Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №9

Контрольная по Истории Вариант №9 [04.10.12]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №9

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.36K | Скачано: 295 | Добавлен 04.10.12 в 17:45 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Задание 1. Охарактеризуйте варианты периодизации отечественной истории, предложенные В.Н. Татищевым, Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Проблема периодизации исторического развития человеческого общества, т.е. проблема установления хронологически последовательных этапов в общественном развитии, - одна из важных проблем исторической науки. Разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Впервые в отечественной историографии дал общую периодизацию истории России В. Н. Татищев. Его вариант периодизации основан на развитии государства, он выделил  три периода: господство единовластия (862-1132- правил один князь, власть переходила по наследству к его сыновьям), нарушение единовластия (1132-1462- княжеские междоусобицы, ослаблявшие государство и позволившие монголо-татарам завоевать Русь), восстановление единовластия (с 1462).

H.M. Kарамзин видел историю как процесс духовного совершенствования человечества, в котором действуют великие люди. Жизнь этих людей и есть история народа. Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластья, а спасалась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации отечественной истории. Он выделил шесть периодов:

1. Введение монархической власти от «призвания князей варяжских до Святополка Владимировича» (862—1015).

2. «Угасание самодержавия»; Святополк Владимирович — Ярослав II Всеволодович (1015—1238).

3. «Гибель» Русского государства и постепенное государственное «возрождение» России; от Ярослава Всеволодовича до Ивана III (1238—1462).

4. «Утверждение самодержавия» Иван III — Иван IV (1462—1533).

5. «Восстановление единовластия царского» и превращение самодержавия в тиранию; от Ивана IV до Б. Годунова (1533—1598).

6. Смутное время. Б. Годунов — М. Романов (1598—1613).

С.М. Соловьев поставил и решил задачу создания обобщающего научного труда по русской истории с учетом современного ему состояния исторической науки.

В отличие от предшественников он придавал значение в истории природе, географической среде. Он считал так: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...»

В соответствии со своей концепцией истории он выделял четыре крупных периода в истории России:

I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского .

П. От Андрея Боголюбского до начала XVII в.

Ш. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.

IV. Новый период истории России - от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

Последователем идей Соловьева был В. О. Ключевский, который  первым среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому - история делится на периоды, исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский, Всероссийский.

1. Русь Днепровская, городовая, торговая (VIII—ХIII вв.).

2. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольноземледельческая (ХIII — середина ХV в.).

3. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV — начало ХVII в.).

4. «Всероссийский, императорский, дворянский» период крепостного хозяйства — земледельческого и фабрично-заводского (ХVII — середина XIX в.).

         Именно вариант Ключевского представляется наиболее целесообразным, поскольку конкретный человек, каким бы харизматичным он ни был, не определяет все время, всю жизнь своих современников (что мы видим в периодизациях по правителям),  названия же исторических периодов у Ключевского говорят сразу обо всем: где находился центр государства в какое-то время, как управлялось это государство, каковы были основные занятия населения. Таким образом, его периодизация отражает и политическое, и экономическое устройство государства в различные временные периоды. 

 

Задание 2. Раскройте основные черты и тенденции эволюции восточных обществ в эпоху Средневековья. Охарактеризуйте специфику развития стран Ближнего Востока, Индии, Китая, Японии.

 

Ответ:

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI – начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, КушаноГуптская Индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки - сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций грекоримской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV- XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе – было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Средневековая Индия олицетворяла собой синтез самых разнообразных социальнополитических устоев, религиозных традиций, этнических культур. Внутри нее, однако, начинались процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени: формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но сильным сдерживающим началом капитализации для Индии, типичной азиатской державы, было деспотическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колонизаторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны.

История средневекового Китая представляла собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости. Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Отличительной чертой японского пути развития стали больший динамизм всех процессов, высокая социальная мобильность при менее глубоких формах общественного антагонизма, способность нации воспринимать и творчески перерабатывать достижения других культур.

 

Задание 3. Раскройте воздействие Первой и Второй мировых войн на всемирно-исторический процесс. Выделите их наиболее важные последствия. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ:

Мировые войны XX в. поставили на грань гибели мировую цивилизацию, явились тяжелым испытанием для человечества, для гуманистических ценностей, выработанных в течение всей его предшествовавшей истории. В то же время они были отражением коренных перемен, происшедших в мире, одним из страшных последствий самого процесса развития цивилизации.

Первая мировая война продемонстрировала кризисное состояние цивилизации: во всех воюющих странах свертывалась демократия, суживалась сфера рыночных отношений, уступая место жесткому государственному регулированию сферы производства и распределения в его крайней этатистской форме. Эти тенденции противоречили хозяйственным основам западной цивилизации.

Не менее ярким свидетельством глубокого кризиса были кардинальные политические изменения в ряде стран. Так, вслед за Октябрьской революцией в России прокатились революции социалистического характера в Финляндии, Германии, Венгрии; в других странах отмечался небывалый подъем революционного движения, а в колониях – антиколониального.

Первая мировая война явилась катализатором индустриального развития. Причем очевидной стала его военная направленность, следующий шаг -  создание техники и технологий для массового уничтожения людей.

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Они вылились в повсеместные длительные экономические кризисы, в основе которых лежали гигантские хозяйственные диспропорции, возникшие в военные годы. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. Укрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением данного тезиса являются возникновение и распространение фашизма.

Вторая мировая война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт. В нее были втянуты 64 государства с совокупным населением в 1,7 млрд. человек. Потери, понесенные в результате войны, поражают своими масштабами. Погибло более 50 млн. человек (эта цифра не может быть названа окончательной). Экономика большинства воевавших стран была подорвана.

Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы. Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества – Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

 Таким образом, на наш взгляд, наиболее важное последствие мировых войн – демонстрация того, куда пойдет общество дальше, если будет продолжать развиваться так, как есть. Войны обнажали уже существующий экономический кризим, делели его явным, они же вынуждали искать пути выхода из него, т.е. некоторым образом даже способствовали развитию общества.

 

Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы, задачи и результаты  модернизации России в XIX в. Выделите наиболее важные достижения, обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Задачи:  не потерять свое место в мире. Для Российской империи стимулом к концентрации усилий на задачах модернизации стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., показавшей ее военно-техническое отставание от Великобритании и Франции. Для России характерна догоняющая модернизация, которая определялась высокими темпами промышленного развития, выборочным заимствованием и внедрением организационных, экономических и технических достижений Запада, напряжением внутренних сил страны, государственным регулированием перестроечных процессов. Большая территориальная протяженность страны, разнообразие ландшафтно-климатических условий, пестрый этнографический состав населения, отличающийся не только менталитетом, религией, но и социально-экономическим укладом, осложняли радикальные преобразования российского общества.

Особенности:

На всем протяжении российской цивилизации просматривались попытки ее модернизации, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершенности. Во-первых, модернизация в России, как правило, инициировалась «сверху», осуществлялась волевыми усилиями верховной власти. Во-вторых, Россия претерпела несколько модернизаций (полных или частичных), которые ставили цель вывести общество на новую ступень развития, влияя на экономические, политические, конфессиональные, культурные и другие аспекты. Характеризовались они тем, что осуществлялись посредством различных методов достижения поставленных целей; не всегда имели системный характер, а поэтому протекали иногда медленно и в итоге свертывались, так и не дав ожидаемых результатов; носили непредсказуемый, но вместе с тем глубокий характер; осуществлялись при поддержке государственных структур; проводились в условиях недостатка финансовых средств, что отражалось на сроках, степени завершенности и глубине преобразований.

Этапы:

Говоря о модернизации России в  XIX в., мы видим цикличность: реформы - контрреформы – реформы и т.д.

Начало движению в направлении раннеиндустриальной модернизации положили великие реформы 60-70-х годов XIX в., развернутые по инициативе императора Александра II. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права, которая создала объективные предпосылки для радикальных преобразований российского общества.

Последовавшая за отменой крепостного права серия реформ - земская (1869 г.), судебная (1864 г.), городского самоуправления (1870 г.), военная (1861-1874 гг.) - была направлена на преобразование социально-экономического и политического строя. Особенностью преобразований 60-70-х гг. была одновременность проведения как экономических, так и политических реформ. Большое значение имели земская и городская реформы, означавшие ослабление бюрократической централизации, приспособление самодержавного строя России к потребностям социально-экономического развития.

Все эти реформы способствовали формированию начал гражданского общества, развитию - и вглубь, и вширь - новых экономических отношений. Но практически в каждую реформу закладывались положения, представляющие собой уступки консервативным силам, придающие реформам половинчатый, незавершенный характер

 Вступивший в 1881 г. на престол Александр III не пошел на углубление реформ, а принял ряд законов, получивших название контрреформ, замедливших продвижение России по пути модернизации . Особо было ощутимо наступление на права граждан. В целом контрреформы объективно представляли собой попытку восстановить власть государства над формирующимся гражданским обществом. Торможение социально-политических преобразований в стране привело к диспропорции политического и экономического развития.

Последовательным сторонником индустриальной модернизации страны был граф С.Ю.Витте. Он разработал программу индустриализации страны. Основными её направлениями стали жёсткая налоговая политика, финансовая реформа, развитие банковского дела, привлечение иностранного капитала. Практическая реализация этих направлений позволила государству изыскать необходимые финансовые средства для развития наиболее приоритетных отраслей промышленности, железнодорожного строительства.

Вступивший в 1894 г. на престол Николай II должен был осознать и реализовать идею назревших перемен в России. Однако он оказался твердым сторонником традиционализма (сохранения самодержавия). Обострившиеся экономические, политические и социальные проблемы оставались неразрешенными. Буржуазная модернизация страны была прервана.

Результаты:

К концу XIX в. Россия добилась больших успехов на путях экономической и культурной модернизации, страна явно находилась на подъеме. Важным показателем успехов модернизации страны были высокие темпы развития важнейших отраслей промышленности и путей сообщения. В конце уходившего века в России наблюдался устойчивый рост промышленного производства; последнее десятилетие вообще отличалось бурным подъемом, ежегодный прирост производства достигал тогда 8-10%.  Быстро росли города, возникали новые промышленные районы и современные отрасли производства, в первую очередь машиностроительные и сырьевые.

Такая эффективность преобразований была прежде всего обусловлена их освободительной направленностью. Превращение миллионов бывших крепостных людей из объектов в субъекты права стимулировало рост предприимчивости и хозяйственной инициативы. С другой стороны, освобожденное от личной зависимости крестьянство на долгое время стало огромным резервом дешевой рабочей силы, что также создавало благоприятные условия для начала русской индустриализации.

 

Задание 5. Тест. Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

А. Крымская война

2. Древний мир

Б. Вторая мировая война

3. Средневековье

В. Пунические войны

4. Новое время

Г. Борьба за огонь как важнейшая причина войн

5. Новейшее время

Д. Столетняя война

Ответ: 1-Г, 2-В, 3-Д, 4-А, 5-Б.

 

Список литературы

Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 496 с.

История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 207 с.

История Отечества. Часть 2: Лекции для студентов / Под ред. М.В. Зотовой. - М.: Изд-во МГУП, 2001.  - 208 с.

 Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком. - М.: АРКТИ, 2002. – 72 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.36K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
04.10.12 в 17:45 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе