Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Невербальные средства общения

Невербальные средства общения  [03.10.12]

Тема: Невербальные средства общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Реферат | Размер: 69.62K | Скачано: 455 | Добавлен 03.10.12 в 17:42 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание:

Введение 3

1. Характеристика системы невербальных средств общения 5

2. Функции невербальных средств общения 9

3. Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнера по общению 16

Заключение 20

Список литературы 21

 

«В тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».

Жан Лабрюйер

Введение

Для написания работы мне досталась интересная, но, одновременно и достаточно трудная обширная тема, ведь система невербального общения занимает важное место не только в общей структуре общения, но и в жизни каждого человека. Например, в моей работе экономиста муниципального предприятия «Благоустройство», приходится использовать невероятные ухищрения, что бы при скудости финансирования обосновать перед городской администрацией не только выделение денег, но и их практическое получение – здесь в ход кроме слов идет весь набор методов и средств невербального общения, в самых крайних их проявлениях.

К изучению проблем восприятия и психологической интерпретации невербального поведения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема «обрастала» научными и псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с внутренним миром человека регистрировались сначала в форме литературных афоризмов, моральных наставлений, позднее – в работах философов. Целенаправленное изучение вербального и невербального начал человеческого общения восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в древнем Риме (II-I вв. до н.э.). Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть "выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице". В I в. до н.э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора. Базой послужил не только ораторский опыт, но и основы риторики, становление которой как особой науки произошло в Древней Греции в V-IV вв. до н.э. [3]

Отрадно, что в современной России, хотя и с опозданием, жизнь заставила понять значимость невербального общения и необходимость его активного изучения и внедрения его приемов и методов, ведь в период политических и информационных и рекламных войн стали востребованы новые профессии – менеджера паблик рилейшнз, спиндоктора, имиджмейкера, специалиста по слухам, спичрайтера, в основу работы которых и положены  приемы невербального общения. [2] Что касается сегодняшнего дня, в смысле большинства простых людей, для которых невербальная составляющая общения не является их профессией, то она, на мой взгляд, ими недооценивается и на практике не используется, хотя могла бы принести реальную пользу в наше трудное время, например, при развитии семейного бизнес или устройстве на работу и т.д.  Для меня же тема, рассматривая в контрольной работе, имеет особую актуальность и носит прикладной характер, ведь мир делового общения обязывает понимать не только язык, но и внутреннее состояние собеседника по его мимике и жестам, кроме того изучение и использование приемов невербального общения  – это еще и одна из составляющих на пути к идеальному образу квалифицированного специалиста и успешного человека, и я полностью согласна с о словами  руководителя компании Sony Акио Морита, что  "Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделатьтолько люди". И еще мне нравятся слова Ф.Шиллера: "Из слов человека можно заключить, каким он намерен казаться, но, каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике". [10]

 

Характеристика систем невербальных средств общения

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

При языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами. При невербальном –  осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях.

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. [6]

Обращаясь к вопросу классификации невербальных элементов коммуникации, следует отметить, что по невербальному каналу информация транслируется в самых разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М. Битяновой [1]. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем, выделяет оптическую и акустическую.

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, а также  и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз и т.д. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.

Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в общении и кинестетическую систему, т.е. прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включающая в себя вкус и обоняние, которые, хотя и в меньшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне, активно участвуют в общении и влияют на взаимоотношения людей.

Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.

А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:

- «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению;

-  сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;

- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;

- модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Классификация средств невербального поведения (общения) по В.А.Лабунской построена на базе основных атрибутов бытия, материи, всеобщих формах ее существования – движении, времени, пространстве (Рисунок 1). Согласно данной схеме, в структуру невербального общения входят практически все перечисленные в других классификациях подструктуры невербального поведения, в основу которых положены основные характеристики невербальных средств, системы их отражения и восприятия (оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная), а также элементы данных систем и их взаимосвязь.

Рисунок 1

Рассматривая процесс невербальной коммуникации, нельзя обойти стороной вопрос о кодировании и декодировании, информации в процессе общения. Под кодированием, в контексте данной работы, следует понимать процесс осознанного использования человеком невербальных средств общения для построения сообщения. Декодирование, в свою очередь, следует понимать как процесс восприятия и осмысления человеком невербального поведения окружающих.

Как известно, невербальное поведение отличается вариативностью, индивидуальностью, динамичностью. А.А. Бодалев [12] в своих трудах выделяет объективные условия, определяющие возможность адекватного понимания невербального поведения. Такими условиями, на его взгляд, являются единство ситуации общения, языковой среды, совместной деятельности, и особенности собственно невербального поведения. Вся гамма возможных вариантов невербального поведения колеблется в пределах общего типа, а их смысловая многозначность определяется нормами, принятыми в определенной культурной среде. Многофункциональность невербальных средств в общении объясняется множеством значений, которые они могут принимать в каждой конкретной ситуации общения. Следовательно, процесс понимания невербальных средств общения носит вероятностный характер.

 

Функции невербальных средств общения.

Невербальное поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров, формирует эти отношения, является индикатором актуальных психических состояний личности, выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Охарактеризуем подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика.

1. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающая в себя позу, взгляд, походку, осанку и др.) а также визуальном контакте.

Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц [4].

Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы. Таким образом, можно сделать вывод, что мимическая сторона общения крайне важна для полноценного общения индивидов, выражая, прежде всего, эмоциональное их состояние во время взаимодействия.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом - взгляд играет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где он выполняет сигнальную функцию, принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции. Язык глаз, по мнению психологов, очень важен для самоощущения в процессе общения.

По своей специфике взгляд может быть:

Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

Жесты – движения, имеющие сигнальное значение [4] - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь, на их основе можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого человека.

2. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, которые дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли. Недаром есть афоризм о том, что: "Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего".[10]

Голос содержит в себе много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя. Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно. Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

3. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести  к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Остановимся подробнее на самом распространенном такесическом средстве – непременном атрибуте любой встречи и прощании – рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. По данным исследований в США, 78 % высокопоставленных чиновников не только первыми протягивали руку, но и пользовались властным способом рукопожатия.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

4. Проксемика – «пространственная психология». Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог        Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Нормы приближения двух людей друг к другу описал Э. Холл. Данные нормы определены четырьмя расстояниями:                                                              - Интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди; в этой зоне имеется еще одна подзона радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта, это сверх интимная зона.

- Персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;

- Социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

- Публичное – от 400 до 750 см – на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от общения,  на таком расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на общении.

Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они смотрят друг на друга. И напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Кроме того, эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, личностных свойств и общественного статуса человека, а также от национальности и плотности населения в районе, где живет человек.

Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.

Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут выражаться через то, какое место они занимают за столом.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции.

Позиция делового взаимодействия – одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений.

Положение друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится барьером между ними.

Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа.

 

Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнера по общению

Термин “стереотип” (греч. stereos – твердый, typos - отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом[8]. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни.  Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения.

Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел в научный оборот термин “стереотип”, дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, ... а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком”. При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты – детерминированность культурой и быть средством экономии трудовых усилий… Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы “экономят” саму личность.

Вышеуказанное определение стереотипа, в большинстве его составных частей, справедливо и для анализа ситуаций, возникающих в деловом общении и, особенно в его невербальном смысле. Ведь, например, когда в переговорах участвуют представители различных отраслей или различных регионов, не говоря уже о международных контактах – все они до их начала имеют свои стереотипы. Казалось бы, при этом посыле мероприятие должно проходить трудно, но тут, то и спасает то, что в невербальном общении всегда имеются составляющие, которые присущи каждому человеку, вне зависимости от его национальности, места жительства и рода занятия. Ведь, как отмечалось выше,  в основе невербальной коммуникации  два истока - биологический и социальный - врожденный и приобретенный в ходе жизненного опыта человека как члена социума. [3]

Поэтому в деловом общении они накладываются друг на друга и каждая из сторон учитывает их наличие у своих партнеров. Рассмотрим некоторые составляющие невербального общения ситуационные проявления.

Занимаясь текущими производственными вопросами или проведением деловых переговоров с клиентами, менеджерам всех уровней приходится иметь дело с людьми, эффективное взаимодействие с которыми напрямую зависит от того, насколько верно и психологически грамотно выстроена система вербальных и невербальных коммуникаций.

Рассмотрим наиболее распространенные в практике деловых переговоров жесты:

Жесты открытости («раскрытые руки ладонями вверх, отсутствие зажимов рук и ног») свидетельствуют об искренности делового партнера, его открытости и желании установить долгосрочные отношения.

Жест «расстегивания пиджака» также является знаком открытости. Деловые люди, открытые и дружески расположенные, часто расстегивают и даже снимают пиджак в присутствии друг друга. Практика показывает, что соглашение между партнерами в расстегнутых пиджаках достигается гораздо чаще, чем между теми, кто остается в застегнутых пиджаках.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что деловой партнер чувствует какой-либо дискомфорт или даже опасность и угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Руки здесь могут занимать разные положения. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние человека. Если помимо скрещенных рук на груди собеседник еще сжимает пальцы в кулак, это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции.

Жест, связанный с потиранием века, вызван желанием скрыться от обмана или подозрения, избежать взгляда в глаза собеседника, которому говорят неправду. Самый лучший способ узнать, откровенен ли в беседе деловой партнер, понаблюдать за положением его ладоней. Когда он откровенен, то протягивает одну или обе ладони, раскрывая их полностью или частично.

На мой взгляд, особую важность знание невербальных аспектов общения приобретает при ведении переговорных процессов с иностранными партнерами, представляющими иные культуры и религии. Ведь каждый человек обладает своим жестовым языком, отражающим определённые особенности той или иной культуры и знание законов невербального общения, свойственных вашему собеседнику, поможет избежать различных казусов, возникающих из-за такого рода неграмотности.

Знание невербальных аспектов общения играет немаловажную роль в достаточно сложном и ответственном процессе подбора персонала. Правильный выбор кандидата может помочь в увеличении производительности, прибыли и повышении лояльности сотрудников. Неправильный выбор обычно сказывается на большой текучке персонала или недостаточной компетенции сотрудников.

«Чтение» невербальных проявлений как дополнительный инструмент при оценке кандидата – это важная и интересная задача. В некоторых случаях, действительно, именно по невербальным компонентам можно судить о настоящих намерениях человека, а иногда только по ним можно оценить истинный смысл сказанного. Однако чрезмерное увлечение расшифровкой невербалики может сослужить дурную службу, прежде всего самому специалисту по персоналу. Дело в том, что опыт правильной интерпретации неречевых сигналов нарабатывается годами и в идеале должен накладываться на знание внутренних механизмов невербального поведения, а большинство специалистов этого в своем активе не имеют, да и психологическая подготовка есть далеко не у всех. [11]

Существует ряд типичных ошибок, совершаемых менеджерами по подбору персонала при проведении собеседования. Эти ошибки связаны со стереотипами, некоторыми эмоциональными особенностями, предубеждениями сотрудника, который проводит собеседование.

Одним из распространенных стереотипов является оценка внешнего вида - интервьюеры полагают, что определенным группам свойственны определенные характеристики - например, бородатые мужчины не внушают доверия, а женщины в очках умны. Или другой не менее распространенный эффект уподобления (такой же, как я) - интервьюеры предпочитают кандидатов с невербальным поведением, аналогичным собственному (движения глаз, поза, наклон головы).

Стоит заметить, что невербальные сигналы – это не доказательства, а повод к дополнительному размышлению.

Необходимо помнить, что чрезмерное внимание к невербалике может уводить интервьюера от содержания разговора. Получив значимую невербальную информацию, можно не задать действительно существенный вопрос кандидату и так и не узнать важных сведений о нем.

 

Заключение.

В заключение можно сделать вывод о том, что невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению.

Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. Доказательствами важности и универсальности невербального общения могут стать  целые профессиональные или социальные группы людей – артисты немого кино,   глухонемые, спецназовцы, подводники, саперы и т.д. у которых во многих жизненных ситуациях только невербальное общение и остается.

Освоение методов невербального общения все большего круга даже обыкновенных людей, на мой взгляд, в дальнейшем будет только нарастать, так как носит большой прикладной характер. Ведь при любом развитии технологий, человеческий фактор всегда останется на первом плане, а человек без общения представить не возможно. Недаром Л. Якокка сказал, что "Умение контактировать с людьми – это все и вся".[10]

 

Список литературы

  1. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации : школьный психолог/М.Битянов. – 1999. - №30. С.2-15.
  2. Дерябо С.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства/С.А. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2005.
  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебник/ Конецкая В.П. – М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997.
  4. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога/ И.Н.Конюхов. – Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1996.
  5. Крижанская Ю.С.Грамматика общения/ Ю.С.Крижанская, В.П. Третьяков. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.
  6. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции : социальная психология/ В.А. Лабунская. - М., 2000. Ростов: Изд-во Ростов.ун-та,1986.С.5-35.
  7. Леонтьев А.А. Психология общения/ А.А.Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
  8. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам/А.Пиз. – Нижний Новгород, 1992.
  9. СорочанВ.В. Деловое общение: учебно-методические материалы/ В.В.Сорочан. – М.: МИЭМП, 2007. – 24 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 69.62K
Скачано: 455
Скачать бесплатно
03.10.12 в 17:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе