Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Формирование доходов и их неравенство
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Курсовая работа | Размер: 40.91K | Скачано: 317 | Добавлен 22.01.14 в 17:27 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Содержание
Введение 2
1. Доходы населения: понятие, виды, источники. Распределение доходов и проблема их неравенства 3
2. Макромодель М.Лоренца и коэффициент К.Джини 9
3. Уровень и качество жизни. Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности 12
Заключение. Социальные гарантии, социальная защита и социальная поддержка 16
Литература 20
Разбор экономической ситуации 21
Введение
Проблемы неравенства становятся за последние десятилетия предметом все более и более активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, политологами и юристами. Данная проблема особо актуальна для России, в которой разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения. Это и не удивительно, ведь для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании имеется представление, что относительно однородное по структуре население за достаточно короткий период превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства. Государственный аппарат говорит нам о том, что люди получили за это политическую свободу и возможность иметь в частной собственности имущество. Однако состояние, в котором находится наша страна, - слишком высокая цена, даже без учета того, что в реальности вся идея создания правового государства потерпела крах.
Безработица, несоответствие повышения уровня инфляции и увеличения заработной платы, низкое социальное обеспечение привели к тому, что миллионы людей оказались за чертой бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное влияние на экономический рост, то бедность населения - один из самых негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные экономические последствия. Любое правительство, которое заинтересовано в сохранении своей страны и ее развитии, должно действовать в соответствии со своими задачами для достижения целей, ради которых оно и было создано.
1. Доходы населения: понятие, виды, источники. Распределение доходов и проблема их неравенства
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов заключается в том, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Здесь мы наблюдаем прямую зависимость: чем выше уровень доходов, тем больше потребление и наоборот.
Все доходы можно классифицировать по следующим видам:
а) трудовые. Основой формирования данных доходов является трудовая деятельность; выражаются в форме оплаты труда на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, от личного подсобного хозяйства, от предпринимательской деятельности, от реализации платных бытовых услуг;
б) нетрудовые, которые в свою очередь делятся на:
- экономически обоснованные. К этой категории относятся доходы, получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, не противоречащего правовым нормам, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от собственности, дивиденды по акциям, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, доходы на вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики;
- экономически не обоснованные. Это, соответственно, все виды доходов, полученных от незаконных финансово-хозяйственных операций, от деятельности и услуг, противоречащих общественным нормам или от криминальных действий.
2. По экономическому содержанию:
а) натуральные, к примеру, стоимость натуральных услуг лечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характера, оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятий, а также стоимость натуральных поступлений от личного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление;
б) денежные, к которым можно отнести заработную плату, пенсии, стипендии, пособия, дивиденды, доходы от собственности, доходы от продажи ценных бумаг, прирост денежных вкладов в сберегательном банке, доходы от предпринимательской деятельности;
в) совокупные. Как становится понятно из названия, этот вид объединяет в себе сразу два: и денежные, и натуральные доходы. Он является показателем материальной обеспеченности всего населения.
3. По степени использования:
а) номинальные или брутто-доходы: сумма доходов, полученная из всех источников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов и обязательных платежей;
б) располагаемые или нетто-доходы: сумма средств, остающаяся после уплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальном размере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использования сбережений и других источников;
в) реальные доходы: стоимость приобретенных материальных и культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товары и услуги.
4. В зависимости от источника формирования:
а) факторные или функциональные. Они происходят от функционирования факторов производства;
б) персональные. Данный вид не зависит от вышеуказанных факторов, поэтому здесь можно назвать доходы от пенсий, стипендий и подобных социальных выплат.
Источники доходов представляют собой форму, в виде которых они поступают. К источникам можно отнести:
Меня очень заинтересовала идея американского предпринимателя и инвестора Роберта Кийосаки, который долгое время занимается вопросами финансовых вкладов и экономической активности субъектов. Он придумал очень удачный, по-моему мнению, классификатор, позволяющий быстро определять, какие источники доходов есть у различных людей.
Он разделил эти источники на четыре сектора и обозначил каждый сектор определенной буквой: сектор «Р»; сектор «С»; сектор «Б»; сектор «И».
Р – работа. В секторе "Р" люди получают доход от наемного труда, т.е. это наемные работники, которые работают за зарплату и целиком зависят от работодателя. Потеряв работу, такие люди лишаются своего единственного источника дохода и начинают испытывать финансовые трудности.
С - самофинансирование. В секторе "С" находятся, например, представители малого бизнеса, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, писатели, певцы и музыканты, частнопрактикующие врачи, адвокаты, консультанты, репетиторы и прочие категории людей, которые сами обеспечивают себя работой и доходом. Они, как и представители сектора "Р", тоже зависят во многом от своего дела, поскольку, потеряв своих клиентов, тоже могут лишиться источника дохода со всеми вытекающими последствиями. Но, при этом, представители этого сектора обладают большей свободой: они сами решают сколько времени тратить на работу, каким способом делать свою работу и какую плату взимать за свои услуги.
Б - бизнес. Из сектора "Б" получают свой доход владельцы бизнеса. Им не обязательно работать в бизнесе, они могут нанимать специалистов и профессионалов из секторов "С" и "Р". Таким образом, они используют для получения дохода, то, что Р. Кийосаки называет рычагом управления инвестициями, а именно, один из этих рычагов – время других людей. Владелец бизнеса, при этом, должен обязательно управлять своим бизнесом.
И - инвестирование. Сектор "И" - это своеобразное казино для богатых, в котором вращаются самые большие деньги. В этом секторе большие деньги делают самые большие деньги. Наравне с рычагом времени других людей инвесторы используют еще одни рычаг – деньги других людей. Это сектор, в котором, как и в секторе "Б", люди уже не работают за деньги, а наоборот, деньги инвестора работают на своего хозяина.
В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов - стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика, если она придерживается правила, что ставки налогов на трудовые доходы должны быть меньше, чем ставки налогов на доходы от капитала. От уровня доходов зависит и качество потребления, возможности потребительских расходов населения.
Неравенство доходов в основе своей происходит из-за того, что одна часть населения является собственниками наиболее прибыльных факторов производства, а другая часть сама является фактором производства. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому служат:
Ряд исследователей полагают, что процесс детерминации заработков носит вероятностный характер и складывается под воздействием случайных причин. Например, эта точка зрения проводится в книге социолога-экономиста К. Дженкса, где на обширном статистическом материале показано, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегатных групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает.
2. Макромодель М.Лоренца и коэффициент К.Джини
Для измерения неравенства в распределении доходов в экономической теории используется кривая Лоренца, как показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами (рисунок 1).
Рисунок 1 — Кривая Лоренца
Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получает соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей. Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и так далее, то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, то есть линией фактического распределения, стоящего от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15% и так далее.
Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.
При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.
Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного- единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь не заштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:
,
где G – показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.
Это показатель коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини, определяющий неравномерность распределения доходов. Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Данный показатель устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Его величина может варьировать от 0 до 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
3. Уровень и качество жизни. Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности
Распределение доходов в рыночной экономики не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности.
Любая ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной принадлежности, ухудшением условий жизни населения. Бедность представляет собой комплексное социальное явление, имеющее экономические, культурные и психологические корни. Ее особенности связаны также с историческими условиями развития той или иной страны.
В России на быстрый рост уровня бедности повлияли сокращение трудовых доходов, а также массовая безработица, вызванная социально-экономическими реформами, неэффективная система социальной защиты населения, низкие доходы занятого населения, особенно в сельской местности и малых городах, высокое экономическое неравенство в распределении денежных доходов и имущества между бедными и богатыми. В то же время причинами низкого уровня доходов очень часто являются плохое здоровье, недостаточное образование и вытекающая из этого слабая конкурентоспособность на рынке труда.
Подходы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. В рамках одного (условно можно назвать «социальный подход») считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. При этом государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу, многодетным семьям.
Другой подход (условно его можно назвать «рыночным») основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности.
Если первый подход опирается на так называемый принцип социальной справедливости, то второй - на экономическую рациональность, поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экономической конъюнктуры и потерям для всего населения. Невозможно однозначно отдать преимущество какому-либо из названных подходов к политике доходов. Необходимо сочетать сразу оба подхода для достижения лучшего результата.
Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов.
Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Перераспределение доходов осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения идут от бюджета. Государство, взимая налоги, аккумулирует средства в бюджете, чтобы затем использовать их на социальные программы, пособия, выплаты. К косвенным методам перераспределения доходов в рыночной экономике можно отнести благотворительные фонды, льготные налогообложения малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках.
Положительные и отрицательные стороны перераспределения связаны с объективно существующим в этой области экономических отношений противоречием между справедливостью и эффективностью. Если государство в качестве первоочередной задачи ставит борьбу с бедностью и снижение степени неравенства в обществе, то оно должно мириться с нарастанием отрицательно влияющих на эффективность экономических издержек. Если же главной целью государства является экономический рост, то неизбежным становится углубление неравенства в доходах и рост социальных издержек. Таким образом, большинство решений государства в области социальной политики являются взаимоисключающими, когда для достижения большей эффективности необходимо поступиться некоторой долей справедливости, и наоборот.
Федеральная служба государственной статистики России строит с помощью метода имитационного моделирования ряды распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов и производит расчеты численности малоимущего населения. Согласно этим данным, дифференциация денежных доходов населения резко усилилась в 1992-1994 гг. и оставалась стабильно высокой в последующие годы. Соотношение доходов 20% самых богатых и 20% самых бедных россиян увеличилось с 3,3 раза в 1980-е годы до 7,6 в середине 1990-х годов, а затем и до 9,4 в 2010-2011 гг. Увеличение разрыва вызывает не только беспокойство за нашу экономическую систему, но и возмущение, относящееся к органам государственной власти, не способным повлиять на изменение данной ситуации.
Политикой перераспределения доходов не исчерпывается политика государства в сфере регулирования доходов. Государство обладает возможностью непосредственно влиять на доходы еще на стадии заключения договоров на рынке труда, проводя политику формирования доходов. Речь идет о том, что государство, выступая в роли крупнейшего в стране работодателя, обеспечивает профессиональную организацию оплаты труда работников бюджетного сектора. Одновременно выступая представителем всего общества, государство устанавливает экономически обоснованный минимальный уровень оплаты труда для всех работников, обозначая нижнюю границу цены рабочей силы, что гарантирует соблюдение минимального стандарта жизни.
Следует отметить, что существующий на сегодняшний день уровень минимальной оплаты труда (МРОТ) в России не отвечает данной задаче. На самом деле огромная разница между минимальным размером оплаты труда и минимальным прожиточным минимумом вызывает удивление. Для того чтобы МРОТ выполнял свойственные ему экономические и социальные функции по обеспечению минимальных потребностей воспроизводства рабочей силы, необходимо поднять его уровень до размера прожиточного минимума с одновременным законодательным порядком индексации этого размера.
Изменения в доходах населения и расслоение общества приводят к самым негативным последствиям. Создаются слои людей, находящихся за чертой бедности, что недопустимо в развитом обществе. Происходит моральное расслоение общества на «своих» и «чужих», теряется общность целей, интересов, чувство здорового патриотизма. В результате деления общества, населения регионов и отдельных граждан на богатых и бедных возникают межрегиональные и, даже, межнациональные противоречия, что приводит к разрушению единства России. Происходит отток квалифицированных работников в сферы, не требующие соответствующих знаний, за границу. В результате ухудшается образовательный, профессиональный потенциал общества, наукоёмкие отрасли деградируют. В результате низкого уровня жизни снижается трудовая активность населения, ухудшается здоровье, снижается рождаемость, что приводит к демографическим кризисам.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее исполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров.
Разрыв между богатыми и бедными россиянами увеличивается на общем фоне экономического роста, сопровождающегося ускоренным ростом доходов населения. Основная доля прироста среднего дохода приходится на группу самых обеспеченных граждан России, в то время как реальные доходы бедных и их уровень жизни могут снижаться.
Заключение. Социальные гарантии, социальная защита и социальная поддержка
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния.
В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства.
Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. Таким образом, становится понятно, что на настоящий момент единственным выходом из ситуации будет являться обеспечение населения минимумом для возможности дальнейшего экономического развития, куда также входят социальная защита и поддержка.
Социальная защита - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся, могут рассчитывать на поддержку социальной защиты. Существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.
Чем тяжелее ситуация в той или иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих. Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся.
Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт: «Помогать только тем, кто не может помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.
Литература
1. Балекоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск.: 2008. 371 - С.
2. Бобков В.А. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2010. № 6.
3. Дженкс К. Неравенство: переоценка влияния семьи и образования в Америке. - М.: 2003. 125 - С.
4. Кийосаки Р. Квадрант денежного потока - М.: 2007. 96 - С.
5. Павленок П.Д. Основы соц. работы – К: инфра – М.: 2012.
6. Страна мира . Краткий политико – экономич.справочник, - М: Интеркнига, 2009.
7. Шевяков А.Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства: Докл. на Совете по экономике Отделения общественных наук РАН. - М.: 2011.
8. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 403 - С.
Разбор экономической ситуации.
Предположим, что коэффициент Джини возрос. Какие процессы характеризует это явление?
Выберите вариант ответа и максимально аргументируйте его.
А) Наблюдается экономический рост;
Б) Уменьшается дифференциация доходов в обществе;
В) Кривая Лоренца приближается к линии абсолютного равенства доходов;
Г) Усиливается дифференциация доходов в обществе;
Д) Верны ответы А и В.
Правильный вариант ответа: Г) Усиливается дифференциация доходов в обществе.
Коэффициент Джини - статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку.
Наиболее часто в современных экономических расчетах в качестве изучаемого признака берется уровень годового дохода. Коэффициент Джини можно определить как макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны. Иногда используется процентное представление этого коэффициента, называемое индексом Джини.
Иногда коэффициент Джини используют также и для выявления уровня неравенства по накопленному богатству
Рассчитать коэффициент можно как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и кривой равенства, к площади треугольника, образованного кривыми равенства и неравенства. Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1. Соответственно, если коэффициент Джини возрастает, то дифференциация доходов в обществе увеличивается.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.