Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Невербальные средства общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 75.99K | Скачано: 320 | Добавлен 08.05.13 в 08:31 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение 2
Характеристика системы невербальных средств общения 3
Функции невербальных средств общения 9
Стереотипы в понимании невербального поведения делового партнёра по общению. 12
Заключение 19
Список литературы 20
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.
Цель данной контрольной работы - рассмотреть невербальные средства общения и выявить их связь с психическим состоянием человека.
Достижение цели требует решить следующие задачи:
- охарактеризовать систему невербальных средств общения;
- выявить какие из невербальных средств общения являются наиболее значимыми;
- дать определение функциям невербальных средств общения;
- охарактеризовать такие невербальные средства общения, как кинесика, такесика, проксемика, просодика;
Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
При языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами. При невербальном – осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально - психологических характеристик личности. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Эти импульсы подделать нельзя. Их часто не замечает человек.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.
Из невербальных средств общения наиболее важными являются кинесические средства, они представляют собой зрительно воспринимаемые движения другого человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, походке, жесте, взгляде.
Невербальные средства общения
Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него [8].
Позы можно классифицировать по следующим основаниям:
- этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;
- виды отношений и взаимоотношений — позы, выражающие симпатии — антипатии, подчинение — доминирование, включенность — отчужденность;
- психофизиологические состояния — поза напряженная и расслабленная, активная и пассивная;
- соответствие поз партнеров в общении — синхронные или несинхронные позы;
- направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;
- соответствие позы другим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная.
Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:
- открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;
- закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.
Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению.[4, с. 140]
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
- радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
- интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
- удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;
- отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
- презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
- страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
- гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
- стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
- скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
С мимикой тесно связан взгляд. Не следует также забывать, что:
- взгляд способствует внушению так же, как и слова;
- прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
- когда один партнер говорит, опытный слушающий не допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.
Походка – это устойчивая фиксация телодвижения, своеобразная картограмма личности. [3, с. 39] Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд исследователей приводит их психологическую трактовку:
- ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;
- размашистая походка при среднем и малом росте — свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;
- короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;
- прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель неуверенности, скованности, робости;
- волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;
- медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;
- сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека;
- привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытости человека, о стремлении подавлять других.
Жест – это движение рук или кистей рук, [1, с. 119].
Различают следующие группы жестов:
- коммуникативные, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – жесты приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.
- описательные несут смысловую нагрузку при речевом высказывании и вне речевого контекста теряют смысл.
- модальные жесты с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.
Просодические и экстралингвистические средства общения – это «средства выражения, связанные с голосом как характеристики, создающие образ человека, выявлению психической индивидуальности и способствующие распознанию его состояний», [5, с. 85].
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Использование динамических средств определяется возрастом, статусом, полом, степенью знакомства участников общения.
Проксемические средства общения подразумевают ориентацию партнёров в момент общения и дистанцию между ними.
Невербальное поведение многофункционально, оно:
Функции невербальных средств общения
Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров, формирует эти отношения, является индикатором актуальных психических состояний личности, выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
Охарактеризую подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика.
Кинесика – это «зрительно воспринимаемые движения другого человека (мимика, поза, взгляд, жест, взгляд)». [7, с. 60] Стоит отметить, что кинесика – это не только язык тела, но также манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике помимо выше названных движений относятся также такие, которые связаны с использованием предмета: почерк, хлопанье дверью, поскрипывание стулом. Таким образом, кинесика – понятие, использующееся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица.
Кинесические средства выполняют выразительно-регулятивную функцию в общении.
В частности, мимика используется для:
- усиления речевого высказывания;
- воздействия на собеседника;
- установления психологического контакта;
- формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
- маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
- улучшения самочувствия.
В целом, мимика передаёт основную информацию о состоянии человека и его отношение к оппоненту.
Позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.
Походка выполняет ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах его личности. С помощью взгляда передаются самые точные сигналы о состоянии человека (радость, злость, заинтересованность).
Такесика - невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением. [8]
С помощью прикосновения можно установить контакт, привлечь внимание, успокоить, выразить свое положительное отношение к собеседнику, но недопустимы немотивированные и навязчивые прикосновения к собеседнику, особенно если он находится в зависимом положении или впервые с вами общается, поскольку это может вызвать отрицательные эмоции: у некоторых людей сокращение психологической дистанции создает неудобство и вызывает настороженность.
Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Стоит отметить, что неадекватное использование такесических средств может привести к конфликтам в общении.
Проксемика – это «та дистанция, которую соблюдают люди при общении». [6, с. 74] Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями: - Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.
- Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;
- Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения, на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.
Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.
Просодика – это «общее название ритмико-интонационных сторон речи: тембра, силы ударения, высоты, громкости голоса», [1, с. 120].
Эксралингвистика – это «включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: вдоха, смеха, плача, кашля», [3, с. 42]. Высокий голос передаёт энтузиазм, радость, недоверие; приглушенный и мягкий голос – усталость, печаль, горе; медленная – горе, усталость, высокомерие, угнетённое состояние; быстрая речь - обеспокоенность или взволнованность.
Просодические и экстралингвистические средства выполняют следующие функции:
- выражают эмоциональное состояние;
- регулируют поток речи;
- создают образ человека;
- дополняют, замещают, предвосхищают речевые высказывания;
- акцентируют внимание на ту или иную часть вербального сообщения;
- экономят языковые средства общения.
Понятно, что кинесическая, такесическая и просодическая структуры невербального поведения личности могут выступать в качестве своеобразных «организаторов» пространственно-временных характеристик общения. Например, выразительность мимики, поворот головы, поза, интенсивность жестов, интонаций определяют расстояние между общающимися, визуальный контакт, как движение глаз, организует процесс ориентировки, направленность партнеров по отношению друг к другу.
Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» именно о чувствах собеседника.
Социальный стереотип – «устойчивый и упрощенный образ человека или группы, закрепленный в общественном сознании. Он может включать односторонние, искаженные и даже ложные представления о чертах личности, установках, взглядах, поведении людей, принадлежащих к определенной группе». [8]
По одной черте человека мы часто домысливаем целое их сочетание. Относим воспринимаемого человека к какой-либо категории людей и на основе стереотипных представлений о данной категории делаем предположение о характерных для этой категории чертах личности (заботливая мать, грубый продавец и т.п.).
На восприятие других людей всегда влияют сложившиеся стереотипы. Стереотипы тесно связаны со статусом и социальными ролями воспринимаемых людей (профессор, учительница, начальник, военный). Стереотипы индивидуальны и субъективны - у каждого свой обобщенный образ профессора, учительницы, начальника.
Одобряемые и не одобряемые формы поведения оцениваются по-разному, в зависимости от того, кому она приписывается: большой или малой группе. Члены большой группы (большинство) всегда воспринимаются как носители общепринятых видов поведения, а представители меньшинства - как носители отклоняющихся видов поведения. Виды поведения меньшинства оцениваются как более редкие и недопустимые. То есть существует негативный стереотип восприятия меньшинства. Членам групп, и больших, и малых свойственно оправдывать поведенческие отклонения членов своей группы.
Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта. Очень часто он складывается относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты, наблюдавшиеся у встреченных в прошлом представителей определенной профессии, рассматриваются как черты, присущие всякому представителю данной профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может иметь два различных следствия. С одной стороны, она ведет к определенному упрощению процесса познания другого человека. При этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не всегда происходит «сдвиг» в сторону его эмоционального приятия или неприятия. Возможен просто упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, т.к. помогает сокращать процесс познания. С другой стороны, стереотипизация способствует возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта и этот опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же группы часто окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.До 65% информации о собеседниках люди получают не из их слов, а на основе жестов и телодвижений, поэтому умение их правильно читать является одним из условий успеха делового человека.
Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.[2, c.65]
Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.
Существуют лишь общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты её распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпретацию получают некоторые элементы поз:
- стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности;
- широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
- посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;
- ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;
- руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности. [9]
Жест превосходства. Это так называемая «поза босса» или «директорская поза» в сидячем положении: руки лежат за головой, одна нога на другой. В случае, если уголки глаз чуть прищурены или веки глаз едва прикрыты, взгляд направлен вниз – перед вами пренебрежение или высокомерие. Такое положение тела как средство невербального общения часто принимают люди руководящих должностей, а попытка скопировать данный жест грозит скорым увольнением с работы.
Жест равенства. Если в момент рукопожатия одна рука оказывается выше тыльной стороной, то её владелец демонстрирует своё ведущее положение. Можно проверить, насколько прочно тот отстаивает свой статус лидера простым способом: повернуть свою руку вверх. Если почувствовали сопротивление, значит, вам не удастся убедить его занять равенство между вами.
Жесты симпатии. Если вы хотите убедить другого человека в безоговорочном разделении его мнения, то просто скопируйте его положение тела.
Жесты открытости: посадка головы прямая, выражение лица естественное (без скованности и напряжения), плечи расправлены, руки собеседника повёрнуты ладонями вверх и широко раскинуты в стороны, взгляд прямой.
Позитивность. Если человек положительно относится к информации и заинтересован в происходящем, то корпус его тела и голова будут наклоны вперёд, а рука будет легко касаться щеки.
Сосредоточенность выражается в потирании подбородка или в пощипывании переносицы с закрытыми глазами.
Критичность. Если у человека созрела негативная оценка к происходящему, то он держит руку у подбородка, вытягивает указательный палец вдоль щеки, а другой поддерживает локоть, а его левая бровь опущена.
Жесты раздражения. Когда человек говорит явную ложь, и понимает, что вы его раскусили, он будет испытывать раздражение от вашей правоты, которое может проявиться в непроизвольном ослаблении галстука или воротника. В невербальном общении это может также проявляться в лишних движениях руками, потирании шеи, машинальном черчении на бумаге, пощипывании сумочки у дамы.
Жесты неодобрения. В невербальном общении к признакам несогласия вашего оппонента с излагаемой точкой зрения относятся: стряхивание с себя несуществующих ворсинок, расправление складок одежды, одергивание юбки. Вы быстро поймете необходимость перейти на нейтральные темы. Однако, если к рукаву пиджака действительно прилипла ниточка, помялась одежда, не стоит расценивать подобное как жест неодобрения.
Жесты, говорящие о готовность уйти. Можно определить по таким признакам как потягивание мочки уха (не хочет высказываться), опускание век (потеря интереса), поворачивание всем корпусом тела к двери или направлением ноги в эту сторону, почёсывание уха (отгорожение от потока речи).
Жесты скуки. Когда собеседник подпирает свою голову рукой, то становится понятно, что он безразличен к происходящему. В таких случаях следует сменить тему разговора на интересующую его или «встряхнуть» неожиданным вопросом.
Жест сомнения. В случае, когда слушающий вас человек прикрывает рот рукой, это означает несогласие с вашим мнением. Человек сдерживает свои высказывания, подавляет истинные чувства и переживания.
Жесты неуверенности. К ним относятся: почёсывание уха, или потирание сзади уха или шеи, рука, обхватывающая другую за локоть сзади. Это может свидетельствовать о том, что человек не вполне понимает, что от него хотят или что в беседе вы имеете в виду.
Жесты закрытости и недоступности – это перекрещенные ноги в положениях стоя и сидя, руки, скрещенные на груди. Признаком растерянности и защиты является частое моргание. При попытке договориться с таким человеком вы, скорее всего, получите отказ. В этом случае попытайтесь принять открытую позу с ладонями вверх.
Рукопожатия. Обхват руки своими в виде «перчатки» говорит о дружелюбии. Энергичное и крепкое потряхивание руки собеседника вместе с радостным восклицанием говорит об искренности партнёра и его желании продолжить беседу. Если же вам протягивают неживую руку, словно дохлую рыбу, то с вами не хотят контактировать. Однако, холодная рука в пожатии может сигнализировать о том, что её владелец либо сильно волнуется, либо замёрз. О нервном переживании говорят запотевшие ладони. Рука, оказывающаяся ладонью вверх в пожатии, говорит о том, что её обладатель бессознательно признаёт себя подчинённым собеседнику. Рука, повёрнутая ладонью вниз свидетельствует о желании доминировать над другим человеком.
Объятия. По характеру объятий, их силе и длительности определяют значение выражаемых человеком чувств. Закадычные друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Объятия между дальними родственниками, в зависимости от поддерживаемых ранее контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.[10]
Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.
Невербальное общение выступает одним из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной звуковой речи - это главное, что подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего они использующихся как синонимы.
Освоение методов невербального общения все большего круга даже обыкновенных людей, на мой взгляд, в дальнейшем будет только нарастать, так как носит большой прикладной характер. Ведь при любом развитии технологий, человеческий фактор всегда останется на первом плане, а человек без общения представить не возможно.
1. Деловое Общение: Учебное пособие / Зельдович Б.З. — М: Издатель-
ство ≪Альфа-Пресс≫, 2007. — 456 с.
2. «ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ» Л. С. Вечер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009.-- 265 с.
3. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына. Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. - 200 c.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с
5. Социальная психология: Хрестоматия. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.; М: Аспект Пресс, 2003. — 475 с
6. Экономика. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов / Громова О.Н. и Латфуллин Г.Р, 2004 г.
7. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с. — (Серия «Высшее образование»).
8. http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html Вербальные и невербальные средства общения. [Электронный ресурс]. Автор: Антонова М.Г. Режим доступа: http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html Загл. с экрана.
9. Что означает мимика лица. [Электронный ресурс]. Автор: Михаил Ивaнoвич Магура - [2005]. Режим доступа: http://www.elitarium.ru. Загл. с экрана.
10. Невербальные средства общения [Электронный ресурс] - [2009]. — Режим доступа: — http://ladies.academ.org/articles/i-ona/3510 . Загл. с экрана.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.