Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Средний класс

Средний класс [13.10.13]

Тема: Средний класс

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Реферат | Размер: 21.03K | Скачано: 404 | Добавлен 13.10.13 в 19:16 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему. 4

2. Средний класс в современной России и его основные признаки 10

3. Роль среднего класса в обществе 15

Заключение 19

Список литературы 20

 
ВВЕДЕНИЕ
Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений — социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсон, Р.Дарендорф и другие социологи.[1;c.132].  В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Любое общество стремится к сохранению неравенства, видя в нем  упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.
Данная тема актуальна, потому что средний класс – это часть общества, составляющая наибольшую по численности социальную группу и выполняющую ряд функций, важнейшими из которых являются функции «стабилизатора» общества и «поставщика» квалифицированной рабочей силы. Средний класс составляет большинство населения в промышленно развитых странах. Целью данной работы является изучение среднего класса, основных критерий принадлежности к нему и его роль в обществе. Объектом исследования является средний класс, как особая часть граждан страны, предмет исследования – функционирование среднего класса.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
1.    Описать средний класс и основные критерии принадлежности к нему;
2.    Средний класс в современной России;
3.    Описать какую роль в общества играет средний класс.
 
1.Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему.
Под средним классом подразумевают ту часть общества, которая занимает «средние» - между «верхами» и «низами» - статусные позиции. Как правило, эта часть общества составляет наибольшую по численности социальную группу и выполняет ряд функций,важнейшими из которых являются функции «стабилизатора» общества и «поставщика» квалифицированной рабочей силы.
В зарубежной и отечественной литературе нет единой точки зрения на то, в каком числе - единственном или множественном - следует употреблять термин «средний класс». Сторонники множественного числа, считающие более правильным выражение «средние классы», в частности П. Саундерс в Англии и Л.А.Беляевав России, подчеркивают неоднородность его состава, а сторонники единственного числа - социальную и экономическую роль среднего класса как стабилизатора общества.[2;c.12] Оба подхода верны, и в зависимости от контекста можно пользоваться обоими выражениями: средний класс и средние классы (средние слои, группы).
Средний класс составляет большинство населения в промышленно развитых странах. Многие его представители - недавние выходцы из рабочего класса. Незначительная прослойка среднего класса именуется верхним средним классом, или верхним слоем среднего класса. У его представителей доходы истиль жизни приближаются к аналогичным показателям высшего класса. В целом средний класс включает профессионалов (юристы, духовенство, врачи), среднее звено руководителей, учителей, фермеров, самонанятых (мелкие бизнесмены), продавцов, программистов и др.
Специалисты входят в средний слой среднего класса, ведь само понятие «специалист» предполагает как минимум образование в объеме колледжа. Верхнюю страту среднего класса заполняют в основном «профессионалы». Профессионалами за рубежом именуют людей, имеющих, как правило, университетское образование и большой практический опыт, отличающихся высоким мастерством в своей области, занятых творческим трудом и относящихся к так называемой категории самонанятых (самозанятых) - работающих на себя, т.е. имеющих свою практику, свое дело. Это юристы, врачи, ученые, преподаватели и т.д. Именоваться «профессионалом» очень почетно. Их число ограничено и регулируется государством. Так, лишь недавно социальные работники получили долгожданный титул, которого добивались несколько десятилетий.
В нижний средний класс входят малоквалифицированные служащие, технические работники и клерки, занятые исполнительским канцелярским трудом, а также мастера в цехах.
Средний класс играет в обществе особую роль, образно ее можно уподобить функции позвоночника в человеческом организме, благодаря которому он сохраняет равновесие и устойчивость. В средний класс входят, как правило, те, кто имеет экономическую независимость (т.е. является собственником предприятия) или ярко выраженную профессиональную ориентацию. А это как раз те функции, которые обществом не только высоко ценятся, но и высоко вознаграждаются. Ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, банкиры и предприниматели составляют социальный стерженьобщества. Там, где нет среднего класса или он еще не сформировался, общество нестабильно.
Современный средний класс выступает историческим преемником так называемого «третьего», или «четвертого» сословия, которое на заре промышленной революции изнутри взорвало феодально-сословную систему и привело к ее гибели. Понятие средний класс» возникло и стало использоваться в Англии в конце XVII в. для обозначения особой группы собственников и предпринимателей, которые противостояли крупным землевладельцам сверху и сельско-городской «голытьбе» снизу. Постепенно к нему стали причислять всю совокупность слоев мелких и средних предпринимателей, торговцев, лиц свободных профессий (адвокатов, священников, писателей, художников), занимающую промежуточную позицию между крупной буржуазией и лицами наемного труда.
Средний класс - уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении почти всей истории человечества. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разделяет два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение, И наоборот.[3;c.109-112]
    Наличие в обществе среднего слоя и его значительный количественный вес стабилизируют социально-политическую обстановку, создают гарантии демократического пути развития общества.
Критерии выделения среднего класса.
Проблема определения среднего класса, по моему мнению, не может сводиться только к критерию дохода, благосостояния. Средний класс как социально-структурный феномен определяется комплексом критериев (признаков), количественными и качественными характеристиками. Уже поэтому сущность среднего класса и его структуру следует рассматривать  в аспекте социальных статусов тех групп, которые, вероятно, в него войдут. При всей пестроте структуры среднего класса ( что видно из данных по тем странам, где он наличествует) можно выделить какие-то существенные общие, либо сближенные черты статусов этих групп:
1.    уровень дохода, благосостояния, позволяющий реализовать современный образ жизни, его социальный стандарт;
2.    относительную устойчивость экономического статуса, его стабильность; устойчивое экономическое самообеспечение;
3.    владение собственностью либо условиями, безусловно необходимыми для ее эффективного функционирования на современном уровне: знаниями и умениями в сфере организации и управления, высокой квалификацией, информацией;
4.    признанную особо ценной для общества  деятельность в сфере науки, культуры, осуществляемую на основе обладания уникальными творческими способностями;
5.    повышенную (по сравнению с нижерасположенными на социальной лестнице группами) субъектность : на рынке труда, в выборе образцов социального поведения и т.д.;  способность влиять более или менее существенно на общественный процесс и управление им  : средний класс – один из важнейших компонентов системы социального партнерства.
Лица, для которых  признаки, указанные  в пунктах 1-5 , имеют высшее выражение, составляют группы, расположенные на социальной лестнице выше среднего класса (выше среднего, высший слой, элита).
    Непременным признаком среднего  класса следует считать его количественную масштабность. Во всяком случае, доля среднего класса в населении должна быть не меньше суммарной доли тех групп, социальный статус которых ниже статуса среднего класса. Именно с этого количественного порога начинается функционирование среднего класса как такового. До того – это лишь один из слоев в социальной структуре общества. Те 10% российского общества, на которые некоторые исследователи ссылаются как на средний класс, являются таким слоем, но отнюдь еще  не средним классом.
Исходя из вышеизложенного, можно указать социальные группы, которые, в перспективе, составят у нас средний класс:
1.    собственники среднего и мелкого капитала, часть владельцев мелкой трудовой частной  собственности( исключая часть владельцев среднего капитала, вошедших в более высокие слои);
2.    лица, работающие по найму:
-    высококвалифицированные специалисты – ИТР, менеджеры, руководители среднего и частично низшего звена, осуществляющие техническое и функциональное руководство, организацию на предприятиях и в организациях любых форм собственности;
-    высококвалифицированные рабочие с современным типом квалификации;
-    высококвалифицированные специалисты  непроизводственного профиля (часть их, другая часть может иметь статус ниже статуса среднего класса, во всяком случае, это сейчас так);
3.    лица, осуществляющие гражданскую власть (кроме тех, кто входит в элиту и высшие слои) и часть служащих (чиновников) – исполнителей, обеспечивающих деятельность власти и обладающих влиянием на нее («группа влияния»);
4.    деятели науки, свободных профессий (творческая интеллигенция), если их статус имеет изложенные выше признаки;
5.    часть среднего офицерства и др.
Является ли средний класс действительно классом в строгом смысле понятия? Нет, так как он весьма разнообразен по отношению к средствам производства и по источникам доходов (от доходов с капитала до зарплаты наемного работника). [4;c.58-67]. Таким образом  понятие «средний класс» обозначает в постиндустриальных странах не класс, а сложный социально-структурный конгломерат.
Социальные слои в классовом обществе
Уорнер предложил модель с шестью классами или статусными группами. Каждый из трёх классических классов (верхний, средний и низший) подразделяется ещё на две группы – верхний и нижний. Уорнер, придерживаясь веберовской методологии, определил классы как группы, в существование которых верят члены общества, и которые размещаются соответственно на высших или низших уровнях социальной иерархии.
1. Верхний высший класс включал так называемые «старые семьи». Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.
2. Нижний высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему высшему классу, но не включал старые родовые семьи.
3. Верхний средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.
4. Нижний средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие.
5. Верхний низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.
6. Нижний низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущали комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.
Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится.
 
2. Средний класс в современной России и его основные признаки.
Средний класс — уникальное явление в мировой истории. Скажем так: его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс — стабилизатор общества. Чем больше он, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который представил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе к друг другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Средний класс — самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес.[5;c.32-38]. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т. е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия — социальный хребет общества.
Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса.
Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по проблемам среднего класса заражены различного рода идеологемами.
Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие “средний класс” как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин «средний класс» в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.
Нынешний средний класс является историческим преемником «четвертого сословия», которое на заре промышленной революции взорвало сословную систему. Само понятие «средний класс» возникло в XVII веке в Англии. Оно обозначало особую группу предпринимателей, противостоявших, с одной стороны, верхушке крупных землевладельцев, с другой — «пролетарской голытьбе». Постепенно к нему стали причислять мелких и средних буржуа, менеджеров, лиц свободных профессий.
В современном российском обществе средний класс формируется как за счет предпринимателей, так и за счет менеджеров. В социальной литературе понятие средний класс используется довольно часто. Предметом анализа является его качественный состав, содержание, структура. Заславская (автор статьи «Средние слои в современной России») ввела в научный оборот понятие «срединная часть». Она исследовала эту основную срединную часть российского общества, куда не входят представители политической и экономической элиты, а также «социальное дно». Заславская разделила средний класс на четыре подслоя.
С точки зрения социальной стратификации следует говорить не о среднем слое, а о среднем классе, поскольку здесь имеет место процесс классовой кристаллизации, то есть сближения социальных позиций основных социальных групп по таким критериям как власть (на Западе представители среднего класса оказывают весьма существенное влияние на политические процессы) доход, престиж профессии, уровень образования. На основе этих признаков формируется общая идеология, мораль, образ жизни, характеризующее поведение среднего класса. [6;c.156-169]. Термин «средний класс» в своем первоначальном значении относится к достаточно большой по численности социальной группе (в промышленно развитых странах она составляет около 60% самодеятельного населения), занимающей серединное положение между двумя крайними полюсами социальной стратификации, которые образуют с одной стороны, политическая элита и наиболее богатые слои населения, а с другой – бедные, деклассированные элементы. Графически этот тип социальной стратификации может быть представлен в форме ромбовидной модели, основной объем которой как раз и занимает средний класс
Среди функций среднего класса выделяют две «классические». Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы.
Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспективы социального роста базой которого выступают образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосостояния представителей среднего класса.
В сегодняшней посткоммунистической России развитию среднего класса мешают политические катаклизмы, финансовые кризисы, неразумная политика государства и т.д. Ради объективности необходимо также отметить, что за 8-10 лет постсоветского развития средний класс просто физически не мог сформироваться. Сегодня в российском обществе переходного периода можно говорить лишь об эмбрионах среднего класса. Поэтому понятие «российский средний класс» сейчас можно употреблять лишь с очень большой натяжкой. В основе такого отношения к нему лежит тот факт, что у нашего доморощенного среднего класса пока нет многих весьма существенных черт.
Среди характеристик среднего класса, не наблюдающихся у россиян, претендующих на этот статус, хотелось бы, прежде всего, отметить отсутствие экономической самостоятельности. Представители среднего класса в России находятся в сильной зависимости от власти, которая в один момент может сделать маргиналами, от произвола чиновников, обладающих широким диапазоном разрешительных функций, от законодателей, которые могут обложить их непосильными налогами и постоянно менять правила игры и т.д.
Не соответствует российский средний класс высоким западным стандартам и по уровню доходов. Российский средний класс несколько специфичен и отличается от таких же социальных слоев Запада. Например, он не столь обширен, он составляет всего 20-25% от всех российских семей; считается, что семья, доход которой составляет 150 долларов на каждого её члена в месяц, принадлежит к среднему классу, в США и Западное Европе нижняя граница составляет 300 долларов на человека в месяц и т.д.
Принадлежность той или иной семьи к среднему классу оценивается, прежде всего, по ряду признаков, таких как образование, служебное положение, наличие движимого и недвижимого имущества, рассматривается также и модель поведения, потребления, немаловажным фактором является то, отождествляется ли себя индивид с данной социальной группой. Российский средний класс неоднороден, существует нижний и верхний средний класс.
Особую, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс. В индустриальных развитых странах он составляет большинство населения – 60-80%. Средний класс – врачи, преподаватели, учителя, высококвалифицированные рабочие и др. Чем больше средний класс, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.
Функциями среднего класса традиционно считаются стабилизация общества и воспроизводство квалифицированной рабочей силы.
 
3.Роль среднего класса в обществе.
В человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.
Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства, возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).
Проблема неравенства непосредственно связана с прямо противоположной ей проблемой равенства. Хотя некоторые – прежде всего религиозные – доктрины провозглашают, что люди в определенном смысле равны друг другу от рождения, большинство социологических дискуссий сосредоточивают свое внимание на состоянии и тенденциях изменения равенства в конкретных социальных контекстах. Отсутствие равенства, то есть неравенство – это жизненно важный элемент. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа – между различными стратами или слоями населения. Основные измерители неравенства – ликвидные ценности. Эту функцию обычно выполняют деньги (в примитивных обществах неравенство выражалось в количестве мелкого и крупного рогатого скота, ракушек и так далее).
 Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом – наименьшим (бедным) количеством благ.[7;c.265] Таким образом, бедность – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – это не только минимальный доход, но и особый образ и стиль жизни, то есть передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология. Поэтому социологи говорят о бедности как об особой субкультуре.
 Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение величин самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.
Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
Богатство — изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. К богатству можно также отнести доступ к здравоохранению, образованию и культуре. В социологии богатым считается тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. В экономике богатство определяется как разница между активами и пассивами на данный момент времени. Противоположностью богатства является бедность. Страны, значительно превосходящие в богатстве другие страны, обычно называют развитыми.
Неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости.
В самом названии - "средний класс" - подразумевается некая середина, сердцевина. Средний класс - это среднее поколение. Принимая такое определение, видно, что средний класс является необходимым элементом социальной структуры.
Во-первых, его представители определяют настоящий момент, поскольку "производят" духовные и материальные ценности сегодняшнего дня. Кроме того, у них есть пример и жизненный опыт предыдущего поколения. Сравнивая свой личный опыт с опытом родителей, представители среднего поколения могут в какой-то степени предвидеть судьбу будущего - поколения своих детей. А предвидение будущего дает возможность его формирования. Следовательно, средний класс несет ответственность за будущее, в том числе и свое.
Во-вторых, средний класс определяет динамизм общества в целом. Его характерная черта - постоянное обновление и смешение. Выдвигая и выбирая руководство различных уровней, среднее поколение участвует в управлении обществом. Кроме того, расширение сферы занятости, введение новых технологий, улучшение качества труда зависит от способности представителей среднего класса принимать новые идеи и реализовывать их на практике, опираясь на полученные знания и опыт. Следовательно, средний класс отвечает за развитие общества, его поступательное движение и выступает основной силой, которая создает движение вперед.
И третье. С одной стороны средний класс определяет динамизм общества и его будущее. С другой стороны, он выступает гарантом стабильности общества. Именно средний класс создает образцы и нормы социального поведения. Представители среднего класса сохраняют старые традиции и привносят новые. В любом обществе основная масса людей - это люди среднего возраста. Средний класс есть всегда и везде. И стабильность, уровень благосостояния общества зависит от стабильности и уровня благосостояния среднего поколения.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи в данной работе реализованы. В заключение подведем выводы пройденной работы.
Социальный класс как совокупность людей, обладающих наиболее значительными общими признаками, границы между классами не являются жестко очерченными. Соответственно, средний класс занимает промежуточное положение между рабочим классом и владельцами крупного капитала, способен на достаточно высокий уровень потребления и также обладает достаточно высоким социальным статусом и доходом. Но средний класс гораздо более сложное образование, чем просто экономическая середина иерархической лестницы. Можно сказать, что средний класс является “социальным актором”, движущим общество по пути прогресса. Только средний класс постиндустриального типа становится опорой и гарантом структурных прогрессивных изменений в экономике и обществе.
Благополучие человека в обществе, его социальные связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве.[3].
Средний класс делится на слои: верхний средний класс и нижний средний класс.
Особую, стабилизирующую социальную и политическую обстановку в обществе роль играет средний класс.
Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем меньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.
Подводя итог, можно сказать, что прогрессивная роль среднего класса в его динамизме и стабильности, в ответственности за настоящее и будущее, прогресс общества в целом.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Александрова О. А. Идейный фон становления российского среднего класса // Общественные науки и современность, 1999г [5]
2.    Беляева Л.А. Критерии выделения российского среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. -186c. [2]
3.    Волков Ю.Г., А.В. Попов Социология: Учебник / Под редакцией профессора Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр.  доп. – М: Гардарики, 2006-547 с. [7]
4.    Горюнова С.В. Средние слои и “средний класс” в современном российском обществе // Общественные науки и современность. - 2006. - №4. – 435с. [4]
5.    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2005.- 860с [10]
6.    Жеребин В.М., Римашевская Н.М. Социология. Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт. 2007. 340 с. [9]
7.    Заславская Т.И.Социальная трансформация российского общества. — М.: Дело, 2003. — С. 471–473 [6]
8.    Кравченко А.И., Анурин В.Ф.Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. [8]
9.    ЛавриненкоВ.Н., ЛукашеваГ.С., Шабанова О.А.  Социология. Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2000- 407с. [1]
10.    Фролов С.С. Классы и социальные слои // Социология. Учебник, 1999г.-572с. [3]
 
Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.03K
Скачано: 404
Скачать бесплатно
13.10.13 в 19:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе