Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Природные основы общественной жизни: исторические формы
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.40K | Скачано: 348 | Добавлен 01.10.11 в 11:01 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2011
Содержание.
1. Введение 3
2. Природа как предпосылка и условие человеческой истории 4
2. Исторические формы отношения человека к природе 10
3. Единство и противоречия природного и социального бытия человека 14
4. Заключение 17
5. Список литературы 18
Введение.
Проблема "природа и общество" сложна, ее изучают многие естественные, гуманитарные, социально-экономические науки: биология, медицина, философия, экономика и т.д. Взаимоотношения общества и природы во всей их многогранности и целостности являются предметом глубокого философского осмысления, становясь одной из важнейших проблем социальной философии, к которой обращались многие мыслители, пытаясь определить место и роль человека в мире. Природа является основанием жизни человека, его духовного и физического развития. Таким образом, данная проблемная область лежит в рамках осмысления человека, как биосоциального, деятельного, исторического существа в специфике его взаимодействия с естественной, природной средой.
Еще несколько десятилетий назад взаимосвязь между обществом и природой носила чаще всего односторонний характер. Человечество только брало у природы, эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимания того, что значит природа для общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.
Природа как предпосылка и условие человеческой истории.
Прежде чем говорить о взаимоотношениях общества и природы, рассмотрим исходные понятия, характеризующие суть вопроса. Термин "природа", как и "общество", употребляется в нескольких значениях. Во-первых, природа понимается как сущность или причина того или иного явления (например, природа болезни, природа электричества). Во-вторых, в самом широком смысле, как синоним понятий "мир", "бытие", "вселенная", "материя". В таком случае общество само выступает как часть природы, мира, вселенной. В-третьих, в более узком понимании понятие "природа" рассматривается как непосредственная среда обитания человека (т.е. находящейся в непосредственном с ним контакте) или географическая среда, включающая в себя атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу. Термин "географическая среда" берет свое начало от французского географа Реклю, в материалистическую социологическую литературу был введен Г.В. Плехановым. В последнее время понятие "географическая среда", по существу, было вытеснено понятиями "природная среда", "экологическая среда", которые в более полной мере отражают субъектно-объектные связи "общество - природа", так как человек давно уже вышел за пределы Земли.
В- четвертых, природа понимается как среда обитания человека, сфера проявления его сущностных сил, относительно противостоящая обществу. Здесь мы можем рассматривать в качестве природы и космосферу, "ближний космос", как, пусть опосредованно, но вовлеченные в сферу человеческой деятельности, миллиарды километров вокруг Солнца, и микромир. В дальнейшем мы будем употреблять понятие "природа" именно в этом смысле - как совокупность естественных условий жизни человека и общества.
Природа - необходимая среда и источник ресурсов существования общества. Процесс взаимодействия общества и природы характеризуется, прежде всего, понятием "материальное производство", суть которого мы как раз и понимаем, как преобразование людьми вещества и энергии природы с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей, контролируемый и регулируемый обмен веществ между обществом и природой. Основа этого процесса - труд, т.е. уникальный тип связи человека с окружающим миром, в результате которого этот мир осознанно и целенаправленно преобразуется с помощью специально, систематически создаваемых и совершенствующихся орудий труда. Принципиально выделяет человека из животного мира как раз то, что отмечалось еще Ф. Энгельсом: "… животные в лучшем случае собирают, тогда как люди - производят"; человек приспосабливает окружающую среду к своим возможностям и потребностям. Таким образом, человек существует в искусственной среде, которую создает сам, изменяя природную среду, целенаправленно и осознанно с помощью созданных им орудий труда, которые к настоящему моменту преобразовались в сложный искусственный мир разнообразной техники и технологий. Традиционно, начиная с Демокрита, измененная осознанной и разумной деятельностью человека среда называется "второй природой".
Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связана.
Первое и главное, что следует отметить в характеристике взаимодействия общества и природы, - это зависимость общества от природы. Во-первых, генетическая связь, т.е. связь порождения. Человек и общество, с точки зрения материалистической традиции, - результат эволюции природы.
Основой выделения человека и общества из природы был переход от присущей животным деятельности, присваивающей материалы природы, от приспособления животных к среде, к предметной, орудийной деятельности человека, изменяющей природу в соответствии со своими потребностями.
Во- вторых, онтологическая связь, т.е. связь существования. Природа -основа бытия человека и общества, источник необходимых для него продуктов, предметов, веществ. Общество на всех этапах своего развития может существовать лишь в совокупности с природой, через использование и преобразование вещества природы. Т.е. природа - условие существования человека и общества и поле его преобразовательной деятельности. Онтологический аспект взаимодействия общества и природы связан также с влиянием биологической, телесной природы самого человека на социальную жизнь, которое концентрированно выражено в понятии "народонаселение". Народонаселение, его численность, рост, плотность, расселение рассматриваются как одно из необходимых материальных условий жизни людей, источник трудовых ресурсов, субъект потребления.
В- третьих, духовная связь, связь познания. Природа - предмет познавательной активности человека, а также условие его эмоционально-психологической стабильности (возможности релаксации, психоэмоционального восстановления, подчас пробуждения творческих сил) до конца осознанное только сегодня, когда железобетонный пейзаж стал повседневным интерьером большинства горожан.
Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без такого понятия как «географическая среда».
Географическая среда - это та часть земной природы, которая вовлечена в сферу человеческой деятельности и составляет необходимое условие существования и развития общества. Речь идёт о влиянии различных параметров: территории, климата, ресурсов, ландшафта и т.п. на темпы и характер общественного развития.
Влияние географической среды на развитие общества неодинаково на разных этапах истории. Чем дальше идти в глубь истории человека, тем больше его зависимость от окружающих природных условий, которые он должен принимать и к которым он должен приспосабливаться. Это влияние может быть прослежено по следующим основным направлениям:
1. Географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Уже первое в истории великое общественное разделение труда - отделение скотоводства от земледелия происходило с учетом условий географической среды.
2. Географическая среда влияет на производительность труда. Речь идет о наличии благоприятных природных условий производства. При одинаковой технической вооруженности и одинаковой умелости рабочего результаты труда будут различны в зависимости от этих условий. 3. о 3.Географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили все необходимые им средства для существования в природе в готовом виде, то не имели бы стимулов для развития производства, а следовательно, и для своего развития. И напротив - крайне суровая и однообразная среда также оказывается неблагоприятной.
Огромное воздействие природы на общество послужило основой появления целого направления в социологии - географического детерминизма. Это направление, которое абсолютизирует роль географических факторов, т.е. признает их решающими. Его история восходит к античной философии. Ещё в античности географическому положению и природным условиям приписывали определяющую роль в развитии общества. Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон и др., уделяя большое внимание климатическим различиям разных регионов, считали наиболее благоприятными для жизнедеятельности людей Грецию и Средиземноморье.
IОснователем и наиболее ярким представителем этого течения является французский философ-просветитель Ш.Л.Монтескье (1689-1755). Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития.
Отечественный мыслитель Мечников Л.И. (1838-1888) полагал, что определяющим фактором в развитии общества всегда была вода, водные пространства.
На выводы географического детерминизма о значении природных факторов опирается геополитика. Теорию геополитики разрабатывали Ф.Ратцель и К.Хаусхофер в Германии, Г.Маккиндер в Великобритании, А.Т.Мэхэн и Н.Спикмен в США, а также Р.Челлен в Швеции, который первым употребил этот термин в 1916г. Эта теория о государстве как географическом и биологическом организме, стремящемся к постоянному расширению. Внешняя политика государств, согласно этой версии геополитики, в основном определяется географическими факторами (климатом, местоположением, природными ресурсами, темпами роста народонаселения). Борьба того или иного государства за жизненное пространство есть не что иное, как естественный закон борьбы за существование-закон жизни всего живого организма. Это положение послужило теоретическим оправданием и обоснованием агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля, якобы боровшихся за реализацию жизненного пространства из-за мнимого перенаселения. Современные геополитические версии стремятся отделить геополитику от географического детерминизма, рассматривают геополитический потенциал страны как один из важных факторов международных отношений.
Направление, которое абсолютизирует роль демографических факторов, можно обозначить как биологический детерминизм, представленный, в частности, мальтузианством и неомальтузианством.
Мальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей.
Неомальтузианцы - А. Пикок, К. Боулдинг и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и другие пытаются применить положения Мальтуса к современным условиям, утверждая, что высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту учения Мальтуса. В действительности же современная демографическая ситуация в развивающихся странах обусловлена уровнем их социально-экономического развития, значительным снижением смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографических процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономических преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей.
Исторические формы отношения человека к природе.
Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы во многом определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими и религиозными воззрениями.
С появлением теоретического мышления и одновременно при крайне примитивной материальной силе общества природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная. Природная естественная гармония вызывала восхищение и желание подражать ей. Человек и природа мыслились во времена античной философии как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Идеалом общества было стремление жить в согласии с природой, познать ее, использовать природу в качестве объекта наблюдения. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека. Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека. При этом космос противопоставлялся хаосу – он трактовался как нечто не только всеобъемное, но и организованное, закономерное и совершенное.
iiiВ период античности природа мыслилась как одушевленная часть космоса. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Природа совершенно справедливо оценивалась людьми как сила неизмеримо более значительная и совершенная, чем человечество. По своей мощи природа превосходила человека практически во всём и выступала как идеал совершенства. Человек и природа мыслились как единое целое, гармонически взаимосвязанное. Многие трактаты античных философов пронизаны идеей благоговения перед природой и призывают жить в согласии с ней и по ее законам, считая именно такую жизнь самой достойной и желанной. Более чем скромные материальные силы общества не позволяли рассматривать природу как цель преобразовательной деятельности человека.
В Средние века европейская философская мысль находилась под сильным влиянием религии. Природа, и в первую очередь сам человек, рассматривались как творения Божьи. Человек как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобия, наделенное бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. Речь идет уже не о слиянии человека с природой, а о их противопоставлении и возвеличивании человека над природой – падает и не поощряется интерес к изучению материального мира.
В эпоху Возрождения – период расцвета культуры и искусства - взгляды на взаимоотношения природы и общества вновь становятся иными. Природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения. Эпоха Возрождения характеризуется повышенным интересом к искусству, эстетике, прекрасному. На этой волне она привнесла и обновленное отношение к природе как к источнику красоты, вдохновения, радости, наслаждения. Природа противопоставляется якобы разрушающей и порочной цивилизации. Выступая против средневекового резкого противопоставления Бога и природы, философы эпохи Возрождения сближают их и довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе». Такая обстановка, разумеется, нацеливала на активное исследование и более глубокое познание реальной действительности.
лВ Новое время бурно развиваются науки, ставятся и проводятся эксперименты, направленные на развитие производства в условиях зарождения капитализма. В этот период природа еще в большей степени становится объектом познания (прежде всего научного). В философских воззрениях все более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея - человек должен покорить природу овладеть ею. С этих пор природа начинает рассматриваться как поприще активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Тенденции к овладению природой, покорению её стихии на основе познания естественных законов с того времени неизменно набирала силу вплоть до середины XX столетия. Уверенность человека в своем неограниченном превосходстве над природой крепла по мере развития научно-технического прогресса.
XX век – это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь - экологическую. Экологическая проблема современного мира не только остра, но и многогранна. Она проявляется практически во всех отраслях материального производства (особенно в сельском хозяйстве, химической промышленности, черной и цветной металлургии, атомной энергетике), имеет отношение ко всем регионам планеты. Сегодня практически не осталось ни одной части суши, водного или воздушного пространства, которые были бы свободны от воздействия на них человека. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер.
И лишь в последние десятилетия, уже на рубеже глобальной экологической катастрофы, стала очевидной задача поиска разумного баланса в отношениях человека и природы. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой человек обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению происходящее.
Что касается вопроса о зависимости человечества от природы, то я считаю, что преодолеть эту зависимость человечество не может. Ведь вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействии с природой. «Человек,- писал Маркс, - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть». Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды..
Человек, будучи живым существом, подвержен действию множества абиотических факторов среды своего обитания — физических (температура воздуха, атмосферное давление, гравитационное воздействие, магнитные поля и т.д.), и химических (к примеру, газовый состав атмосферного воздуха, кислотность среды). Эти факторы способны оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на человеческий организм вплоть до его гибели. Таким образом, зависимость человека от природы непреодолима.
Природное и общественное неразрывно связаны, взаимопронизывают друг друга. Природное живет и функционирует в обществе, точно так же как и общественное живет и функционирует, будучи погруженным в природное. Собственно, общество это и есть не что иное, как природа на определенной фазе своего развития, точно так же как и природа на определенном этапе есть общество, соответствующим образом представленное.
Единство и противоречия природного и социального бытия человека.
Человеческое общество включено в природу и противостоит ей миром культуры. Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны, темпы ее развития увеличиваются.
Особое место в изучении взаимоотношений природы и общества представляют имеющиеся между ними противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония между человеком и природой.
Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие ее составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства воздействие общества на отдельные части природы оказывает (даже независимо от воли людей) одновременное воздействие и на другие его части. Игнорирование человеком целостного диалектического характера природы приводит к отрицательным последствиям как для природы, так и для общества.
Особенно отрицательным для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны и зачастую непредсказуемы. Любое вторжение в природу даже в самых скромных масштабах должно быть всесторонне просчитано и обосновано.
Природа и культура действительно противостоят друг другу. Но, по выражению русского философа XX в. П.А.Флоренского, они существуют не вне друг друга, а лишь друг с другом. Ведь культура никогда не дается нам без стихийной подосновы своей, служащей ей средой и материей. В основе всякого явления культуры лежит некое природное явление, возделываемое культурой. Человек как носитель культуры не творит ничего, он лишь образует и преобразует стихийное. Основанием культуры служит неустроенность человека в природе, потребность человека в реализации тех побуждений, которые не являются инстинктивными. Чтобы выжить, он должен создать новую, уже не природную среду обитания. Культура в этом случае выступает как механизм адаптации человека к миру.
Ранее общественная жизнь могла протекать при соблюдении 2 условий: непрерывное производство средств жизни и воспроизводство самого человека. Природная среда при этом была как бы заранее задана, ее нужно было только использовать. Теперь же возникла необходимость в новом виде производства - в производстве и воспроизводстве самой природной среды. Это означает, что человек должен трудиться и в этом направлении. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадка лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.).
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. В результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы «природа-общество».
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества, однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX столетие – век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные масштабы воздействия общества на природу и ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.
Величайшие достижения в развитии техники дают человеку возможность господства над природой. И темпы прогресса техники постоянно увеличиваются. По сравнению с орудиями, которые современная техника дает в руки человека, прежние его орудия кажутся игрушечными. Это особенно видно на технике войны. Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограничена. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было истребить большой массы человечества, уничтожить большие города. Между тем как новая техника дает ему эту возможность. Техника дает человеку страшную силу, которая может стать истребительной. В результате преобразования человеком естественной среды обитания можно говорить уже о существовании нового ее состояния – техносфере.
Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. С началом эры космических полетов вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземной космос.
Сегодня особенно важной является проблема гуманизации техносферы. Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие, антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах, загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияния человека, вооруженного техникой, на окружающую среду.
Заключение.
В XX столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность, а природа почти полностью подчинена человеку.
Любая социальная система должна находиться в гармонии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство и потребление приспособить к природным условиям. К природным условиям она должна приспособить и свой образ жизни. В наше время угроза окружающей среде приобрела не только глобальный характер, но создала предкризисную ситуацию, которая может при определенных условиях перерасти в состояние кризиса и стать опасной для человека и мирового сообщества в целом.
Главная задача - осмысление модели будущего устройства общества как эколого-информационной цивилизации, способной к гармонизации отношений с природной средой. Это без преувеличений центральная, стратегическая задача на дальнейшую перспективу, стоящая перед философской мыслью. Другая важнейшая задача - переориентация общества с потребительского отношения к природе на отношения, основанные на ответственной коэволюции. Развитие экологически ориентированной экономики - важнейшее условие перехода общества на путь гармонизации системы «общество-природа» и стабилизации экологической ситуации в мире, в регионах и отдельных странах.
Список литературы.
1. Философия: Учебник для вузов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
2. Социальная философия - В.С.Барулин: Учебник: Изд.2-е – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
3. В.А.Канке - Философия: Учебное пособие – М.: Логос, 2001.
4. Социальная философия. Алексеев П.В.: Учебное пособие - М.: Проспект, 2004.
5. Социальная философия. Под ред. Гобозова И.А.: Учебное пособие - М.: Издатель Савин С.А., 2003.
6. Философия. Данильян О.Г., Тараненко В.М.: Учебное пособие - М.: Эксмо, 2005.
7. Философия. Под ред. Митрошенкова О.А.: Учебное пособие - М.: Гардарики, 2002.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.