Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Анализ текста по философии вариант 1 тема 1

Анализ текста по философии вариант 1 тема 1 [26.02.13]

Тема: Анализ текста по философии вариант 1 тема 1

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.12K | Скачано: 433 | Добавлен 26.02.13 в 15:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2012


Вариант 1, Тема 1.

Содержание: порядок ответов на вопросы:

1. Задание 1. Анализ текста:

«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы беспредметное делать предметным, непостижимое- постижимым, другими словами, объект жизненных интересов превращать в мысленный предмет, в предмет знания». Решению этой задачи философия «обязана своим существованием».

Философия «в эмпирической деятельности усматривает деятельность философскую, признавая, что и зрение есть мышление, что чувственные органы  являются органами философии. Новейшая философия именно тем и отличается от философии схоластической, что она снова соединила эмпирическую деятельность с мыслительной».

(Фейербах Л. О начале философии//Избранные философские произведения. Т. 1.- М., 1995.-С. 98, 99)

а) О какой функции философии идет речь?

Философию Фейербаха обычно квалифицируют как “антропологический материализм” (греч. “антропос” - человек, “логос” - слово, понятие, учение). Это связано с претензией мыслителя на создание истинно новой философии, в фокусе которой должен находиться человек.
б) Как соотносится философия с практической жизнью людей?

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

в) О каких ступенях познания говорит Фейербах, и как они соотносятся между собой?

Познание человека начинается с обобщения данных, полученных с помощью зрительного, слухового, вкусового и обонятельного чувств.

В первую очередь они составляют его первую ступень — чувственное познание в виде ощущения, восприятия и представления.

Процесс, начавшийся с чувственного познания, завершается рациональной ступенью познания, формами которой являются понятие (обобщенная мысль об определенном роде предметов, явлений или событий), суждение (мысль об утверждении или отрицании чего-либо) и умозаключение (добытая новая мысль). В целом познание есть единство чувственного и рационального.

Эти взаимообусловленные две ступени познания функционируют во всех сферах жизнедеятельности человека и в освоении связанной с ними действительности.

г) В чем заключается сущность схоластической философии и ее ограниченность?

Схоластическая философия — это философия определенного временного промежутка (ХI-ХIV вв.), основанная на христианском Откровении, на вере в истинность того, что изложено в Св. Писании, и в то, что эту истину можно и нужно понимать при помощи философии. Иными словами, схоластическая философия — это философия, основанная на том положении, что при нашем познании Божественных истин определенная роль принадлежит и вере, и разуму.

2. Задание 2. Анализ текста:

 «...факты истории требуют воздержания от широко распространенного мнения о  подчинении философии современной науке (о таком подчинении нередко заявляли представления позитивистской философии). Непредубежденный взор историка признает философию, наоборот, сложным и изменчивым культурным явлением, которое нельзя просто втиснуть в какую-либо схему... он поймет, что в этом ходячем подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как этим ставится слишком узкие границы для ее уходящих вширь стремлений- по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников».

(Виндельбанд В. Прелюдин. Философские статьи и речи.- СПБ., 1904.-С. 7-8)

а) Что представляет собой философия как явление духовой культуры?

Философия как явление духовой культуры – это свободное и дерзновенное размышление человека о тайнах окружающего мира и собственном предназначении в нем, это создание различных идей, систем и учений, как правило, противостоящих друг другу, по разному объясняющих мироздание и человека.

б) В чем заключается мировоззренческая и методологическая функция философии?

Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

К методологическим функциям философии относятся:

1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;

2) критическая функция суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;

3) интегративная обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);

4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).

в)Почему в принципе невозможно подчинить философию науке, «втиснуть» ее в какую-либо научную схему?

В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В. Виндельбанд, Н.А. Бердяев. Б. Рассел, М. Хайдеггер, К. Поппер.

Философия, - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования".

г) Каково действительное соотношение философии и науки (естествознания, общественной и гуманитарной науки)?

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

 На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

 На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

3. Задание 3. Анализ текста:

«Философия может существовать лищь в том случае, если признается философская интуиция. И всякий значительный и подлинный философ имеет свою первородную интуицию... Этой интуиции не могут заменить ни догматы религии, ни истины науки... Философское познание зависит от объёма пережитого опыта, опыта всех противоречий человеческого существования...

Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та которая мучится смыслом жизни и личной судьбы... призрачны и иллюзорны все попытки освободить философию от основной для нее темы о человеке.

Философия антропологична еще и в том смысле, что она не может быть оторвана от жизни, не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, и она неизбежно есть и практическая философия».

а) Дайте развернутую характеристику философского направления, обосновывающее значение интуиции как формы познавательной деятельности людей

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

·                    царство духа,

·                    царство природы,

·                    объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,

·                    трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

б) В чем заключается чувственная и рациональная интуиция? Какой смысл вкладывает русский философ Николай Бердяев в понятие «философская интуиция»?

Чувственная интуиция– познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональная интуиция– познание посредством мышления.

Основополагающая интуиция Бердяева это - интуиция свободы.

Свобода была центральной проблемой философского творчества Бердяева,

Бердяев прославляет свободу, как высший дар — правда, не небес, свобода ведь

не сотворена — но все же, как дар, и во всякого рода принуждении готов видеть

и действительно видит посягательство на священные права человека.

в) Раскройте содержание современного философского направления, представители которого осмысливают проблемы существования человека.

Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений.

г) В чем заключается связь философии с жизнью людей, содержанием общественной практики? Какой смысл заключается в понятии «практическая философия»?

В центре внимания философии находится человек с его природным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1.Человечество не как объект в философии, но как субъект (творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект, но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека.
3.Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании вопроса философии о первичности объекта или субъективности бытия.

- о формах отражения субъектом мира объектов;

- О способах истинности субъективного образа объективного мира.

4.Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т.е. выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще честно научного знания.

5.Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т.е. так, как она существует в действительности.

Говоря более точно, практическая философия — это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации).

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.12K
Скачано: 433
Скачать бесплатно
26.02.13 в 15:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе