Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Анализ текста по копрам тема 1

Анализ текста по копрам тема 1 [27.11.12]

Тема: Анализ текста по копрам тема 1

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Реферат | Размер: 25.00K | Скачано: 346 | Добавлен 27.11.12 в 14:31 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1. Анализ текста 3
Задание 2. Анализ текста. 8
Задание 3. Анализ текста. 13
Список использованной литературы 18

Задание 1. Анализ текста

«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным, непостижимое - постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания». Решению этой задачи философия «обязана своим существованием». Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы являются органами философии. Новейшая философия именно тем и отличается от философии схоластической, что она снова соединила эмпирическую деятельность с мыслительной».
(Фейербах Л. О начале философии // Избранные философские произведения. Т. 1. - М., 1955. - С. 98, 99).

Исходя из анализа данного текста, ответьте на следующие вопросы:

1.    О какой функции философии идет речь?

Думается, речь идет о методологической функции. Философия выполняет методологическую функцию, осмысливая, анализируя и упорядочивая приемы и методы познания и практической деятельности. Результатом этих усилий становится логичное, строгое, «воспитанное», но при этом красивое и свободное мышление.

2.    Как соотносится философия с практической жизнью людей?

Человек даже на уровне ощущений, восприятий и представлений активно моделирует картину мира в соответствии не только со своими генетическими возможностями, но и со своими целями, практическими задачами, прошлым опытом и иными личностными и социальными особенностями. Процесс познания осуществляет человек, но его познавательные способности зависят не только и не столько от него самого, сколько от его родовых характеристик, культурно-исторических возможностей мышления, практических целей и задач.
Практика, труд – это сущность человека в действии, выражение всеобщей, универсальной его природы как микрокосма, высшей ступени развития материи. Практика поэтому несет в себе всеобщее содержание, всеобщие черты материального мира. В то же время она всегда выступает как непосредственная конкретная деятельность человека. Если всеобщность практики делает ее приложимой к любым предметам или явлениям бесконечно многообразного мира, то непосредственность практики обеспечивает ее приложимость, ее контакт с каждым особенным или единичным предметом или явлением.
В своей практической деятельности человек становится в отношение не только к определенным единичным и особенным вещам, но и к бесконечному миру в целом, к его сущности. Будучи средством преобразования человека, практика выступает в качестве средства сохранения, воспроизведения и развития всеобщих человеческих родовых, сущностных свойств. Она непрерывно воспроизводит человеческую сущность, обусловливает ее идентичность. В процессе развития человек сохраняет свою общую сущность, остается мыслящим и практическим существом, творящим свое собственное бытие. Непрерывно воспроизводя человека в процессе преобразования мира, практика тем самым непрерывно определяет, производит и реальное место человека в бесконечном мире, и смысл его существования.
Вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с каким-то видом чрезвычайно сложной духовной (умственной) деятельности далекой от реальной материальной жизни и практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что «от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи» .
По своей сути философия связана не с решением частных прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии.
Другой его стороной является способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми объектами, то есть вырабатывать «мысли о мыслях». Это процесс называют рефлексированием, а по-простому, философствованием. Почти каждый человек в душе своей «немножко философ», иногда сам того не понимая.

3.    О каких ступенях познания говорит Фейербах и как они соотносятся между собой?

Фейрбах говорит о чувственной ступени познания. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.
«Эмпирическая ступень познания осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение» .

4.    В чем заключается сущность схоластической философии и ее ограниченность?

Схоластикой обычно называют второй период в истории средневековой философии, начинающийся с IX в. Средневековая философия не без основания получила наименование «служанки богословия» , что во многом соответствовало той ситуации, в которой философия оказалась на ранних этапах Средневековья. Но, с другой стороны, христианская философия, опираясь не только на божественный, но и на «естественный свет» , на возможности разума, так или иначе признаваемые религией, активно разрабатывала, особенно во второй период своего развития, на этапе схоластики, традиционные для научной философии проблемы соотношения веры и разума, общего и отдельного, сущности и существования и многие другие.
Именно с этой стороной ее содержания связан ее главный позитивный вклад в историю мировой философии. По мнению современных философов, средневековая философия относится к наиболее ярким эпохам в развитии философской мысли. «Это время блестящего расцвета логики, онтологии, философии языка, философии человека и других философских дисциплин. Философия… никогда не создавала столь насыщенной и законченной системы понятий, какую создала схоластика» .
Апогеем христианской схоластики стало 13-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.
На этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии. Догматы теологии приобретают на этом этапе рационализированную форму. Наиболее ярким представителем этого периода средневековой философии является Фома Аквинский. В отношении знания и веры он признавал достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное Откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии.
Целью учения Аквината было показать, что разум и философия не противоречат вере. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, «в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому лучше понимать и верить, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны рациональному познанию, а есть истины, которые оно может постичь» .
Главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С современной точки зрения эти доказательства не являются безупречными. Современная научная философия полагает, что источник движения существует не вне вещей, как полагал Фома, а в них самих, в виде присущих каждой вещи внутренних противоречий, источником всех существующих в мире законов является не Бог, а то всеобщее, существенное, необходимое, повторяющееся, что имеется в самих вещах и связях между ними. Но главная слабость этих доказательств, которую подметили философы уже в Новое время, состоит в том, что все они являются лишь доказательствами рассудочного, абстрактно-логического характера. Среди них нет ни одного, которое подкрепляло бы бытие Бога эмпирически, т.е. ссылками на свидетельства очевидцев из более или менее близкого прошлого.

Задание 2. Анализ текста.

«… факты истории требуют воздержания от широко распространенного мнения о подчинении философии современной науке (о таком подчинении нередко заявляли представления позитивистской философии). Непредубежденный взор историка признает философию, наоборот, сложным и изменчивым культурным явлением, которое нельзя просто втиснуть в какую-либо схему… он поймет, что в этом ходячем подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как этим ставятся слишком узкие границы для ее уходящих вширь стремлений - по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников». (Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. - СПб., 1904. - С. 7-8).
 
Исходя из анализа данного текста, ответьте на следующие вопросы:

1.    Что представляет собой философия как явление духовной культуры?

Философия – это систематизированная, рациональная рефлексия человека на отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности. Философия является особым измерением человеческой духовности, для которого не свойственно оперирование законами. Ведь нет «законов» действия совести человека, овладения им мировой культурой и искусством.
Философия исследует: 1) природу и сущность мира; 2) природу, сущность и назначение человека; 3) систему «человек – мир» в целом и состояние, в котором она находится. Ценность философии – в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и истоков общественного продвижения в будущее, в «потрясении» сознания. Потрясение – пролог к пробуждению движения, к самостоятельной духовной жизни личности, ее самосознания.
Философии принадлежит решающая роль в формировании мировоззренческой культуры человека. Именно философия выполняет функцию выяснения проблем его бытия, смысла существования, обосновывает приоритетные ценности в жизни общества, определяет приемлемые пути и средства их достижения. Потребность в философских знаниях для современного человека не только не снижается, но, наоборот, возрастает, а философская культура становится важнейшей составной частью общей культуры.
Думается, что философия не только учит мыслить, но и воспитывает; не только описывает и объясняет мир, но и оценивает его с точки зрения мыслящего, думающего, философствующего человека. Любая философская концепция предлагает свою систему, иерархию ценностей: для одного мыслителя смыслом жизни будет стремление к наслаждениям, для другого – ограничение потребностей и служение высшей цели, для третьего он будет заключен в выработке и строжайшем исполнении моральных предписаний.

2.    В чем заключается мировоззренческая и методологическая функции философии?

Мировоззренческая функция связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Философия - это теоретическая основа мировоззрения. Она позволяет возвысить стихийно сложившуюся и фрагментарную картину мира до уровня серьезных обобщений, придать ей систематичность и целостность. Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это, прежде всего тем, что сама философия - тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.
Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком. Методологическая функция связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане - принципов), которые позволяют получить познающим субъектам искомые результаты, сведения об объекте.

 
3.    Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?

В момент своего возникновения философия представляла и исчерпывала собой вес научное знание. В более поздние периоды, когда многие науки стали самостоятельными и отделились от философии, она продолжала претендовать на то, что она - «царица наук». В марксизме, например, было популярным определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Но при внимательном рассмотрении стало очевидным, что философия не соответствует научным критериям строгости, общезначимости и проверяемости знания, ее прогнозы часто не сбываются, вопросы и проблемы остаются теми же на протяжении тысячелетий, при этом философские тезисы практически невозможно опровергнуть с помощью опытных (эмпирических) фактов.

4.    Каково действительно соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что «философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания» .
Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций.
Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время или в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.
Однако, думается, что философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, методологию и ценностные ориентации, которые так или иначе воздействуют на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.д.).
 
Задание 3. Анализ текста.

«Философия может существовать лишь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию… Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки… Философское познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования…
Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы… призрачны и иллюзорны все попытки освободить философию от основной для нее темы о человеке. Философия антропологична еще и в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она неизбежно есть и практическая философия» (Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. - С. 30-33).

Исходя из анализа данного текста, ответьте на следующие вопросы:

1.    Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающего значение интуиции как формы познавательной деятельности людей.

Рационализму противостоит иррационализм, делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру». Под иррационализмом принято понимать философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство. Если в гегелевской рационалистической системе все действительное объявлялось разумным, а все разумное - действительным, то в иррационалистических учениях действительность была хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, стихии.
Философия стала говорить об иных, нерассудочных формах познания действительности, о том, что поведение человека тоже не всегда основывается на разуме и логике, да и весь мир в целом стал рассматриваться не с точки зрения упорядоченных процессов, которые можно описать четкими законами, а как иррациональная стихия, которую невозможно «разложить по полочкам».

2.    В чем заключаются чувственная и рациональная интуиции? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании. Интуиция основывается на таких факторах как опыт, чутье, проницательность.
«Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию» . Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
«Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины» .
У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания.
В истории философии термины «чувственная интуиция», «интеллектуальная интуиция» всегда применялись в связи с определенными философскими теориями интуитивного знания. В этих теориях точное описание реальных видов «интуитивного» знания тесно переплетается с философским объяснением их.


3.    Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.

В XX в. в философии складывается направление, названное «экзистенциализм», или философия существования. Центральное понятие этого течения – «экзистенция» (от лат. existentia – существование), или «возможность быть». Для философов-экзистенциалистов каждый человек – целый мир, который достоин изучения. Причем человеческое существование приоритетно. А сущность, способ бытия человека в мире – его свободное индивидуальное сознание, мысль.
Следовательно, анализ существования в экзистенциализме – это анализ сознания индивида, с помощью которого человек создает себя, становится неповторимой личностью. Казалось бы, человеческое сознание рассматривалось философами и раньше, что же тут особенного и нового? Дело в том, что экзистенциализм говорит о сознании не познающего, триумфального субъекта (как это было, например, в философии Просвещения XVIII в.), а о сознании страдающего, смертного, одинокого человека.
Философы-экзистенциалисты критиковали рационализм: действительность должна не познаваться, а переживаться – через страх, осознание своей хрупкости и конечности, понимание чуждости и враждебности мира. Человеческая жизнь предстает как трагедия: одинокий человек «заброшен» в чуждый ему мир, который он пытается «согреть своим дыханием», но у него ничего не получается. Мир остается холоден и жесток к его страданиям.
XX столетие с его войнами, революциями, социальными потрясениями дало богатую почву для такого трагического мировоззрения. Уже в 20-30-е гг. возникла прямо-таки мода на экзистенциализм, которая продержалась вплоть до 70-х гг. В Париже открылись экзистенциалистские кафе, на разных языках выходили экзистенциалистские романы, пьесы писателей-экзистенциалистов ставили театры всего мира.
Философия существования стала интернациональным явлением: она возникла в России (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) и Германии (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер), затем на несколько десятилетий определила духовную жизнь Франции (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти), ее представители имелись в США (X. Арендт), Испании (X. Ортега-и-Гассет), Италии (Н. Аббаньяно). Кстати, в связи с распространением экзистенциализма в мире вырос интерес к русской литературе и философии, – одним из источников его было творчество Ф.М. Достоевского.
В философии экзистенциализма принято выделять два направления – атеистическое и религиозное. Для религиозных экзистенциалистов (Н.А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) человеческое бытие связано с обращением к Богу, а смысл существования заключается в том, что человек – Его образ и подобие.
Атеистическое течение экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Арендт) исходит из того, что человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа; то короткое время, что отпущено ему природой, – единственный шанс выразить себя. Влияние экзистенциализма до сих пор ощущается в современной культуре.

4.    В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»?

Философия в целом оказывает определенное практическое воздействие на жизнь людей. И большей частью опосредованно, через науку, изобретательство, политику, экономику, искусство, литературу. Практическая философия - это та часть философии, которая пытается непосредственно влиять на жизнь людей, через философские тексты и речи, через живое общение философов с людьми.
Значимость практической философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него. Цель практической философии: побуждать с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. К сожалению, практическая философия (в своем основном значении) пребывает еще в зачаточном состоянии.
 
Список использованной литературы
1.    Волкогонова, О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
2.    Горелов, А.А. Философия. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 384 с.
3.    Данильян, О.Г., Тараненко В.М. Философия. – М.: Эксмо, 2005. – 439 с.
4.    Золкин, А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
5.    Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.
6.    Миголатьев, А.А. Философия. ЕЕ роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С. 52-63.
7.    Чесноков, Г.Д. От средневековой схоластики к «естественной философии» Нового времени // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №4. – С. 29-41.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.00K
Скачано: 346
Скачать бесплатно
27.11.12 в 14:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе