Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Общение как коммуникация (Вариант №11)

Общение как коммуникация (Вариант №11) [15.01.13]

Тема: Общение как коммуникация (Вариант №11)

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.16K | Скачано: 300 | Добавлен 15.01.13 в 21:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2011


Содержание

Введение 3

1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации 4

2. Барьеры коммуникации. Умение слушать 8

3. Приведите конкретные примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий 12

Заключение 15

Список литературы 16

 

Введение

Невозможно переоценить значение общения в жизни человека. Общение (или коммуникация) – это не прихоть, а реализация наших определенных потребностей, эмоций и поведения. Общение является главным инструментом воздействия человека на других и наоборот. Общение – один из важнейших инструментов социализации человека.

Едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать – пожалуй, самое важное в жизни умение. Именно поэтому я выбрала тему для своей контрольной работы «Общение как коммуникация».

 

1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуникации.

Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.

Деловое  общение  —  процесс,  при  котором  происходит  обмен деловой информацией  и опытом работы;  предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. [4, стр. 7]

Деловое  общение  —  это, прежде всего,  коммуникация,  т.е.  обмен  информацией, значимой для участников общения. Коммуникация   должна быть  эффективной,  способствовать  достижению   целей участников   общения,   что предполагает  выяснение  следующих  вопросов: 

1) каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в  процессе  общения;

2)  как  преодолеть  коммуникативные  барьеры  непонимания, сделать  коммуникацию  успешной.

В отличие от личностно-ориентированного общения, предметом которого  выступает  характер  отношений  между  его  участниками, цель делового  взаимодействия лежит за  пределами  процесса  общения. Это взаимодействие людей, подчиненное решению конкретной задачи (производственной, научной, коммерческой и т.д.), стоящей перед  организацией   (фирмой,   предприятием),   что   накладывает определенные рамки на поведение людей.

Все  средства  общения  делятся  на  две  большие  группы:  вербальные (словесные) и невербальные.

Содержание  информации  передается  при  помощи языка,  т.е.  принимает  вербальную,  или  словесную, форму.  При  этом  частично  искажается  смысл  информации,  частично  происходит  ее  потеря.

Процесс  словесного  оформления  мыслей  и  их понимание  с  неизбежностью  порождают  деформацию  смысла  сообщения.

На  каждом  этапе  происходят  потери  информации  и  ее  искажение.  Величина  этих  потерь  определяется  и  общим  несовершенством человеческой речи,  невозможностью полно  и точно воплотить мысли в  словесные  формы.

И все же люди  понимают друг друга.  Понимание  постоянно  корректируется,  поскольку общение  это  не  просто передача информации (знаний, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений и т.п.), а обмен информацией, предполагающей обратную связь.

К  тому  же  обмен  сообщениями  происходит  не  «просто  так»,  а ради  достижения  целей  общения,  поэтому  нужно  учитывать  личностный  смысл,  вкладываемый  в  сообщение.  В  общении  мы  не просто  передаем  информацию,  а  информируем,  обмениваемся знаниями  о  трудностях  решения  проблемы,  жалуемся  и  т.д.  Значит,  успешная  коммуникация  возможна только  с  учетом  личностного  фона,  на  котором  передается  сообщение.

Умению  говорить,  или  ораторскому  искусству,  обучали  еще  в  античности.  Оно  предполагает  умение точно  сформулировать  свои  мысли,  излагать  их доступным  для  собеседника  языком,  ориентироваться  в  общении  на реакцию  собеседника.   Конечно,  разговор  по  канонам  античной риторики  сейчас  будет  выглядеть  экстравагантно,  но  тем  не  менее для  успешного  делового  общения  жизненно  необходимо  овладеть основами  культуры  речи.

Речь  в  деловом  общении  направлена  на  то,  чтобы  убедить  собеседника  в  своей  точке  зрения  и  склонить  к  сотрудничеству.

Убедительность определяется:

1)  психологическими  факторами,  самой  атмосферой  беседы, которая  может  быть  благоприятной  или  неблагоприятной,  доброжелательной  или  недоброжелательной;

2)  культурой  речи.

Культура речевого  общения  включает  в  себя,  прежде  всего,  свободное  владение  языком.  Любой  естественный  язык  имеет  сложную  структуру,  составными  частями  которой  являются:

•  литературный  язык,  в  котором  выражена  языковая  норма;

•   просторечье;

•  профессиональная  лексика;

•  ненормативная  лексика.

Речевая культура в деловом общении выражается в оценке уровня  мышления  собеседника,  его  жизненного  опыта  и  в  обращении к собеседнику на понятном для  него языке.  При деловом  разговоре  нужно  употреблять  простые,  ясные  и  точные  слова,  грамотно формулировать  свою  мысль.  Недаром  существует  выражение  «режет  слух».  Сплошь  и  рядом  режет  слух  неправильное  ударение  в словах  «начать»,  «каталог»,  «маркетинг»,  «менеджмент»,  звонить  и др.,  употребление  несуществующего  в  русском  языке  глагола  в  повелительном  наклонении  «ложите»,  неверное  употребление  фразеологизма «власть предержащие»  вместо правильного  «власти  придержащие»,   «власть  предержащая».

Наиболее эффективная форма общения —  диалог, в основе которого лежит умение задавать вопросы.

В  литературе  по  деловому  общению  выделены  некоторые  типы  вопросов,  помогающие  получить  нужную  информацию. Наиболее  эффективны  для  ведения  диалога  открытые  вопросы  типа:

—  Каково  ваше  мнение?

—  Каким  образом?

—  Сколько  еще?

—  Почему?

— Как?  и т.п.

Информационный  вопрос  относится  к  вопросам  открытого  типа и его  следует строить так,  чтобы  он  вызвал  к жизни  информацию, способную  заинтересовать  и  сгруппировать  вокруг  себя  различные  мнения.  Если  вопрос  рассчитан  на  «да»  или  «нет»,  он  закрывает  диалог  и  его  нельзя  считать  информационным,  например, вопрос  типа  «Какие  меры  вы  приняли,  чтобы  улучшить  обслуживание?»  относится  к  информационным,  а  вопрос  «Вы  действительно  думаете,  что  приняли  все  меры?»  к  таковым  не  относится.

Закрытые вопросы,  ответом на которые  будут «да»  или  «нет», рекомендуются  не  для  получения  информации,  а  для  получения подтверждения  согласия  или  несогласия  с высказанной  позицией.

Непрерывность  открытого  диалога  обеспечивается  использованием  зеркальных  вопросов.  Технически  такой  вопрос  состоит  в повторении  с  вопросительной  интонацией  части  утверждения, только  что  произнесенного  собеседником,  для  того  чтобы  заставить  его  увидеть  свое  утверждение  как  бы  со  стороны:

— Я  никогда  не буду иметь  с  ним  дела!

—  Никогда?

— Сейчас у  меня  нет для  этого средств!

—  Нет  средств?

Зеркальный  вопрос  позволяет,  не  противореча  собеседнику  и не  опровергая  его  утверждений,  создавать  в  беседе  моменты,  придающие  диалогу  новый  смысл.  Он  дает  значительно  лучшие  результаты,  чем  круговорот  вопросов:  «Почему?»,  которые  обычно вызывают  защитные  реакции,  отговорки,  поиски  причинности  и могут  привести  к  конфликту. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог,  они позволяют  опережать  высказывания  партнера,  не  перебивая,  а помогая  ему.

Эстафетный  вопрос  требует  способности  слушать  и  схватывать на  лету  реплики  партнера  и  провоцировать  его  сказать  еще  больше,  сказать  по-другому  и  сверх  того,  что  сказано.

 

2. Барьеры коммуникации. Умение слушать.

Из Бороздина

Во многих ситуациях человек сталкивает­ся с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то непра­вильно воспринимаются собеседником, "не доходят" до него. Иног­да даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздейст­вия. Коммуникация — это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представ­лениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его пред­ставление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людь­ми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет за­щищаться от такой информации и будет делать это твердо и реши­тельно. [5, стр. 30-37]

Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать барьеры. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может появиться из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значения (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской логике» и т.д.

Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурного различия. Это социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения — это уже чисто психологически феномен, возникающий в процессе общения коммуникатор и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни недоверия к своему коммуникатору, которое распространяет^ ся и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мне. ние, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками. [2, стр. 83-88]

Успешность  делового  общения  во  многом  зависит  не  только  от  умения  говорить,  но  и  от умения  слушать  собеседника.   Все  понимают, что  слушать  можно  по-разному.  Представление  о  том,  что  «слушать»  и  «слышать»  —  это  не  одно  и  то  же,  зафиксировано  в  русском  языке  самим  фактом  наличия  разных  слов  для  обозначения эффективного  и  неэффективного  слушания.

Неумение  слушать  —  основная  причина  неэффективного  общения,  именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам  и проблемам.   При  кажущейся  простоте  (некоторые  думают,  что  слушать  —  значит  просто  помалкивать)  слушание  —  сложный  процесс,   требующий  значительных  психологических  энергозатрат, определенных  навыков  и  общей  коммуникативной  культуры. Многие люди не могут произвести хорошего впечатления только потому,  что не умеют внимательно слушать.

Выделяют  два  вида  слушания:  нерефлексивное  и  рефлексивное  слушание.

Нерефлексивное слушание — это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Слушание этого вида особенно  полезно,  когда  собеседник  проявляет такие  глубокие чувства, как гнев или горе, горит желанием высказать  свою  точку  зрения,  хочет  обсудить наболевшие вопросы.  Ответы при нерефлексивном слушании должны быть сведены  к  минимуму  типа:  «Да!»,  «Ну  и  ну!», «Продолжайте.»,  «Интересно!»  и  т.д.

В  деловом,  как  и  в  любом  другом  общении,  важно сочетание нерефлексивного и  рефлексивного  слушания.  Рефлексивное слушание  представляет  собой  процесс  расшифровки  смысла  сообщений.  Выяснить реальное  значение  сообщения  помогают рефлексивные  ответы,  среди  которых  выделяют выяснение,  перефразирование,  отражение  чувств  и  резюмирование.

Выяснение  представляет собой  обращение к говорящему за уточнениями  при помощи  ключевых фраз типа:  «Я  не  понял»,  «Что вы имеете  в  виду?»,  «Пожалуйста,  уточним  это»  и  т.п.

Перефразирование   —   собственная   формулировка   сообщения говорящего  для  проверки  его  точности.  Ключевые  фразы:  «Как  я понял  вас...»,  «Вы  думаете,  что...»,  «По  вашему  мнению...».

При  отражении  чувств  акцент  делается  на  отражении  слушающим  эмоционального  состояния  говорящего  при  помощи  фраз: «Вероятно,  вы  чувствуете...»,  «Вы  несколько  расстроены...»  и  т.д.

При  резюмировании  подытоживаются  основные  идеи  и  чувства говорящего,  для  чего  используются  фразы:  «Вашими  основными идеями,  как я  понял,  являются...»,  «Если  теперь  подытожить  сказанное  вами,  то...».  Резюмирование  уместно  в  ситуациях  при  обсуждении  разногласий  в  конце  беседы,  во  время  длительного  обсуждения  вопроса,  при  завершении  разговора. [1, стр. 138-154]

 

3. Приведите конкретные примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий

Барьеры общения это уже чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается

или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат"). [3, стр. 120-130]

 

Заключение

В первом вопросе своей работы, я дала определение понятию деловая коммуникация, указала в чем заключается сложность процесса обмена информацией. Указала, что есть культура речевого общения. Назвала и охарактеризовала виды вопросов.

Во втором вопросе, проанализировала существующие коммуникативные барьеры. Рассмотрела социально-психологическую состовляющую феномена «рефлексивное слушание».

Ответ на последний вопрос заключается в иллюстрации барьеров в деловой коммуникации, таких как – информационно - дефицитный, стилистический, социально-культурных различий.

 

Список литературы

  1. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.)
  2. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000 – 576 с.
  3. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. — М: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 456 с.
  4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.16K
Скачано: 300
Скачать бесплатно
15.01.13 в 21:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе