Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению »
Тема: Культура речи и коммуникативная культура (Вариант №2)
Раздел: Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 13.47K | Скачано: 411 | Добавлен 04.05.13 в 12:27 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вариант № 2.
Культура речи и коммуникативная культура.
1. Охарактеризуйте функции языка.
Ответ:
Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду и социуму. В результате этого язык по своей природе полифункционален. Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира. Он обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к историческому опыту народа и личному опыту индивида, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества.
Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет множество функций. К основным функциям языка относят коммуникативную, познавательную, аккумулятивную. К дополнительным – эмоциональную, конструктивную, контактоустанавливающую, эстетическую, этническую и др.
Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и
поддержания контакта между участниками коммуникации.
С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Эта функция обеспечивает социальные связи, жизнь в социуме.
Познавательная функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Она связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека. Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Познавательная функция обеспечивает мышление, познание и ориентацию в мире.
Аккумулятивная функция связана с важнейшим предназначением языка – собирать, сохранять и передавать информацию. Она обеспечивает накопление знаний и существование человека в истории.
Эмоциональная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Эмоциональная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета.
Конструктивная функция. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
Контактоустанавливающая функция. Язык как средство установления контакта между людьми.
Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи, но не только для нее - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь. Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
Этническая функция. Язык как средство объединения народа.
2. Дайте определение функциональным стилям литературного языка.
Ответ:
Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка, закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. В лингвистической стилистике существует два направления: стилистика языка и стилистика речи (функциональная стилистика). Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики. Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи. Функциональная стилистика – это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и норм отбора и сочетания в них языковых средств. В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили – разновидности литературной речи, обслуживающие различные стороны общественной жизни. Стили – это разные способы использования языка при общении. Каждый стиль речи характеризуется и своеобразием отбора языковых средств, и неповторимым сочетанием их друг с другом.
Таким образом, выделяется пять стилей литературного языка: научный, официально – деловой, публицистический, художественный, разговорный.
Научный стиль используется в научной деятельности, но объединяет неоднородные по форме виды литературы, которые весьма разнообразны по назначению и содержанию. К научной литературе относятся диссертация, монография, научная статья, реферат, учебная литература. Для научного стиля специфичными внутристилевыми чертами, которые формируют всю его языковую систему, являются строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлеченность и высокая степень обобщения, объективность. Научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие. Поэтому эмоциональные языковые элементы не играют решающей роли в научных произведениях. Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, систематизированное изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений и доказательств.
Официально-деловой стиль включает в себя различные документы: от государственных актов до деловой переписки. Данному стилю в целом свойственно много общих специфичных именно для него черт. К основным внутристилевым чертам этого стиля следует отнести точность, устойчивость и замкнутость, слабую степень индивидуализации стиля, почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств.
Публицистический стиль – понятие неоднородное, и связано это с многообразием публицистических жанров. К внутристилевым чертам публицистического стиля относится логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие. Публицистический стиль, обслуживающий сферу политики и идеологии, ставит своей целью точно, оперативно и в доступной форме информировать население о важнейших событиях, происшедших у нас в стране и за рубежом, а также воздействовать на читателя, вызвав в нем определенное отношение к
изображаемому. Информативная функция публицистического стиля, его логичность и фактографичность приводят к широкому использованию в этом стиле информационных предложений, сообщающих о каком-либо событии или факте. Публицистический стиль реализуется в периодической печати, на телевидении, радио, в политических выступлениях.
Художественный стиль занимает особое место в литературном языке, так как он использует все средства общенародного языка для создания художественных образов и воздействия на ум и чувства читателя. К особенностям стиля художественной литературы следует отнести, во-первых, единство коммуникативной и эстетической функции, что определяется двоякой задачей художественной литературы: не только рассказать, но и воздействовать на читателя; во-вторых, это многообразие используемых в художественной литературе языковых средств: здесь могут употребляться, по существу, элементы любого функционального стиля; в-третьих, это присутствие образа автора, его авторская индивидуальность, его мировосприятие, мировоззрение, идейные и эстетические взгляды и т.п. Отличительными внутристилевыми чертами художественной речи являются художественная образность, смысловая емкость и многозначность художественного слова, индивидуализация стиля, эмоциональность.
Разговорный стиль относится к устной форме существования языка. К внутристилевым чертам разговорного стиля относится непринужденность изложения, неофициальность, широкое использование неязыковых средств общения, эмоциональность.
3. Рассмотрите такие фигуры речи как: антитеза, риторическое обращение, риторический вопрос.
Ответ:
Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Как средство усиления выразительности, антитеза применяется в следующих основных случаях: при сопоставлении образов или понятий, контрастирующих между собою, когда понятия или образы в совокупности выражают нечто единое, когда необходимо оттенение другого образа, который стоит в центре внимания. Наиболее частое употребление антитеза получает в художественной и публицистической, в том числе ораторской речи. Широко используется в «малых жанрах» народного творчества.
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. В риторическом обращении главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах.
Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. Риторический вопрос применяется для усиления выразительности той или иной фразы.
Список литературы.
1. Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева Русский язык и культура речи.- М.: Феникс, 2011 .
2. Арутюнова Н.Д. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
3. Сенина Н.А. Учебно-методическое пособие. – Р., 2010.
4. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2008.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.