Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Контрольная по Менеджменту Вариант 10

Контрольная по Менеджменту Вариант 10 [19.05.12]

Тема: Контрольная по Менеджменту Вариант 10

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.04K | Скачано: 368 | Добавлен 19.05.12 в 11:31 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Брянск 2012


Вариант 10

Содержание

Введение 3

1. Понятие лидерства в менеджменте 4

2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости. 9

3. Задача 15

4. Тест 17

Заключение 18

Список литературы 19

 

Введение

В современном понимании под руководством, с точки зрения собственника понимается либо индивид (руководитель), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией.

В системе управления руководитель занимает ключевое положение. Определяющая роль руководителя проистекает из того, что это –  «лицо, которое руководит кем-либо, чем-либо», лицо, наделенное полномочиями принимать решение; кто решает что делать, как делать, и несет за это ответственность. Руководитель всегда имеет дело с людьми, сотрудниками организации и членами других организаций, стремится оказать на них воздействие, влияние, с тем, чтобы побудить их к определенным поступкам для достижения организационных целей, т.е. он осуществляет руководство.

Руководство – поведение, при котором один человек реально влияет на деятельность других.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет – влияние, общепризнанное значение, одна из форм проявления, реализации, осуществления власти. Авторитет рождается не только от характера общения, но и в большей степени зависит от  стиля руководства (деловых качеств руководителя, результатов деятельности).

Стиль руководства – совокупность всех методов и приемов, которые использует руководитель в своей деятельности.

Высший стиль руководства – лидерство, инструмент повышения эффективности управления.

 

1.  Понятие лидерства в менеджменте

В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерство (от англ. Leader) – способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации, для эффективного управления. Лидерство нельзя делегировать только сверху, оно делегируется и снизу вверх от групп,  коллективов «ведомых».

Природа лидерства может быть боле понятна, если его сравнивать с руководством. Лидер также является руководителем, но характер его действий не такой, как у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а увлекает, ведет за собой остальных. Те же выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.

Выделяют три основных подхода к лидерству: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники оценивают деловые качества менеджера, прежде всего о его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач. Деятельность менеджера предусматривает ряд требований к лидеру: концептуальность (способность представлять деятельность предприятия в целом, уметь адаптировать ее к меняющимся условиям, обладать навыками стратегического планирования); оперативность (наличие квалификации на уровне принимаемого решения); аналитичность (умение эффективно применять научные методы анализа);коммуникационность (умение передавать свои разработки как в устной, так и в письменной форме); коммуникабельность (умение строить свои отношения в общении с коллегами  как в пределах фирмы, так и за ее пределами); обладание определенным уровнем технических знаний, необходимых для принятия управленческих решений.

Лидерство бывает формальное и неформальное. Формальное лидерство - влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности – должностные, функциональные отношения. Процесс влияния на подчиненных через личные способности, умения и другие подобные ресурсы называется неформальным лидерством  –  психологические, эмоциональные. Как формальный, так и неформальный лидер имеют влияние на группу.

Группа – двое лиц или более,  которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы», т.е. как сообщество, к которому они принадлежат.

Идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Подход с позиции личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств - таких как ум, логика, смелость, гибкость, интуитивность, энергичность и т. д., и эффективностью лидерства. Данный подход так и не смог создать завершенной теории лидерства.

Поведенческий подход дал классификацию стилей лидерства, то есть манеры поведения руководителя с подчиненными. В рамках данного подхода существуют исследования Лайкерта, Блейка и Мутона, а также концепция трех лидерских стилей (считающаяся наиболее распространенной): авторитарного, демократического и либерального (пассивного, «попустительского»).

Авторитарный лидер навязывает свою волю подчиненным путем принуждения или вознаграждения, используя командные методы. Для такого лидера характерна властность, стремление единолично принимать решение, навязывать их другим людям, оказывая при этом психологическое  давление, сосредоточенность исключительно на деловых отношениях в группе.               Демократичный лидер позволяет подчиненным участвовать в принятии решений и предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Демократический лидер является противоположностью авторитарного. Типичными чертами демократического лидера являются: уважение людей, признание за ними права поступать по своему, общение с подчиненными на равных, обращения с просьбами и советами, а не с приказами.

Либеральный лидер дает подчиненным практически полную свободу, отстраняясь от управления подчиненными. Этот стиль лидерства называют еще и попустительским.

Американский психолог Р. Лайкерт выделил 4 стиля лидерства:

Менеджеры навязывают свои решения подчиненным, мотивация осуществляется посредствам угроз. Такому стилю характерна недостаточная коммуникабельность. Менеджеры, использующие этот стиль, исходят из теории «Х» МакГрегора: персонал разделяется на две категории «Х» - пассивные, «У» - активные личности.

Отношение к подчиненным снисходительное, мотивацией является вознаграждение. На управленческом персонале лежит определенная ответственность. Характеризуется стиль малой коммуникабельностью.

Менеджера советуются с подчиненными, мотивация за счет вознаграждения и некоторого подключения к управлению. Коммуникации осуществляются как сверху вниз, так и снизу вверх.

Полное доверие к подчиненным, мотивация экономическим вознаграждением (основанным на целях организации), Ответственность персонала на всех уровнях, множество коммуникативных связей. Менеджера этого стиля исходят из категории «У» МакГрегора.

Помимо стиля руководства, балансирующего между демократией и автократией, выделяют и стили, ориентированные на результаты работы, либо на благоприятный климат в коллективе.

Подобная классификация предложена Р. Блэйком и Дж. Мутоном в виде управленческой решетки, включающей основные 5 стилей руководства: решетка – таблица 9*9 позиций: по вертикали – 9 степеней «заботы о человеке», по горизонтали – 9 степеней «заботы о производстве». Первый стиль управления 1.1. – «страх потери работы» - прилагаются только такие усилия, которые помогают избежать увольнения с работы; стиль управлении 1.9. «управление в духе загородного клуба» - менеджер мало заботится о развитии производства. Акцентируя внимание на хорошие человеческие отношения. Стиль управления 9.1. «власть - подчинение» (менеджер задач) – мало заботы о людях, но высокий уровень заботы о производстве. При стиле управления 5.5. «организационное управление» - разделение внимания менеджера между хорошими взаимоотношениями в коллективе и развитием производства, но при этом никто не расходует полностью свой потенциал. Стиль 9.9 «групповое управление» - усиленное внимание и к подчиненным, и к производству; приобщение подчиненных к целям организации; высокая эффективность производства.

Трехмерная таблица Редина расширяет двумерную сетку Блэйка – Мутона за счет добавления фактора эффективности. Также, исходя из современной ситуационной теории, были построены теории Ф. Фиддера, Т. Митчела и Р. Хауса, П. Херси и К. Бланшара, В. Врума и Ф. Итона.

Менеджмент и лидерство

Менеджмент является социальным по своей сущности феноменом, а лидерство – психологическим. Однако, оба явления  - средства координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими; реализуют процессы социального влияния в группе, также обоим феноменам присуща субординация отношений.  Лидерство – важный ресурс менеджмента. Лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – становиться лидером. В современном обществе хороший руководитель организации – человек, который одновременно является и лидером, и эффективно управляет подчиненными.

Работа менеджера сводится к тому, чтобы заставлять других делать что-то и так, как он этого хочет. Поэтому первостепенное значение здесь имеет эффективное использование лидерства, власти и влияния.

Власть – право, которым обладает человек вследствие служебного положения.

Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.

 

2. Принципы построения организационных структур управления. Понятие нормы управляемости

2.1 Принципы построения организационных структур управления

Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

Структура управления -  упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия.                Элементами организации структур управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято какое-то количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные, функциональные и линейно - функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Для того, чтобы раскрыть динамику раскрытия организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена ещё тем, что они непосредственно влияют на структуру аппарата управления, внося в неё определенные коррективы.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современной адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. Необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления. Также создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

Организационная структура управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Отражает строение системы управления, содержанием которого является функция управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. В зависимости от соотношения уровне и структурных подразделений различают линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную и матрично – штабную типы организационных структур.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, в разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период.

Можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления:

Важную роль играет соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих  задач в управлении. Проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за ведение дел.

При проектировании структуры управления требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.

Одному руководителю должны подчиняться 4-7 человек, выполняющие разные функции; 8-20 человек – со схожими функциями; 21-40 человек – с одинаковыми функциями

Фиксирование соотношения руководителя и числа подчиненных ему работников. При формировании методического аппарата проектирования структуры управления необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Важным здесь также является распределение управленческих решений по уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике такого принципа затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.

Структура управления формируется, прежде всего, исходя из особенностей объекта управления. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования, как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом. Это говорит о том,  что структура управления не только координирует и определяет направление деятельности, но и сама обусловлена характером производственных процессов. Следовательно, эффект  функционирования управляющей системы не достигнет должного уровня без тщательного изучения объекта управления, особенности, состояние и тенденции развития которого необходимо рассматривать как базу совершенствования организационных структур.

Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной цели и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций. Решающее приобретает дифференциация работ между специалистами, чтобы каждый из них принимал решения на основе своей компетенции. Принятие решения руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективности данного подразделения и системы в целом. Учет этого принципа означает, что проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.

Организационная система управления должна быть достаточно гибкой и реаги­ровать на внешние и внутренние изменения;  должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

Двойное подчинение приводит к демотивации и конфликтам. Но необходимо помнить про исключения: у рядового сотрудника компании может быть линейное подчинение своему непосредственному руководителю, а так же функциональное — руководителю другой организационной единицы, с которой он связан каким-либо бизнес-процессом.

В идеальном случае минимальное количество оргединиц должно выполнять максимальное количество функций над конкретной единицей продукции. Изначально последовательность производственных операций определяется технологией производства. Однако в отдельных случаях можно найти способы уменьшения производственных разрывов либо путем корректировки производственной технологии, либо путем увеличения числа функций, выполняемых отдельной организационной единицей.

 

2.2 Норма управляемости — количество работников, непосредственно подчиненных  одному руководителю.

Технически, руководитель высшего звена организации вместо создания цепи команд может принять решение о том, чтобы каждый сотрудник отчитывался непосредственно перед ним. Несомненно, поскольку высшее руководство, в конечном итоге, отвечает за успешное выполнение всех задач независимо от того, сколько имеется нижестоящих руководителей, у него существует сильный стимул сохранить возможно больший контроль. Однако на практике неумение удержать норму управляемости на достаточно малом уровне делает координацию почти невозможной.

Уровни управления: верхний уровень управления – 3-5 человек, средний – 10-12 человек, низший – 25-30 человек.  Считается, что наиболее оптимальное число в норме управляемости – 7.

Оптимальная норма управляемости может варьироваться в широких пределах и зависит от различных факторов: размер организаций, технология, специализация, уровни управления, установившаяся деятельность и др. С уменьшением нормы управляемости увеличиваемся количество руководящих должностей, число иерархических уровней и структура расширяется по вертикали. Увеличение же нормы управляемости, наоборот, ведет к расширению структуры по горизонтали и уменьшению числа уровней. При этом у руководителя мало возможностей уделять внимание подчиненным  персонально. Введение дополнительных уровней снижает норму управляемости, однако при этом возникают отрицательные явления: происходит замедление информации в обоих направлениях, повышается вероятность ее искажения и требуются дополнительные затраты на управление. Однако, поскольку иерархические уровни в организационных структурах неизбежны, необходимо бороться с этими отрицательными последствиями. Теория и практика предлагают следующие меры:

- Повторение сообщения в различных формах, по разным каналам или во времени.

- Если  сообщение предвзятое, руководитель может получить его повторную оценку, основанную на противоположной точке зрения, с тем, чтобы устранить различия.

- Устранение посредников в потоках информации  с помощью:

Отсюда вытекает один из основных принципов построения организационно-управленческих структур: минимально возможное количество уровней управления при сохранении достаточно высокой, но приемлемой нормы управляемости.

 

Задача

Укажите, какие из перечисленных принципов управле­ния отвечают современному представлению о роли и возможностях человека в организации.

Содержание принципа

Отвечает

Не отвечает

1. Работа с людьми, направленная на их х удовлетворенность

+

 

2. Разделение труда

+

 

3. Стабильность персонала

+

 

4. Централизация управления

 

+

5. Честность и доверие к людям

+

 

6. Долевое участие каждого работающего в в общих результатах работы организации

+

 

Современному представлению о роли человека в организации отвечают следующие принципы управления: работа с людьми, направленная на их удовлетворенность (подготовка рабочих, их развитие, выплаты, поощрения, правильный психологический климат среди коллег); разделение труда (Разделение труда — это обособление различных видов трудовой деятельности и деление трудового процесса на части, каждую из которых выполняет определенная группа работников, объединенных по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам); стабильность персонала (текучесть кадров ослабляет результаты деятельности, являясь знаком неэффективности менеджмента); честность и доверие к людям (Доверие в контексте корпоративных отношений также можно понимать, как готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной выгоды от этого);  долевое участие каждого работающего в общих результатах работы организации (является способом предоставления сотрудникам права участия в управлении предприятием).

Ответ: 1, 2, 3,  5, 6.

 

Тест

К признакам использования авторитарного стиля управ­ления относят:

а) формальную дисциплину;

б) подробные инструкции на осуществление работ;

в) инициативность работников;

г) удовлетворение потребности работников в уважении

К признакам использования авторитарного стиля управления относят подробные инструкции на осуществление работ. Для лидера авторитарного стиля характерна властность, стремление единолично принимать решение, навязывать их другим людям, оказывая при этом психологическое  давление, сосредоточенность исключительно на деловых отношениях в группе.

Ответ: б

 

Заключение

 

Актуальной задачей современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике является научно обоснованное формирование организационных структур управления В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства. Причинами затруднений заключаются в следующем:

 

Список литературы

  1. Веснин В.Р.  Менеджмент. – М.: Проспект, 2011
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010
  3. Дорофеев В.Д. Менеджмент. Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М , 2010
  4. Загородников С.В. Финансовый менеджмент.Краткий курс/Учебное пособие. – М.: Окей-книга, 2010
  5. Клыков М. С. Менеджмент. – М.: Кнорус , 2009
  6. Лигинчук Г. Г. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: МИЭМП, 2010
  7. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. Учебник.- М.: Эксмо , 2010
  8. Михалева Е.П. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Юрайт , 2010
  9. Менеджмент: Учебно – практическое пособие / Игнатьева А. В., Максимцов М. М., Вдовина И. В., Доценко Е. В., Горностаева А. И. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010
  10.  Парахина В.Н. Стратегический менеджмент. – М.: Кнорус, 2011
  11. 1Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008
  12. Смольский А.П. Деловой менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Кнорус, 2011
  13. http://repository.vzfei.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 25.04K
Скачано: 368
Скачать бесплатно
19.05.12 в 11:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе