Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Природные основы общественной жизни

Природные основы общественной жизни [26.05.11]

Тема: Природные основы общественной жизни

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.57K | Скачано: 317 | Добавлен 26.05.11 в 16:04 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы


ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Введение 4
1. Природа как предпосылка и условие человеческой истории 5
2. Исторические формы отношения человека к природе 7
3. Единство и противоречия природного и социального бытия человека 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список использованной литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Одна из актуальных проблем социальной философии — проблема взаимоотношения общества и природы.

Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была духовной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из теоретической переросла в злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.

Что такое экология? Под этим термином, понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Это слово прочно вошло в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение

Вопросы , которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, - проблема отношений между человеком и природой.

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может.

На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои способности воздействовать на окружающую среду. Тем самым изменялся и характер взаимоотношений общества с природой. Антропогенное воздействие на природу неизменно нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества и отражало в конечном счете основные этапы общественного развития. Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождавшиеся и различным отражением природы в его сознании. Человек, все более активно развивая науку и технику, стремясь с их помощью покорить природу, в итоге породил глобальные экологические проблемы.

Цель данной работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и общества и вытекающие из этого взаимодействия проблемы.

Природа как предпосылка и условие человеческой истории

Понятие  «природа» занимает особое положение в ряду наиболее значимых и широко используемых философских категорий. Этот термин имеет несколько интерпретаций и в философии часто употребляется в двух значениях: широком и узком.

Употребляя данное понятие в широком смысле слова, им обозначают все сущее, весь мир во всём многообразии его форм. В этом контексте термин «природа» распространяется на всю объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал.

В узком смысле слова под термином «природа» понимают совокупность естественных условий существования общества.  Данное смысловое значение термина «природа» является наиболее употребляемым в социальной философии и охватывает как естественную среду обитания людей, так и искусственную, созданную руками человека.

Общество же, как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано. В философских воззрениях на саму природу, ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют естественная необходимость и строгие закономерности.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, - без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда - все из природы. Природа - это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности.

Степень воздействия природы на общество столь велика, что это послужило основой появления целого направления в социологии — географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов. Дань этому направлению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Бокль, Л. Мечников, Риттер и др. Так, например, Бокль, Монтескье, Реклю считали, что развитие народов определяется в первую очередь местным ландшафтом, почвой, климатом, пищей. Основной критерий свидетельствует о значительной степени независимости общества от природы, возможности и обязанности общества, конкретных стран самим творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы. Представители географического детерминизма в целом мирно пропагандировали свои идеи. Его история восходит к античной философии, а в настоящее время оно представлено различными моделями геополитики.

Исторические формы отношения человека к природе

Под природой обычно понимают несоциальное, В царство природы не включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество", "человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа", может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи". Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон), По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой чело век может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам по нимания природы, дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и довольно часто дохо дят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и при роды. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто выступали с позиций гилозоиз ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым. Возрождение екая философия фактически реализовала лозунг "Назад к при роде". Она это сделала в силу культивирования чувственно-эсте тического идеала философии. Впоследствии лозунг "Назад к при роде" будет приобретать популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщатель ного научного анализа и вместе с тем поприщем активной прак тической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы, которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося человечества, была выражена в концепции ноосферы французских философов Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили детальную разработку в экологии.

Единство и противоречия природного и социального бытия человека

Говоря о взаимодействии общества и природы, мы оперировали в основном масштабом одной планеты — Земли. Однако, как мы уже отмечали, понятие «природа» в широком смысле слова охватывает весь объективный материальный мир.

Связь человечества и космоса многие века оценивалась философами в лучшем случае чисто умозрительно, на уровне научных гипотез и догадок. Эти рассуждения носили, как правило, гуманистический характер типа: «Человек — сын Земли, дитя Космоса» и т.п. Изучение вопроса о единстве космоса и всех его составляющих, включая окружающую среду и человечество, в XX в. переместилось из сферы астрономии и астрологии в философию, а также в практическую космонавтику и астронавтику.

Ученые давно обратили внимание на своеобразные следы активности Солнца (пятна, факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность, как показали исследования, в свою очередь оказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мирового пространства. Выше было сказано, что русский ученый A.T. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии и истории, пришел к выводу о существенном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле (подробнее об этом смотри главу «Русский кос-мизм»). Отсюда можно сделать выводы о существующем реальном взаимовлиянии сил космоса и общества.

Л.Н. Гумилев (1912—1992), оригинальный мыслитель, сын знаменитых русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева, активно занимался проблемой этногенеза (происхождения народов). Он усматривал прямую зависимость этногенеза от конкретной географической среды. В свою очередь эта среда является фрагментом биосферы Земли, которая входит в состав Солнечной системы — участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Гумилев много работал над концепцией пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов напрямую зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Развитие этносов определяется главным образом наличием в них особых людей — пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пасссионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (своего рода географический, а точнее, — космический детерминизм).

Во взаимоотношениях природы и общества неизбежны противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества, и особенно его производительных сил, постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония отношений между человеком и природой.

Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства направленное воздействие общества на отдельные части природы, даже независимо от воли людей, оказывает одновременное воздействие и на другие его участки. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы часто приводит к отрицательным последствиям как для природы, так в конечном счете и для общества. Об этом еще в середине XIX в. прозорливо писал Ф. Энгельс: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во-вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствия первых. Еще не так давно целые поколения бравировали тем, что диалектику они учили не по Гегелю».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В XX столетии в связи с резким возрастанием воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования – стала испытывать на себе антропогенное влияние.

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно, без применений сложных технических средств, извлекал для себя пользу из природы, а она, в свою очередь,  имела прямое влияние на людей.

По мере становления общества, роста технической оснащенности человека возможность природы воздействовать на человека уменьшилась, а у человека на природу усилилось.

В XX столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время техносфера практически превратился в самостоятельную реальность, а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно - технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема-проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду.

Список использованной литературы

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.
  2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Подред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
  3. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001 г.
  4. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999 г.
  5. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. – М.: Логос, 2005 г.
  6. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир. 2001 г.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 27.57K
Скачано: 317
Скачать бесплатно
26.05.11 в 16:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе