Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности [07.12.12]

Тема: Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.91K | Скачано: 208 | Добавлен 07.12.12 в 20:40 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Содержание принципов. Примеры реализации. 5

1.1. Общие сведения. 5

1.2. Содержание технических принципов и примеры их реализации. 5

1.3. Содержание организационных принципов и примеры их реализации. 7

2. Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известные из жизненной практики события, раскрывающие содержание аксиомы о потенциальной опасности. 9

3. Тесты.. 12

3.1. Тест № 1. 12

3.2. Тест № 2. 12

3.3. Тест № 3. 13

3.4. Тест № 4. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

 

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности направлена на обеспечение благоприятных условий жизни людей, их деятельности, защиту человека и окружающей его среды от воздействия внешних, внутренних и опасных факторов. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности, никогда не потеряют актуальность.

В связи с интенсивным развитием производства и использования природных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса, опасность окружающей и производственной среды возросла в несколько раз. Поэтому изучение различных принципов организации безопасности современно и значимо для всех жителей планеты.

Целью данной работы является детальный анализ технических и организационных принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности.

При воплощении поставленной цели нужно решить ряд задач. В число задач входят такие, как общая характеристика технических и организационных принципов, рассмотрение содержания данных принципов, а также примеры реализации каждого из принципов.

Предметом изучения в данной работе является обеспечение безопасности жизнедеятельности. Объектом изучения будет природная, производственная, городская и бытовая среда, которая представляет опасность для людей. Субъектом исследования являются принципы, направленные на  обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

Выбор принципов зависит от конкретных условий деятельности, уровня безопасности, стоимости и других критериев. По признаку реализации принципы были условно разделены на четыре класса: ориентирующие, технические, управленческие и организационные. В данной работе будут рассмотрены два из них – технические и организационные.

При рассмотрении данной темы будут использованы такие понятия, как технические принципы и организационные принципы. Дадим определение каждому из них:

Итак, поставив цель и задачи изучения, определив предмет, объект и субъект исследования, изучив историческую справку и выделив необходимые понятия, я показала актуальность темы и необходимость ее изучения.

Теперь необходимо дать детальный анализ поставленных вопросов, который позволит реализовать задачи и достичь цели.

 

1.Технические и организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Содержание принципов. Примеры реализации.

1.1. Общие сведения

При обеспечении безопасности жизнедеятельности необходимо использовать ряд принципов, среди которых ведущими являются технические и организационные.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей[1, с.17]. Группа технических принципов включает в себя:

Под организационными принципами понимают реализующие в целях безопасности положения научной организации деятельности[5, c. 41].Здесь можно выделить:

Таким образом были рассмотрены общие положения о принципах обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Теперь необходимо подробно рассмотреть содержание каждого из принципов, а также примеры их реализации[5,с. 28].

 

1.2. Содержание технических принципов и примеры их реализации

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Рассмотрим подробное содержание и примеры реализации каждого из них:

1.Принцип защиты расстоянием заключается в установлении такого расстояния между источником опасности и человеком, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности. Чтобы избежать распространения пожара, здания, сооружения и другие объекты располагают на определённом расстоянии друг от друга. Эти расстояния называются противопожарными;

2.Принцип прочности состоит в том, что в целях повышения уровня безопасности усиливают способности материалов, конструкций и их элементов сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям от механических воздействий. Сюда можно отнести строительство сейсмостойкости зданий, мостов, телебашен в зонах подверженным землетрясениям;

3.Принцип слабого звена состоит в применении в целях безопасности ослабленности элементов, конструкций или специальных устройств, которые разрушаются или срабатывают при определенных предварительно рассчитанных значениях факторов, обеспечивая сохранность производственных объектов и безопасность персонала (мембраны, клапаны, плавкие предохранители, защитное заземление и пр.)

4.Принцип экранирования  заключается в том, что между источником опасности и человеком устанавливается преграда, гарантирующая защиту от опасности (от вредных излучений, шума, механических воздействий и пр.)[5, c 34-47]. Например: для снижения вредного для здоровья человека шума могут применяться вкладыш и противошумные, наушники, шлемы. Звукопоглощение достигается применением звукопоглощающих облицовок, установкой штучных поглотителей. В целях защиты от тепловых лучей применяются экраны, которые могут быть изготовлены из листового алюминия, белой жести, альфоля, асбестовых щитов, огнеупорного кирпича или могут представлять собой сварные конструкции, охлаждаемые водой. Экранирование применяется также при защите от вредных для здоровья людей радиационного и рентгеновского излучения. Для этого создаются стационарные защитные ограждения, специальные стены и перекрытия. К передвижным защитным экранным устройствам относятся различного рода ширмы, экраны, тубусы и диафрагмы, ограничивающие пучок излучения. Лучшими материалами для защиты от рентгеновского излучения являются экраны с использованием свинца, ртути. Широко используются железо, просвинцованное стекло, бетон[1, с.17].

Итак, в данном пункте были изучены такие технические принципы, как принцип защиты расстоянием, принцип прочности, принцип слабого звена, принцип экранирования, а также приведены примеры их реализации.

После этого необходимо рассмотреть организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также рассмотреть примеры их реализации.

 

1.3. Содержание организационных принципов и примеры их реализации

К организационным принципам относится использование научной организации труда для обеспечения безопасности. Здесь можно выделить принцип защиты временем, принцип нормирования, принцип несовместимости, принцип эргономичности, принцип подбора кадров и т.д.

1. Принцип защиты временем основан на сокращении до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях вредных воздействий (ионизирующее излучение, шум и т.п.). На основании данного принципа для работников вредных производств устанавливаются продолжительность рабочего дня, производственный стаж, дополнительные отпуска и другие льготы [3, с.350].

2. Принцип несовместимости заключается в пространственном и временном разделении (материалов, веществ, оборудования от помещений людей) с целью обеспечения безопасности (зонирование территорий, где хранятся опасные вещества, производственных помещений с опасными работами). В таких зонах запрещено курить из-за огнеопасности или взрывоопасности[2, с.164].

3. Принцип эргономичности состоит в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека:

- антропометрические требования сводятся к учету размеров и позы человека при проектировании оборудования, рабочих мест, мебели, одежды, СИЗ и др.

- психофизические требования устанавливают соответствие свойств объектов особенностям функционирования органов чувств человека.

- психологические требования определяют соответствие объектов психическим особенностям человека [4].

4. Принцип нормирования - установление параметров, соблюдение которых обеспечит защиту человека от опасностей, например, предельно допустимые концентрации (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски тяжестей, продолжительность рабочего времени и др.[2, с.165].Необходимость нормирования обусловливается тем, что достичь абсолютной безопасности практически невозможно. Нормы являются исходными данными для расчета и организации мероприятий по обеспечению безопасности. При нормировании учитываются психофизиологические характеристики человека, а также технические и экономические возможности обеспечения безопасности. Лимитирующим показателем при нормировании вредных факторов является отсутствие патологических изменений в состоянии здоровья человека[4].

Таким образом, мною были изучены организационные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Кроме того, были рассмотрены примеры реализации данных принципов.

 

2. Опишите и проанализируйте 1-2 хорошо известные из жизненной практики события, раскрывающие содержание аксиомы о потенциальной опасности.

Одним из главных понятий безопасности жизнедеятельности является «аксиома о потенциальной опасности». Анализ общественной практической деятельности дает основание для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна.

Потенциальная опасность – это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов [1, с.58].

Пример из жизненной практики:

В Перми, в ночь с пятницы на субботу, 5 декабря, в ночном клубе "Хромая лошадь" произошла трагедия.

Около 11 ночи (по московскому времени) кто-то из отдыхающих на дне рождении клуба решил поджечь фейерверк прямо в помещении. Как сообщают очевидцы, при запуске фейерверка загорелся потолок клуба. Всего на пожаре в кафе «Хромая лошадь» погибло 111 человек, 121 человек травмирован.

Пожару была присвоена третья категория сложности. Причиной гибели большинства людей, оказавшихся в этот злополучный вечер в клубе, стали не ожоги, а именно отравление газом. Скопление дыма, образовавшегося при горении отделки, было настолько токсично, что люди, даже вырвавшиеся на улицу, не получившие серьезных ожогов, умирали, после нескольких вдохов этого дыма. Материалы, убившие посетителей хромой лошади ядовиты не только при горении, но и при ежедневном использовании.

Системы противодымной защиты, регламентированной ст. 56 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, не было. Люди оказались заперты в ловушке, потому что из-за незаконной реконструкции здания пути эвакуации были перекрыты.

Пожар возник в результате рекламируемого по всему городу применения пиротехники с дистанционным приводом. Пункт 50 "Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) предусматривает, что в помещениях с пребыванием более 50 человек запрещается: применять хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару. В результате «эффектного шоу» огонь распространился на подвесной потолок. Открытые окна и дверь, создали воздушную тягу усиливающую горение. Основная часть людей так и не смогла покинуть клуб, так как выключился свет, началась давка и паника, а единственный выход, путь к спасению, был по очень узкой и винтовой лестнице.

Последствия трагедии оказались катастрофичными не только для погибших и пострадавших, но и для живых. По данным пермских властей, в результате пожара 59 детей стали сиротами, 15 из них – круглыми, потеряв обоих родителей.

Пятые сутки после трагедии в Перми оказались наиболее критичными для обгоревших на пожаре и отравившихся дымом людей. Главная особенность – у всех, помимо внешних ожогов тела, поражены дыхательные пути. Внешние ожоги при нынешнем уровне развития медицины – все же лечатся и больших проблем не доставляют, хотя у некоторых пациентов они довольно тяжелые и по площади, и по глубине поражения огнем. У людей были поражены не только дыхательные пути и легкие, но и мозг, который перестал снабжаться достаточным количеством кислорода. И как раз на четвертые-пятые сутки все эти явления максимально себя проявляют, начинают умирать клетки и т.д. Плюс к этому - ожоги внешних тканей, в которых тоже интоксикация максимально развивается на пятые сутки. Все это нарастает лавинообразно.

Методы и средства для предотвращения снижения уровня риска в данной ситуации должны заключаться в следующем:

  1. Для фейерверка в помещении очень важно учитывать размеры помещения, высоту потолков, наличия вентиляции и количество людей. В помещениях с пребыванием более 50 человек запрещается: применять хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты.
  2. Стены помещения должны быть обработаны раствором против воспламенения, а для отделки помещений должны использоваться безопасные строительные материалы.
  3. Пути эвакуациидолжны соответствовать требованиям пожарной безопасности (двери оказались слишком узкими).
  4. Наличие системы противодымной защиты.
  5. Подготовленность персонала к тушению пожаров и действиям при чрезвычайных ситуациях.
  6. Количество человек не должно превышать цифру по мерам безопасности (в здании собралось около 300 человек (считая персонал), несмотря на то, что, согласно официальным документам, клуб был рассчитан на 50 посадочных мест).

Такой трагедии можно было бы избежать, если бы помещение и действия людей соответствовали нормам безопасности.

А многие люди остались бы в живых, но из-за медлительной реакции пожарных и скорой медицинской помощи их не успели спасти.

 

3.Тесты

3.1. Тест № 1

Освещенность на поверхности рабочего стола в зоне размещения документа не должна быть:

  1. Более 500 ЛК.
  2. Более 300 ЛК.
  3. Менее 400 ЛК.
  4. Менее 500 ЛК.

Поясните ответ. Укажите, какие показатели применяются при измерении естественного освещения внутри помещений.

Ответ: 1). Согласно п.6.3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 ЛК. При измерении естественного освещения внутри помещений используются такие показатели, как коэффициент естественной освещенности, освещенность рабочей поверхности, показатель ослепленности, коэффициент пульсации освещенности, показатель отраженной блескости [6].

 

3.2. Тест № 2

Основным поражающим фактором при взрыве ВВ конденсированного типа (гексоген, динамит и др.) является:

  1. Воздушная ударная волна.
  2. Химическое поражение.
  3. Тепловое поражение.
  4. Сочетание указанных факторов.

Каковы особенности и последствия воздействия на человека поражающих факторов при взрыве?

Ответ: 1) Воздушная ударная волна. При взрывах на объектах люди поражаются непосредственно воздушной ударной волной, осколками остекления и обломками зданий, получивших полные и сильные разрушения, значительная часть людей может оказаться в завалах.

От действия ударной волны при взрыве незащищенные люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузии), поражения средней тяжести (потеря сознания, повреждение органов слуха, сильные вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей), тяжелые травмы. Световое излучение вызывает ожоги кожи, поражение органов зрения людей и возгорание горючих материалов и объектов. Под влиянием проникающей радиации в организме человека возникают биологические процессы, приводящие к нарушению жизненных функций отдельных органов и развитию лучевой болезни [7].

 

3.3. Тест № 3

Готовность человека к успешным действиям в условиях аварийной ситуации в наибольшей степени определяется (укажите приоритеты):

  1. Уровнем профессиональной подготовки.
  2. Индивидуальностью, личностью человека.
  3. Отсутствием всей полноты информации о наступившем событии.
  4. Наличием средств для предупреждения и ликвидации опасности.

Объясните ответ.

Ответ: 1), 4) ,2) . Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации,наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации [8].

 

3.4. Тест № 4

Укажите государственный приоритет в стратегии экономической безопасности Российской Федерации (в реальном секторе экономики):

  1. Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта.
  2. Повышение эффективности использования природных ресурсов.
  3. Улучшение использования имеющихся производственных мощностей.
  4. Рост производства при сохранении имеющейся промышленной структуры.

Объясните ответ.

Ответ: 1) Обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.

 Среди разработок по данному вопросу, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить "Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации", одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, также необходимо учитывать:

- приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения;

- устойчивость финансовой системы;

- рациональную структуру внешней торговли;

- поддержание научного потенциала страны;

- сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений;

- создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности;

- определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд, цель работы достигнута, так как были рассмотрены общие сведения о технических и организационных принципах обеспечения безопасности жизнедеятельности, подробно изучены каждый из принципов, а также приведены примеры реализации данных принципов. В итоге была получена полная картина о технических и организационных принципах.

При выполнении практического задания мною была описана и проанализирована  реальная ситуация, раскрывшая содержание аксиомы о потенциальной опасности.Я привела подробный разбор этого события, включающий место и время события, участников,привела причины возникновения происшествия, меры по предотвращению подобных ситуаций.

При ответе на тесты были затронуты такие вопросы, как освещенность рабочего места, поражающие факторы при взрыве, готовность человека к аварийной ситуации, государственный приоритет Российской Федерации в стратегии экономической безопасности.

По итогам проведенного изучения, я предлагаю всем жителям нашей планеты принимать всевозможные меры соблюдения безопасности жизнедеятельности, в частности соблюдения технических и организационных принципов обеспечения безопасности.

Я рекомендую разработать новейшие принципы, которые позволят человечеству исключить любую опасность в жизнедеятельности.

В заключении, можно сказать о том, что проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества. Они могут быть глобальными,межгосударственными, внутригосударственными и личностными. Для снятия проблем безопасности решается целый комплекс задач, позволяющих защитить мировое сообщество и личность от опасностей и угроз.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)".
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 304с.
  3. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учеб.пособие для вузов / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева; под. общ. ред. А.В. Фролова. — 2-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 750с.
  4. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. Ш.А. Халилова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 576с.
  5. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 8-е изд., стер./ Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега – Л», 2005. – 448 с.: ил. – (Учебники для вузов.Специальная литература).
  6. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях связи в чрезвычайных ситуациях: учеб.пособие / Ю.М.Воздвиженский. - СПб. : [б. и.], 2002. - 82 с. : ил. - 1100 экз. - Б. ц. В надзаг.: С.-Петерб. гос.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.91K
Скачано: 208
Скачать бесплатно
07.12.12 в 20:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе