Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по налогам и налогообложению »
Тема: Выездные налоговые проверки: порядок проведения
Раздел: Бесплатные рефераты по налогам и налогообложению
Тип: Реферат | Размер: 21.69K | Скачано: 641 | Добавлен 16.10.12 в 22:05 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Ведение 3
1. Порядок проведения выездной налоговой проверки 4
2. Приемы и методы проведения выездной налоговой проверки 11
3. Права и обязанности должностных лиц налоговых органов и налогоплательщиков 15
Заключение 17
Задачи 18
Список использованной литературы 22
Одним из ключевых понятий в законодательстве о налогах и сборах является налоговый контроль. Эффективный и объективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. В то же время при отсутствии законодательно установленной регламентации его процедуры и форм трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы и полноценно защищать свои права в налоговых спорах. Выездные налоговые проверки являются важнейшей формой налогового контроля, поскольку в результате их проведения складывается наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика, а процесс оформления результатов выездной налоговой проверки имеет множество тонкостей и сложностей. Именно поэтому актуальность исследуемой темы сложно переоценить.
Целью данной работы является изучение проведения выездной налоговой проверки, оформление ее результатов и оценка ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Порядок проведения выездной налоговой проверки, а также требования к документам, принимаемым налоговым органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом согласно позиции Конституционного Суда, озвученной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ). Его форма утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892. При этом данное решение должно содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверке;
- периоды, за которые она проводится;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Заметим: по мнению судей, указание в решении, что проверка будет проводиться "по всем налогам и сборам", не является нарушением, поскольку налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать на конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (см. Постановление ФАС МО от 11.09.2009 N КА-А41/7737-09) [3,с.253].
По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная "уточненка", даже в том случае, если этот период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (Письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613).
Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Нужно иметь в виду, что при определении количества выездных проверок не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщика.
В силу п. 6 ст. 89 НК РФ проверка не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения (см. Постановление ФАС МО от 25.11.2010 N КА-А40/14110-10). Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892.[5] Основаниями для этого могут являться:
- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
- получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения - до четырех месяцев; менее 4 - до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50% от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); 10 и более подразделений - до шести месяцев);
- непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).
Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Например, решение вынесено 14.02.2011, а фактически проверка началась 21.02.2011, следовательно, срок выездной проверки - с 15.02.2011
Заметим, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853). При этом в данном Письме отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит и норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.
Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно. При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Также в отношении их нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):
- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 N А41-15780/08).
Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.
Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.
Повторная выездная проверка может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Заметим, что Постановлением КС РФ от 17.03.2009 N 5-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой эта норма не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной проверки решения, влекущего изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных судебным актом, принятым по спору в связи с первоначальной проверкой, и тем самым вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена "уточненка"). Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию (представление "уточненки"), не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой.
Президиум ВАС в Постановлении от 16.03.2010 N 14585/09 отметил, что позиция КС РФ нацеливает на необходимость в каждом конкретном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная проверка принятие по ее результатам решения, вступающего в противоречие с установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом. Соответственно, данная позиция не касается случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий.
Рассмотрим следующую ситуацию. После проведения первичной выездной налоговой проверки и вынесения судебных актов по вопросу оспаривания решения по ее результатам налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по проверенному периоду, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Какие именно сведения может проверить налоговый орган в рамках повторной проверки? Научно-консультативный совет при ФАС ВВО рекомендует (Рекомендации одобрены Президиумом ФАС ВВО от 19.10.2010 N 7) налоговому органу действовать с соблюдением следующих условий:
1) не переоценивать выводы судов, содержащиеся во вступивших в силу судебных актах, имеющие отношение к расчету налога по данной налоговой декларации (налоговому периоду);
2) проверять только те сведения уточненной декларации (показатели конкретных строк налоговой декларации), изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом налоговый орган вправе проверить все документы, влияющие на измененные показатели соответствующих строк уточненной налоговой декларации.
Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не обнаруженное ранее при проведении первоначальной выездной проверки, то к налогоплательщику налоговые санкции не применяются, за исключением случаев, когда оно явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС СКО от 19.07.2010 N А63-19428/2009).
Метод налогового контроля можно охарактеризовать как способ осуществления налогового контроля, налогово-контрольных мероприятий. В зависимости от особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его форм, объекта и цели, оснований возникновения контрольных правоотношений выбираются и конкретные методы для эффективного проведения мероприятия, реализации выбранной формы налогового контроля.
Основными методами проведения выездной налоговой проверки являются: сплошной и выборочный.
При сплошном способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.
При выборочном способе проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей. В случае обнаружения злоупотребления или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых документов.
К мероприятиям налогового контроля, осуществляемым при проведении налогового контроля, относятся (процедура совершения мероприятий регламентирована в ст. 90-99 НК РФ):
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. Необходимо, чтобы все документы были прошнурованы, пронумерованы и опечатаны печатью проверяемого налогоплательщика. Изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки НК РФ вводит следующие ограничения на процедуру выемки документов:
-не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
-изыматься могут только те предметы и документы, которые имеют непосредственное отношение к предмету проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта. Если заключение эксперта недостаточно ясно или не содержит ответов на все поставленные вопросы, то может быть назначена повторная или дополнительная экспертиза;
Для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо (ст. 90 НК РФ) в качестве свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела. Не могут допрашиваться в качестве свидетелей:
а) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
б) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, адвокат, аудитор). По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения [2, c. 243].
Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия может быть установлена: 1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;
2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.
Из вышесказанного следует вывод, что форм и методов налогового контроля – это постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга наиглавнейшие элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность функционирования и решения задач налогового контроля.
Общее определение прав и обязанностей налогоплательщика при проведении налоговых проверок установлено статьями 21 и 23 НК РФ.
Это такие права, как:
При этом налогоплательщики обязаны:
Поскольку права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, предпринимателю необходимо хорошо представлять объем их прав и обязанностей.
В соответствии с ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе:
В соответствии с НК РФ налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Однако основной для налогоплательщика с точки зрения соблюдения его прав и обязанностей является выездная налоговая проверка (т.к. камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов, представленных налогоплательщиком, а значит ее фактически можно проводить сколько угодно раз без специальных постановлений на этот счет и извещения проверяемого).
Итак, выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Практика показывает эффективность выездной налоговой проверки, т.к. большинство налоговых правонарушений выявляются в ходе таких проверок.
При проведении налоговой проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны налогоплательщика при возникновении налогового спора.
В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:
При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
Что касается методов проведения выездной налоговой проверки, то в практике налогового контроля широко используются методы документальной и фактической проверки хозяйственных операций различных экономических субъектов, независимо от формы собственности.
Вариант 8
№1. Табачная фабрика реализовала 5000 пачек сигарет с фильтром с максимальной розничной ценой 1 пачки в размере 30 руб.
Задание: определить сумму акциза, подлежащую уплате табачной фабрикой.
Решение:
Налоговый кодекс РФ, глава 22, статья 193 «Налоговые ставки»[4]:
Налогообложение подакцизных товаров с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года осуществляется по следующим налоговым ставкам (с 1 января по 30 июня 2012 года включительно):
Сигареты, папиросы |
360 рублей за 1 000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1 000 штук |
Найдем сумму акциза, подлежащего уплате за 1000 штук:
360 + (1000*30*7,5%) = 2610 руб.
Найдем сумму акциза, подлежащего уплате за 5000 штук:
5*2610=13050 рублей
Ответ: Сумма акциза, подлежащая уплате табачной фабрикой, составляет 13050 руб.
№2.
Задание: Определить сумму налога на игорный бизнес за налоговый период.
Решение:
Статья 369. «Налоговые ставки» [4]:
В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1500 рублей;
3) за один процессинговый центр тотализатора - 25000 рублей;
4) за один процессинговый центр букмекерской конторы - 25000 рублей;
5) за один пункт приема ставок тотализатора - 5 000 рублей;
6) за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 5 000 рублей.
Статья 370. «Порядок исчисления налога» [4]:
При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Найдем сумму налога за игровые автоматы:
(21+4)*1500 = 37500
Найдем сумму налога за игровые столы:
(14-2)*25000 + 2*(25000* ½) = 325000 руб.
Найдем сумму налога, подлежащую уплате:
37500 + 325000 = 362500 руб.
Ответ: сумма налога на игорный бизнес за февраль составляет 362500 рублей.
№3.
2-й квартиры - 250000 руб.;
3-й квартиры - 450000 руб.;
4-й квартиры - 600000 руб.
3. Все квартиры находятся на территории одного представительного органа муниципального образования, который установил дифференцированные ставки налога в зависимости от инвентаризационной стоимости имущества в следующих размерах: при стоимости имущества до 300 тыс. руб. – 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – 0,3%, свыше 500 тыс. руб. – 2,0%.
Задание: Определить сумму налога на имущество физических лиц за налоговый период.
Решение:
Найдем сумму налога при стоимости имущества до 300 тыс. руб.:
(250000+250000)*0,1%=500 руб.
Найдем сумму налога при стоимости имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.:
450000*0,3%=1350 руб.
Найдем сумму налога при стоимости имущества свыше 500 тыс. руб.:
600000*2%=12000 руб.
Найдем общую сумму налога, подлежащую уплате:
500+1350+12000=13850 руб.
Ответ: Сумма налога на имущество физических лиц за налоговый период составила 13850 рублей.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.