен 10.05.14 в 10:42 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора 3

2. Тестовое задание 7

3. Практическая ситуация 9

Список использованной литературы 11

 

1. Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека-оператора

Безопасность деятельности человека на производстве обеспечивается разработкой мер защиты от опасностей в системе «человек – машина – производственная среда». Любая деятельность подразумевает ряд обязательных психических процессов и функций, которые обеспечивают достижение необходимого результата, важнейшие из которых – внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, общение.

Психология безопасности изучает психологические, то есть зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них. [4, с.169]

Для современного промышленного производства типичной, наиболее распространенной формой трудовой деятельности становится операторский труд.

Человек-оператор - это человек, осуществляющий трудовую деятельность во взаимодействии с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления.

Успех дистанционного управления может быть достигнут в том случае, когда в конструкции учтены психические особенности и психофизические возможности человека-оператора. При этом немаловажным является проектирование рабочего места оператора.

Огромную роль в овладении специальностью играет комплекс психофизиологических качеств человека, и в первую очередь таких, как функции слухового, зрительного анализаторов, оперативная и долговременная память, степень концентрации и переключаемости внимания, эмоционально-волевые качества, психомоторная реакция, нервно-психическая устойчивость и некоторые другие факторы.

Оператор выполняет различные задачи:

Изучение условий труда, влияющих на его производительность, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. На скорость переработки информации человеком влияет множество различных факторов. Например, уровень работоспособности, состояние человека, степень его тренированности, характер мотивации, интересов, степень адаптации к разнообразным условиям среды и т. д. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряженных моментов в работе и пауз для отдыха, отношения с товарищами по работе - все это, как и многие другие факторы, имеет прямое отношение к производительности труда. Они создают то, что можно назвать общим настроем человека на работу, и этим облегчают или затрудняют проявление трудовых усилий.

Комфортные условия обеспечивают оптимальный уровень деятельности. Неблагоприятные условия затрудняют процесс труда и могут негативно сказаться на здоровье человека. Вредные условия труда являются основой потерь трудоспособности и определенных функций организма.

Безопасные - допускают определенный риск проявления неблагоприятных факторов. Угрожающие - требуют определенных усилий в преодолении действия негативных факторов. Опасные способствуют проявлению шокового состояния, профессиональных заболеваний, психических и физических травм.

Наиболее неблагоприятными факторами труда являются напряжение зрения, длительно фиксированная рабочая поза, дефицит физической нагрузки, монотонность, длительность сосредоточенного наблюдения, что создает функциональный дискомфорт у работника и позволяет отнести труд оператора к категории труда с выраженным психологическим давлением.

Для профилактики зрительного утомления во время перерывов рекомендуется проводить комплексы специальных упражнений зрительной гимнастики.

В целях компенсации недостатка физической нагрузки следует специальное внимание обратить на физкультурно-оздоровительную работу среди операторов, активизировать занятия в спортивных секциях, участие в лыжных и туристических прогулках.

Однообразие информационной нагрузоки и полное отсутствие творческого компонента в работе должны быть компенсированы организованным досугом в послерабочее время, выходные дни путем организации вечеров отдыха при активнейшем участии самих работников. 

Для повышения эффективности труда и в целях борьбы с утомлением рекомендуется использование музыки в процессе рабочего дня. Значение психологического эффекта музыки заключается в ее способности повышать сосредоточенностъ в работе, уменьшая посторонние, отвлекающие разговоры, снижать ощущение монотонии (сонливость, скуку), повышать чувствительность зрительного анализатора.

В целом, следование этим рекомендация послужит оптимизации нервно-психического и психосоматического здоровья, предупреждая развитие профессиональных стрессов и невротических реакций, а также сделают условия труда более комфортными, а сам труд более эффективным.[6]

Для оптимального функционирования системы «человек – машина» необходимо учитывать:

 

2. Контрольные тестовые задания

1. Для нейтрализации СДЯВ на одежде используются:

1) устройства водяных завес;

2) способы кипячения и обработка паром;

3) способы обработки поверхностно-активными веществами;

4) способы нанесения «локализующих пленок».

Правильный ответ: 2.

При кипячении сильнодействующие ядовитые вещества растворяются и постепенно подвергаются гидролизу, в результате чего образуются нетоксичные вещества.

 

2. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:

1) смоделировать процесс их возникновения и развития;

2)предусмотреть место возникновения и масштаб на объектах экономики;

3) оценить возможные поражающие факторы;

4) определить возможные масштабы последствий.

Правильный ответ: 1, 2, 3,4.

Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо смоделировать процесс их вознокновения, учитывая всевозможные причины и дальнейшее развитие; предусмотреть место, где может возникнуть ЧС, и какой экономический ущерб она понесет; оценить возможные поражающие факторы; определить возможный масштаб распространения последствий ЧС.

 

3. Необеспечение работодателем нормальных микроклиматических условий можно отнести к следующей группе причин возникновения несчастных случаев:

1) техническим;

2) санитарно-гигиеническим;

3) организационным;

4) психологическим.

Правильный ответ: 2, 4.

Необходимым условием эффективной производственной деятельности человека и предупреждением заболеваний является обеспечение нормального микроклимата. При благоприятных условиях человек находится в состоянии теплового комфорта. Из-за нарушения санитарно-гигиенических норм, психологическое состояние человека дестабилизируется, и он начинает меньше внимания уделять работе, что может привести к несчастному случаю.

 

3. Практическая ситуация

Устройство и правила поведения людей в убежище, в укрытии.

Убежище гражданской обороны — специальное сооружение, предназначенное для защиты людей от оружия массового поражения.

Население укрывается в защитных сооружениях в случае аварии на АЭС, химическом предприятии, при стихийных бедствиях (смерч, ураган) и возникновении военных конфликтов. С собой необходимо взять: средства индивидуальной защиты, документы на всех членов семьи (паспорта, военные билеты, дипломы, свидетельства о рождении детей и др.), запасы продуктов питания в виде сухого пайка (на 2-3 суток) и воды (1,5-2 литра на каждого члена семьи). Упакованные вещи надо сложить в сумку, указав на бирке адрес и фамилию владельца. Следует выключить газ, воду, освещение и следовать к месту. [ 4, стр. 148]

 Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему. Чтобы не допустить скопления людей в одном месте и разделить потоки, на путях движения обычно, назначают, несколько, маршрутов, расчищают территорию, освобождают от всего, что может служить помехой.

Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать месторасположение закрепленного сооружения и пути подхода к нему.

В убежище лучше всего размещать людей группами – по бригадам, учреждениям, домам, улицам, обозначив соответствующие места указками. В каждой группе назначают старшего. Тех, кто прибыл с детьми, размещают в отдельных отсеках или в специально отведенных местах. Престарелых и больных стараются устроить поближе к воздухо-разводящим вентиляционным трубам. После заполнения убежища по распоряжению командира группы личный состав звена закрывает защитно-герметические двери, ставни аварийных выходов. Опоздавшие заполняют убежище через специальный шлюз-тамбур.

В защитных сооружениях ежедневно дважды проводится уборка помещений силами укрываемых по распоряжению старших групп. Обслуживание оборудования и уборка технических помещений проводится силами звена обслуживания убежища.

Укрываемые в убежище обязаны:

- выполнять правила внутреннего распорядка, все распоряжения личного состава звена обслуживания убежища;

- содержать в готовности средства индивидуальной защиты;

- соблюдать спокойствие, пресекать случаи паники и нарушений общественного порядка;

- соблюдать правила техники безопасности;

- оказывать помощь группе обслуживания при ликвидации аварий и устранении повреждений;

- поддерживать чистоту в помещениях.

Укрываемым в защитных сооружениях запрещается:

- курить и употреблять спиртные напитки;

- приводить (приносить) в сооружение домашних животных;

- приносить легковоспламеняющиеся вещества, взрывоопасные и имеющие сильный или резкий запах вещества, громоздкие вещи;

- шуметь, громко разговаривать, ходить без особой надобности, открывать двери и выходить из сооружения;

- применять источники освещения с открытым огнем.

В убежищах рекомендуется проводить беседы, чтение вслух, слушать радиопередачи, разрешается играть в тихие игры (шашки, шахматы и др.).

Выход из убежищ производится только с разрешения(коменданта (старшего) после выяснения обстановки (радиационной, химической, биологической и пожарной). [ 1, раздел 6.1]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. / Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт.гос.техн.ун-т, БТИ, - Бийск, 2006. - 336с.
  2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды.  Белов С.В.  
  3. Безопасность жизнедеятельности. Сычев Ю.Н.  Учебно-методический комплекс.
  4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2008.– 304с.
  5. Охрана труда. Девисилов В.А.
  6. Психологическая характеристика труда операторов-микроманипуляторов в связи с задачами гигиены и профилактики/ к.п.н. Н.Г. Полянская. – Ленинград, 1985. – 169с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 26.08K
Скачано: 227
Скачать бесплатно
10.05.14 в 10:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе