Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Контрольная работа по философии вариант 1

Контрольная работа по философии вариант 1 [16.03.13]

Тема: Контрольная работа по философии вариант 1

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.19K | Скачано: 293 | Добавлен 16.03.13 в 22:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2011


Задание 1. Анализ текста

«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным, непостижимое – постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания» Решению этой задачи философия «обязана своим существованием».

Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии. Новейшая философия именно тем и отличается от философии схоластической, что она снова соединила эмпирическую деятельность с мыслительной»

(Фейербах Л.О начале философии// Избранные философские произведения. Т. 1. – М., 1995. – С. 98.99).

Исходя из анализа данного текста, ответьте на следующие вопросы:

1. О какой функции философии идет речь?

2. Как соотносится философия с практической жизнью людей?

3. О каких ступенях познания говорит  Фейербах, и как они соотносятся между собой?

4. В чем заключается сущность схоластической философии и ее ограниченность?

Ответы обоснуйте.

Вопрос 1

Речь в этом тексте идет о гносеологической функции философии. Название этой функции можно примерно перевести так «теоретико-познавательная». Познавательные задачи стоят перед любой наукой. Особенность же философии в этом плане заключается в стремлении создать теорию самого процесса познания, определить его формы закономерности и критерии эффективности. Кроме того, в спектр гносеологических задач философии входит также обязанность исследовать смысл и содержание основных категорий нашего мышления. Все законы ищут «законы природы». Но не одна из них не задается вопросом, а что же такое, собственно «закон»? Все науки, да и обыденное мышление не могут обойтись без использования категорий причины и следствия, общего и единичного, необходимого и случайного. Но только философия ставит своей задачей прояснение происхождения и смысла этих инструментов нашего разума.

Вопрос 2

Основным способом решения философских проблем является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человека, на достижения всех наук и культуры в целом.

Философия в целом оказывает определенное практическое воздействие на жизнь людей. И большей частью опосредованно, через науку, изобретательство, политику, экономику, искусство, литературу...

Философия способна побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий.

Вопрос 3

Фейербах в этом тексте говорит о чувственных и рациональных ступенях познания.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания.

         Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

         Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение.

Вопрос 4

Схоластика (от греч. школьный, ученый) – это тип религиозного философствования, сложившийся в позднем средневековье. Его отличительные черты: первенство теологии; соединение религиозных догматов с рационалистической методикой доказательства; повышенный интерес к формальной логике. Выдающимся представителем зрелой схоластики, ее самым авторитетным систематизатором был Фома Аквинский (1225-1274гг).

         Схоластика пытается рационализировать христианское мировоззрение, т.е. создать христианскую идеологию, поэтому философия проникла в религиозную идеологию через преподавание светских дисциплин: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, музыка, астрономия, геометрия.

         Ограниченность схоластики это:

- прежде всего, сильный догматизм;

- ориентация на форму, формальный подход к реальности;

- ограниченный подход к науке;

- истину не следовало искать, она уже была дана в откровении;

- познание ограничивалось откровением;

- истину следовало только истолковывать;

- отношение к природе и человеку не как к самостоятельным явлениям, а как к творению Бога;

В противоположность схоластике, критикуя ее, в Новое время, Ф.Бекон, развивает индуктивный метод, где к фактам приходят не через откровение, а через процесс наблюдения и проверки экспериментом.

Задание 2.  Анализ текста

«…  факты истории требуют воздержания от широко распространенного мнения о подчинении философии современной науке (о таком подчинении нередко заявляли представления позитивистской философии). Непредубежденный взор историка признает философию, наоборот, сложным и изменчивым культурным явлением, которое нельзя просто втиснуть в какую-либо схему…  он поймет, что в этом ходячем подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как этим ставится слишком узкие границы для ее уходящих вещах стремлений – по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников».

         (Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. – СПб., 1904. – С. 7-8).

Исходя из анализа данного текста, ответьте на следующие вопросы:

1. Что представляет собой философия как явление духовной культуры?

2. В чем заключается мировоззренческая и методологическая функции философии?

3. Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?

4. Каково действительное соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)?

Ответы обоснуйте.

Вопрос 1

Философия как явление духовной культуры — это свободное и дерзновенное размышление человека о тайнах окружающего мира и собственном предназначении в нем, это создание различных идей, систем и учений, как правило, противостоящих друг другу, по-разному объясняющих мироздание и человека.

Взаимосвязь культуры и философии заключается в следующем: философия является порождением духовной культуры человека. Для ее появления общество должно было достигнуть определенный уровень культурного развития.

Философия влияет на развитие культуры. Философская мысль способна преображать мышление человека, рождать в нем новые идеи, направить его деятельность к новым идеалам. Отсюда возникают и новые направления в искусстве и, конечно, новые научные открытия. Таким образом, выявляется обратная связь между философией и культурой. Сам факт возникновения философии был возможен лишь на этапе определенного уровня культурного развития.

Вопрос 2

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.

Вопрос 3

Философия ни в каком смысле не есть наука, и ни в каком смысле не должна быть научной. Почти непонятно, почему философия возжелала походить на науку, стать научной. Не должны быть научны искусство, мораль, религия. Почему философия должна быть научна? Казалось бы, так ясно, что ничто на свете не должно быть научно, кроме самой науки. Научность есть исключительное свойство науки и критерий только для науки. Казалось бы, так ясно, что философия должна быть философской, исключительно философской, а не научной, подобно тому, как мораль должна быть моральной, религия – религиозной, искусство – художественным. Философия – первороднее, исконнее науки, она была уже, когда науки еще не было, она из себя выделила науку. А кончилось ожиданием, что наука выделит из себя философию. Та дифференциация, которая выделила науку из философии, должна радовать философию как освобождение ее самобытной сферы. Но дифференциация эта попутно вела к порабощению философии. Если признать философию специальной наукой в ряду других наук (напр., наукой о принципах познания или о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера духовной жизни. Нельзя уже будет говорить о философии наряду с наукой, искусством, моралью и т.п. О философии придется говорить наряду с другими науками, с математикой, с физикой, химией, физиологией и т.п. Но ведь философия – самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки. У философов преобладает стремление сделать философию не столько наукой, сколько научной.

Философия не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера.

Вопрос 4

Философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, как положительное, так и отрицательное. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но ...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».

Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. В Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.

Задание 3. Анализ текста

«Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный подлинный фактор имеет свою первородную интуицию… Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки… Философское познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования… Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы… призрачны и  иллюзорны все попытки освободить философию от основной для нее темы о человеке.

Философия антропологична  еще и в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она неизбежно есть и практическая философия».

(Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. – С. 30-33).

Исходя из анализа этого текста, ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающее значение интуиции как формы познавательной деятельности людей.

2. В чем заключается чувственная и рациональная интуиция? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?

3. Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.

4. В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»

Ответы обоснуйте.

Вопрос 1

Интуитивизм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания, и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. Интуитивизм возникает на рубеже XIX—XX вв. и противопоставляет себя позитивистскому пониманию научного знания и ограничению человеческого опыта исключительно сферой чувственного восприятия.

Интуиция особая форма познавательной деятельности, характеризующаяся как способность непосредственного постижения истины без доказательств и логических операций: то есть в соответствии с тем, как “заложено природой”.

Интуитивное познание отличается от обычного мышления и восприятия своим «бескорыстным» характером, т. е. своей полной независимостью от практического применения его. Такое бескорыстное познание характерно для эстетической интуиции. Художник обладает способностью «видеть сам и заставлять видеть других то, чего естественным образом мы не замечаем». Эта способность, которой одарены лишь немногие избранные натуры, объясняется, отрешенностью и «оторванностью» их сознания от интересов практической жизни.

Вопрос 2

Интуитивное знание непосредственно, то есть оно не требует доказательства; источником этого знания является чувственность (чувствительность) отражающая внешний и внутренний мир человека.

Черта чувственной интуиции является ее зависимость (опосредованность) от всей совокупности прошлого опыта воспринимающего индивида.

Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие формы:

1. Интуиция как восприятие.

а) Выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

б) Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

в) Способность интерпретации.

2. Интуиция как воображение.

а) Способность представления или геометрическая интуиция.

б) Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

в) Творческое воображение.

Чувственная интуиция включает в себя ощущения, восприятие, память, воображение, эмоции, волю.

Рациональная интуиция связана с рассудком. Интуиция определяет законы природы, а за ней рассудок активно перерабатывает и анализирует их.

Она является результатом размышления человека, концентрации внимания на данных собственного сознания.

Рациональная интуиция постигает общие связи и явления, непосредственно, этим она открывает путь к деятельности мысли. И хотя рациональная интуиция знаменует собой выход за пределы чувственного восприятия, преодоление его единичной ограниченности, она тем не менее находится в известной зависимости от сознания или разума, предполагает его как исходную и опорную точку.

Для русского философа Николая Бердяева понятие «философская интуиция» есть симпатическое проникновение в подлинную действительность, в подлинно сущее. "Интуицией называется тот род интеллектуального вчувствования или симпатии, посредством которой мы проникаем вовнутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и, следовательно, невыразимого"

Вопрос 3

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Экзистенциализм исходит из субъекта, полагая, что существование предшествует сущности.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Вопрос 4

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

 1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

 2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

 Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Философия просветляет мир, она подсказывает наиболее оптимальный и гуманный путь к желаемым целям.

Добротная философская подготовка позволяет избежать непродуманных решений, кем бы они ни принимались, – капитаном дальнего плавания, президентом страны или зубным техником.

Если все существующее кажется бесспорным и стабильным, философия призвана будоражить умы, расшатывать устоявшиеся смыслы.

Но если почва начинает уходить из-под ног, если трещат и расползаются по швам вековые нормы, традиции и не видно света в конце туннеля, философия призвана, нет, не успокаивать, убаюкивая красивым обманом…

Она призвана помогать, вновь находить достойные жизненные ориентиры и обретать мужественную уверенность в себе и окружающих.

Практическая философия — это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.

Практической философией в точном смысле слова, профессионально занимались немногие: некоторые софисты в Древней Греции и некоторые философы, использовавшие философскую аргументацию в своих индивидуальных и коллективных беседах для тех или иных практических целей.

В широком смысле к практической философии относят тексты и речи разных авторов, содержащие философскую аргументацию, мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти тексты и речи, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации.

К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии. Общество только сейчас начинает осознавать, что философия может непосредственно (без посредников разного рода) влиять на дела и судьбы людей, что философы могут работать с людьми — подобно психологам, психоаналитикам, врачам, священникам.

Итак, практическая философия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации)

Цель практической философии – указать людям те условия (общественные, экономические, политические и моральные), которые позволят им достичь счастья.

Список используемой литературы:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Н.А. Бердяев – Минск: АСТ, 2011. – 113 с.

2. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 24с.

3. Философия: энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004.

4. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964. – С. 369.

5. Интуитивизм [www.wikipedia.ru] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интуитивизм - Загл. с экрана.

6. Современная философия [www.philosophyday.ru] - Режим доступа: http://www.philosophyday.ru/philos-996-1.html  - Загл. с экрана.

7. Практическая философия [www. philosophy.wideworld.ru] – Режим доступа:

http://philosophy.wideworld.ru/books/whatisphilosophy/4/ - Загл. с экрана.

8. Экзистенциализм [www.wikipedia.ru] - Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Экзистенциализм - Загл. с экрана.

Материал из Компьютерной Обучающей Программы (КОПР)

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.19K
Скачано: 293
Скачать бесплатно
16.03.13 в 22:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе