Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по институциональной экономике »
Тема: Экзогенный характер рациональности
Раздел: Бесплатные рефераты по институциональной экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 38.18K | Скачано: 287 | Добавлен 04.05.14 в 16:36 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
1.Контрольный теоретический вопрос……………………………….5
2.Контрольные тестовые задания……………………………………….8
Задание 2……………………………………………………………………8
Задание 3…………………………………………………………………..13
Задание 4………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………
Социолог Альфред Щюц рассматривает рациональность в контексте повседневного поведения людей на рынке. Он соглашается с тем, что принципы рациональности могут лежать в основе взаимной интерпретации индивидами своих действий. Так, рациональное взаимодействие предполагает, что индивид рационально интерпретирует действия окружающих и рационально реагирует на них. Однако рациональное взаимодействие возможно лишь в рамках социально однородных групп, образованных индивидами, близкими по своим характеристикам к homo oeconomicus. В повседневной же жизни, в том числе в ходе рыночных сделок, однородность участников взаимодействия достигается редко, и они вынуждены искать иные способы согласования своих действий. Так, в основе повседневного взаимодействия лежит не рациональное, а обоснованное действие. Оно предполагает, что индивиды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту. Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих.
Рациональное действие, безусловно, лежит в основе здравогосмысла, но не исчерпывает его. По мнению Щюца, модель рационального действия вменяется индивидам исследователями ввиду ограниченности информации о том, что понимается под здравым смыслом в той или иной сфере повседневности, в той или иной социальной среде. Для них легче постулировать универсальный характер частного случая, рационального действия, чем действительно рассматривать весь спектр возможных обоснований действия и вариантов интерпретации. Иными словами, рациональное действие приписывается индивидам для объяснения их действий внешним наблюдателям и построения формальных моделей, хотя чаще всего сами индивиды не ограничиваются моделью рационального выбора, объясняя себе поведение других и объясняя другим свое собственное поведение.
Попробуем и мы разграничить «научную» и «повседневную» рациональность, ведь только последняя может быть названа нормой поведения индивидов. Другой социолог, Гарольд Гарфинкель, предлагает провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения с помощью следующей классификации элементов рациональной деятельности:
I) типологизация и сравнение ситуаций;
2) определение допустимой ошибки при построений типологии
3) поиск средств для достижения целей;
4) анализ альтернативных планов.деятельностим возможных последствий;
5)определение условий, при которых каждая из альтернатив будет реализована; . ..
6) определение периода, времени, необходимого для принятия окончательного решения;
7) предсказание развития ситуации;
8) определение процедуры принятия решения;
9) осознание того, что любое решение предполагает выбор
10) осуществление выбора на основе информации и накопленного опыта
11) достижение соответствия выбора целей и средств Принципам формальной логики;
12) достижение семантической четкости принятых решений; соответствия используемых терминов общепринятым;
13) достижение ясности и однозначности принятых решений;
14) соответствие определения ситуации научному знанию.
Элементы 1 —10 относятся к рациональности как норме повседневной деятельности индивидов, тогда как элементы 11-14 применяются при научном моделировании рационального поведения.И вовсе необязательно требовать от индивида выполнения всех 14 критериев, для обеспечения рационального взаимодействиядостаточно соответствия его поведения первым десяти.
а) для которых необходимо наличие и реализация политической воли;
б) в условиях которых роль государства из чисто технической, сведенной к законодательной фиксации неформальных норм, превращается в главную;
в) которые касаются в первую очередь формальных рамок;
г) в условиях которых получают распространение только неэффективные
Ответ : в
Нет ни одной области общественной жизни, где ни происходили бы эти внезапные, неожиданные перевороты. Они случаются в государствах и в умах, в технологиях и искусстве, в науке и технике, в религии и поведенческих стереотипах, в литературе и моде… Но в какой бы сфере ни проходила революция, она неизменно сопутствует иной форме протекания общественных процессов, своему антиподу — эволюции Гораздо чаще термин «революция» используется для характеристики политического переворота, в результате которого происходит смена власти и правящих элит
Поиски альтернативы приводят к третьему, революционному варианту институционального развития, заключающемуся в попытках изменить прежде всего формальные рамки, ориентируясь на уже известные образцы. Речь идет об импорте формальных институтов, уже доказавших свою эффективность в обеспечении взаимодействий, и отхода на этой основе от тупиковой траектории институционального развития. Иначе говоря, преобразования ориентируются на достижение определенного результата, и исходные условия — существующие в обществе неформальные институты —
принимаются в расчет в последнюю очередь. В отличие от генетических изменений, сопровождающих эволюцию институтов, революционные изменения можно назвать онтологическими: желаемая ситуация проецируется на общество. Еще одно отличие от эволюционного варианта развития заключается в необходимости политической воли для осуществления революционных преобразований.
Роль государства из чисто технической, сведенной к законодательной фиксации неформальных норм, превращается в главенствующую. И в данном случае неважно, какую форму принимает активное вмешательство государства — политической воли просвещенного монарха Платона, избранного в соответствии с демократической процедурой президента или парламента.
Революционные изменения касаются в первую очередь формальных рамок, ибо неформальные не поддаются прямому воздействию и могут быть изменены лишь индуктивно, как реакция на новые формальные рамки. На какие же образцы ориентированы изменения формальных рамок? Во-первых, институты могут строиться в соответствии с некой идеальной моделью, т. е. институты напрямую переносятся из теоретической модели на практику.
Примером из российской истории является короткий период после Октябрьской революции 1917 г. (до середины 1918 г.), когда институты нового общества создавались под кальку тех, которые описывались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Общество планировалось построить по принципу единого производственного кооператива, для чего требовался переход от частных раздробленных коллективов к единому кооперативу, функционирующему на основе принципов пролетарски-коммунистического снабжения и распределения. Парадоксально, но и становление институтов рынка даже на родине Ф. Энгельса, в Англии, включало в себя элементы копирования теоретической модели, только на этот раз — А. Смита, И. Бентама и У. Таунсенда. Английский парламент образца 1800—1830-х годов, согласно К. Поланьи, воодушевленный идеями указанных авторов, обладал политической волей, необходимой для отражения в законах модели laissez-faire. Принцип laissezfaire неестественен. Рынки, построенные на основе принципа свободной конкуренции, никогда не появились бы, если бы они развивались эволюционным образом. В конечном счете принцип laissez-faire был навязан государством. Косвенно с этим утверждением соглашается и Д. Норт, который видит в либеральной ориентации английского парламента результат особого расклада политических сил: парламент контролировался политическими силами, интересы которых счастливым образом приняли форму создания предпосылок рынка, основанного на свободной конкуренции.
Во-вторых, институты могут воспроизводить образцы, существовавшие в истории данной страны, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции общества. Поиск исторических образцов для подражания, принимающий форму поиска утраченного «золотого века», связан с опасностью появления институциональных «атавизмов». Например, на одном из этапов рыночных реформ в Тунисе государство решило воссоздать институт гильдий, хорошо зарекомендовавший себя вплоть до начала XX в.\ Целью государства было обеспечить стабильность и подконтрольность локальных рынков, контроль качества продающихся на них товаров. Однако эксперимент по реанимации института не удался: в условиях современного рынка и конкуренции со стороны импортных товаров гарантии качества, базирующиеся на личной репутации аминов, глав гильдий, так и не смогли заработать.
В-третьих, формальные институты могут строиться по образцам, существующим в других странах. Причем речь идет как о политических (институты демократии), так и экономических (институты рынка) институтах, которые воспроизводятся в странах Африки, Латинской Америки, Восточной Европы по образцам европейских и североамериканских стран. Французский политолог Бертран Бади посвятил свой анализ импорту политических институтов, в первую очередь — европейской модели государства, в бывшие колониальные страны. По его мнению, навязывание европейской модели государства, строящейся на основе принципов территориального единства, либерализма, совпадения нации и государства, в качестве универсальной объясняется интересами как стран-экспортеров, так и стран-импортеров. Для стран-экспортеров универсализация собственной модели государства позволяет восстановить отношения типа «патрон—клиент», восстановить свое влияние в бывших колониях. Основными же заинтересованными в импорте институтов социальными группами выступают новые политические элиты, стремящиеся сохранить и укрепить свою власть, и интеллигенция, стремящаяся преодолеть традиционализм общества. Размышляя в том же ключе, попытаемся объяснить импорт экономических институтов. Страна-экспортер получает преимущества в торговле с воспроизводящей ее институты страной. Действительно, унификация институциональных систем позволяет снизить трансакционные издержки, связанные с экспортом товаров и капитала, в частности издержки поиска информации, измерения, заключения контракта, спецификации и защиты прав собственности и защиты от третьих лиц. С другой стороны, страна-импортер получает уже доказавшие свою эффективность в обеспечении экономических взаимодействий институты и освобождается от необходимости поиска оптимальной институциональной структуры методом проб и ошибок. На мировом рынке институтов всегда существует выбор институтов. Например, если не оправдывает надежд банковская система, построенная по принципам американского банковского права (ограничивающего участие банков в капитале акционерных обществ), то всегда можно обратиться к германской модели. Кроме того, ввиду отсутствия специфицированных прав собственности на институциональные модели, издержки их воспроизведения минимальны. Ни в международном праве, ни в праве отдельных стран нельзя найти положений, препятствующих копированию того или иного формального института без выплаты компенсации стране, которой принадлежит авторство создания образца. В истории России можно найти множество примеров как импорта, так и экспорта институтов. Первым подобным опытом было, вероятно, насильственное внедрение христианства, точнее, насильственное принуждение к исполнению формальных обрядов христианства. Далее, реформы Петра I интересны в качестве первой попытки комплексной институциональной трансформации российского общества по западноевропейским стандартам. Делая вывод об отсталости господствующих в России норм (главным образом неформальных), он предпринял попытку их комплексной замены на доказавшие свою эффективность в европейских странах формальные правила. Причем речь шла именно о насаждении «сверху» новых законов. Рыночные реформы 90-х годов тоже во многом основывались на стратегии импорта институтов. В первую очередь это связано с противоречием между локальным характером норм внелегального рынка, существовавшего в советский период, и потребностью поскорее найти замену оказавшимся в глубоком кризисе институтам командной экономики. Впрочем,были и периоды, когда Россия (СССР) выступала в роли экспортера своих институтов, главным образом после второй мировой войны. Например, внедрение правил планомерной организации производства, проведение реформы банковской сферы, социальной системы осуществлялись в восточноевропейских странах по советским образцам..
а) в рыночном процессе имеют место издержки получения информации о различных сторонах процесса обмена;
б) все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных издержек;
в) издержки на поиск дополнительной информации о сделке должны быть равны ожидаемому предельному доходу от обладания информацией;
г) информационные издержки не всегда являются трансакционными издержками.
Ответ : а.
Теория трансакционных издержек (англ. transaction cost theory) считается составной частью Новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации.
Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.
Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений. Началом экономической теории трансакционных издержек послужила опубликованная в 1937 году работа Рональда Коуза Природа фирмы, за которую Р. Коуз был награждён Нобелевской премией по экономике.
Если еще раз взглянуть на формулировку теоремы Коуза, то нетрудно убедиться, что нами не был учтен фактор трансакционных издержек при обсуждении хода преобразования государственных предприятий в акционерные. Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я. Корнай прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к трансакционным. Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий. В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных. Поэтому вопрос о трансакционных издержках неизбежно связан с изменением постулатов неоклассики, относящихся либо к ее «жесткому ядру», либо к ее «защитной оболочке.
а) поведение, определяемое эндогенными факторами;
б) поведение, определяемое установками специфического характера и направления: религиозного, эстетического, идеологического;
в) поведение как использование условий и средств для достижения заданных извне целей;
г) поведение, которое носит узко традиционный характер
Ответ :б.
Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо иную ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или выгоду. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота . Ценностно-рациональное действие — социальное действие, происходящее в тех случаях, когда человек искренне верит, что совершаемый поступок имеет какую-то моральную или религиозную ценность. Геройские поступки на войне являются ценностно-рациональным действием, потому что человек отдает свою жизнь на благо Родины, сам при этом не получая никакой выгоды. Его поступки бескорыстны, они определяются требованиями долга
Ценностно-рациональное действие — это осознанная необходимость некоего поступка
Примером ценностно-рациональных действий выступают духовные практики и этические учения, являющиеся составной частью всех мировых религий. Обуздание низменных страстей ради высоких ценностей, преданность идеалам, своим родителям (сыновняя почтительность), своему сюзерену (рыцари и самураи), своей родине (патриотизм), своему Богу (монашество, подвижничество). Конфуцианство и кодекс бусидо — прекрасные приЛюбое самоубийство можно считать примером ценностно-рационального поведения, поскольку человек уходит из жизни, когда рушатся ценностные основы его бытия — утрата любимого человека, веры в людей, потеря смысла жизни, одиночество, невозможность соблюсти этические принципы чести. Но точно так же и христианство накладывает на своих привержен-
цев запрет на самоубийство, исходя опять из ценностных соображений: Бог дал жизнь человеку и только он вправе распоряжаться ею; покушение на права Бога означает святотатство. Харакири — пример культурно обусловленного ценностно-рационального поступка, связанного с самоубийством. Дуэль — ритуализированное убийство или отмщение человеку, нанесшему личное оскорбление, ценностно-рациональное действие с максимально высоким уровнем риска самому быть убитым.
Защита слабых — стариков, женщин, детей, инвалидов, животных — тоже относится к ценностно-рациональному действию. Отец, защищающий
честь и достоинство своей семьи, также совершает ценностно-рациональное действие. Этого требуют его обязанности главы семейства и кодекс чести, такого поступка ожидают от него окружающие. Для ученых высшей ценностью выступает научная истина. К примеру, Джордано Бруно ради нее взошел квизиции. Уход в монастырь совершается в соответствии со своими взглядами, мировоззрением и высшими религиозными ценностями. Иногда люди уверяют, что видели соответствующий сон или слышали голос, указавший им дорогу к Богу. Монастырское послушание рассматривается при этом как подвиг и призвание. И такого типа социальным действиям, кроме того, относятся: подвиг Матросова, донос Павлика Морозова на своего отца, самосожжение староверов, обряд обрезания у евреев, проявления антисемитизма, необходимость уступить место в общественном транспорте пожилым людям, акт спасения прохожим ребенка из горящего дома; принесение себя в жертву, посещение церкви невоцерквленными людьми, выход на субботник, помощь при задержании преступника, поддержка другого человека в трудную минуту.
Под ценностно-рациональным поведением понимается такое поведение, которое совершается индивидом под руководством каких-то общественно значимых и признанных им ценностей, идей, идеалов, верований. Например: что сейчас побуждает коммунистов проводить демонстрации? Вера в идеалы коммунизма. Что побуждало в 1991 г. сторонников демократии выходить на защиту Белого дома? Вера в идеалы демократии. При этом они прекрасно понимали, что могут пострадать, даже быть убитыми, и не думали о выгоде, которая наступит как результат их действий. Иначе говоря, выходили на демонстрации или баррикады ради каких-то ценностей или идеалов. Этим ценностно-рациональное поведение отличается от целерационального. Более того, совершая ценностно-рациональное действие, выходя на защиту Белого дома, люди противоречили своему же целерациональному поведению, цель которого — спасение своей жизни, избежание травмы или смерти.
Несовпадение, а то и противоречие нескольких типов социального действия, встречающихся у одного индивида, — распространенная ситуация. Подчиненный вспылил и нагрубил начальнику. Это эмоциональное действие. Оно явно противоречит целерациональному действию, ориентиро-
ванному на высокую зарплату и продвижение по службе. Вспыливший подчиненный уже не получит ни того, ни другого.
Вступление в коммунистическую партию в годы советской власти надо рассматривать как целерациональное действие, так как благодаря ему человек продвигался по служебной лестнице и получал иные социальные блага. Но вступление в компартию в 1990-е гг., когда она не пользовалась общественным расположением, являлось уже ценностно-рациональным поведением, поскольку никаких социальных выгод оно не несло.
Почему же человек совершает то, что противоречит его выгоде, интересу, прагматической цели? Видимо, причиной служит побудительная сила поступка. Если в данный момент эмоции чрезмерно велики, то человек
обязательно выскажет начальнику все, что он думает о нем, не обращая внимания на последствия. Если коммунистические или демократические идеалы для человека — самое главное в жизни, если чувство чести и человеческое достоинство составляют смысл жизни, то он не задумываясь о возможном риске встанет на их защиту. Если он этого не сделает, то, возможно, трусости он не простит себе никогда. Непрощенный поступок лишает нравственного комфорта всю жизнь человека, возможно, и самого смысла жизни. А это бывает поважнее не только денег, но иногда и самой жизни. По аналогии с иерархической теорией А. Маслоу можно интерпретировать теорию социального действия М. Вебера так: в данный момент поведением индивида руководит та побудительная сила или тот мотив, который оказывается самым актуальным либо в данный момент времени (действие, совершаемое в порыве чувств), либо самым важным на его шкале ценностей. Когда солдат заслоняет грудью от пуль своего командира — это не целерациональное поведение, так как такое действие не приносит ему никакой выгоды, но он верит в некоторые идеалы, которые побуждают его пойти на это. Это ценностно-рациональное действие. Оно совершалось потому, что у человека кроме выгоды присутствуют еще какие-то побудители действия. Не его инстинкты выживания, а совершенно осознанные общественно значимые ценности, идеалы.
Возможно, что человек — единственное существо, которое может поставить во главу угла выдуманные цели и идеалы, а не природные инстинкты и побуждения. Впрочем, смотря что понимать под природными побудителями. Алчность и страсть к наживе — социально приобретенное качество. Ни одно животное не станет тратить на эти ложные фетиши и крупицы своего времени. Но для чего человеку деньги? Они — средство добиться материального благополучия и социального комфорта. Стремление жить сытнее, богаче, со всеми удобствами, доставляя себе радость и избегая неудобств, — это не что иное, как гедонизм, стремление к удовольствию. А черта?
Мы можем привести бесчисленные примеры ценностно-рационального действия даже в деловой сфере, которая -
ных поступков и голого прагматизма. Например, бизнесмен совершает сделку, веря партнеру на слово, не требуя никаких расписок. При этом партнеры руководствуются некоторым набором ценностей, выраженным в неписаном кодексе чести, этических правилах. Вы даете деньги в долг своим друзьям без всяких расписок, хотя это — та же самая сделка, относимая к области целерационального действия. Но вы переводите его в плоскость ценностно-рационального поведения.
Ценностно-рациональное действие — это предательство, измена, нравственные поступки, безнравственные поступки, долг чести. Написать диссертацию другу, исходя из нравственного долга дружбы, значит совершить ценностно-рациональное действие. То же самое касается стремления не потерять свое лицо, поддержать репутацию или доброе имя. Один из способов сохранения лица — соблюдение известных межличностных ритуалов. Э. Гоффман различает два вида таких ритуалов: ритуалы уклонения (т.е. формы почтения и уважения, которые вынуждают говорящего держать дистанцию) и ритуалы предъявления (т.е. действия, посредством которых индивид дает специфические характеристики партнерам, содержащие информацию о его отношении к ним). Еше одним способом сохранения лица (презентации личности) является материальная поддержка социальных учреждений и институтов, нуждающихся в помощи. Речь идет о благотворительности и филантропии.
В общем и целом можно провести следующее разграничение в типах действия: поведение в рамках этики относится к ценностно-рациональному действию, поведение в рамках этикета — к традиционному. Вот почему заступиться за женщину в толпе хулиганов — ценностно-рациональный поступок, а подать женщине руку при выходе из автобуса значит совершить всего лишь традиционное действие, требующее соблюдения принятых в обществе норм и правил.
1.ИСТОКИ И СМЫСЛ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ // Пивоваров Ю.С. »
2.Архиереев С. И. Трансакционные издержки институционализации фондового рынка. - Харьков: Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина, 2005.
3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. – М.:ИНФРА – М, 2012 – 416с.
4.Тамбовцев В.Л. Экономическая теория институциональных изменений. М.: ТЕИС, 2005Г. – 542С.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.