Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания »
Тема: Критерии и нормы научности
Раздел: Бесплатные рефераты по концепции современного естествознания
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.56K | Скачано: 239 | Добавлен 18.05.13 в 22:56 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 3
1. Теория как высшая форма организации научного знания 4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации 7
3. Проблемы границ научного метода и научности 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение
Наука в современном понимании начала складываться с XVI—XVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру.
В настоящее время науку можно определить как сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся связи явлений действительности, выражаемые в законах. Физика, например, исследует физические процессы, открывает законы, управляющие этими процессами; химия исследует химические процессы и их закономерности и т.д.
Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий.
1. Теория как высшая форма организации научного знания
Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический. Каждый из них выполняет определенные функции и располагает специфическими методами исследования.
Фундаментом науки являются твердо установленные факты, полученные эмпирическим, т.е. опытным, путем. Закономерности, полученные на эмпирическом уровне, обычно мало что объясняют. Более того, чаще всего они не открывают направлений дальнейшего научного поиска. Поэтому над эмпирическим уровнем науки надстраивается теоретический уровень.
Без определенной теоретической установки не может начаться эмпирическое исследование. Теоретический уровень обеспечивает целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладываются в некоторую единую систему.
К числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся проблема, гипотеза и теория. Наиболее развитой формой научного знания является теория - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня. При этом следует иметь в виду, что теория описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным количеством свойств. Так механика описывает не реальные процессы, с которыми человек имеет дело в действительности, а процессы, относящиеся к идеальным объектам, например материальным точкам, которые описываются очень небольшим количеством свойств, а именно массой и возможностью находится в пространстве и во времени.
Помимо идеальных объектов в теории задаются взаимоотношения между ними, которые описываются законами. Корме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производные объекты. В итоге теория способна описать все, то многообразие данных, которые получены на эмпирическом уровне. Для этого на основе исходных идеальных объектов строится теоретическая модель конкретного явления и предполагается, что эта модель в существенных своих сторонах, в определенных отношениях соответствует тому, что есть в действительности.
Теоретический уровень обычно делят на две составляющие - фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.
Роль теории в науке, в частности в естествознании, определяется тем, что здесь объект умственно контролируется, поэтому, вообще говоря, теоретический объект можно описать как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следствия из теоретических представлений. Сила теории состоит в том, что она может развиваться без прямого контакта с действительностью, но при условии, что исходные принципы соотносятся с действительностью.
Научная теория - это развивающаяся система знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру:
Выделим основополагающие функции теории:
Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3х основных формах:
1. Интенсификационная форма развития, когда происходит углубление наших знаний без изменения области применения теории.
2. Экстенсификационная форма развития, когда происходит расширение области применения теории без существенного изменения ее содержания. В таком случае осуществляется экстраполяция теории на вновь открываемые или уже известные явления. Примером этого может служить распространение теории электромагнетизма на область оптических явлений.
3. Экстенсификационно - интенсификационная (комбинированная) форма развития. Такой формой развития является, например, процесс дифференциации научных теорий.
2. Принципы «верификации» и «фальсификации»
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях к какой-либо области реальности. Методология науки использует несколько принципов для отграничения научного знания от ненаучного. Разберем два из них: принципы верификации и фальсификации.
Данные принципы составляют основное содержание философской концепции позитивизма, позднее – неопозитивизма. Научные принцип верификации и фальсификации были предложены одним из выдающихся философов ХХ века Карлом Поппером.
Принцип верификации, как уже упоминалось, был сформулирован в рамках разработки философских идей позитивизма. Согласно этому учению, цель любой науки состоит в создании некоторой эмпирической базы, в которой недопустимы двусмысленность и невозможность выражения этих данных с помощью научного аппарата.
Принцип верификации утверждает, что любой научный факт, любое теоретическое положение нуждаются в проверке, научную ценность представляют только те факты науки, которые подтверждаемы с помощью научных опытов и экспериментов. Отсюда следует, что научная теория для своего признания требует бесконечного количества экспериментов по проверке своих утверждений. За этим кроется признание возможности «абсолютно» истинной теории, которая может выдержать всевозможные экспериментальные проверки.
Следует отметить, что когда принцип верификации был предложен, в научной методологии существовало много разных точек зрения на проблему установления истинности науки как таковой. Именно поэтому это предложение стало новым словом в полемике по поводу адекватности методологии науки и обеспечило себе продолжение в следующих концепциях философского позитивизма (неопозитивизме).
Однако, как показала практика, принцип верификации оказался несовершенным и на многие вопросы развития науки ответить не смог. Его ограниченность проявилась в узости применения. Так, например, применить этот метод в философии, психологии и некоторых других «нематематических» науках оказалось просто невозможно. Кроме того, его несовершенство состояло в том, что им можно было воспользоваться только тем специалистам, которые обладали научными инструментами, аппаратурой, которые бы могли подтвердить достоверность того или иного научного факта. Простому человеку такой метод был недоступен. И первым, кто обнаружил данную ограниченность метода, был сам К. Поппер.
В 1935 г. в Вене была опубликована книга Поппера «Логика научного исследования». Касаясь в ней многих разных проблем теории познания, Поппер в частности сосредоточил внимание на опровержении принципа верификации.
По сути дела Поппер заимствовал вывод, сделанный материалистом Ф. Беконом ещё в XVII в., об огромной роли в познании фактов (и их констатаций), отрицающих то или иное уже известное положение. Ведь даже очень большое число подтверждающих фактов в отношении того или иного утверждения, полученного путём индуктивного обобщения, делает его лишь весьма вероятным, но всё-таки не твёрдо достоверным. При этом достаточно одного, но вполне бесспорного, опровергающего факта для того, чтобы это индуктивное обобщение было отброшено как негодное. Простой пример этому – превращение утверждения «все лебеди белые» в ложное, когда стало известно, что в Австралии живут и чёрные лебеди.
Поппер заметил, что многие научные факты носят идеальный характер, а потому не могут быть объективно верифицируемы. А поэтому, чтобы добиться повышения достоверности, Поппер предлагает дополнить принцип верификации еще и другим принципом – принципом фальсификации.
В основе данного принципа лежит тот факт, что прямое подтверждение теории часто затруднено невозможностью учесть все частные случаи ее действия, а для опровержения теории достаточно всего одного случая с ней не совпадающего, поэтому если теория сформулирована так, что ситуация в которой она будет опровергнута может существовать, то такая теория является научной. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.
3. Проблемы границ научного метода и научности
Работающие в науки ученые до сих пор разрешают вопрос о разграничении науки и не науки. Дело в том, что они интуитивно чувствуют подлинно- и псевдонаучный характер знания, т.к. они ориентируются на определенные нормы и идеалы научности. В этих идеалах и нормах научности выражены представления о целях научной деятельности и их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но все же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм. Его принято называть рациональным. В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
1) универсальность, т.е. исключение любой конкретики – места, времени и т.д.
2) согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания.
3) простота (хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов).
4) объяснительный потенциал.
5) наличие предсказательной силы.
В методологии науки вопрос о границах научного метода обсуждается, по крайней мере, со времен И. Канта. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные границы и преграды.
Одну из таких границ очерчивает наш опыт. Как ни критикуй эмпиризм за неполноту или однородность, исходная его посылка все-таки верна: конечным источником любого человеческого знания является опыт.
Другой пограничный барьер – природа человека. Человек – существо микромира, и средства, используемые учеными в научном поиске – приборы, язык описания и т.д. того же масштаба. И когда человек со своими макроприборами и макропредставлениями о реальности начинает штурмовать микро- или мегамир, то неизбежно возникают несостыковки.
Другую пограничную полосу наука соорудила себе сама. «Наука расширяет горизонты» – это верно, но и значительно сужает горизонты человеческого представления. Значимое ограничение потенциала научного метода связано с его инструментальной по сути природы. Научный метод – инструмент в руках человека. Он может подсказать человеку, как добиться того или иного результата, но он ничего не может сказать о том, что именно надо человеку делать.
Заключение
В истории науки было предложено два принципа позволяющих провести границу между научными теориями и тем, что наукой не является.
Первый принцип - принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или оно само не может иметь такой формы, то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия, одна принцип верификации применим ограниченно, в некоторых областях современной науки его использовать нельзя.
Американский философ К. Поппер предложил другой принцип - принцип фальсификации, в его основе лежит тот факт, что прямое подтверждение теории часто затруднено невозможностью учесть все частные случаи ее действия, а для опровержения теории достаточно всего одного случая с ней не совпадающего, поэтому если теория сформулирована так, что ситуация в которой она будет опровергнута может существовать, то такая теория является научной. Теория неопровержимая в принципе не может быть научной.
Наука, научный метод, безусловно, полезны и необходимы, но, к сожалению, не всемогущи. Точные границы научного метода пока ещё размыты, неопределенны. Но то, что они есть, – несомненно. Это не трагедия и не повод лишать науку доверия. Это всего лишь признание факта, что реальный мир гораздо богаче и сложнее, чем его образ, создаваемый наукой.
Список использованной литературы
1. Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 317 с.
2. Концепции современного естествознания / Под ред. А.И. Бочкарева. – Тольятти: ТГУС, 2008. – 386 с.
3. Концепции современного естествознания / Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.