Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Природные основы общественной жизни

Природные основы общественной жизни [01.10.12]

Тема: Природные основы общественной жизни

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.20K | Скачано: 309 | Добавлен 01.10.12 в 21:28 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012


Содержание.
Введение 3
1. Природа как предпосылка и условие человеческой истории 4
2. Исторические формы отношения человека к природе 8
3. Единство и противоречия природного и социального бытия человека 11
Заключение 14
Список литературы 15
Термины 16

Введение.

Вопросы , которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, - проблема отношений между человеком и природой.

 С развитием общества, с одной стороны, стремительно усиливается господство человека над природой, ослабевает его зависимость от неблагоприятного воздействия ближайшего природного окружения, но с другой стороны – как следствия бесцеремонного вмешательства человека в природную среду возрастает зависимость человека от результатов собственной деятельности в природном окружении.

Ввиду того, что силы человека сравнимы с силами природы, а порой и превосходят их, относительно ослабевает зависимость процесса взаимодействия природы и общества от собственно природных факторов, с одной стороны, и усиливается его зависимость от сферы собственно социальных явлений -  с другой.

При этом человечество, несмотря на всю сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью природы. Человек вышел из природы и ей он обязан своим существованием как социальное существо.  

1. Природа как предпосылка и условие человеческой истории

Одной из актуальных проблем социальной философии является проблема взаимодействия общества и природы. Общество не только представляет собой  качественно иную реальность, нежели природная, но и неразрывно связано с нею и не в состоянии существовать и развиваться вне природы. Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимодействия общества и природы, тенденции в их взаимоотношениях, следует уточнить сами понятия: «природа» и «общество».

В широком смысле слова природа трактуется как весь окружающий нас мир во всем многообразии его проявлений. В узком же смысле слова, в соотношении с понятием общества, природа – это вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Общество – обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам. Обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, как между собой, так и с природным окружающим их миром.

Рассмотрение вопросов взаимодействия общества и природы приводит к необходимости определения ряда понятий:

В структуре среды обитания человека принято выделять две составляющие: естественную и искусственную среду обитания.

Рассмотрим важнейшие природные основания социальной жизни людей.

Первое такое основание состоит во влиянии географических факторов на развитие общества. Расселение людей по территории земного шара находится в непосредственной зависимости от географических условий (климата, водных ресурсов, характеристик почв и т.п.). Не случайно поэтому первые цивилизации возникли в благоприятных условиях – вблизи рек, на побережье озер и морей, в мягком климате, и лишь после происходило освоение нового жизненного пространства.

Преувеличение роли географической среды в развитии общества привело к формированию  в XVIII в. Концепций географического детерминизма. Сторонники этого подхода – А.Тюрго, Ш.Монтескье, Г.Бокль, Л. Мечников и др. – утверждали, что различные стороны жизни людей однозначно определяются характеристиками окружающей среды.

Сегодня мы можем констатировать, что общество в значительной степени независимо от географических параметров. Однако, недооценивать их не следует.

Второе освоение связано с усилением роли экологических факторов развития человека и общества.

Если живые организмы преимущественно приспосабливаются к среде, то человек активно преобразует ее. С возрастанием антропогенного воздействия на природу деградация естественной среды начинает приобретать необратимый характер.

Внимание к экологическим факторам социальной жизни привело к возникновению в 70-е гг. XX в. Социальной экологии, рассматривающей взаимодействие природы и общества как единой системы. Социальная экология исходит из признания целостности всего живого и провозглашает принцип равновесия между обществом и природой.

Третье основание заключается в значимости для человека и общества природных ресурсов (энергетических, сырьевых, водных). Значительная часть их запасов исчерпаема и невозобновима.

Четвертое природное освоение социальной жизни заключается во влиянии демографических факторов (параметров воспроизводства населения, его численности, плотности, структуры, особенностей миграции т.п.).

Направление, которое абсолютизирует роль демографических факторов, можно обозначить как биологический детерминизм, представленный, в частности, мальтузианством и неомальтузианством.

Мальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения.

Население как источник богатства и бедности, благосостояния и войн становится  специальным предметом изучения. Так, английский экономист и священник Т.Мальтус (1766-1834) сформировал закон динамики народонаселения, согласно которому народонаселение растет в геометрической прогрессии, а рост средств существования происходит в арифметической прогрессии, что и является причиной усиливающейся нехватки последних. Выход он видел в принудительном регулировании народонаселения.

Неомальтузианцы - А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. В действительности же современная демографическая ситуация в развивающихся странах обусловлена уровнем их социально-экономического развития, значительным снижением смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографических процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей.

2. Исторические формы отношения человека к природе

Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.

В период античности природа мыслилась как одушевленная часть космоса. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная, чем человечество. По своей мощи природа превосходила человека практически во всём и выступала как идеал совершенства. Человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Многие трактаты античных философов пронизаны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с ней и по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.

В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобия, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.

В эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства - взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения.  Эпоха Возрождения характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты, вдохновения, радости, наслаждения. Природа противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, философы эпохи Возрождения сближают их и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Такая обстановка, разумеется, нацеливала на активное исследование и более глубокое познание реальной действительности.

В Новое время бурно развиваются науки,  ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. В этот период природа еще в большей степени становится объектом познания (прежде всего научного). В философских воззрениях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу овладеть ею. С этих пор природа начинает рассматриваться как поприще активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Тенденции к овладению природой, покорению её стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины XX столетия. Уверенность человека в своем неограниченном превосходстве над природой крепла по мере развития научно-технического прогресса.

XX век – это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит  перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного пространства, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер.                                          

И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой человек обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.

3. Единство и противоречия природного и социального бытия человека

Связь человечества и космоса многие века оценивалась философами в лучшем случае чисто умозрительно, на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, гуманистический характер типа: «Человек — сын Земли, дитя Космоса» и т.п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество, в XX в. переместилось из сферы астрономии и астрологии в философию, а также в практическую космонавтику и астронавтику.

Ученые давно обратили внимание на своеобразные следы активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность, как показали исследования, в свою очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. Выше было сказано, что русский ученый A.T. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии и истории, пришел к выводу о существенном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле. Отсюда можно сделать выводы о существующем реальном взаимовлиянии сил космоса и общества.

Величайшие достижения в развитии техники дают человеку возможность господства над природой. И темпы прогресса техники постоянно увеличиваются. По сравнению с орудиями, которые современная техника дает в руки человека, прежние его орудия кажутся игрушечными. Это особенно видно на технике войны. Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограничена. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было истребить большой массы человечества,  уничтожить большие города. Между тем как новая техника дает ему эту возможность. Техника дает человеку страшную силу, которая может стать истребительной. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о существовании нового ее состояния – техносфере.

Современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, виртуальная реальность и т.д.). Большую опасность представляет громадный объем доступной информации. Легко доступность все больше отнимает у человека необходимость осмысливать то, что он услышал и прочитал.

Сегодня особенно важной является проблема гуманизации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.

Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и стать опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Главная задача-осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличений центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Другая важнейшая задача- переориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции. Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие перехода общества на путь гармонизации системы «общество-природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.

Заключение.

Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между обществом и природой носила чаще всего односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и стать опасной для человека и мирового сообщества в целом.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду.

Список литературы.

  1. Вечканов В. Э. Философия: Учебное пособие / В.Э. Вечканов, Н.А. Лучков. - М.: РИОР, 2008.
  2. Социальная философия.Алексеев П.В.: Учебное пособие - М.: Проспект, 2004.
  3.  
  4. Философия: Учебник для вузов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  5. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.
  6.  

Термины

  1. Агапэ – жертвенная любовь.
  2. - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения
  3. – отклонение от нормы.
  4. — система представлений о природе, обществе, мышлении.
  5. - отрицание существования Бога
  6. - добро как благополучие.
  7. – соразмерность, частей, составляющих единое целое
  8. – происхождение, возникновение чего-либо
  9. Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания
  10. Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для частного случая
  11. — представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место.
  12. ( лат. duo - два ) - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами. Противоположно монизму.
  13. - направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю — вторичными.
  14. Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило
  15. Интеллект – мыслительные способности человека.
  16. - адекватное отражение действительности субъектом.
  17. - столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений.
  18. - основная мысль, системно к тому же представленная.
  19. – наука о формах и законах правильного мышлении
  20. – это философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального.
  21. – то, из чего все происходит, телесное первоначало.
  22. - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
  23. - система взглядов на мир и место человека в нем.
  24. – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
  25. - блаженное состояние отрешенности от жизни.
  26. Нормы – устойчивые стандарты поведения, принятые в определенном обществе в целях его стабильности.
  27. – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.
  28. - внешний по отношению к человеку мир
  29. Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия
  30. Психика – способность организма к отражению внешней и внутренне среды.
  31. – наука, изучающая многообразный мир человеческой психики
  32. – обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства.
  33. - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
  34. Редукция - сведение сложного к простому.
  35. – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.
  36. – личность, наделенная абсолютной свободой воли.
  37. Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.
  38. – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
  39. – философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.
  40. – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.
  41. - человек, познающий внешний по отношению к нему мир
  42. Теория - система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.
  43. – универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.
  44. – образ идеального общественного устройства
  45. - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
  46. Цивилизация (лат. civilis - гражданский) - характеристика внешних проявлений культуры.
  47. – процесс изменения, развития
  48. - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
  49. - философская идея, по которой основным источником познания должен быть чувственный опыт
  50. – одна из форм идеологии, учение о морали. Совокупность норм поведения.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.20K
Скачано: 309
Скачать бесплатно
01.10.12 в 21:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе