Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории России »

Контрольная работа: Модернизация России в эпоху Петра Великого

Модернизация России в эпоху Петра Великого [20.10.13]

Тема: Модернизация России в эпоху Петра Великого

Раздел: Бесплатные рефераты по истории России

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.81K | Скачано: 86 | Добавлен 20.10.13 в 00:35 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


План работы

Стр.

Введение

3

Контрольный теоретический вопрос 

4

Заключение

9

  Контрольные тестовые задания

10

Контрольное аналитическое задание.........................................................

11

Список литературы .....................................................................................

13

 

Введение

На протяжении XVII столетия Россия значительно продвинулась в своем развитии. Однако по некоторым важным показателям экономики она отставала от передовых стран Западной Европы, где шло становление буржуазного общества. У России не было ни торгового, ни военного флота. Еще в начале XVII в. шведский король говорил, что Россия не может спустить на воду ни одного корабля. Отрезана Россия была и от морей на юге. Выплавка металла в нашей стране многократно уступала Швеции. Природные ресурсы были еще слабо разведаны, и что неудивительно при малой плотности населения, особенно на окраинах, где и находились основные залежи полезных ископаемых. Не добывалось серебро и золото – материал для изготовления монет. Приходилось рассчитывать на поступление его из других стран. Недостаточной была отечественная промышленность для производства вооружений. В годы войны осуществлялись большие закупки оружия в иных государствах. Недостатки были и в деятельности государственных учреждений – приказов. Между ними не было согласованности, круг их обязанностей не определялся достаточно четко. Существовало много судов для разных групп населения, налоги собирали различные приказы, денежные расходы также не контролировались единым органом. Страна не имела годового бюджета. Потребности дальнейшего развития России выдвигали задачу активизации государственной политики в области образования, культуры, науки.

Для того, чтобы поставить Россию на один уровень с европейскими державами, нарастить государственную силу и мощь, преодолеть экономическую слабость и невежество, нужны были глубокие изменения во всех сферах жизни Российского государства.

Главной целью контрольной работы является изучение модернизации России в эпоху Петра Великого.

 

Контрольный теоретический вопрос

Модернизация России в эпоху Петра Великого

Начало модернизации России в петровскую эпоху и её отличительные особенности. Историческая необходимость и противоречивость реформ Петра I. Специфика социокультурного переворота петровской эпохи.

Ответ:

Эпоха Петра I охватывает период с 1689 по 1725 годы. С именем   Петра I в русскую историю прочно вошло понятие широкомасштабных преобразований всех сторон жизни государства и общества. Некоторые историки оценивают их даже как дворянскую революцию.

Предпосылки петровских реформ:

1) необходимость преодолеть экономическое и техническое отставание России от Западной Европы, так как это представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа. Промышленность России не стояла на месте, она развивалась, но по своей структуре была крепостнической, а по объему и по техническому оснащению значительно уступала промышленно развитым западноевропейским странам. Сельское хозяйство России также отличалось рутинными способами земледелия, и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина;

2) русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных;

3) отставание России в области духовной культуры;

4) необходимость реформирования сложного и громоздкого государственного аппарата.

На становление личности царя, его мировоззрение и направление деятельности решающее влияние оказали три события. Первое – поездка в Архангельск в 1693-1694 гг. Море и корабли навсегда покорили его, он решил сделать Россию морской державой. Второе – Азовские походы против турок в 1695-1696 гг., во время которых он с полной ясностью ощутил необходимость радикальных перемен в армии и флоте. Наконец, третье – поездка с Великим посольством в Европу 1696-1697 гг., которая дала возможность Петру I непосредственно познакомиться с иной цивилизацией, культурой, идеями, образом жизни. Царь посетил Англию, Голландию, некоторые другие европейские страны и проявил живейший интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Он воочию увидел колоссальную разницу между Европой и Россией того времени.

Реформы Петр I начал уже на следующий день по прибытии из-за границы. Бояре пришли поздравить царя с возвращением. Принимая поздравления, он потребовал ножницы и начал собственноручно обрезать бороды у высшей московской знати. Этот шаг при всей анекдотичности имел глубокий смысл. Дело в том, что православная церковь на протяжении многих столетий создавала культ бороды. Борода считалась «Богом данным украшением для мужчины». Правовой кодекс Древней Руси  «Русская правда» предусматривал наказание за лишение человека бороды как за преступление. Таким образом, стрижка бород, осуществленная Петром I, была первым шагом, направленным на ограничение влияния православия на повседневную жизнь, шагом к рационализации общественного сознания [5].

Реформы Петра I  находились в теснейшей связи с тяжелой войной и военными нуждами. Поэтому многие преобразования производились экстренно, без определенной программы. Лишь в последние 7-8 лет его царствование новшество были приведены в систему и получили надлежащие «регламенты». Другой отличительной чертой реформотворчества Петра было стремление создать контрольные органы для обеспечения слаженной работы созданной им административной машины. На все, что делал царь, накладывали отпечаток его личные качества. Он был настойчив в достижении цели, особенно если ее сопровождали трудности. Петр I брался за все сам, подавая пример подданным. Он был единственным российским монархом, начавшим службу барабанщиком и получавшим каждое новое повышение за реальные заслуги перед Отечеством.

Вместе с тем мировоззрению Петра I  был присущ рационализм, прагматизм и в чем-то даже утилитаризм. По словам В.О.Ключевского, он походил на тех русских людей 17 века, которые пользовались плодами иноземной цивилизации, «не заглядывая далеко вперед, в возможные последствия своих начинаний». Петр I  почти буквально перенес на русскую почву, например шведскую систему административного деления страны, покрой немецкого платья. Он был убежден, что для создания отечественной науки достаточно высочайшего указа и нескольких выписанных из-за рубежа специалистов [3].

Петр I управлял Россией, как примерный командир в своем полку, заставляя с помощью кнута  всех своих подданных служить интересам государства. Насилие стало основным инструментом политики Петра I, сам же ход реформ подчинялся одной главной цели – внешнему усилению государства, возрастанию его военной мощи. Если царь вводил элементы самоуправления в среде горожан, то они мыслились как форма коллективной ответственности налогоплательщиков за своевременную уплату податей в казну. Также и светское образование преследовало цели не столько просвещения подданных, сколько задачу распространения знаний и грамотности.

Преобразования затронули, прежде всего, армию, государственное управление и финансы. Реформы всех прочих сфер строго подчинялись приоритетной задаче – превращению России в грозную и мощную державу. Петр I первым из русских монархов отчетливо осознал и выразил идею о том, что государство нельзя полностью отождествлять с государем, ибо последний не только владеет, но и служит державе.

Реформы Петра Великого всецело переподчинили личность, ослабив те ограничения, которые привязывали человека к сословию. Занять место на одной из ступенек «Табели о рангах» отныне можно было, лишь всецело предавшись государственной идее.

При Петре I был заложен фундамент стройного здания российского абсолютистского государства, возводить которое пришлось его преемникам. Сам Петр осуществить эту задачу не был в состоянии по объективным причинам, главным образом из-за несоответствия замыслов наличным ресурсам страны и отпущенному государю сроку.

Очень медленно обретала российская государственность и правовые черты. Право при Петре I подчинялось злободневным нуждам. Законы писались и переписывались по произволу монарха. Неумение высшей власти уважать закон формировали в исполнительной среде правовой нигилизм. Законодательная система оказалась единственной не подвергнутой серьезному реформированию в Петровскую эпоху [6].

Итак, к особенностям, наблюдавшимся в процессе реформирования России в начале 18 века, можно отнести:

- проведение реформ по европейскому образцу. Исследователи считают, что Петр I многое почерпнул из шведского опыта;

- преобразования затронули все сферы деятельности и жизни общества;

- реформы проходили на базе государственной системы крепостного права;

- отмечалась явная зависимость внутренней политики от внешней;

- при реформировании был взят жесткий курс и быстрый темп, но при этом отсутствовала четкая система в проведении преобразований.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили деятельность Петра I и осуществление им реформ. С одной стороны, они имели огромный  исторический смысл, так  как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они  осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе  дальнейшего  развития  страны  выступали  все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия  быстро догнала те  европейские  страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но  она  не  могла  догнать,  те  страны, которые встали на капиталистический путь развития [4].

С началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре стал доминировать принцип неограниченной свободы, чуть ли не революционным образом стали трансформироваться культурные ценности, идеи и стиль произведений культуры, формы житейского поведения; стали внедряться новые обряды и традиции, в то время как старые отвергались; изменилась культура быта – все это, разумеется, в рамках жизни довольно узкого круга европейски образованных людей. Присутствие содержательной и формальной «новизны» становилось обязательным требованием русского «Века Просвещения».

Все эти социокультурные метаморфозы вступили в резкие и болезненные противоречия с культурными канонами и социальными установками допетровской Руси. Быстрая и ничем не подготовленная «ломка» культурной парадигмы, осуществлявшаяся в русской истории впервые, привела к противостоянию двух во многом взаимоисключающихся систем ценностей – древнерусской и общеевропейской (в российской интерпретации) – и углублению социокультурных противоречий России в Новое время. Однако существовало такое содержательное (цивилизационное) начало, которое объединяло эпоху Древней Руси и новой России; этим началом была идея сильного, централизованного, деспотического государства – идея равно актуальная для Московской и Петровской Руси.

 

Заключение

Петр I Великий одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Преобразования первой четверти 18 в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России.

Отношение к Петру и его реформам своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Что это исторический подвиг народа или меры, которые обрекали страну на разорение после реформ Петра? Что это - разрыв, распад религиозно-нравственного единства народа, сделавший дворян и чиновников иностранцами в собственной стране, или переход в новое качество, требовавшее новых усилий на традиционном русском историческом пути развития? Эти споры не утихают и сегодня.

Реформы первой четверти 18 в. неотделимы от личности Петра I выдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного интереса», наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь, порой, с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями.

Противоречивая, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигура Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (от М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина до А.Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В.И. Суриков, Н.Н. Ге, В.А. Серов, М.М. Антокольский), деятелей театра и кино (В.М. Петров, Н.К. Черкасов и др.), композиторов (А.П. Петров). Несомненно, Петр I был наделен чертами харизматического (наделенного уникальными личностными чертами) лидера.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

I. В каком году  «из тьмы лесов, из топи блат» Санкт-Петербург стал столицей России?

1. 1703.

2. 1712.

3. 1721.

4. 1725.

 

II. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками царя:

1. Петра I.

2. Петра П.

3. Петра Ш.

4. Елизаветы Петровны.

 

Ш. Создание Святейшего Правительствующего Синода привело к:

1. Подчинению церкви государству.

2. Церковному расколу.

3. Усилению позиций патриарха.

4. Утрате церковью экономической самостоятельности.

 

Список использованной литературы

История России: учебник. – 3‑е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2006.

Коваленко Г.А. К вопросу о развитии системы образования в  России. - Стерлитамак: СГПА, 2010.

КОПР по дисциплине «Отечественная история». – М.: ВЗФЭИ, 2010.

Проценко Ю.Л. Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII век): Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2009.

Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ‑ДАНА, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 23.81K
Скачано: 86
Скачать бесплатно
20.10.13 в 00:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Помощь в написании работ