Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Лидерство в менеджменте

Лидерство в менеджменте [10.01.13]

Тема: Лидерство в менеджменте

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.40K | Скачано: 303 | Добавлен 10.01.13 в 16:37 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2012


Содержание

Введение 3

1.Понятие лидерства в менеджменте 4

2.Принципы построения организационных структур управления. Понятие «нормы управляемости» 9

3.Задача 14

4.Тест 15

Заключение 16

Список литературы 19

 

Введение

Навыки работы с людьми определяют масштаб потенциального успеха.

Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции. Проблема лидерства изучается многими учеными более ста лет. Она стала поистине междисциплинарной, но наиболее важной она, несомненно, является для менеджеров. От умения использовать свои лидерские качества а также от знаний в данной области зависит место работника а также его взаимоотношения с коллективом. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей и вести их за собой. Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными для управления и почему.

В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров, будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Поэтому лидер в современной теории управления рассматривается не как «начальник» или «командир», а скорее как человек, который «создает мир, в котором хотят жить другие». Такой подход подразумевает грамотное управление взаимоотношениями и хозяйственной организации или социальной системы в целях продвижения к поставленной цели.

 

1.Понятие лидерства в менеджменте

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. В настоящее время существует несколько направлений в изучении теорий лидерства. В соответствии с «традиционной концепцией лидерства» лидерские качества основываются на личных характеристиках. Они в соответствии с данной теорией могут быть либо врожденными, либо воспитанными. Позднее Френк Фидлер предложил «ситуационную теорию лидерства... Данная теория предполагает, что, для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом. Третья концепция, «Новая концепция лидерства», включила в себя первых два направления, но в ней уделяется больше внимания внутреннему миру лидера и его способностям за счет своих личностных качеств оказывать влияние на других людей. Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Эффективность лидера обычно оценивается с точки зрения воздействия на производительность группы.

В чем же различие между управлением и лидерством? Файли, Хаус и Керр устанавливают данное различие в следующем:

управление, как умственный и физический процесс, приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные или официальные поручения и решают определенные задачи; лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы.

Управляющими становятся во главе организации в результате намеренного действия формальной организации – делегирования полномочий. Лидером же становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий.

Для менеджмента первостепенный интерес представляет руководитель организации как человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его целью является влиять на других так, чтобы они выполняли работу, порученную организации.

Готовность многих людей брать на себя инициативу, выполнять функции лидера, выявляя проблемы на своем уровне и решая их, определяется как важнейшее условие жизнеспособности организации, а также общества в целом.

Специалисты по менеджменту выделяют две группы лидеров:

1)«игроки»;

 2)«открытые»

«Игроки» используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это карьеристы, которые ни перед чем не остановятся, чтобы добиться более высокого положения.

«Открытые» лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью «игрокам». Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу от групп, коллективов и подчиненных.

Теории лидерства.

1)Теория личностных качеств Лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств: уровень интеллекта и знания; впечатляющая внешность; честность; здравый смысл; инициативность; социальное и экономическое образование высокая степень уверенности в себе. Наличие указанных качеств не гарантирует пост руководителя

2) Поведенческие теории. Эффективность руководителя определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Стили руководства. Стиль в крайних случаях может быть автократичным и либеральным.

 а) Автократичный стиль. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому  люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили. больше всего люди хотят защищенности. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

б) Демократичный стиль. Труд − процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

3) Теория руководства, сосредоточенного на работе и на человеке. Руководитель, сосредоточенный на работе - заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда. Руководитель, сосредоточенный на человеке - позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека.

Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние.

К наиболее существенным их них относятся следующие:

  1. Физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего.
  2. Понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение.
  3. Энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние.
  4. Дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних.
  5. Профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым.
  6. Порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.

Чтобы человека воспринимали как лидера, ему очень важно не только обладать всеми навыками лидера, но и правильно себя позиционировать. Лидерские навыки проявляются как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Невербально лидерство проявляется на уровне поведения в движениях, в положении в пространстве, в микродвижениях (мимика, жесты). Вербально — это то, что человек говорит, какие слова он использует, тон его голоса.

Вот поведение, характеризующее человека как лидера:

-изначально организует работу, определяет порядок высказываний других участников;

-всегда выступает в качестве посредника при возникновении разногласий;

-сосредотачивает усилия группы на решении задач в отведенное для этого время;

-следит за тем, чтобы менее активные члены группы высказывались и были услышаны;

-регулярно собирает мнения других;

-обобщает решения группы на всех стадиях;

-подводит итоги;

-поддерживает контакт глазами со всеми участниками беседы.

-поддерживает позитивный настрой;

-голос твердый, достаточно громкий. Речь плавная, без запинок и заикания. Темп речи средний;

-ясное, свободное выражение мыслей. Красноречие. Богатый словарный запас;

-руки и ноги остаются не скрещенными на протяжении всей беседы. Нет барьеров из рук или предметов при общении. Жесты открытые, спокойные.

В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное.

 

2. Принципы построения организационных  структур управления. Понятие «нормы управляемости»

Основными принципами построения организационных структур являются:

Экономичность аппарата управления. Обязательно следует учитывать, что на организационную структуру оказывают влияние цели, принципы, методы и функции управления.

Организационная структура управления — одно из ключевых по­нятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, распре­делением полномочий между менеджерами. В рамках организацион­ной структуры управления протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации, ресурсов, идей, принятие управ­ленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней. В литературе по менеджменту приводится множество трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории.

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В период процесса организации структура упорядочивается, усложня­ется, включаются новые связи, оптимизируется пространственное рас­положение элементов, развиваются групповые связи. В период процесса дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.
Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менедж­мента; ОСУ определяет права и обязанности исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и процветанию; ОСУ определяет поведение сотрудников и стиль управления.
В структуре управления организации различаются линейные и функ­циональные связи. Первые — связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или струк­турными подразделениями, отвечающими за деятельность органи­зации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функ­циями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.

 Линейная структура управления является наиболее приемлемой для простых неразвитых форм производства, поэтому исторически она возникла первой. Отличительной чертой этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Достоинством этой системы является невозможность получения подчиненными противоречивых заданий и распоряжений, полная ответственность руководителя за результаты работы, обеспечение принципа единоначалия. К недостаткам этой структуры относится необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями для осуществления эффективного руководства на всех направлениях деятельности.

Функциональная структура управления базируется на иных принципах. В пределах определенных функций создаются управленческие подразделения, которые передают нижестоящей ступени управления или непосредственно производственным звеньям обязательные для них решения. Эта структура ликвидирует недостатки линейной, так как вопросы решают более компетентно. От линейных руководителей не требуется глубоких знаний всех сторон управления производством.

Матричная структура отражает закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление - управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании. Горизонтальное - управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений компании.

Норма управляемости – количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю, устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.

Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

Слишком большая норма управляемости может привести к различного рода трудностям.

В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.

При расчете нормы управляемости необходимо учитывать следующие факторы:

1) цель и сферу деятельности организации (если это промышленное производство, то границы норм управляемости могут быть значительно завышены);

2) тип организационной структуры организации (для многомерных организаций сложно определить нормы управляемости).

В качестве общих рекомендаций по установлению норм управляемости можно принять следующие:

1) норма управляющего персонала составляет 5–7 человек Для руководящих должностей в подразделениях со значительным удельным весом работ творческого нестандартного характера, высокой квалификации или частыми отклонениями от заранее намеченной технологии процесса;

2) норма управляющего персонала составляет 10–12 человек для руководящих должностей в подразделениях с достаточно устоявшимся характером работ, в значительной мере определяемым стандартом организационно-управленческими процедурами;

3) в любом случае норма управляющего персонала не должна превышать 15–17 человек, иначе коллектив становится неуправляемым.

На нормы управляемости влияет  целый ряд других факторов. Прежде всего, факторы, связанные с выполняемой работой:

• схожесть работ;

• территориальная удаленность работ;

• сложность работ.

Другая группа факторов связана с теми, кто руководит и кем руководят:

• уровень профессионализма менеджера;

• индивидуальные способности и психологические параметры менеджера;

• уровень профессиональной подготовки и опыт исполнителей;

• этап формирования коллектива, уровень его зрелости. Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к организации управления:

• степень ясности в делегировании прав и ответственности;

• степень четкости в постановке целей;

• степень стабильности (частота изменений) в организации;

• степень объективности в измерении результатов работы;

• техника коммуникации;

• уровень неопределенности внешней среды организации;

• оптимальность системы материального и морального стимулирования работников;

• информационная обеспеченность процесса управления;

• выполнение некоторыми менеджерами одновременно функций по управлению соответствующими подразделениями организаций или даже организациями и функций специалистов (инженеров, конструкторов, технологов и др.). Например, директор аудиторской фирмы кроме функций по управлению организацией может выполнять отдельные функции бухгалтера, аудитора, курьера и т.д.

Нормы управляемости и другие компоненты (характеристики) организационных структур, степень выраженности в их сочетании в значительной мере определяют адаптивность организаций к внешней среде, тяготение структуры к механистическому или органическому типу организации.

 

 3.Задача

Укажите, какие из перечисленных принципов управления отвечают современному представлению о роли и возможностях человека в организации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА

ОТВЕЧАЕТ

НЕ ОТВЕЧАЕТ

Работа с людьми, направленная на их удовлетворенность.

+

-

Разделение труда.

+

-

Стабильность персонала

-

+

Централизация управления

+

-

Честность и доверие к людям

+

-

Долевое участие каждого работающего в общих результатах работы организации.

+

-

 

4.Тест

 К признакам использования авторитарного стиля управления относят:

а) формальную дисциплину;

б) подробные инструкции на осуществление работ;

в) инициативность работников;

г) удовлетворение потребности работников в уважении.

Правильный ответ: б и г

Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.

 

Заключение

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный па побуждение людей к достижению общих целей

Лидерство относится к числу вопросов, имеющих важное значение для любой цивилизации. Лидерство строится больше на отношениях типа «лидер — последователи», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Ученые применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Под структурой управления предприятием понимается состав и соподчиненность его управленческих звеньев, выполняющих определенные функции управления производством.

На структуру управления влияет значительное число факторов, к важнейшим из которых относятся: отраслевая принадлежность предприятия, масштаб и номенклатура производства, особенности применяемых технологических процессов, уровень специализации, кооперирования и комбинирования предприятия. На подавляющем большинстве предприятий используется смешанный тип управления

Нормы управляемости и другие компоненты организационных структур, степень выраженности в их сочетании в значительной мере определяют адаптивность организаций к внешней среде.

 

Список использованной литературы

1. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 480с.

2. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», М.: 1997 г.

3. Основы финансового менеджмента. Т.1 / И. А. Бланк. - Киев: Ника-Центр: Эльга, 1999. - 592с.

4. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов / Т. В. Теплова. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 504с.

5.Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998. - 528с.

6. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Общ.ред. Л.И.Евенко. - М.: Дело, 1997. - 704с.

7. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. Б.Мильнера, Ф.Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 586с.

9. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / А. Вайсман. - М.: Интерэксперт: Экономика, 1995. - 344с.10. Смирнов С.В. «Организация управления предприятием, С.-П.: 1993. – 345с.

11. Менеджмент: Учебник / В. А. Щегорцов, В. А. Таран; Под ред. В.А.Щегорцова. - М.: Юнити, 2005. - 543с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 20.40K
Скачано: 303
Скачать бесплатно
10.01.13 в 16:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе