Тема: Средний класс и его роль в обществе: его основные признаки
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.26K | Скачано: 299 | Добавлен 21.03.14 в 14:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
План
Введение 3
1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему 4
2. Средний класс в современной России и его основные признаки 7
3. Роль среднего класса в обществе 11
Заключение 15
Литература 16
Введение При рабстве, а также в сословном и кастовом обществе люди точно знали своё место. Оно определялось чем-то, что не зависело от них самих – религией, законом, обычаем. Поэтому в таких обществах статус называется приписываемым. Сложнее обстоит дело в классовом обществе. Никто заранее не определяет, к какому классу вы принадлежите. Вы интуитивно ощущаете это сами и стараетесь вести себя в соответствии со своим социальным положением. Меня заинтересовала эта тема контрольной работы. Мне хотелось узнать и понять, на какие классы делится наше общество, и к какому из них можно отнести меня.
Общество всегда изменялось, появлялись новые формы управления. Оно всегда было разным. Сначала - рабовладельческим, потом - феодальным, потом следовали все новые и новые формы управления. Сейчас общество делится на классы и устройство его еще более сложное. Разные социологи подходят к решению вопроса о стратификации общества с различных точек зрения. Каждый из них в чем-то прав, но в чем-то и не прав. Но одно неоспоримо. В обществе существуют и будут существовать два основных класса - высший и низший. Они составляют два противоположных полюса в обществе (хотя низший класс по численному составу будет, несомненно, больше. Актуальность данной темы связана с тем, что формирование среднего класса можно рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, характеризующего прочность всей системы экономических, социальных и политических институтов. Ответственные, ориентированные на перспективу реформы не должны допускать ухудшения социально-экономического положения и социально-психологического самоощущения формирующегося среднего класса.
1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему. Большинство современных социологов и политологов сходятся во мнении, что наиболее развитые страны своим прогрессом и внутренней стабильностью обязаны наличию в их социальной структуре достаточно многочисленного среднего класса. Понятие «средний класс» возникло в Англии в конце XVII в. для обозначения мелких и средних собственников и предпринимателей. В дальнейшем к этой социальной категории стали причислять всю совокупность социальных слоев, занимающих промежуточную позицию между крупной буржуазией и наемными работниками.
В период зарождения буржуазных, рыночных отношений средний класс был еще сравнительно малочисленным и не мог в достаточной мере обеспечивать социальную стабильность общества и противостоять социальным катаклизмам. Классики марксизма считали, что средний класс является своего рода «буфером» между двумя непримиримыми полюсами – бедными и богатыми слоями общества. Поэтому чем тоньше прослойка среднего класса, тем вероятнее столкновение этих двух антагонистических классов.
Средний класс – это совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми). Развитие промышленности, науки, образования, сферы услуг способствовали количественному и качественному росту среднего класса. В промышленно развитых странах средний класс составляет большинство населения (60-80%) и является основной социальной базой гражданского общества, а также оппонентом крупной буржуазии, высшим чиновникам и экстремистки настроенным низшим слоям общества. Кроме того, средний класс – это основная производительная сила общества, способная напряженно трудиться, осваивать новые знания, заниматься творчеством, воспитывать новое поколение.
Средний класс заинтересован в сохранении такого общественного строя, который создает ему условия для успешного развития. Еще Аристотель говорил, что основой стабильности общества являются люди, обладающие средними размерами собственности и средними доходами. Крайние социальные слои (чрезмерно богатых и нищих) он относил к факторам нестабильности.
В США к различным слоям среднего класса относят банковских служащих, преподавателей колледжа и учителей школ, служащих страховых компаний, автомехаников, барменов, полицейских, водителей грузовиков… Основными критериями принадлежности к среднему классу в современной западной социологии являются:
• Характер деятельности
• Величина доходов
• Уровень образования
• Квалификация
• Должностной уровень
• Качество жизни
• Стандарты потребления
Заславская Т.И. выделяет четыре основных признака среднего класса:
1. Совокупность социальных групп, занимающих промежуточное положение в социальной структуре общества и выполняющих роль посредника между «верхами» и «низами»;
2. Экономически независимая часть общества, уверенная в будущем и заинтересованная в сохранении социального порядка и стабильности общества;
3. Наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие прогрессивному развитию общества;
4. Основные носители общественных интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения и распространяющие образцы собственной культуры на другие социальные слои.
В исследовании, проведенном Институтом социологии РАН, выделены следующие критерии определения среднего класса:
1. Образование – наличие как минимум среднего специального образования;
2. Социально- профессиональный статус – нефизический характер труда или предпринимательской деятельности, позволяющий получать доход на свой человеческий капитал (ученый, писатель) или в ходе занятий бизнесом;
3. Уровень благосостояния – среднемесячный душевой доход не ниже средних показателей по соответствующему региону;
4. Самоидентификация – самооценка человека, которая позволяет идентифицировать его со средним классом.
2. Средний класс в современной России и его основные признаки.В России имеется несколько исследовательских центров, которые занимаются изучением социальной структуры российского общества. Так в результате исследования, проведенного в середине 90-х гг. прошлого века под руководством Т.И. Заславской, были сделаны следующие выводы: современное российское общество имеет пять основных социальных слоев: элиту, верхний, средний, базовый и социальное дно (андеркласс). Среди российских граждан велико желание «быть не хуже других», даже если для этого нет достаточных оснований. Поэтому большинство россиян относят себя к категориям «средний средний» и «низший средний» слои населения.
Особенность социальной структуры российского общества заключается в том, что в нем имеется большой социальный слой (25-30%), представители которого обладают многими основными признаками среднего класса: врачи, учителя, преподаватели вузов, юристы, ИТР, деятели науки и культуры, предприниматели в возрасте 25-50 лет, обладающие достаточной социальной активностью, уровнем профессионального образования.
В любой развитой стране эти социальные группы занимают положение среднего класса. Однако в России в силу различных причин, главной из которых является нежелание правящей элиты иметь в стране самодостаточный средний класс, эта категория граждан имеет весьма низкие материальные доходы и не может самореализоваться как средний класс. Так по данным социологических исследований, составляющая среднего класса в структуре городского населения страны с 2003 по 2006 г. даже снизилась с 25 до 20 %.
Другой особенностью социальной структуры российского общества является огромный разрыв в доходах между 10% наиболее богатых граждан России и 10% наиболее бедных (децильный коэффициент). В СССР децильный коэффициент в разные периоды колебался в пределах 5-7. При этом тенденций к его снижению пока не наблюдается, и разрыв в доходах продолжает расти. Растет и негативное отношение россиян к людям, имеющим высокие «не честно заработанные» доходы.
Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в 1,5 раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого "среднего класса мирового уровня", и составлял 55,6% в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего 8% от всего населения мира. По оценке Института современного развития, в 2008 году к классическому среднему классу, соответствующему одновременно всем международным критериям, возможно было отнести только 7% россиян.
По данным Forbes на эту тематику в 2012 году, к среднему классу в России можно отнести 47,8%, исходя из дохода на душу населения от 4000 до 10000 долларов в год и принятой разницы между покупательной способностью доллара в России и за её рубежами в 28%. Отсутствие чётких критериев оценки принадлежности к среднему классу приводит к значительному расхождению самоопределения населения по данному вопросу. Так, по данным ВЦИОМ, в 2008 году к среднему классу по различным критериям относили себя 18-42% населения России, исходя из различных мнений о его критериях, из них 42% отнесли себя к таковым исходя из жилищных условий, исходя из возможности дать образование своим детям - 39%, удовлетворённости жизненными перспективами - 35%, уверенности в обеспеченной старости - 26%, возможности отдыха за границей - 21%, исходя из наличия двух и более автомобилей в семье - 18%.
По данным Левада-Центр на сентябрь 2011 года, на прямой вопрос о принадлежности к среднему классу и с учётом наличия дифференцированных вариантов ответов, к среднему классу себя отнесли 86% опрошенных, из них 37% соотнесли себя с нижней частью среднего слоя, средней частью среднего слоя - 46%, верхней его частью - 3%.
По оценкам экспертов Центра стратегических исследований (ЦСИ) Росгосстраха, нижним имущественным порогом, позволяющим отнести домохозяйство к среднему классу (обладание нестарой иномаркой или новым отечественным автомобилем, жильем, оборудованным современной техникой и мебелью, возможность платить за образование и медицину, отдых за границей), является доход в размере 20 тыс. долл. в год на семью. При этом в крупных городах он выше и составляет 30 тыс. в год. Верхней же границей среднего класса служит ежегодный доход в 300 тыс. долл. на семью. Согласно исследованию в 2011 году, доход более 20 тыс. долл. в России имели 29% населения страны, а свыше 30 тыс. долл. - 18% населения.
ЦСИ также проводит оценку численности среднего класса исходя из самооценки уровня дохода. Согласно этой оценке, сегодня в России среднему классу относятся 18% населения, а в 2003 году численность этой группы составляла 5% от числа жителей страны.
Годы 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Доля среднего класса в населении России 5% 5% 9% 8% 14% 16% 11% 15% 16% 18%
3. Роль среднего класса в обществе.Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (групп, слоев), социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними.
Даже краткий анализ социальной структуры общества позволяет сделать вывод о том, что социальная структура представляет собой и структуру дифференциации общества, и систему социального неравенства.
Дифференциация – разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени по принципу «высший» - «низший».
Существуют два основных вида неравенства:
• Естественное, обусловленное естественными различиями людей (пол, возраст, физические и психические данные)
• Социальное, порождаемое социальными факторами (разделение труда, укладом жизни, обладанием тех или иных благ, уровнем образования, властными полномочиями).
Для первобытного общества было характерно естественное неравенство, так как распределение статусов и ролей осуществлялось, как правило, исходя из естественных различий людей (женский труд, мужской, детский). В современном обществе основным является социальное неравенство, т.е. неравенство, обусловленное социальными факторами, хотя и естественные различия также имеют определенное значение.
Неравенство является необходимым условием организации и функционирования социальной жизни. Любая социальная организация, любое общество могут функционировать и развиваться только в условиях функциональной дифференциации, а управление всегда предполагает соподчинение одних социальных групп другим.
Функционализм объясняет причины социального неравенства тем, что общество может развиваться благодаря разделению труда. Например, одни члены общества производят материальные блага, другие создают духовные ценности, третьи работают в сфере услуг, занимаются управлением.
Различные виды деятельности оцениваются по-разному. Одни виды деятельности считаются более важными, другие – менее. Для выполнения одних социальных функций необходима длительная подготовка, а для других нет. В соответствии с общественной значимостью той или иной социальной роли и уровнем квалификации индивида, ее исполняющего, он получает от общества определенное вознаграждение и наделяется определенным социальным статусом. Поэтому, социальное неравенство - это неравенство статусов, которое обусловлено неравенством способностей и возможностей индивидов.
Любое общество неизбежно воспроизводит социальное неравенство. Для этих целей в разные времена в разных странах существовали свои институты социального неравенства (например, в рабовладельческих обществах существовал институт рабства). Социальное неравенство является одним из важнейших факторов функционирования и развития социальной системы. Поэтому в любом обществе имеются социальные слои, находящиеся на высших и низших ступенях социальной лестницы. В соответствии с занимаемыми позициями, между социальными слоями происходит распределение различных ресурсов общества (денег, власти, престижа, образования). Однако следует иметь в виду, что это распределение происходит не прямо пропорционально занимаемой позиции. Обладание одними видами ресурсов не обязательно открывает доступ к другим. Например, видный политик или общественный деятель, занимающий высокие ступени в своей сфере деятельности, может иметь относительно низкие доходы, а преуспевающий предприниматель или коррумпированный чиновник, могут иметь несравнимо высокие доходы. Поэтому, говоря о бедности и богатстве, мы прежде всего имеем в виду экономические категории.
Бедность - экономическое и социокультурное состояние индивида или социальной группы, при котором доходы «бедных» ниже официально установленного прожиточного минимума.
В социологии употребляются понятия «абсолютная бедность» и «относительная бедность». Абсолютная бедность предполагает, что человек испытывает нужду в самом необходимом: пище, одежде, жилье. Относительная бедность является показателем соотношения доходов «бедных» и «богатых». Границы абсолютной и относительной бедности не совпадают. Даже в самом благополучном обществе низшие слои будут считать себя «бедными» в соотношении с высшими. При этом, чем выше благосостояние людей, тем выше будет и порог богатства и бедности.
Для определения абсолютной бедности применяется критерий «черта бедности» («порог бедности») – уровень дохода ниже официально установленного прожиточного минимума. Прожиточным минимумом называют сумму, которая устанавливается Правительством РФ на основании стоимости потребительской корзины, рассчитываемой по предоставленным данным Росстата об уровне потребительских цен. Каждый квартал величина прожиточного минимума в России пересматривается.
Прожиточный минимум устанавливается отдельно для трех категорий населения: трудоспособных граждан, пенсионеров и детей. Так, в целом по России во 2 квартале 2012 года он составил: на душу населения - 6385 руб., для трудоспособного населения – 6913 руб., для пенсионеров – 5020 руб., для детей – 6146 руб. Размер прожиточного минимума зависит от конкретного региона РФ и уровня цен в нем.
Для поддержания жизнедеятельности абсолютно бедных требуется государственная поддержка (дотации, пособия, льготы). Социологи оперируют такими понятиями, как «масштабы бедности» и «глубина бедности».
Первое служит для определения доли и численности населения страны или региона, проживающего за чертой бедности. По данным социологических исследований за 2004 г., в России за чертой бедности находилось более 25% населения (примерно 40 млн. чел.) При этом 17 млн. из этой категории были работающие. В России, по данным Росстата, ниже черты бедности по состоянию на I полугодие 2011 года проживает 14,9% жителей, или 21,1 миллиона человек.
Понятие «глубина бедности» используется для выявления положения индивида (группы) между верхней и нижней границами бедности. Бедность также имеет свои половозрастные, территориальные и другие характеристики.
Кроме нормативного метода измерения бедности используется также статистический метод, суть которого заключается в выявлении того, как (на что) тратят свой доход представители разных групп. При этом основным критерием оценки бедности и богатства являются расходы на питание. Например, сверхбогатые тратят на питание до 5% дохода; богатые- 5-10 %; люди среднего достатка – 10-30%; бедные-30-60%; нищие -60-80%.
Бедность – это не только низкий уровень дохода и минимальное потребление материальных благ, но и особый образ жизни, особые стереотипы мышления и формы поведения. Для человека, который не имеет возможности удовлетворять свои базовые потребности, окружающая среда становится враждебной, и он стремится ее разрушить.
Относительная и абсолютная бедность в России приобрела массовый характер и, по мнению экспертов, представляет собой глобальную опасность для всего общества. Относительная устойчивость социальной структуры общества не означает, что внутри ее не происходят какие-либо движения, изменения и перемещения. Перемещение людей из одних социальных групп, классов, слоев в другие называется социальной мобильностью.
Перемещение людей в социальном пространстве происходит не произвольно и не только «по собственному хотению». В обществе «функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот. При этом роль «сита» выполняют социальные институты (собственности, образования, политики), а также иные социокультурные механизмы (субкультура, сфера деятельности, образ жизни). Например, человек. Получивший высшее образование, получает возможность занять более высокий статус.
Маргинальность - понятие социально-психологическое. Это не только определенное промежуточное положение индивида в социальной структуре. но и его собственное самовосприятие, самоощущение. Если бомж чувствует себя комфортно в своей социальной среде, то он не является маргиналом. Маргинал тот, кто считает, что его нынешнее положение временно или случайно. Особенно тяжело переживают свою маргинальность люди, вынужденные сменить вид деятельности, профессию, социокультурную среду, место жительства, например, беженцы.
Необходимо различать маргинальность как составную часть естественной социальной мобильности и вынужденную маргинальность, возникшую в кризисном обществе, которая становится трагедией для больших социальных групп. Естественная маргинальность – это временное состояние перехода индивида (группы) из одного социального статуса в другой. Она не носит массового и долговременного характера и не предсавляет угрозы для стабильного развития общества. «Вынужденная» массовая маргинальность, принимающая затяжной долговременный характер, свидетельствует о кризисном состоянии общества.
Заключение Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке и в обществе выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Средний класс состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса - бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение и наоборот.
Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том числе менеджеры, учёные, инженеры.
Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае, если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.
В заключение можно сказать, что социальная структура строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как гетерогенность. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.
Литература1. Социология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ, 2010. - 320 с.:
2. Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. – М., 2003.- 568 с.
3. http://ru.wikipedia.org.
4. Тихонова Н.Е., Горшков М.К. Средний класс в современной России. – М.,2008. – 320с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы