Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Какие начинания Петра Великого нашли своё завершение в эпоху Екатерины Великой

Какие начинания Петра Великого нашли своё завершение в эпоху Екатерины Великой [27.11.14]

Тема: Какие начинания Петра Великого нашли своё завершение в эпоху Екатерины Великой

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 37.82K | Скачано: 245 | Добавлен 27.11.14 в 20:08 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Омск 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

 ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2

 Эпоха Петра Великого. 3

 Правление Екатерины II 7 

Заключение. 12

Список литературы.. 15

 

Эпоха Петра Великого

Петр I, обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I, разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700—1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30—40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700—1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка — для мелкой торговли, серебряный рубль — для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран — талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.

 

Правление Екатерины II

Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Золотой век русского дворянства был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки Екатерина старалась проповедовать среди русского дворянства философию европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле её правление нередко называют эпохой просвещённого абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещённый абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия. Весьма показательна её позиция в вопросе о крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала, что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами. Крепостническое законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков. Попытками преобразований в духе просвещённого абсолютизма были:

-  созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768);

- реформа административно-территориального деления Российской империи;

- принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии «третьего сословия» - горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской Думы;

- принятие в 1775 году манифеста о свободе предпринимательства, согласно которому для открытия предприятия не требовалось разрешения правительственных органов;

- реформы 1782—1786 гг. в области школьного образования.

Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии (1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились. Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях просвещённого абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века Екатерины II».

Возможно, именно эти противоречия породили мнение, бытующее среди части историков, о чрезвычайном цинизме и лицемерии Екатерины II; хотя она и сама способствовала возникновению данного мнения своими словами и действиями. Прежде всего, основная масса населения России вследствие её действий стала ещё более бесправной, лишенной нормальных человеческих прав, хотя в её силах было добиться обратного — и для этого не обязательно было отменять крепостное право. Другие её действия, такие как ликвидация суверенной Польши, тоже вряд ли соответствовали идеям Просвещения, которых на словах она придерживалась. Кроме того, историки приводят примеры её конкретных слов и действий, подкрепляющие данное мнение.

Как указывают В. О. Ключевский и Д.Блюм, в 1771 г. Екатерине показалось «неприличным», что крестьян продают на публичных торгах «с молотка», и она выпустила закон, запрещавший публичные торги. Но поскольку этот закон игнорировали, то Екатерина не стала добиваться его исполнения, а в 1792 г. опять разрешила торговлю крепостными на аукционах, запретив при этом употреблять молоток аукциониста, что, по-видимому, показалось ей особенно «неприличным».

В другом приводимом ими примере речь идет об указе Екатерины, запрещавшем крестьянам подавать жалобы на помещиков (за это теперь им грозило избиение кнутом и пожизненная каторга). Екатерина издала этот указ 22 августа 1767 г., «в то самое время как депутаты Комиссий слушали статьи „Наказа“ о свободе и равенстве»;

Д.Блюм приводит также следующий пример: помещики нередко выгоняли на улицу старых или больных крестьян (давая им при этом вольную), которые вследствие этого были обречены на смерть. Екатерина своим указом обязала помещиков перед этим брать у крестьян расписку, что они на это согласны.

Н. И. Павленко приводит ряд писем Екатерины Вольтеру. В одном из них (1769) она писала: «…наши налоги так необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы, когда он её захочет, а с некоторого времени они предпочитают индеек курам». В другом письме (1770), написанном в разгар голодомора и бунтов, охвативших разные части страны: «В России все идет обыкновенным порядком: есть провинции, в которых почти не знают того, что у нас два года продолжается война. Нигде нет недостатка ни в чём: поют благодарственные молебны, танцуют и веселятся».

Особую тему представляют взаимоотношения Екатерины и французских просветителей (Дидро, Вольтер). Общеизвестно, что она была с ними в постоянной переписке, а они высказывали о ней высокое мнение.

Как указывает А.Труайя, Екатерина постоянно в своей переписке называла крепостных крестьян «рабами». Но стоило французскому просветителю Дидро во время встречи с ней употребить это слово, как она была страшно возмущена. «В России нет рабов, — заявила она. — Крепостные крестьяне в России духом своим независимы, хотя телом и испытывают принуждение».

 Однако многие историки пишут, что эти отношения носили характер очевидного «спонсорства», с одной стороны, и лести, с другой. Как пишет Н. И. Павленко, узнав, что Дидро нуждается в деньгах, Екатерина купила его библиотеку за 15 тыс. ливров, но не забрала её, а оставила ему, «назначив» его пожизненным смотрителем его же библиотеки с выплатой «жалованья» из русской казны в размере 1000 ливров в год. Вольтера осыпала разнообразными милостями и деньгами, и приобрела после смерти его библиотеку, выплатив щедрые суммы наследникам. Со своей стороны, и они не оставались в долгу. Дидро расточал похвалу и лесть в её адрес, а свои критические заметки «клал под сукно» (так, лишь после смерти были обнаружены его резкие критические «Замечания о Наказе» Екатерины). Как указывает К.Валишевский, Вольтер называл её «северной Семирамидой» и утверждал, что солнце, освещающее мир идей, перешло с Запада на Север; написал по «приготовленным» для него по приказанию Екатерины материалам историю Петра I, вызвавшую насмешки других европейских ученых. А.Труайя отмечает, что Вольтер и Дидро соревновались в преувеличенных похвалах Екатерине, приводя соответствующие примеры (так, Дидро в свою очередь писал, что «ставит её на один уровень» с Цезарем, Ликургом и Солоном, выше Фридриха Великого, и лишь после встречи с ней в России его душа, ранее «душа раба», стала «душой свободной» и т. д.), и даже ревновали друг друга к её милостям и вниманию. Поэтому ещё А. С. Пушкин писал об «отвратительном фиглярстве» императрицы «в сношениях с философами её столетия», а по словам Фридриха Энгельса, «Двор Екатерины II превратился в столицу тогдашних просвещенных людей, особенно французов; …ей настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали „северную Семирамиду“ и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире, отечеством либеральных принципов, поборником религиозной терпимости»

И тем не менее именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж (1764) и Публичная библиотека в Санкт-Петербурге (1795), Смольный институт благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.

Екатерина Великая скончалась 6 ноября 1796 г., оставив престол сыну: 42-летнему Павлу Петровичу.

 

Заключение

Две самые знаменательные личности XVIII века - преобразователь Петр I и Екатерина II, которая сама утверждала, что продолжает дело Петра Великого. Первый создал империю, на благо которой служили все сословия, причем опорой было дворянство, в стране сложился абсолютистский режим. Вторая закрепила главенствующую роль дворян, создав дворянскую империю, дала дальнейшее развитие абсолютизму, который получил название просвещенного. Таким образом, можно утверждать, что в плане укрепления личной власти оба правителя весьма преуспели, но учитывали ли они национальные интересы России?

Для начала рассмотрим итоги внешней политики обоих государей. Благодаря Северной войне России получила выход к Балтийскому морю, а благодаря русско-турецким войнам - утвердилась в Северном Причерноморье. Выходы к морям способствовали как развитию торговли без посредников, которая играла существенную роль и приносила значительный доход, так и развитию иных контактов с западноевропейскими странами. Кроме того, у России появился флот, который в царствование Петра I и Екатерины II действовал весьма эффективно. Помимо завоевания выхода к морям, благодаря русскому оружию произошло воссоединение западнорусских земель с Россией. Несмотря на то, что усиление империи вызывало беспокойство в Европе, авторитет России был весьма высок, с интересами великой державы не могли не считаться. Итак, проводимая двумя государями внешняя политика объективно отвечала национальным интересам империи. Можно сказать, что Екатерина II продолжила дело  Петра I.

   Что касается проводимой двумя императорами социально экономической политики, то современному человеку несложно сделать вывод о ее противоречивости. Несомненно, Петр I поощрял развитие мануфактурного производства и торговли, способствовал строительству каналов, проводил протекционистскую политику, которая тогда способствовала развитию отечественной промышленности. Но эта политика осуществлялась в рамках феодально-крепостнической системы, причем крепостное право получило свое дальнейшее развитие. Подобные противоречивые процессы можно наблюдать и в правление Екатерины II. Наряду с такими прогрессивными мерами, как запрет на создание крепостных мануфактур (1762), опубликование Манифеста о свободе предпринимательства, создание Вольного экономического общества, императрица проводила курс на ужесточение крепостного гнета. Итогом внутренней политики Петра I стали восстание в Астрахани и под предводительством Булавина, волнения в Башкирии. Итогом роста произвола помещиков и бесправия крестьян в царствование Екатерины II стала в первую очередь крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Пугачева.

   Эпоха Екатерины II вошла под названием просвещенного абсолютизма, причем распространению идей Просвещения (в 60-е и 70-е гг.) способствовала сама императрица, называя себя ученицей Вольтера. Но имело ли распространение этих идея положительное значение для империи? С одной стороны, "просвещенная" императрица, приветствуя лозунги просветителей, создавала своеобразную ширму для иностранцев, что, в принципе, играло на руку авторитету России, то есть соответствовало ее интересам. Но с другой стороны, идеи Просвещения воспитали будущих декабристов, которые впоследствии выступили против трона (что, возможно, коренным образом сказалось на направлении политики Николая I). Широкое распространение получили и взглядов масонства, которые были направлены не только против престола, но и против русской культуры и православия, а значит, против национальных интересов империи. Свою ошибку императрица поняла только после восстания Пугачева и Французской революции. Но было поздно: в империи уже сформировалась прозападная оппозиция трона, взращенная на идеях как Просвещения, так и масонства. Отличительной чертой этой оппозиция являлось неприятие всего русского, традиционного, православного.

   Таким образом, при Петре I зародилась светские культура и общественная мысль, первоначально подверженная сильному западному влиянию, а при Екатерине II они получили дальнейшее развитие, все дальше отдаляясь от русской традиционной культуры. И такая ситуация была преодолена только во второй половине XIX века.

   Беря во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что как внешняя, так и внутренняя политика Екатерины II во многом продолжала начинания Петра I. Причем внешняя политика, проводимая обоими императорами, объективно соответствовала национальным интересам России.

   Но соответствие национальным интересам империи внутренней политики - спорный вопрос. Несомненно, что действия и Петра I, и Екатерины II были нацелены, во-первых, на укрепление власти монарха и, во-вторых, на упрочение позиций дворянства, получившего при императрице звание первого сословия. Но нельзя не признать то, что их политика способствовала консервации феодально-крепостнических порядков. Тем не менее, нельзя утверждать, что для того времени эти преобразования были шагом назад. Экономика России, основанная на крепостном труде (и промышленности, и в сельском хозяйстве), была достаточно сильна, однако, невосприимчива к новшествам.

   Изменения в общественном сознании и культуре (имеется в виду в основном дворянское сословие), произошедшие при прямом участии Петра I и Екатерины II так же вряд ли соответствовали национальным интересам империи и российского народа, так как во многом были порождением западного воздействия и мало учитывали традиционную национальную специфику.

 

Список литературы

1.   История мировой экономики. - под ред. Г.Б. Поляка  и А.Н. Марковой Юнити, Москва 2000 – 727 с.

2.   Павленко Н. И. Петр Великий. М, 2010. – 759 с.

3.   Де Мадариага И. «Россия в эпоху Екатерины Великой» 2002. -964 с.

4.   А. Б. Каменский «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа)» М.: РГГУ, 2001. - 575 с.

5.   Труайя А. Екатерина Великая. Москва, 2007, с. 301, 303.    

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 37.82K
Скачано: 245
Скачать бесплатно
27.11.14 в 20:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе