Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению »

Культура речи и коммуникативная культура

Культура речи и коммуникативная культура [13.04.13]

Тема: Культура речи и коммуникативная культура

Раздел: Бесплатные рефераты по культуре речи и деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.51K | Скачано: 307 | Добавлен 13.04.13 в 17:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Орел 2011


Содержание

1. Функции языка 3

2. Функциональные стили литературного языка 6

3. Фигуры речи (антитеза, риторический вопрос,

риторическое обращение) 9

Список литературы 13

 

1. Функции языка

Язык представляет собой систему знаков, за которыми закреплено соответствующее их звуковому облику содержание. То есть язык становится языком только тогда, когда за каждым звуком, словом или предложением стоит то или иное значение, которое может придать этому знаку определенный смысл. Например, звуки [да] при определенной интонации в русском языке выражают согласие, а звуки [н’эт] отрицание.

Язык возник естественным путем и остро необходим как обществу в целом, так и каждому отдельно взятому индивиду в частности, поскольку используется в качестве основного средства отправления и приема информации, передачи и восприятия социального опыта, сохранения национальной культуры, которая неотделима от него. "Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения людей, и устроен так, чтобы быть естественно усваиваемым адекватным средством обмена информации и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности"(Русский язык. Энциклопедия). В результате этого язык является полифункциональным.

Наиболее важными функциями являются коммуникативная и познавательная (или когнитивная).

Коммуникативная функция заключается в использовании языка в качестве основного средства обмена информацией. Говоря друг с другом на одном языке, мы передаем и воспринимаем таким образом огромное количество самой разнообразной информации. Примерами может служить любое общение (как разговор между подругами, так и доклад начальству).

Познавательная функция заключается в том, что язык служит основной формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также средством получения нового знания о действительности. Так, например, проводя исследование какого-либо явления, ученый систематизирует результаты в научной работе по данной теме, а практически любой человек проводит мысленный анализ поведения окружающих его людей.

Также к основным функциям языка относятся эмоциональная и метаязыковая функции.

Эмоциональная функция (быть одним из средств выражения чувств и эмоций) крайне важна для человека. Она помогает выразить свои переживания, ощущения, внутренний мир наиболее адекватно. В зависимости от эмоциональной окраски восприятие одной и той же информации может быть абсолютно разным. Так, например, комплимент, сказанный с сарказмом, в большинстве случаев вызовет негативную реакцию.

Метаязыковая функция (быть средством исследования и описания языка) в повседневной жизни играет меньшую роль, чем вышеперечисленные. Данную функцию в полной мере выполняют учебники, лекции по языкознанию и другие устные или письменные лингвистические тексты.

В составе основных функций языка можно выделить и другие. Так осуществлению коммуникативной функции способствуют регулятивная, фатическая и кумулятивная функции. Познавательной – номинативная.

Регулятивная функция объединяет те случаи использования языка, когда говорящий ставит своей целью воздействовать на собеседника – побудить его к какому-либо действию или запретить ему что-то делать, заставить ответить на вопрос. Яркими примерами этой функции служат такие высказывания как "позвоните мне, пожалуйста, завтра", "не надо лишних слов", "ты пойдешь со мной", "чтобы я этого больше не слышала". Таким образом, регулятивная функция направлена создание, поддержание и регулирование отношений в той реальной среде, где обитает носитель языка.

Фатическая (или контактоустанавливающая) функция служит для установки определенных моделей общения. То ость человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор (окликнуть собеседника, поприветствовать его и т.п.) и выйти из него (попрощаться, поблагодарить). Наиболее яркими примерами выполнения фатической функции являются фразы "здравствуй" и "до свидания". Но установление контакта не сводится к началу разговора и его завершению, а включает в себя весь процесс общения собеседников. Именно поэтому фатическую функцию довольно сложно отграничить от регулятивной.

Кумулятивная функция заключается в создании, хранении и передаче информации. Примерами выполнения данной функции можно считать любые информационные носители (былины, книги, газеты, телевидение, диски и дискеты, люди).

Номинативная (или назывная) функция является неотъемлемой частью познания, поскольку вся система понятий, которой обладает современный человек, базируется на системе названий. Примером может служить терминология всех наук (физики, химии, биологии и т.д.).

Кроме рассмотренных выше, можно выделить ряд частных функций языка.

1. Магическая. Используется для создания необходимой обстановки. Например: похоронные и свадебные обряды, ритуальные песни, заклинания и т.п.

2. Аутосодействие – самовнушение. Пытаясь убедить себя в чем-либо, человек вступает в диалог сам с собой. Ярким примером служит фраза "все будет хорошо".

3. Инструментальная – передача мыслей с помощью образов и звуков. Выполняют данную функцию картины и музыкальные произведения.

4. Символическая (косвенная или намек). Обращенную к кому-либо просьбу можно выразить с использованием повелительного наклонения ("перезвоните мне  позже"), а можно замаскировать под констатацию факта ("мне не удобно сейчас разговаривать").

 

2. Функциональные стили литературного языка.

Речь в дружеской обстановке существенно отличается от речи официальной. В зависимости от целей и задач общения происходит отбор различных языковых средств, в результате чего формируются различные функциональные стили языка.

Функциональный стиль литературного языка  - разновидность литературного языка, выделяемая на основе функции, выполняемой языком в том или ином конкретном случае.

Таким образом, функциональный стиль является подсистемой литературного языка, реализующийся в определенной сфере общественной деятельности (науки, делового общения, бытового общения) и характеризующийся некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Обычно выделяют следующие Функциональные стили: научный, официально – деловой, публицистический и разговорно – обиходный.

Основное различие стилей, помимо реализации в определенной сфере общественной  жизни, заключается в лексике. Закрепленность слов за тем или иным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания входит и эмоционально-стилистическая окраска. Так в обиходно-бытовом диалоге, характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна определенная свобода. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность.

Пример: "Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело."(Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т, 29 т, кн.1, М 1986, с. 289)

В данном тексте используется в основном нейтральная лексика с употреблением разговорных слов (папа, детишки). Эмоциональный характер придают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка), глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет), образные средства языка("в голове как туман") и эмоциональное обращение("Милый мой голубчик Анечка", "Милые мои голубчики!")

Для делового стиля характерна лексика отражающая официально – деловые отношения (решение, постановление, заслушать доклад, зачитать решение, препровождать).

Пример: "С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно." (Официальное письмо подтверждение, Введенская Л.А. «Русский язык и культура речи», М:Феникс, 2006, с. 64).

Особенностями этого текста является сжатое, компактное изложение, отсутствие выразительных средств, употребление слов только в прямом значении. Используются характерные для этого стиля клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что…; в случае проявления; сообщим дополнительно) и отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление).

Для научного стиля характерно наличие терминологии, преимущественно абстрактная лексика, полное отсутствие образных средств языка.

Пример: "Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми…

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы." (Педагогическая энциклопедия: в 4 т., 3 т., М., 1996, с.282)

В данном тексте используется довольно большое количество терминологии (педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др.), преобладает абстрактная лексика (теория, проблема, функция, развитие, процесс, структура и т.п.). Эмоциональность, как в любом тексте научного стиля отсутствует, а предложения носят повествовательный характер.

Выделяют также публицистический стиль, целью которого является привлечь внимание к той или иной теме, вопросу. Как правило, для достижения данной цели используется разнообразная лексика, активно применяются средства речевой выразительности, слова с общественно-политическим значением, употребляются вопросительные и восклицательные предложения.

На данный момент публицистический стиль используется преимущественно в журналистике, поэтому примером может служить любая статья (опубликованная в более или менее серьезном издании), а также рецензии театральных, литературных и других критиков.

Все стили литературного языка находятся в тесной взаимосвязи. Подчас в одном тексте встречаются два, три или вообще все из них.

 

3. Фигуры речи (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение).

Для обогащения речи используются различные стилистические конструкции и фигуры. К таким фигурам относятся антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение и другие.

Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Как средство выразительности антитеза применяется в основном в поэтической литературе.

"Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой." (Пушкин А.С. "Евгений Онегин")

Фигура антитезы может служить принципом построения целых поэтических произведений или их частей. Примером такого случая является сонет Петрарки Ф. (перевод Верховского Ю.Н.):

"И мира нет – и нет нигде врагов;

Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю;

В пыли влачусь – и в небесах витаю;

Всем в мире чужд – и мир обнять готов.

У ней в плену неволи я не знаю;

Мной не хотят владеть, а гнет суров;

Амур не губит и не рвет оков;

И жизни нет конца и мукам – краю.

Я зряч – без глаз; нем – вопли испускаю;

И жажду гибели – спасти молю;

Себе постыл – и всех других люблю;

Страданьем – жив; со смехом – я рыдаю;

И смерть и жизнь – с тоскою прокляты;

И этому виной, о донна, - ты!"

Также антитеза используется для описания или характеристики, как правило человека:

"То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник…" (Пушкин А.С. "Стансы")

Резкое противопоставление, присущее данной фигуре речи, делает ее использование  крайне привлекательным для стиля произведений, которые стремятся к максимально возможной убедительности. К таким относятся произведения с социальной направленностью, агитационные или имеющие моралистическую заданность.

Пример:"Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир." (Манифест коммунистической партии), "Кто был никем, тот станет всем!" (Интернационал).

Антитетическое строение крайне часто используется в социальных романах и пьессах при сопоставлении жизни различных классов, а также в произведениях, иллюстрирующих нравственную трагедию.

"У людей-то для щей – с солонинкою чан,

А у нас-то во щах – таракан, таракан!

У людей кумовья – ребятишек дарят,

А у нас кумовья наш же хлеб приедят!

У людей на уме – погутарить с кумой,

А у нас на уме – не пойти бы с сумой?" (Некрасов Н.А. "Песни")

Риторический вопрос – вопрос, не преследующий цели получить ответ, направленный на утверждение какой-либо идеи или используемый в качестве средства усиления выразительности.

Таким образом, риторический вопрос подразумевает под собой вполне определенный, заранее известный ответ, следовательно представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос "Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?" не требует ответа, а подчеркивает, что "Мы терпим несправедливость, причем слишком долго" и подталкивает к принятию каких-либо действий.

За счет употребления вопросительной интонации в случаях, которые по сути этого не требуют, риторический вопрос придает фразе особую эмоциональную окраску:

"Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?" (Жуковский В.А.)

Благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идет речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным, в данном случае грустью.

Также риторический вопрос используется в том случае, если говорящий по каким-то причинам не может или не хочет высказывать мысль прямо, хотя и нуждается в том, чтобы поняли, что он хочет сказать.

Пример: "И кому, какое дело, в каком состоянии я сегодня?", "Как ты можешь это есть?", "Я с кем разговариваю? Ты резко оглох?".

Риторическое обращение – стилистическая фигура речи, состоящая в обращении, носящем условный характер. Риторическое обращение адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу. В данной фигуре речи  главную роль играет не текст, а интонация обращения.

Риторическое обращение чаще всего встречается в монологах:

"А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных рабов!" (Лермонтов М.Ю. "Смерть поэта")

Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи.

Например: "О жизнь! Ты так прекрасна!",

"Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я снова посвящаю стих небрежный…" (Лермонтов М.Ю.)

Риторическое обращение никогда не требует ответа и не имеет в себе вопрос - "Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!" (Русская народная песня).

Все вышеперечисленные фигуры речи присущи в основном литературному стилю языка и служат для придания выразительности и усиления эмоциональной окраски текста. С той же целью могут использоваться и в разговорном стиле.

 

Список литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. "Русский язык и культура

речи", М:Феникс, 2006

2. Иполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. "русский язык и культура

речи", М:Проспект, 2004

3. Почикаева Н.М. "Основы ораторского искусства и культуры речи",

М:Феникс, 2003

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.51K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
13.04.13 в 17:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе