Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Технические и организационные принципы обеспечения БЖ

Технические и организационные принципы обеспечения БЖ [06.02.12]

Тема: Технические и организационные принципы обеспечения БЖ

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.71K | Скачано: 241 | Добавлен 06.02.12 в 09:30 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


Содержание

Введение 3

1. Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Содержание принципов. Примеры реализации. 4

2. Тесты 10

3. Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известных Вам из жизненной практики события, раскрывающие содержание аксиомы о потенциальной опасности. 13

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и другого характера. Безопасность жизнедеятельности - это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Принципы безопасности жизнедеятельности – это основные направления деятельности, элементарные составляющие процесса обеспечения безопасности.

Теоретическое и познавательное значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях окружающего мира и, следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий. Принципы БЖД позволяют находить оптимальные решения защиты от опасностей на основе сравнительного анализа конкурирующих вариантов. Они отражают многообразие путей и методов обеспечения безопасности в системе «Человек - среда обитания», включающее как чисто организационные мероприятия, конкретные технические решения, так и обеспечение адекватного управления, гарантирующего устойчивость системы, а также некоторые методологические положения, обозначающие направление поиска решений.

В связи с интенсивным развитием производства и использования природных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса, опасность окружающей и производственной среды возросла в несколько раз. Поэтому изучение различных принципов организации безопасности современно и значимо для всех жителей планеты

 

1. Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Содержание принципов. Примеры реализации.

Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон: первой - субъекта, который выступает источником и носителем опасности; второй - объекта, на который направлена опасность или угроза.

Источники опасностей и объекты защиты многообразны и по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение. Объектом защиты от опасностей может быть каждый компонент окружающей нас среды [3, с.15].

При обеспечении безопасности жизнедеятельности необходимо использовать ряд принципов, среди которых ведущими являются технические и организационные.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Среди них можно выделить следующие: принцип защиты расстоянием, принцип прочности, принцип слабого звена, принцип экранирования и др. [3, с.17].

Принцип защиты расстоянием – заключается в установлении такого расстояния между источником опасности и человеком, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Этот принцип основан на том, что действие опасных и вредных факторов ослабевает или полностью исчезает в зависимости от расстояния. Примерами реализации данного принципа являются

Санитарно-защитные зоны необходимы для защиты жилых построек, расположенных вблизи промышленных зон, от вредных веществ, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, статического электричества, ионизирующих излучений и т.п. [7].

Естественная зависимость безопасности от прочности воплотилась в принципе прочности. Идея этого принципа проста: чем прочнее, тем безопаснее (в границах технической и экономической целесообразности).

Принцип прочности заключается в том, что в целях повышения уровня безопасности усиливают способности материалов, конструкций и их элементов сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям при различных воздействиях. Здесь можно выделить строительство сейсмостойких зданий, мостов, телебашен в зонах, подверженных землетрясениям, и др.

Для реализации этого принципа используется коэффициент запаса прочности, представляющий собой отношение величины нагрузки, вызывающей недопустимые деформации или разрушения, к величине допускаемой нагрузки. Численные значения коэффициентов запаса прочности устанавливают с учетом характера действующих усилий и напряжений, свойств материалов и других факторов. Они регламентируются соответствующими правилами и принимаются во внимание при проектировании и эксплуатации сооружений, машин, механизмов, различного оборудования. Коэффициент запаса прочности имеет пределы. Значения коэффициентов зависят от конкретных условий.

В процессе работы под влиянием всевозможных факторов прочность конструкций может уменьшаться, что приведет к снижению фактической величины коэффициента запаса прочности. Поэтому конструкции, для которых правилами установлены коэффициенты запаса прочности, должны периодически проверяться. Сроки проверки регламентируются нормативными документами [7].

Принцип слабого звена широко используется в технике для защиты от опасностей в случае разрушения конструкций и устройств. Создавая ослабленные элементы, которые разрушаются при определенных предварительно рассчитанных факторах, можно обеспечить сохранность конструкций и устройств в целом, а также безопасность персонала.

В качестве слабого звена, защищающего прочные элементы от неминуемого разрушения в экстремальных условиях их работы, используют:

Принцип слабого звена используется при устройстве молниеотводов, защитного заземления, для защиты от электрического тока и других опасностей [4, с.163].

Принцип экранирования заключается в том, что между источником опасности и человеком устанавливается преграда, гарантирующая защиту от опасности (от вредных излучений, шума, механических воздействий и пр.) Например, для снижения вредного для здоровья человека шума могут применяться вкладыш и противошумные наушники, шлемы. Звукопоглощение достигается применением звукопоглощающих облицовок, установкой штучных поглотителей. В целях защиты от тепловых лучей применяются экраны, которые могут быть изготовлены из листового алюминия, белой жести, асбестовых щитов, огнеупорного кирпича или могут представлять собой сварные конструкции, охлаждаемые водой. Экранирование применяется также при защите от вредных для здоровья людей радиационного и рентгеновского излучения. Для этого создаются стационарные защитные ограждения, специальные стены и перекрытия. К передвижным защитным экранным устройствам относятся различного рода ширмы, экраны, тубусы и диафрагмы, ограничивающие пучок излучения. Лучшими материалами для защиты от рентгеновского излучения являются экраны с использованием свинца, ртути. Широко используются железо, просвинцованное стекло, бетон.

К организационным принципам относятся реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности [3, с.17]. Здесь можно выделить: принцип защиты временем, принцип информации, принцип нормирования, принцип несовместимости, принцип эргономичности.

Принцип защиты временем основан на сокращении до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях вредных воздействий (ионизирующее излучение, шум и т.п.). На основании данного принципа для работников вредных производств устанавливаются продолжительность рабочего дня, производственный стаж, дополнительные отпуска и другие льготы [5, с.350].

«Защита временем» уменьшает риск повреждения здоровья работающего, но не изменяет класс условий его труда.

Принцип информации состоит в отображении в той или иной форме свойств объективной реальности, необходимых для принятия решений, направленных на обеспечение безопасности. К нему относятся различные виды и формы обучения по безопасности труда, нормативная документация, предупреждающие плакаты, знаки безопасности, ведение статистического учета производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и т.д. [4, с.164].

Принцип нормирования состоит в регламентации условий, соблюдение которых обеспечит заданный уровень безопасности, например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски тяжестей, продолжительность рабочего времени и др. [4, с.165]. Необходимость нормирования обусловливается тем, что достичь абсолютной безопасности практически невозможно. Нормы являются исходными данными для расчета и организации мероприятий по обеспечению безопасности. При нормировании учитываются психофизиологические характеристики человека, а также технические и экономические возможности обеспечения безопасности. Лимитирующим показателем при нормировании вредных факторов является отсутствие патологических изменений в состоянии здоровья человека.

Принцип несовместимости заключается в пространственном и временном разделении объектов реального мира (веществ, материалов, оборудования, помещений, людей), основанном на учете природы их взаимодействия с позиций безопасности. Такое разделение преследует цель исключить возникновение опасных ситуаций, порождаемых взаимодействием объектов. Этот принцип весьма распространен в различных областях техники [4, с.164]. Можно выделить некоторые примеры использования принципа несовместимости:

Хранить совместно разрешается только вещества, входящие в определенную группу. Кроме того, каждое из веществ VII группы должно храниться изолированно.

Во взрывопожароопасных помещениях не допускается устройство подвальных и цокольных помещений, так как они могут оказаться местом скопления ядовитых и взрывоопасных газов и паров. В остальных случаях устройство таких помещений должно быть обосновано. Производственные здания не должны иметь чердаков [7].

Принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека:

В структуре общей теории безопасности принципы играют значительную роль и дают целостное представление о связях в рассматриваемой области знания. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

 

2. Тесты

1. Укажите наиболее важные факторы, учитываемые в настоящее время при организации рабочих мест:

1. Рельеф местности

2. Рабочая поза

3. Климатические условия

4. Особенности геологических структур местности с учетом факторов геопатогенности в местах расположения производственных зданий и рабочих помещений

Объясните ответ.

Ответ: 2, 3.

Условия труда характеризуются системой факторов, определяющих работоспособность человека, затраты, результаты труда. Наиболее важными являются производственно-экологические факторы (климатические условия - температура воздуха, влажность, освещенность) и организационно-технические факторы (рабочая поза, темп труда).

2. При работе с компьютером могут возникнуть профессиональные заболевания:

1. ОРЗ

2. Синдром стресса оператора дисплея

3. Ревматизм

4. Болезни сердечнососудистой системы

Укажите другие проф. заболевания, связанные с работой компьютера.

Ответ. 2, 4.

1. Термин ОРЗ (острые респираторные заболевания) объединяет группу инфекционных заболеваний верхних дыхательных путей, передающихся воздушно-капельным путем.

2. Если происходят аппаратные или программные отказы компьютерной техники, возникает состояние, которое называется синдромом стресса оператора дисплея или синдром компьютерного стресса, который сопровождается головной болью, воспалением глаз, аллергией, раздражительностью, вялостью и депрессией.

3. Ревматизм - общее заболевание инфекционно-аллергического характера, при котором поражается соединительная ткань, главным образом сердечнососудистой системы, а также суставы, внутренние органы, центральная нервная система. Заболевание развивается на фоне стрептококковой инфекции.

4. Работа за компьютером является сидячей и малоподвижной. Следствиями гиподинамии могут стать излишний вес, сердечнососудистые заболевания, повышенное артериальное давление, атеросклероз.

Продолжительное нахождение перед монитором компьютера связано с длительным статическим напряжением шейных и спинных отделов позвоночника и также глаз. При этом развиваются такие тяжёлые заболевания как близорукость, астигматизм, светобоязнь, заболевания органов малого таза, анемия, мигрени (хронические головные боли), заболевания центральной нервной системы, заболевания мелких суставов и сухожильных сумок рук.

3. В шторм судно получило пробоину (взрыв в машинном отделении) погибло 20 человек. Расцените ситуацию:

1. Авария.

2. Катастрофа.

3. Стихийное бедствие.

Объясните ответ.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на земле и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потере здоровья людей.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

В соответствии со всем вышесказанным правильный ответ 2.

4. В результате аварии на производстве пострадавший получил множественные повреждения. В какой последовательности необходимо оказать первую медицинскую помощь?

1. Остановка кровотечения.

2. Восстановление легочной вентиляции (т.е. дыхательной деятельности).

3. Восстановление сердечной деятельности.

Отметьте последовательность цифрами 1,2,3. Объясните ответ.

Ответ: 1, 2, 3.

Первая помощь – это комплекс экстренных мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу [6].

Первую медицинскую помощь следует оказывать в такой последовательности: остановить кровотечение, угрожающее жизни; если отсутствует дыхание - приступить к искусственному дыханию; если не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца; обработать раны и наложить повязку, при переломах костей наложить шину.

Во всех случаях при остановке дыхания и сердцебиения следует немедленно начать искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца, так как по истечении 3 – 5 минут наступает смерть пострадавшего.

 

3. Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известных Вам из жизненной практики события, раскрывающие содержание аксиомы о потенциальной опасности.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является «аксиома о потенциальной опасности». Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность – это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов [3, с.58].

Потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере проявления опасностей. Проанализировав весь перечень негативных факторов можно привести несколько примеров, раскрывающих содержание аксиомы «О потенциальной опасности»:

Для всех без исключения жильцов первых этажей многоквартирных домов купить решетки — значит обеспечить себе и своей семье полную безопасность. Однако многие забывают, что столь полное изолирование помещений является если не нарушением правил пожарной безопасности, то, на практике, существенно осложнит выход из квартиры в случае возникновения чрезвычайной ситуации вроде пожара или землетрясения.

На совесть установленные решетки представляют собой препятствие не только для грабителей и прочих злоумышленников, но и для хозяев жилья. Точно так же, как невозможно демонтировать решетку со стороны фасада — нет шансов быстро убрать ее с окна и изнутри комнат дома. Монолитные конструкции, таким образом, несут в себе потенциал опасности, о котором люди просто не задумываются.

Также можно привести следующий пример:

5.12.2009г. Юбилейная вечеринка в ночном клубе в историческом центре Перми закончилась трагедией: крупный пожар, по данным МЧС РФ, унес жизни 102 человек, 134 ранены. Очевидцы трагедии находятся в шоковом состоянии и вспоминают, как после возгорания фейерверка начался сильнейший пожар.

При срабатывании фейерверка возникают различные факторы, которые несут в себе потенциальную опасность для окружающих. Основными опасными факторами являются:

1. Пламя или высокотемпературная струя продуктов сгорания. Опасность заключается в возможности загорания легковоспламеняющихся веществ, находящихся рядом с фейерверком.

2. Горящие элементы изделий (пиротехнические таблетки, искры, шлаки). Опасность возникает при работе римских свечей, салютов и других изделий, эффект от которых достигается разбрасыванием на высоте ярко горящих разноцветных звездочек. Если, например, расположить римскую свечу или салют не вертикально, а под углом, то горящие звездочки могут упасть на землю. У некачественных бенгальских свечей иногда отваливаются раскаленные шлаки.

3. Движущееся за счет начальной скорости выброса или под действием реактивной силы изделие или его элементы. Опасность заключается в травмировании зрителей или нанесении материального ущерба при столкновении с изделием или его элементами.

4. Состав продуктов сгорания. Пиротехнические составы являются многокомпонентными смесями, которые могут образовать при горении вредные для здоровья при большой концентрации вещества. В связи с этим большая часть фейерверков разрешается к применению только на открытом воздухе.

5. Звуковое давление. Очень большая громкость при разрыве фейерверков может вызвать у многих зрителей ощущение дискомфорта или травмировать слуховой аппарат. В непосредственной близи от пусковых мортир большого калибра звуковое давление может травмировать незащищенные барабанные перепонки.

По потенциальной опасности все пиротехнические изделия разбиты на V классов. В свободную продажу населению допускаются фейерверки только не выше III класса опасности. Радиус опасной зоны составляет:

I класс — не более 0,5 метров: это в основном фейерверки для помещений — хлопушки, бенгальские свечи, настольные фонтаны

II класс — не более 5 метров: большинство фонтанов, петарды, наземные фейерверки

III класс — не более 20 метров: салюты, ракеты, фестивальные шары

К IV классу относятся изделия, у которых радиус опасной зоны хотя бы по одному из вышеперечисленных опасных факторов составляет более 20 метров — это профессиональные фейерверки, обращение с которыми требует специальной подготовки.

К V классу относятся все остальные пиротехнические изделия, опасные факторы и опасные зоны которых определяются специальными условиями.

 

Заключение

Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внутренних и опасных факторов. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, никогда не потеряют актуальность.

Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности, способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

 

Список литературы

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 476с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С.В. Белова. 7-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – 616с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 304с.
  4. Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб. пособие для вузов / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева; под. общ. ред. А.В. Фролова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 750с.
  5. Халилов, Ш.А., Маликов, А.Н., Гневанов, В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. Ш.А. Халилова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 576с.
  6. «Российская газета» №5371 (292) 25.12.2010г. – Оказание первой помощи пострадавшим. Практическое пособие от МЧС России.
  7. http://bzhde.ru/category/obespechenie-bezopasnosti/ - Энциклопедия безопасности жизнедеятельности

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.71K
Скачано: 241
Скачать бесплатно
06.02.12 в 09:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе