Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства [09.11.13]

Тема: Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 139.55K | Скачано: 303 | Добавлен 09.11.13 в 11:29 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


План работы

1.   Контрольный теоретический вопрос. 3

1.1. Социально-экономические последствия инфляции. 3

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления. 7

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России». 10

3. Контрольные тестовые задания. 17

Список литературы.. 18

 

1.       Контрольный теоретический вопрос

1.1.          Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция — кризисное состояние денежной системы. Она относится к разряду тяжёлых и трудноизлечимых заболеваний экономики. От неё не застрахована ни одна страна. Обычно под инфляцией подразумевают долгосрочное повышение общего уровня цен при снижении покупательной способности денег. Инфляционный процесс гораздо сложнее и не сводится лишь к простому изменению соотношения между товарами и деньгами.

Инфляция представляет собой денежное явление. Более конкретно — обесценивание денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. Выражается инфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Таким образом, инфляция — это такое обесценивание денег, которое сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих основных функций. В крайнем своём проявлении инфляция приводит к утрате доверия к денежным знакам и возрождению натурального обмена [7, с. 112].

Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными является индекс потребительских цен и дефлятор ВВП. Показатель темпа инфляции отражает темпы прироста уровня потребительских цен за исследуемый период. Для измерения темпа инфляции используют следующий показатель:

 

где   — темп прироста среднего уровня потребительских цен;
  и   — индексы потребительских цен исследуемого и базового года. Индекс потребительских цен рассчитывается путем сопоставления стоимости потребительской корзины в исследуемом году со стоимостью той же корзины в базовом году:

 

где   — индекс потребительских цен;   — стоимость корзины потребительских благ в исследуемом году;   — стоимость корзины потребительских благ в базовом году. Индекс потребительских цен выступает как индекс стоимости жизни и позволяет оценить изменения реальных доходов населения. Для измерения уровня цен в экономике в целом используется показатель – темпы роста дефлятора ВВП или норма инфляции:

 

где   — норма инфляции;   и  — дефлятор ВВП в исследуемом и в базовом году.

Итак, темпы инфляции измеряются в национальной экономике в целом с помощью дефлятора ВВП, а на уровне потребления населения — с помощью темпов прироста уровня потребительских цен.

Инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс негативных явлений:

1. Рост цен ведёт к обесцениванию неиспользованного капитала.

2. От инфляции проигрывают люди, предоставившие в кредит свои сбережения.

3. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, потому что подрывает возможности нормальной реализации заработков.

4. Высокие темпы инфляции приводят к «бегству» капиталов за границу.

5. Сокращается экспорт и увеличивается импорт, растёт дефицит платёжного баланса, нарушаются пропорции, усиливается дезорганизация экономики, разрушается общественное богатство.

6. Падает уровень жизни населения, обесцениваются личные сбережения, снижается текущее потребление.

7. Происходит быстрое социальное расслоение населения, углубление имущественного неравенства.

8. Возрастает неопределённость и неуверенность в будущем, повышается риск предпринимательской деятельности. Инвестиции перераспределяются с долгосрочных объектов на краткосрочные, приобретают спекулятивную направленность. Значительная часть капиталов покидает сферу производства и устремляется в сферу обращения и финансовый сектор экономики.

9. Инфляция препятствует выходу экономики из кризиса, растёт безработица и обостряются социальные проблемы.

10. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями народного хозяйства.

11. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке и в производстве принимает острые формы.

12. Неопределённость и непредсказуемость будущего развития экономики приводят к изменению экономических интересов населения, социальным конфликтам, личным и семейным трагедиям, росту преступности и падению нравственных устоев общества.

Таким образом, список отрицательных последствий инфляции очень длинный. И всё же главная беда заключается в том, что инфляция делает плохо управляемым народное хозяйство.

Одним из сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Весь арсенал средств борьбы с инфляцией подразделяется на:

– антиинфляционную стратегию, предусматривающую долгосрочные цели и методы;

– антиинфляционную тактику, дающую результаты в пределах небольшого периода времени.

Антиинфляционная стратегия состоит в гашении инфляционных ожиданий, чтобы переломить психологию покупателей, избавить их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг.

Инфляционные ожидания предотвратить можно при:

− всемерном укреплении механизма рыночной экономики (либерализация цен, пресечение фактов монополизма, стимулирование производства
и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных
ограничений и т.д.);

− существование правительства, придерживающегося курса на постоянное искоренение неуправляемой инфляции и пользующегося доверием большинства населения;

− введении жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется строго контролировать;

− сокращении бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для её решения можно идти двумя путями — увеличивать налоги или уменьшать государственные расходы. Предпочтительнее второй путь;

− сведении к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных импульсов, особенно перемещение спекулятивных краткосрочных кредитов (капиталов);

− использовании повышения курса валюты. Оно вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, следовательно, подталкивает вниз общий уровень цен.

Когда инфляционная ситуация становится нетерпимой, одними долгосрочными мерами не обойтись. Необходимо реализовать тактический потенциал антиинфляционного регулирования. Тактические методы не устраняют причины инфляции, а только на некоторое время снижают инфляционное напряжение. Сюда можно отнести приватизацию государственных предприятий, льготное налогообложение в целях расширения производства, повышение нормы сбережений и т.п.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью организационных мер почти невозможно. Необходима структурная реформа, направленная на преодоление диспропорций в экономике [7, с. 121-123].

 

1.2. Антиинфляционная политика государства и её основные направления

Нарушение пропорции в народ­ном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи  структур­ной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности сокращением военных расходов, рационали­зацией производственных капиталовложений, переходом с бюджет­ного финансирования части производственных капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала, ломкой монополистической структуры экономики и т.д. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают де­нежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты.

Эволюция рыночного мировоззрения сформировала три направ­ления антиинфляционной политики: кейнсианское, монетаристское и структуралистское.

Кейнсианство. Кейн считал, что поднять уровень предло­жения можно, создав эффективный спрос, который должен стать внешней активизирующей силой для предпринимателей, предостав­ляя крупным частным фирмам весомый государственный заказ. В ре­зультате прогнозируется мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий, спад сокращается, без­работица снижается. Предложение, подстёгнутое заказами и деше­вым кредитом, растет, что приводит к падению цен и уменьшению инфляции. Негативная особенность кейнсианских рецептов — углуб­ление бюджетного дефицита, так как госзаказ частному бизнесу яв­ляется дополнительным государственным расходом. При этом дефи­цит государственного бюджета ни в коем случае не должен покры­ваться дополнительной эмиссией денег, поскольку это является самой разрушительной и мгновенно распространяющейся формой инфляции. Кейнс предлагал иной путь — прибегнуть к государствен­ным внешним заимствованиям, которые гасятся в дальнейшем, по­сле обуздания инфляции.  Недостаток этого пути – рост внешнего долга. Предлагаемые кейнсианством методы действительно могут быть эффективными лишь в условиях сильных конкурентных сил.

Монетаризм. Монетаристы во главе с М. Фридменом обратили внимание и на то, что рецепты Кейнса не дают кризису до конца выполнить
свою очищающую функцию — освободить на какой-то срок экономику от диспропорций и восстановить в стране экономи­ческое равновесие. Страна досрочно выходила из кризиса, но сохра­няла старые диспропорции, далее — на них накладывались новые, и страна вновь находилась на пороге кризиса.

Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который бы не требовал дополнительных инвестиций. По их мнению, необходимо продавать все, что можно (ресурсы, информацию и т.д.), и нести решительное наступление на монополизм в экономике, поощряя мелкий и сред­ний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, воз­можна разумная приватизация и необходима либерализация рынков. Сократить спрос, по мнению Фридмена, можно и путем проведения конфискационной денежной реформы и/или замораживания сбере­жений, чтобы снизить давление спроса на потребительском рынке. Сокращение совокупного потребительского спроса возможно и пу­тем уменьшения бюджетного дефицита, прежде всего за счет осво­бождения от чрезмерных социальных программ, поддержания дота­циями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы предлагают ввести дорогой кредит, который становится недоступным для малоэффективного производства, на рынок выходят наиболее сильные производители, которые  поощряются более низкой ставкой налогов.

Монетарные программы осуществляются в три этапа. На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем — рычаги, стимулирующие рост товарной массы.

Структурализм. Ключевой элемент этой концепции — утвержде­ние о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расшире­нием денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции; в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожидании. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что само вызывает усиление инфляции, тяжелых побочных послед­ствий, таких как резкий спад производства.

В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издер­жек, т.е. роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кро­ме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего рынка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»). Это привело структуралистов к мысли о необхо­димости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» — одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек и т.п.). Кроме того, по мне­нию структуралистов, требования по ограничению бюджетного де­фицита, кредитной эмиссии и т.п. являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопиру­ющей [8, с.588-592].

 

2. Эссе на тему: «Особенности антиинфляционной политики в России на совре­менном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России».

Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией. Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.) В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Среди основных причин инфляции можно выделить следующие:  

Расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий, а не в связи с ростом производительности труда. Финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса (ВПК), также приводит к росту цен. ВПК предъявляет спрос на рынке капитала, труда, а также на рынке потребительских товаров и услуг.
А его продукция не является объектом потребительского и производственного спроса. Поэтому деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную товарной массой.
          Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х гг. в период экономической трансформации от централизовано планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала Советского Союза начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции (пик инфляции пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в среднем на 2500%).

Рис. 1. Индексы потребительских цен в 2008-2013гг.

Благодаря продуманной антиинфляционной политике Российской Федерации, к нынешнему моменту удалось достигнуть определённых положительных результатов. Центробанк ожидает, что инфляция замедлится во втором полугодии 2013 года и впишется в целевой диапазон в 5-6%. Если это случится, то рост потребительских цен в нынешнем году может стать рекордно низким за последние двадцать лет. На рис. 1 изображен график индексов потребительских цен на все товары и услуги в 2008-2013гг (на конец периода, в % к декабрю предыдущего периода). На нём заметно положительное влияние антиинфляционной политики на  экономику за последние годы.

Текущие показатели инфляции притормозят не только в 2013 году, но и в начале следующего года. Об этом рассказала журналистам председатель Банка России Эльвира Набиуллина. «По мере поступления нового урожая и сохранения понижательной динамики цен на зерновом рынке и в случае отсутствия негативных внешних и внутренних шоков ЦБ ожидает замедления инфляции во втором полугодии 2013 года и в начале 2014 года», — отметила глава Центробанка.

Риски, впрочем, все равно остаются. Правда, по словам Набиуллиной, их влияние на рост потребительских цен в стране продолжает снижаться. Это касается и спроса, и продовольственных цен, и импортируемой инфляции.

Сохранение этих устойчивых тенденций может сослужить хорошую службу и в будущем году. По словам заместителя председателя Банка России Сергея Швецова, у ведомства «очень амбициозные цели по инфляции на следующий год». Так что при хорошем урожае, а также благоприятной обстановке на внутреннем и внешних рынках в течение следующих полутора лет, у России остаются неплохие шансы на благоприятные показатели инфляции в ближайшую двухлетку.

Однако первое полугодие 2013 года относительно роста потребительских цен выдалось не самым удачным. «В июне и начале июля годовой темп прироста потребительских цен снизился, но оставался выше целевого диапазона и, по оценке, на 8 июля 2013 года составил 6,6%. Базовая инфляция в июне составила 5,8%», — говорится в сообщении департамента внешних и общественных связей Банка России.

Накануне обнародовал свои инфляционные расчеты Росстат. Согласно последним цифрам ведомства, инфляция в России с начала года добралась до отметки в 4%. Но пока что цены в стране растут такими же темпами, как и в прошлом году [4].

Основной причиной инфляционных процессов в России выступает не избыток денежной массы, а отсутствие реальных способов трансформации средств, поступающих в экономику, в реальный сектор — в виде инвестиций. Более того, борьба с инфляцией путем сдерживания роста денежной массы ведет к стагнации в несырьевых секторах экономики, что, в свою очередь, приводит к несбалансированности спроса и предложения товаров и услуг в отношении денежной массы, поступающей на потребительский рынок из сырьевых отраслей и бюджета [1, с. 82].

Для снижения инфляции  принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков: снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на ряд инфляционно опасных товаров; меры постимулированию конкуренции; ограничения на рост цен на ряд социально значимых товаров и др. 
На снижение инфляции в среднесрочной перспективе нацелена комплексная программа, реализуемая Правительством РФ, включающая в себя две группы мер:

1) меры по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования;

2) меры бюджетной и денежной политики, направленные на снижение монетарной составляющей инфляции и стимулирование сбережений населения, а тем самым и ограничение избыточного спроса населения [5, с. 3-7].

Инструменты, задействуемые в антиинфляционной политике РФ:

1. Кредитование банков. В условиях сжавшейся ликвидности первым задействованным инструментом становится выборочное вливание денег в экономику (предоставление ряду крупнейших банков (в первую очередь государственным — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку и ряду других) оборотных средств на погашение долгов по краткосрочным обязательствам перед другими финансовыми институтами; предоставление финансовой помощи крупным промышленным, строительным, добывающим компаниям; предоставление кредитов крупным игрокам продовольственной розницы).

Необходимость такого шага объяснилась сложившимся в экономике высоким уровнем перекредитования банков, тесным сотрудничеством производства и финансового сектора, а также условиями работы сетевой розницы с поставщиками (в первую очередь продовольственной). Даже краткосрочное отсутствие ликвидности в этих сегментах экономики могло привести к волне дефолтов и банкротств, сбою денежного обращения в экономике и полному нарушению цепочки обеспечения населения товарами первой необходимости. В качестве положительных факторов данного инструмента (в краткосрочном периоде) можно отметить ослабление дефицита ликвидности в экономике, сохранение текущей работоспособности важных участников рынка — в сфере производства, обращения и торговли.
2. Резервная ставка. Повышение ЦБ РФ резервной ставки, по официальным заявлениям, делается ради роста рублевых ставок относительно валютных. Эта мера должна противодействовать оттоку капитала. Несмотря на то, что повышение резервной ставки подразумевает укрепление надежности банковской сферы, из свободного обращения изымается часть ликвидности, что в условиях нехватки денег в стране кажется абсурдным шагом. Оценка влияния фактора: негативный в краткосрочном, позитивный в долгосрочном периоде.

3. Политика таргетирования инфляции. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке [3, с. 70-94]. 
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает  внимательного изучения и требует умелого использования в России.

 

3. Контрольные тестовые задания

3.1. Сторонники концепции «экономики предложения» считают, что:

а) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна;

б) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, эффективна;

в) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, неэффективна;

г) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, эффективна.

Обоснование ответа: суть концепции — перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Основная идея авторов концепции — стимулировать предложение капиталов и рабочей силы [6, с. 108].

 

3.2. Согласно кривой Филипса антиинфляционная политика правительства в краткосрочном периоде приводит:

а) к росту безработицы и снижению выпуска;

б) к снижению безработицы и выпуска;

в) к росту безработицы и  выпуска;

г) к снижению безработицы  и росту выпуска.

Обоснование ответа: в краткосрочном периоде существует выбор между инфляцией и безработицей, правительство может снизить инфляцию за счет увеличения уровня безработицы или увеличить занятость, мирясь с более высоким темпом инфляции
[2, с. 74-75].

 

Список литературы

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие. — М.: Юрайт, 2012. - 332 с.
  2. Веселова Н.В. Макроэкономика (продвинутый уровень). Электронное учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. — 135 с.
  3. Маневич В. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики // Вопросы экономики. — 2009. — № 3. — 108 с.
  4. Прогнозы инфляции // CBR.RU: ежедн. интернет-изд. 2013. 10 сент. URL: http://www.cbr.ru/pw.aspx=4633 (дата обращения: 18.10.2013).
  5. Стратегия развития государства на период до 2015 г. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева: офиц. текст. // Российский экономический журнал. — 2011. — №1. — 37 с.
  6. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — Мн.: Академия управления, 2012.— 280 с.
  7. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: Учебное пособие. В 2 ч. / под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. —Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2011. — Ч. 2. — 204 с.
  8. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. д.т.н. Г.П. Журавлевой — 5-e изд. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 864 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 139.55K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
09.11.13 в 11:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе