Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №9

Контрольная по Истории Вариант №9 [20.10.13]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №9

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.83K | Скачано: 225 | Добавлен 20.10.13 в 15:07 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Задание 1. Охарактеризуйте варианты периодизации отечественной истории, предложенные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ   3

Задание 2 . Раскройте основные черты и тенденции эволюции восточных обществ в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте специфику развития стран Ближнего Востока, Индии, Китая, Японии. .  5

Задание 3. Раскройте воздействие Первой и Второй мировых войн на всемирно-исторический процесс. Выделите их наиболее важные последствия. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения 7

Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы, задачи и результаты

модернизации России в XIX  в. Выделите наиболее важные достижения, обоснуйте свой выбор 9

Задание5. Тест. Установить соответствие 11

Список используемой литературы 12

 

Задание 1. Охарактеризуйте варианты периодизации отечественной истории, предложенные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.

Ответ. Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Со временем развития исторической науки учёными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного   развития.

Периодизацию истории России, основанную на критерии развития государственной власти, впервые предложил Василий Никитич Татищев. Он полагал, что  с IX по XII вв. на Руси был период княжеского единовластия ("совершенное самовластительство",862-1132- правил один князь, власть переходила по наследству к его сыновьям).  Его сменил период феодальной раздробленности ("аристократия,   но  беспорядочная",1132-1462- княжеские междоусобицы), повлекший за собой монголо-татарское завоевание некоторых русских земель, и только с середины XV века, вместе с принятием Иваном III царского титула, единовластие было восстановлено ("восстановление единовластия"- с 1462), а позднее и укреплено царём Иваном Грозным. Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Труд Татищева во многом еще напоминает летопись, материал в нем расположен в соот­ветствии с правлениями князей.

Николай Михайлович Карамзин, движущей силой исторического процесса, считал власть, государство. И весь русский исторический процесс представлялся ему борьбой начал самодержавных с иными проявлениями властвования - народовластием, олигархическим и аристократическим правлением, удельными тенденциями. Становление единовластия, а затем самодержавия стало тем стержнем, на который, по мнению Карамзина, нанизывалась вся общественная жизнь России. В связи с этим подходом, Карамзин создал традицию русской истории, целиком зависящую от истории самодержавия. Структура и текст "Истории государства Российского" позволяют довольно точно установить конкретную периодизацию истории, которой пользовался Карамзин. Он выделил шесть периодов :

- Первый период - от призвания варяжских князей (от "первого самодержца российского") до Святополка Владимировича, разделившего государства на уделы. (862—1015). 

- Второй период - от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича, восстановившего единство государства. «Угасание самодержавия»; (1015—1238). 

-Третий период - от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (время падения русского государства). (1238—1462)

- Четвертый период - время княжения Ивана III и Василия III (завершен процесс ликвидации феодальной раздробленности). «Утверждение самодержавия» Иван III — Иван IV (1462—1533). 

- Пятый период - царствование Ивана Грозного и Федора Ивановича (аристократический образ правления). «Восстановление единовластия царского»

 от Ивана IV до Б. Годунова (1533—1598).

 - Шестой период охватывает Смутное время. Б. Годунов — М. Романов (1598—1613). 

Таким образом, история России у Карамзина - это борьба единовластия и раздробленности.

Субъективистским взглядам Карамзина Сергей Михайлович Соловьев противопоставил идею исторического развития. Человеческое общество представлялось Соловьёву целостным организмом, развивающимся "естественно и необходимо". Он отказался от выделения "норманского" и "татарского" периодов в русской истории и стал считать главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей власти). Соловьёв первым поставил процесс государственной централизации в тесную связь с борьбой против монголо-татарского ига. Попытался вскрыть исторический смысл опричнины как борьбы против "удельных" устремлений боярства, одновременно осуждал жестокость царя. Получилась следующая периодизация истории России:

I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского. 

II.   От Андрея Боголюбского до начала XVII в. 

III. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.

IV. Новый период истории России - от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов. 

Концепция Соловьева оказала важное влияние на общие взгляды Василия Осиповича Ключевского о русской истории. Она стала «точкой отправления и опоры для дальнейшего изучения русского прошедшего». Но, как отмечали уже младшие современники, в схему Соловьева Ключевский вложил «столько нового понимания и содержания, что в его интерпретации знакомые построения и факты приобретали совершенно новый смысл и как бы перерождались».Для каждой эпохи, любого эпизода или действовавшего лица Ключевский умел   находить красочный, запоминающийся образ или точное понятие, так или иначе обращенное к национальному и общественному самосознанию. Историк апеллировал к историческому чувству читателя: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно  действующим гражданином».

По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский:

1.Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII—ХIII вв.).

2. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольноземледельческая                               (ХIII —  середина  ХV в.). 

3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая                           (XV — начало ХVII в.). 

4. «Всероссийский, императорский, дворянский» период крепостного хозяйства — земледельческого и фабрично-заводского (ХVII — середина XIX в.). 

Таким образом, я считаю, что вариант Василия Осиповича Ключевского наиболее целесообразный. Василий Осипович  не описывает нам  жизнь и правление конкретных людей, как это видно в периодизациях других историков, его  названия исторических периодов говорят сразу обо всем: где находился центр государства, в какое время, как управлялось это государство, каковы были основные занятия населения, то есть отражает устройство государства во все временные периоды.

 

Задание 2.Раскройте основные черты и тенденции эволюции восточных обществ в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте специфику развития стран Ближнего Востока, Индии, Китая, Японии. 

 Ответ: Средние века́ (средневековье) — исторический период, следующий после античности и предшествующий новому времени.

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, КушаноГуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил,(распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника), ведущей тенденцией исторического процесса, как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказочного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Индии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны. 

С падением империи Хань на рубеже II–III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье.            История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости. Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Японское средневековье не совпадает по хронологии с европейским и определяется по характерным особенностям этому периоду. История Японии периода средневековья в общих чертах повторяет основные закономерности истории других странах, однако островной характер государства, периферийный характер его расположения позволили реализоваться многочисленным специфическим чертам японского общества. Их отличительной чертой стал больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма. Особо следует отметить постоянную рецепцию и аккультурацию менталитетом японской нации материальных и духовных достижений иных культур. В очередной раз Япония продемонстрирует это и на рубеже XIX-XX вв. и уже после поражения во Второй Мировой войне.

 

Задание 3. Раскройте воздействие Первой и Второй мировых войн на всемирно-исторический процесс. Выделите их наиболее важные последствия. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ: XX век сопровождался упадком европейского доминирования в мире в связи с опустошительными Первой и Второй мировой войнами, а также ростом соперничающих сверхдержав: США и СССР. Мировые войны поставили на грань гибели  мировую цивилизацию, явились тяжелым испытанием для человечества, для гуманистических ценностей, выработанных в течение всей его предшествовавшей истории. В то же время они были отражением коренных перемен, происшедших в мире, одним из страшных последствий самого процесса развития цивилизации.

Последствия Первой мировой войны.

Первая мировая война продемонстрировала кризисное состояние  цивилизации: свёртывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации. Не менее ярким свидетельством глубокого кризиса были кардинальные политические изменения в ряде стран. Так, вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях – антиколониального. Это как бы подтверждало  предсказание основателей коммунистической теории о неизбежной гибели капитализма, о чём свидетельствует  приход к власти во многих странах социалистических партий, в России большевистской партией.

Первая мировая война явилась катализатором индустриального развития. Военная направленность индустриального прогресса стала очевидной, следующим шагом  явилось  создание техники и технологий для массового уничтожения людей (в годы Первой мировой войны были произведены первые опыты - применение химического оружия немцами в 1915г. в Бельгии под г. Ипр).

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

Последствия Второй мировой войны.

Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В нее были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек (эта цифра не может быть названа окончательной).Война привела к огромному экологическому ущербу. Экономика большинства воевавших стран была подорвана. 
Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т.д.

Таким образом, я считаю, наиболее важное последствие мировых  войн – это становление  развития общества во всём мире после войны. Станет ли оно на путь нового экономического, социального, культурного, политического развития или останется таким же. Ведь война вынуждала человечество находить путь к их разрешению, то есть, как бы способствовало развитию общества.

 

Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы, задачи и результаты

модернизации России в XIX  в. Выделите наиболее важные достижения, обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Этапы: Поражение России в Крымской войне раскрыло глаза правящим кругам на то, что крепостное право - главная причина и военно-технической отсталости страны. Начало модернизации страны положили великие реформы 60-70-х годов XIX в., развернутые по инициативе императора Александра II.

Главной из этих реформ стала отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. были утверждены Манифест и «Положение об освобождении крестьян». Согласно этим документам крепостное право в России отменялось навсегда. Отмена крепостного права создала объективные предпосылки для радикальных преобразований российского общества.

Последовавшая за отменой крепостного права серия реформ - земская (1869 г.), судебная (1864 г.), городского самоуправления (1870 г.), военная (1861-1874 гг.) - была направлена на преобразование социально-экономического и политического строя. Особенностью преобразований 60-70-х гг. была одновременность проведения как экономических, так и политических реформ. Большое значение имели земская и городская реформы, означавшие ослабление бюрократической централизации, приспособление самодержавного строя России к потребностям социально-экономического развития.

Поражение России в Крымской войне остро потребовало переустройства армии. Поэтому была проведена серия военных реформ. Вместо феодальной системы рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность.

Таким образом, все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества, развитию - и вглубь, и вширь - новых экономических отношений. Но практически в каждую реформу закладывались положения, представляющие собой уступки консервативным силам, придающие реформам половинчатый, незавершенный характер. Вступивший в 1881 г. на престол Александр III не пошел на углубление реформ, а принял ряд законов, получивших название контрреформ. Особо было ощутимо наступление на права граждан. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом. Однако продвижение России по пути модернизации не могло быть остановлено. Оно было лишь замедлено.

Последовательным сторонником индустриальной модернизации страны был граф С.Ю.Витте. Он разработал программу индустриализации страны. Основными её направлениями стали жёсткая налоговая политика, финансовая реформа, развитие банковского дела, привлечение иностранного капитала.

Вступивший в 1894 г. на престол Николай II должен был осознать и реализовать идею назревших перемен в России. Однако он оказался твердым сторонником традиционализма (сохранения самодержавия). Обострившиеся экономические, политические и социальные проблемы оставались неразрешенными.

Задачи: определялись внешним фактором - необходимостью «догнать» страны первого эшелона, не отстать от других стран второго эшелона и, таким образом, не выпасть из обоймы великих государств, нежели внутренним, то есть органически, идущим изнутри общества осознанием необходимости модернизации и постепенным её осуществлением, как это было в странах первого эшелона.

Особенность «догоняющего типа модернизации» определялась высокими темпами промышленного развития, выборочным заимствованием и внедрением организационных, экономических и технических достижений Запада, напряжением внутренних сил страны, государственным регулированием перестроечных процессов. Большая территориальная протяженность страны, разнообразие ландшафтно-климатических условий, пестрый этнографический состав населения, отличающийся не только менталитетом, религией, но и социально-экономическим укладом, осложняли радикальные преобразования российского общества. 

Результаты: В последние десятилетия XIX в. в России развернулась первая фаза индустриальной революции. В этот период значительно увеличилась численность городского населения, шел процесс формирования массового среднего класса, других социальных групп, вызванных к жизни модернизацией. Наряду с экономическими преобразованиями происходило ограничение властной компетенции земских учреждений, рассматривались варианты передачи их полномочий бюрократическим структурам.

Важным показателем успехов модернизации страны были высокие темпы развития важнейших отраслей промышленности и путей сообщения. В конце уходившего века в России наблюдался устойчивый рост промышленного производства; последнее десятилетие вообще отличалось бурным подъемом, ежегодный прирост производства достигал тогда 8-10%. Быстро росли города, возникали новые промышленные районы и современные отрасли производства, в первую очередь машиностроительные и сырьевые.

Все эти преобразования  стали эффективными благодаря тому, что миллионы крепостных крестьян освободились. Это стимулировало рост хозяйственной инициативы и  работоспособность. Были созданы все условия для  начала русской индустриализации.

 

 Задание 5. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Крымская война 

2. Древний мир

Б. Вторая мировая война 

3. Средневековье

В. Пунические войны 

4. Новое время

Г.Борьба за огонь как важнейшая причина войн 

5. Новейшее время

Д. Столетняя война 

 Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-А, 5-Б.

 

Список используемой литературы

1) Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

2) http://www.russdom.ru/oldsayte/2006/200604i/20060411.shtml

3) ru.wikipedia.org/

4) http://revolution.allbest.ru/history/00322625_0.html

5) http://window.edu.ru/library/pdf2txt/020/41020/18325/page17

6) http://slovari.yandex.ru

7) http://www.bibliotekar.ru/istoriya/72.htm

8) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/18.php

9) http://www.madrace.ru/istoriya-srednich-vekov/kurs-istoriya-srednich-vekov/kitay

10) http://www.historymira.ru/kurs_lekcii_po_aktualnym_voprosam_istorii-osobennosti_razvitiya_stran_vostoka_v_srednie_veka_-_yaponiya_iiixix_vv.html

11) http://revolution.allbest.ru/history/00200178_0.html

12) http://www.market-pages.ru/modern/7.html

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.83K
Скачано: 225
Скачать бесплатно
20.10.13 в 15:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе