Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Средний класс и его роль в обществе России

Средний класс и его роль в обществе России [10.04.14]

Тема: Средний класс и его роль в обществе России

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 1.44M | Скачано: 329 | Добавлен 10.04.14 в 12:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Уфа 2013


План
Введение 3
1. Понятие «средний класс" и основные критерии принадлежности
к нему 5
2. Средний класс в современной России и его основные признаки 10
3. Роль среднего класса в обществе 15
Заключение 19
Список использованной литературы 20
 
Введение
  На протяжении достаточно длительного времени в западном обществе существует аксиома: средний класс – это основа общества, основа государственной стабильности, как социальной, так и политической, база для развития рыночной экономики и демократии. Поэтому забота о благополучии среднего класса является приоритетным направлением государственной политики западных стран. В нашей стране сегодня тоже делаются попытки осмыслить понятие и роль среднего класса в жизни российского общества.
  Актуальность данной темы заключается в необходимости дальнейших объединений усилий, как органов государственной власти, так и общественности на выработке мер по поддержке формирующегося в России среднего класса.  Факт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, свидетельства прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований.
Также данная тема актуальна тем, что средний класс – это часть общества, составляющая наибольшую по численности социальную группу и выполняющую ряд функций, важнейшими из которых являются функции «стабилизатора» общества и «поставщика» квалифицированной рабочей силы.Средний класс составляет большинство населения в промышленно развитых странах. В современных исследованиях обычно выделяют высший, средний и низшие классы. При этом социальной базой для достижения общественной стабильности считается средний класс. Чем выше доля среднего класса, тем более устойчивым является общество.
 Цель работы состоит в исследовании проблемы образования среднего класса в России.
Для подготовки теоретической части курсовой работы были использованы многие фундаментальные литературные источники, такие как учебники по социологии В.Н. Лавриненко, И.И. Кравченко, Г.И. Козырева, сборники научных статей, журнал «Финансы».
Объектом исследования является средний класс, как особая часть граждан страны, предмет исследования – функционирование среднего класса.
 Даная работа имеет следующую структуру:
- введение;
- основная часть, включающая в себя  3 пункта;
- заключение;
- список литературы;
- словарь терминов и персоналий.
 
1.Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему
Само понятие «средний класс» возникло в Англии в конце 17 века для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающую промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками.
В зарубежной и отечественной литературе нет единой точки зрения на то, в каком числе - единственном или множественном - следует употреблять термин «средний класс». Сторонники множественного числа, считающие более правильным выражение «средние классы», в частности П. Саундерс в Англии и Л.А.Беляева в России, подчеркивают неоднородность его состава, а сторонники единственного числа - социальную и экономическую роль среднего класса как стабилизатора общества. Оба подхода верны, и в зависимости от контекста можно пользоваться обоими выражениями: средний класс и средние классы (средние слои, группы).
Средний класс составляет большинство населения в промышленно развитых странах. Многие его представители - недавние выходцы из рабочего класса. Незначительная прослойка среднего класса именуется верхним средним классом, или верхним слоем среднего класса. У его представителей доходы и стиль жизни приближаются к аналогичным показателям высшего класса. В целом средний класс включает профессионалов (юристы, духовенство, врачи), среднее звено руководителей, учителей, фермеров, продавцов, программистов и др.
Специалисты входят в средний слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых (самозанятых) - работающих на себя, т.е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т.д. Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством.
 В нижний средний класс входят малоквалифицированные служащие, технические работники и клерки, занятые исполнительским канцелярским трудом, а также мастера в цехах.
 Средний класс играет в обществе особую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т.е. является собственником предприятия) или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стержень общества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.
 Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении почти всей истории человечества. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
 Наличие в обществе среднего слоя и его значительный количественный вес стабилизируют социально-политическую обстановку, создают гарантии демократического пути развития общества.
Существует несколько критериев определения понятия "средний класс": характеристики материального благосостояния (уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества); политического статуса (степени влияния на принятие властных решений различного уровня); потенциала социальной мобильности.  А также характеристики статусных аспектов образа жизни (потребление, среда проживания, досуга, круг общения, социальное настроение и пр.) и социального престижа относятся обычно к стратификационным критериям определения "среднего класса".
Критерии выделения среднего класса
Средний класс, как социально-структурный феномен, определяется комплексом критериев (признаков), количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать  в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. При всей пестроте структуры среднего класса можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп:
а) уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современный образ жизни, его социальный стандарт;
б) относительную устойчивость экономического статуса, его стабильность;
в) устойчивое экономическое самообеспечение;
г) владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией, информацией;
д) признанную особо ценной для общества деятельность в сфере науки, культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными творческими способностями;
е) повышенную (по сравнению с нижерасположенными на социальной лестнице группами) субъектность: на рынке труда, в выборе образцов социального поведения и т.д.;  способность влиять более или менее существенно на общественный процесс и управление им: средний класс – один из важнейших компонентов системы социального партнерства.
Непременным признаком среднего класса следует считать его количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количественного порога начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это лишь один из слоев в социальной структуре общества. Те 10% российского общества, на которые некоторые исследователи ссылаются как на средний класс, являются таким слоем, но отнюдь еще  не средним классом.
Социальные слои в классовом обществе
Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии.
1. Верхний высший класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.
2. Нижний высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему высшему классу, но не включал старые родовые семьи.
3. Верхний средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.
4. Нижний средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие.
5. Верхний низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.
6. Нижний низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.
Если обобщить существующие определения, то средним классом можно назвать социальную группу, обладающую набором собственных характеристик: определенный уровень доходов; владение недвижимостью, наличие своего дела; высокое профессиональное образование и квалификация; относительная удовлетворенность статусом; умеренный политический консерватизм, заинтересованность в поддержании социального порядка и устойчивости; субъективная идентификация себя со средним классом.
 
2. Средний класс в современной России и его основные признаки
 В каждом государстве процесс развития и становления среднего класса имеет свою уникальную историю и определяется культурными, политическими и экономическими особенностями. Следует отметить, что средний класс не является однородным и монолитным, а включает в себя несколько подклассов.
 Принято считать, что средний класс – это социальная группа людей, имеющих устойчивые доходы, способных удовлетворить широкий круг своих материальных и социальных потребностей. В развитых странах она составляет большинство населения, в то время как в развивающихся государствах ее доля может быть невелика. К среднему классу принято относить людей, имеющих высокий уровень образования (квалификации) и занимающих в обществе промежуточное положение между «богатыми» и «бедными».
 Формирование среднего класса – необходимый этап развития социально ориентированной рыночной экономики. Вследствие своего общественного статуса эта социальная группа заинтересована в общественной стабильности, всеобщем уважении к закону, следовательно, в повышении эффективности работы государственных органов и в ликвидации различных барьеров, мешающих эффективному ведению бизнеса. В отличие от «богатых» средний класс не имеет рычагов для извлечения личной выгоды из общественных институтов и государственных финансов, в отличие от «бедных» - не нуждается в крупных социальных трансфертах из государственного бюджета для поддержания минимально приемлемого качества жизни.
 Средний класс – активный потребитель, предъявляющий спрос на широкий круг товаров и услуг. Чем больше доля среднего класса, тем выше экономическая активность, стабильность и предсказуемость развития общества. В силу данных обстоятельств оценка численности среднего класса представляет большой общественный интерес.
 На сегодня в социологии существует несколько подходов/методов для выделения среднего класса:
- объективный или монетарный метод (в основе материальное благосостояние семьи);
- субъективный или самоидентификационный (в основе самооценка, т.е. самоотнесение к данной социальной группе);
- комбинированный (объединяет в себе признаки первых двух подходов/методов).
В качестве примера субъективного метода можно привести исследование «Левада-Центр» на тему доходов россиян в 2011 г. По итогам этого исследования выяснилось, что около 86% граждан идентифицировали себя как представители среднего класса (из них 37% - «низшего» среднего класса, 46% - «среднего» и 3% - «верхнего» среднего класса).[7;c.77].
По их оценкам, нижним имущественным порогом, позволяющим отнести семью к среднему классу, сегодня является доход в размере около 50 тыс. дол. в год, это тот необходимый заработок, обладая которым семья может удовлетворить потребности, характерные для представителей данной социальной группы. Верхней границей среднего класса принимают доход в 300 тыс. дол. в год на семью.
Данные рамки среднего класса примерно укладываются в общепринятые. Так, к примеру, в США средний класс включает в себя следующие категории:
- «высший» средний класс (доход от 100 до 250 тыс. дол. в год на семью); основу данного класса составляют люди с высшим образованием, научной степенью, занимающие высокие, хорошо оплачиваемые должности;
- «средний» (доход от 70 до 100 тыс. дол. в год на семью); основа данной подгруппы – это так называемые «белые воротнички», люди с высшим образованием, довольно часто занимающие престижные должности, но, тем не менее, часто вынужденные работать на двух работах; они являются частыми потребителями кредитов;
- «низший» средний класс (доход от 30 до 70 тыс. дол. в год на семью) – граждане с относительно невысоким уровнем образования, как правило, окончившие только колледж либо имеющие неполное высшее образование (бакалавр); это так называемые «голубые воротнички» или рабочие, менеджеры продаж низшего уровня, консультанты, работники торговли и т.п.
Для оценки численности среднего класс можно использовать субъективные оценки уровня потребления, полученные на основании социологических исследований. Характерной чертой среднего класса является наличие личного автомобиля, по крайней мере, средней ценовой категории. В ходе социологических опросов, проводимых ЦСИ, участникам исследований предлагается отнести себя к одной из следующих групп населения по уровню дохода:
1)денег с трудом хватает на питание;
2)питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости;
3)можем купить крупную бытовую технику, но не автомобиль;
4)могу купить автомобиль, но не квартиру;
5)могу купить квартиру или новый дом.
Четвертую и пятую группы мы рассматриваем как российский средний класс. Как видно из диаграммы (рис.1) на сегодняшний момент к этим двум группам по самооценке благосостояния себя относят 19% населения.
В этом исследовании придерживались объективного подхода. Существует набор знаковых товаров и услуг, доступ к которым определяет принадлежность той или иной семьи к среднему классу. В него входят:
- свое жилье, оборудованное современной мебелью и бытовой техникой;
- новый российский автомобиль или нестарая иномарка;
- платные медицинские услуги;
- платные образовательные услуги;
- отдых за границей или на российских курортах.
Потребление товаров и услуг различных ценовых категорий с использованием ряда расчетных зависимостей позволяет оценить распределение населения России по уровню доходов. Оценка была проведена на основании анализа рынков недвижимости, автотранспорта и др.
 Из расчетов видно, что в 2012 году доход 50 тыс. дол. и более на семью (1 группа) получили 8,2 млн. домохозяйств, или 15,6% населения страны; 100 тыс. дол. и более в год (2 группа) – 3,4 млн. семей, или 6,5% населения страны; 200 тыс. дол. и более в год (3 группа) – 677 тыс. семей, или 1,3% населения страны; более 300 (4 группа) и 500 тыс. дол. в год (5 группа) – соответственно, 274 и 69 тыс. семей, или 0,5% и 0,1% населения России. Для сравнения, в 2008 г. эти группы в процентном отношении к общей численности населения страны составляли: 1 – 11,4%; 2 – 4,4%; 3 – 0,8%; 4 – 0,3%; 5 – 0,06%.
 Динамика численности среднего класса показывает, что последствия экономического кризиса 2008-2010 гг. в России в основном преодолены. В 2012 г. численность среднего класса намного превысила лучший докризисный показатель 2008 г. С другой стороны, очевидно, что в 2012 г. рост среднего класса замедлился. Это говорит о сложностях в развитии российской экономики. Следует отметить, что численность среднего класса в России несколько ниже, чем во многих развитых странах (рис.2).
 В современной социологии понятия «класс» и «слой» либо употребляются как синонимы, либо «класс» считается частным случаем «слоя», либо «класс» ассоциируется исключительно с социальным антагонизмом. Последней точки зрения придерживался конфликтолог Р. Дарендорф, который подчеркивал, что упорядоченные страты отличаются друг от друга лишь постепенными различиями, в то время как «класс – это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть четко отделен от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент времени…».[6;c.154].
 
3. Роль среднего класса в обществе
 В человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
 Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.
Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).
Проблема неравенства непосредственно связана с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотя некоторые – прежде всего религиозные – доктрины провозглашают, что люди в определенном смысле равны друг другу от рождения, большинство социологических дискуссий сосредоточивают свое внимание на состоянии и тенденциях изменения равенства в конкретных социальных контекстах. Отсутствие равенства, то есть неравенство – это жизненно важный элемент. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и так далее).
 Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедным) количеством благ. Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, то есть передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре.
 Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
 Богатство - изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Страны, значительно превосходящие в богатстве другие страны, обычно называют развитыми.
 Неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости.
 В самом названии - "средний класс" - подразумевается некая середина, сердцевина. Средний класс - это среднее поколение. Принимая такое определение, видно, что средний класс является необходимым элементом социальной структуры.
 Во-первых, его представители определяют настоящий момент, поскольку "производят" духовные и материальные ценности сегодняшнего дня. Кроме того, у них есть пример и жизненный опыт предыдущего поколения. Сравнивая свой личный опыт с опытом родителей, представители среднего поколения могут в какой-то степени предвидеть судьбу будущего - поколения своих детей. А предвидение будущего дает возможность его формирования. Следовательно, средний класс несет ответственность за будущее, в том числе и свое.
 Во-вторых, средний класс определяет динамизм общества в целом. Его характерная черта - постоянное обновление и смешение. Выдвигая и выбирая руководство различных уровней, среднее поколение участвует в управлении обществом. Кроме того, расширение сферы занятости, введение новых технологий, улучшение качества труда зависит от способности представителей среднего класса принимать новые идеи и реализовывать их на практике, опираясь на полученные знания и опыт. Следовательно, средний класс отвечает за развитие общества, его поступательное движение и выступает основной силой, которая создает движение вперед.
 И третье. С одной стороны средний класс определяет динамизм общества и его будущее. С другой стороны, он выступает гарантом стабильности общества. Именно средний класс создает образцы и нормы социального поведения. Представители среднего класса сохраняют старые традиции и привносят новые. В любом обществе основная масса людей - это люди среднего возраста. Средний класс есть всегда и везде. И стабильность, уровень благосостояния общества зависит от стабильности и уровня благосостояния среднего поколения.
 
Заключение
  Социальный класс как совокупность людей, обладающих наиболее значительными общими признаками, границы между классами не являются жестко очерченными. Соответственно, средний класс занимает промежуточное положение между рабочим классом и владельцами крупного капитала, способен на достаточно высокий уровень потребления и также обладает достаточно высоким социальным статусом и доходом. Но средний класс гораздо более сложное образование, чем просто экономическая середина иерархической лестницы. Можно сказать, что средний класс является “социальным актором”, движущим общество по пути прогресса. Только средний класс постиндустриального типа становится опорой и гарантом структурных прогрессивных изменений в экономике и обществе.
Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.
Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.
Подводя итог, можно сказать, что прогрессивная роль среднего класса в его динамизме и стабильности, в ответственности за настоящее и будущее, прогресс общества в целом.
Сегодня в России насчитывается 25-35% населения, которые можно с уверенностью отнести к среднему классу. Эта доля вполне может быть доведена до 60% к 2020 году. Однако, несмотря на все это, эксперты уверены, что через четверть века средний россиянин будет жить не хуже, чем европеец. Достичь вожделенной цифры в 60% среднего класса нам удастся через минимум 7, а максимум 15 лет.
 
Список использованной литературы
1.Богатые. Бедные. Средний класс.// Под ред. М.К.Горшкова, Н.Е.Тихоновой –  М.: Наука, 2004 г.
2.Общая социология: учебник.//А.В.Дмитриев, А.А. Сычев – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2011. - 304 с.
3.Основы социологии и политологии: учебник.// Г.И.Козырев – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2008.
4.Социология: учебник.//Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 4-е издание. – М.: Проспект, 2010.
5.Социология: учебник.//Ю.Г.Волков-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 448 с.
6.Социология: учебное пособие / Ю.С. Борцов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 351 с.
7.Журнал «Финансы» №8 2013 г.
 
Словарь терминов
Автономия – самоуправление, самостоятельность, в широком смысле слова – неотъемлемое качество, характеризующее состояние и деятельность любого субъекта, будь то индивид, слой, группа. По отношению к среднему классу автономия – тот показатель, который связан и с его местом в производственной структуре, и с его ролью в обществе.
Ассимиляция – процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности.
Выборочная совокупность – определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу.
Выборка – совокупность способов отбора элементов объекта социологического исследования, соответствующих единиц наблюдения и их изучения.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть.
Дифференциация – разделение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Дифференциация общества (Социальная дифференциация) –  разделение людей на группы, социальные общности по различным основаниям: пол, возраст, место жительства, этническая принадлежность, доход.
Интеграция –  рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями.
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством, которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт.
Интервью – это целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом.
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального  и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях.
Контркультура - это субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре.
Межнациональные конфликты – крайнее обострение противоречий между нациями, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, религиозных проблем.
Межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей.
Методика социологического исследования - это система операций, процедур, технических средств, обеспечивающих получение валидной, релевантной, и репрезентативной социологической информации.
Неформальная организация  – спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий для решения тех или иных социальных проблем.
Наблюдение – направленное, систематическое восприятие происходящих процессов и их регистрацию.
Программа социологического исследования –  документ, содержащий всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических примеров исследования.
Респондент – участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии и по большей части осознающих себя потомками одного предка – реального или мифического.
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя  в другой или в пределах одного и того же социального слоя.
Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.
Социальная структура общества – совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.
Социальный статус – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.
Стратификация – расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.
Социальный факт – такие явления и процессы окружающей действительности, которые носят внешний и принудительный характер по отношению к отдельному индивиду.
Социальная морфология –  раздел социологии, который изучает морфологические социальные факты.
Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил, установок, принципов регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.
Социальные организации – объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур.
Социальная физиология – раздел социологии, посвященный социальным фактам как фактам «коллективного представления» (т.е. то, что дает обществу «живую жизнь»).
Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.
Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда.
Слух – это информативное сообщение, в основе которого лежат правдивые или сложные сведения о реальных или вымышленных событиях, фактах, явлениях действительности.
Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели.
Социальные изменения – различные перемены в системах организации общественной жизни во всех ее сферах и на всех уровнях ее проявления – на уровне личности, социальных групп, общества в целом.
Социологическое исследование – совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Социальная связь – набор факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей.
Социальный конструктивизм – социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности.
Социология миграции – социологическая теория, объектом познания которой является население, вовлеченное в миграционный процесс, а предметом — динамика изменения объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социумов.
Социальный престиж – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе.
Урбанизация – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в расселении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д.
Участник –  индивид, организация или группа лиц, принимающие участие в конфликте, но не дают себе отчет в целях конфликтного противоречия.
Формальная организация – официально установленная структура, программа деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организации.
Ценностные ориентации – это соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения.
Эволюция – прогрессивное движение к некоему идеальному состоянию, и достигается за счет структурно-функциональной дифференциации.
Этническая консолидация народов –  развитие их политической, экономической, культурной, языковой самостоятельности, упрочение национально-государственной целостности.
Этнический ренессанс - рост национального самосознания во всех регионах мира.
Эксперимент – общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях.
 
Словарь персоналий
О. Конт (1798-1857) – французский мыслитель, родоначальник социологии как науки, основоположник направления в социологии позитивизма. Три стадии интеллектуального развития человечества. Ввел термин социология в 1842 году.
Г. Спенсер (1820-1903) – английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании. Разделение целого на многообразные и различные формы и ступени.
Э. Дюркгейм (1858-1917) –  французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
М. Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия, ввел понятие «социология прессы» в 1910 г.
Н. Макиавелли (1469-1527) – выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой политической науки. Наряду с судьбой Макиавелли считал второй движущей основой политики и всей истории своего рода личную энергию, которая проявляется как сила, доблесть самого индивида.
Э. Тоффлер (р.1928)  – американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
М. Бакунин (1814-1876) – русский мыслитель, революционер, представил русский анархизм в форме умеренного анархизма, который отрицает авторитет государства. Главной задачей социальной революции считал разрушение исторических централизованных государств, с заменой их свободной, не признающей писаного закона.
П. Кропоткин (1842-1921) – русский революционер, создатель социальной доктрины анархизма. В своей концепции Кропоткин не только отрицал государство, но и разрабатывал конструктивные принципы создания безгосударственного общественного устройства.
П. Лавров (1823-1900) – российский философ, социолог, публицист. Развиваемое им направление социальной мысли получило название субъективной социологии.
Н. Михайловский (1842-1904) – русский социолог, создатель субъективной психологии, в основе которой лежит тезис о том, что истина существует лишь относительно к человеку. Является одним из крупных социологом первого этапа становления социологии в России.
Е. Де Роберти (1843-1915) – российский социолог, экономист испанского происхождения, профессор социологии. Главные труды касались фундаментальных проблем общественного развития.
Н. Кареев (1850-1931) – русский историк и философ, общество в представлении Кареева выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми.
П. Струве (1870-1944) –  социолог, русский экономист, представитель легального марксизма. В социальной философии Струве подчеркивал особое значение рациональных элементов в деятельности государственных институтов.
М. Туган-Барановский (1865-1919) – российский и украинский экономист, историк, представитель легального марксизма. Выступал за всестороннее развитие и совершенствование капиталистического общества.
М. Ковалевский (1851-1916) – социолог эволюционистского направления и общественный деятель, представитель плюралистической социологии, относится к русскому неопозитивизму.
П. Сорокин (1889-1968) – русско-американский социолог. Его вклад в социологию XX века в том, что он разработал теорию социальной стратификации и социальной мобильности, создал язык современной социологии.
Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог, основал и возглавил школу в социологии под объединяющим названием - структурно - функциональный анализ.
Ч. Миллс (1916-1962) – американский социолог и публицист политической ориентации, претендовал на создание «новой социологии». Призывал общественные науки обличать пороки капиталистического общества.
Л. Козер (1913-2003) – американский социолог, обосновал теорию «позитивно-функционального конфликта». Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.
Р. Дарендорф (1929-2009) – англо-германский философ, социолог и общественный деятель, создал теорию «конфликтной модели общества». Итогом любой конфликтной ситуации по Дарендорфу становятся социальные изменения в обществе.
Р. Арон (1905-1983) – французский социолог, политолог и публицист, один из авторов теории единого индустриального общества. Он отрицал какую бы то ни было историческую необходимость, толкающую к  конвергенции капитализма и социализма.
У. Ростоу (1916-2003) – американский экономист и политический мыслитель, теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась — Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960). Автор теории стадий экономического роста.
Дж. Гэлбрейт (1908-2006) –американский экономист, один из видных экономистов-теоретиков XX века, представитель институционального направления в экономической науке. Автор теории нового индустриального общества.
Д. Белл (1919-2011) – американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. Разработал теорию  постиндустриального общества.
Г. Моска (1858-1941) – итальянский политолог и социолог; один из основоположников современной концепции элиты. Он развивал идею необходимости и вечности разделения всякого общества независимо от форм государства, социальных групп и "политических формул".
Дж. Мид (1863-1931) – американский социолог, основатель символического интеракционизма. Различал две формы социального действия: ступень общения при помощи жестов и ступень символически опосредованного общения.
А. Щюц (1899-1959) – австрийский социолог и философ, представитель феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
П. Бергер (р.1929) – австрийский социолог, представитель социально-конструктивистского направления в социологии, феноменологической социологии.
Т. Лукман (р.1927) – немецкий социолог, профессор социологии университета в Констанце. Представитель феноменологической социологии, один из известнейших социологов мира.
Дж. Хоманс (1910-1989) – американский исследователь, социолог, возникновение социологической теории действия. Социальные системы у Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом.
В. Радаев (р.1961) – российский социолог и экономист. В 2006 г. создал и возглавил в качестве заведующего научно-учебную Лабораторию экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ. Деятельность Лаборатории концентрируется на социологическом анализе развития потребительских рынков.
О. Шкаратан (р.1931) – российский ученый-социолог, один из основоположников этносоциологии.
Э. Гидденс (р.1938) –  английский социолог. В работе "Капитализм и современная социальная теория" анализирует классовую структуру развитых индустриальных обществ. Одним из основных направлений развития социологии  Гидденс считает изучение процессов глобализации в современном мире.
З. Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, представитель модели личности, которая представляет собой трехуровневое образование: низший слой, средний слой, верхний слой. Одним из основных научных достижений Фрейда является разработка оригинальной для своего времени структурной модели психики человека. В ходе многочисленных клинических наблюдений учёный предположил наличие противостояния между влечениями, выявив, что социально детерминированные запреты зачастую ограничивают проявление биологических побуждений.
Г. Гарфинкель (1917-2011) – американский социолог, профессор, представитель этнометодологии. Провел ряд интересных экспериментов, нацеленных на сознательное разрушение нормального хода социального взаимодействия. Среди социологов эти эксперименты получили название «Гарфинкелинги».
Л. Выготский (1896-1934) – советский психолог. Им был введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе. Э. Фромм (1900-1980) – немецкий социолог, социальный психолог. Фромм в 1920-е годы ввел понятие, широко применяемое для характеристики современного общества, — «общество потребления».
К. Маннгейм (1893-1947) – немецкий философ и социолог. Создатель социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. Идеи Маннгейма оказали большое влияние на социологическую мысль Запада.
Т. Гоббс (1588-1679) – английский философ, создатель первой законченной системы механистического материализма. Основой нравственности считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Г. Тард (1843-1904) – французский социолог, стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии как теория массовой культуры и анализ общественного мнения.
Н. Данилевский (1822-1885) – русский социолог, этнограф. Создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций). Как и биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели.
 И. Валлерстайн (р.1930) – американский социолог, теория мировой системы им была предложена в 1967 году. Основная идея заключается в том, что тенденция глобализации приводит к объединению мира в единую систему.
Л. Мечников (1838-1888) – русский географ, социолог, общественный деятель. Крупнейший представитель географического направления в социологии. Под географической средой Мечников понимал не природу вообще, но лишь ту часть природы, которая вовлечена в процесс труда и изменяется под его воздействием.
Ф. Знанецкий (1882-1958) – польско-американский социолог. Один из основателей теории социального действия. Общество есть культурная система, состоящая из социальных, экономических, технологических и других подсистем и изучаемая совокупность культурных наук. Социальные системы, исследуемые социологией, Знанецкий делил на четыре подсистемы: действия, отношения, личности и группы.
Н. Смелзер (р.1930) – профессор Калифорнийского университета, вице – президент Международной социологической ассоциации. Область научных интересов: современные теории американской социологии, экономическая социология, теории коллективного поведения, теория социальных изменений.
Г. Зиммель (1858-1918) – немецкий философ, культуролог и социолог. Выступил основоположником так называемой формальной социологии. Предметом социологии считал формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания.
Р. Мертон (1910-2002) – американский социолог XX века, внес значительный вклад в развитие структурного функционализма. Впервые ввел в социологию понятие дисфункции, различил явные и латентные (скрытые) социальные функции. Разработал идею так называемых теорий среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии.
П. Блау (1918-2002) – американский социолог, профессор социологии. Считается одним из создателей теории социального обмена. Создал теорию, используя социальные явления вертикальной мобильности, производственных возможностей, гетерогенности и влияния структуры населения на поведение человека.
У. Уорнер (1898-1970) – американский антрополог, социолог, социальный психолог. Известен пионерным применением антропологических подходов к исследованию современного американского общества и культуры.
А. Турен (р.1925) – французский социолог. Основные интересы Турена связаны с социальными движениями 1960—1970-х гг. (антивоенными, рабочими, молодёжными, женскими, стран «третьего мира» и др.) как новыми коллективными «субъектами» социального действия.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 1.44M
Скачано: 329
Скачать бесплатно
10.04.14 в 12:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе