Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Личность и политика: типы личностей в политике

Личность и политика: типы личностей в политике [30.09.12]

Тема: Личность и политика: типы личностей в политике

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Курсовая работа | Размер: 30.90K | Скачано: 327 | Добавлен 30.09.12 в 19:35 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2012


Содержание.

Введение 3

1. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения 5

2. Понятие политической социализации личности 10

3. Дайте сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма 17

Заключение 24

Список литературы 26

 

Введение

С развитием экономики, появлением прибавочного продукта, индивидуального разделения труда и частной собственности возникает социальная индивидуальность — личность со специфическими интересами и целями. Одновременно происходит и дифференциация общественной жизни. Возникает политика, специфика и основная роль которой — согласовать разнообразные интересы и цели отдельных частных лиц и групп в обществе и тем самым обеспечить потребности суверенной личности и целостность общества. Это взаимодействие личности и политики будет продолжаться до тех пор, пока существуют разнообразные частные интересы. Задача настоящей главы и заключается в том, чтобы раскрыть основные аспекты такого взаимодействия.

Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Политическая социализация личности — это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы.

Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства.

Политическая социализация носит динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности — характеристики объективные и необходимые для ее развития. Таким образом, целью данной работы является изучение взаимодействия личности и политики. Данная цель достигается решением следующих задач:

 

1. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения

Основой жизнедеятельности любого общества являются интересы. Из этого следует, что социальная природа власти (какие силы она олицетворяет, кто за ней стоит, какие социальные классы и слои составляют данное общество) является самым важным фактором политической системы. Необходимо отметить, что в современном обществе идет процесс стирания различий между классами и все большую роль играют внутриклассовые, так называемые межслоевые отношения. На эти процессы огромное влияние оказали НТР, глубокие структурные изменения в самом капитализме, процессы объективной демократизации общества и т.д. Сегодня социальная дифференциация в обществе обусловлена переходом от различий в отношении к собственности к различиям в характере труда (стратификация общества). 
С понятием "социальная мобильность" связаны и такие понятия, как "наемный работник" (работник сферы управления, клерк, работник физического или умственного труда, сферы обслуживания и т.д.) и "маргинал". Под маргинализацией общества понимается процесс распада социальных связей, т.е. с одной социальной группой человек порвал, а в другую не вошел, т.е. как бы "завис" между социальными группами [4]. 

Изменение социальной структуры общества – это не только объективный процесс развития, но и результат политики государства. В обществе всегда существует социальное неравенство (т.е. богатые и бедные), т.к. социально- однородного, бесклассового общества вообще не существует. Социальная структура общества может быть "пирамидальной" или "ромбовидной". Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее.

Различают три основные аспекта личности: 

1. Личность как индивидуальные особенности человека. 
2. Личность как представитель группы (класса, массы, этнической и т.д.), как исполнитель определенной политической роли (избирателя, члена партии и т.д.), что как бы растворяет ее в массе и не дает возможности проявить себя автономно как специфический субъект политики. 
3. Личность как самостоятельный активный участник политической жизни, обладающий уникальной чертой быть гражданином данного государства и быть свободным в своем выборе. Именно в этом плане личность взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает как объект и субъект политики.[1] 
На становление личности влияют следующие факторы: внутренние и внешние. Внешние – политическая система государства; отношение к классу, слою, нации; культура и т.д. Внутренние – генетические данные, воспитание и т.п. 

В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств. Поэтому личность – это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.
Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;

во-вторых, способность к постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть
поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

По отношению к политической жизни, политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия. Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

•   «активисты» – активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;

•   «компетентные наблюдатели» – похожие по характеристикам на первых, но не стремящихся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);

•   «компетентные критики» – информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);

•   «пассивные граждане» – настроены, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересуются политикой, хотя могут быть и информированы о ней;

•   «аполитичные и отчужденные» – мало что знают о политике, не интересуются ею, и настроены резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.[1]

Участие личности в политике можно назвать "политической социализацией", в результате чего формируется сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. В отличие от политического просвещения или воспитания политическая социализация включает в себя не только воздействие на личность той или иной идеологии, но и собственную активность. 

По уровню политической активности личности различаются: 

1. Граждане с минимальной политической активностью, являющиеся только объектом политики. 

2. Граждане – участники общественной или политической организации, т.е. политические активисты. 

3. Общественно-политические деятели – оппоненты или сторонники официальной власти. 

4. Профессиональные политики, для которых политика – основной вид жизнедеятельности. 

5. Политические руководители, т.е. организационные идейные формальные или неформальные лидеры.

Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях – лидерах. Лидерство как социальное явление присуще природе человека. По мере развития общество переходило от лидерства в личностном виде к более сложным формам: к институтам лидерства, групповому лидерству.

В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. 

Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политической жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.[3] 

Субъектом политического процесса его делает то, что по своим незаурядным качествам он становится во главе социально-политического движения для реализации его целей. С этой целью лидер наделяется властными полномочиями, т.е. правом направлять людей и распоряжаться финансовыми ценностями. 

Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу. 

Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуацию и т.д. Лидер должен обладать аналитическими способностями, умением анализировать ситуацию, уверенностью, решительностью, последовательностью в своих действиях. Интересы общества, социальной справедливости должны быть для него выше личных. Чтобы стать лидером, личности необходимо оправдать доверие объекта и завоевать тем самым авторитет. За субъектом-лидером идут не потому, что приходится идти, а потому что хочется идти. Претендентов на лидерство бывает много, но история выбирает того, кто отвечает ее потребностям. 

Различают индивидуальное лидерство и коллективное (элита и массы). Индивидуальное политическое лидерство в национальном масштабе представляет собой: 

1. Дистанционное лидерство (лидер и его последователи не имеют прямых контактов с народом, a опосредованно осуществляют их через организации и чиновников). 

2. Многоролевое лидерство (лидер ориентируется не только на свое окружение, но и на чиновников исполнительной иерархии, на широкие массы. Его задача – сохранять равновесие различных политических сил и ветвей власти). 

3. Корпоративное лидерство (лидер озвучивает то, что наработано его "пирамидой")[3]

 

2. Понятие политической социализации личности

Среди множества факторов, способствующих сохранению политической системы, социализация индивида занимает важное место, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок. Эта проблема исключительно важна. Она является предметом изучения многих видных специалистов как отечественных, так и зарубежных. Рассмотрим, в чем же состоит суть политической социализации, каковы ее стадии, институты и средства.

 Термин “политическая социализация” является производным от более общего понятия “социализация”.

Под социализацией понимается, с одной стороны, освоение системы социальных норм, ценностей, элементов культуры и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.д., а с другой стороны, реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. Социализация в целом означает процесс “цивилизации” членов общества.[4]

В 50-60-е годы понятие “социализация” прочно вошло в обиход политологов. Оно стало широко использоваться в работах Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигель, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена (в работе которого “Политическая социализация”, вышедшей в 1959 г., был введен этот термин).

В конце 60-х – начале 70-х годов в нашей стране также появились крупные исследования по вопросу социализации. Так, издательство Ленинградского университета в 1971 году выпустило в свет книгу “Человек и общество. Проблемы социализации индивида”, в которой рассматриваются социологические проблемы социализации и психологические эффекты социализации. В этом сборнике приняли участие такие известные ученые, как Ананьев Б.Г., Дмитриев А.В., Федосеев А.А. и др.

В политической науке понятие социализации исследуется главным образом в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения теории политической социализации, которая описывает и объясняет, как происходит социализация индивидов в политической среде. Это специфическая область общей теории социализации. И, во-вторых, с точки зрения политической теории политической социализации, менее всего разработанной в политической науке. Ее предметом является изучение возможностей применения категорий общей теории социализации к анализу политических систем.

Д.Истон и Р.Гесс рассматривают политическую социализацию как средство, с помощью которого члены политической системы приобретают три вида основных жизненных ориентаций: 1) определенную сумму общепринятых политических знаний, совместно разделяемых представлений о природе политического процесса, деятельности политических лидеров; 2) политические ценности, рассматриваемые как наиболее общие цели, к которым, по мнению индивидов, должна стремиться система; 3) установки, с которыми индивид подходит к политическим объектам (доверие, согласие, симпатии, почтительность или апатия, недоверие, враждебность). Исследования показывают, что согласие в системе достигается в том случае, если члены системы имеют совпадающие основания ориентации. Социализация индивида в этом случае должна происходить на всех уровнях политической системы. Главными объектами основных политических ориентаций могут быть различные элементы политической системы, формы правления и т.д. [2] Изменения на всех, или на одном уровне, означают изменение системы, причем, наиболее важно совпадение ориентаций на политический режим.

В политической науке выделяются несколько типов политической социализации: гармоничный тип, отражающий складывание психологически нормальных отношений человека и институтов власти, которые порождают его рациональное и уважительное отношение к правопорядку, государству, своим гражданским обязанностям; плюралистический тип, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод и характеризующий его способность менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; гегемонический тип, характеризующийся негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”; конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее в борьбе[4].

Политологи выделяют четыре стадии политической социализации: 1) ранняя (от рождения до поступления в школу); 2) обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм обучения общего и профессионального обучения); 3) социальная зрелость; 4) завершение жизненного цикла (прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации).

Институты социализации – это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и организаций, функционирование которых направлено на развитие индивидов, прежде всего путем образования и воспитания. В государственно организованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными, так и самодеятельными.

В первую группу входят институты первоначального развития природных свойств человека. Эту группу составляют семья и дошкольные детские учреждения (от рождения до 6-7 лет). Это период ранней социализации. Вторую группу институтов социализации образуют институты обучения (с 6-7 лет до, примерно, 18-25 лет). За это время люди достигают умственной зрелости, приобретают основные социальные качества, и в связи с этим признаются полностью дееспособными. Третья группа институтов социализации схватывает период жизнедеятельности зрелых людей – уже личностей в полном смысле этого слова. Его границами можно считать, с одной стороны, начало практической деятельности, с другой – окончание ее.

Политологи уделяют большое внимание характеристике тех институтов, с помощью которых осуществляется политическая социализация личности, особо выделяя при этом такие, как семья и школа. Детские и юношеские годы считаются очень важными для политической [2] социализации. Ведь политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как он поступает в школу, а наиболее значительное развитие имеет место между 11 и 13 годами. Отсюда делается вывод, что персонализация политической власти имеет важное значение для привития ребенку чувства симпатии к политической системе в период перехода от детства к юности. Считается, что семья основная ячейка социализации ребенка. Она влияет не только на его политические ориентации, но и формирует активного или пассивного участника политического процесса. Большинство биографов американских президентов указывают, например, на влияние семьи в их воспитании.

В системе институтов политической социализации важное место отводится школе (средней и высшей). Следует отметить и существование “неформального” обучения школьников политическим ценностям. Это т.н. внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Исследователи полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем.

Исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом была выявлена следующая зависимость: 1) чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности; 2) чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой; 3) чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера – ответственность; 4) чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике.[4]

Важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества.

В последние годы появились требования студентов изменить программу обучения, поставить ее под контроль самих студентов, предоставить им право участвовать в управлении университетами и институтами. Чрезвычайно важным является тот факт, что студенты требуют введения новых курсов под их контролем, курсов, которые бы давали ответ на злободневные вопросы, объективно освещали бы проблемы современности, политические события в стране.

Студенты не ограничиваются в своих требованиях лишь областью образования. Радикальное студенческое движение несколько лет назад бросило вызов существующей системе в целом и отвергло основные ценности, на которых покоились тоталитарное общество и требовало проведения социально-экономических и политических реформ. [2]

Важной стадией политической социализации является и период взрослости. Хотя основы политических ориентаций закладываются в детские и юношеские годы, тем не менее, и в зрелом возрасте человек не выключается из процесса социализации. Это связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. Во-первых, изменения во всех сферах общественной жизни совершаются столь быстро, что человеку не представляется возможным предвидеть, каким же будет мир и его страна даже в ближайшие 20 лет. Во-вторых, общество становится настолько разнообразным, что создает все возрастающие трудности при определении человеком своего выбора. В-третьих, значительно увеличивается социально-политическая мобильность как географическая так и вертикальная. В-четвертых, институты (учреждения), ответственные за политическую социализацию детей и юношей (семья, школа), являются более специализированными в других областях знаний и в то же время более ограниченными в своих знаниях о политической жизни, чем те, которые осуществляют политическую социализацию в период взрослости (например, политические партии).

В качестве средства социализации выступают социальные нормы. В самом общем виде действие социальных норм состоит: а) в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения; б) в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества, а за пределами которых – противоречит им. Социальные нормы в качестве средства социализации не имеют и не могут иметь собственных функций.[1]

В политической социализации индивида существенную роль играют нормы права, это связано с тем, что право опосредует важнейшие экономические, и моральные отношения, направляя их развитие и совершенствование в соответствии с объективными закономерностями функционирования общества. Оказывая воздействие на общественные отношения, нормы права тем самым в определенной мере предопределяют весь процесс социализации.

Непосредственное воздействие норм права на социализацию индивида происходит в различных формах: путем установления правового статуса личности, путем наделения кругом конкретных, субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений и путем привлечения к юридической ответственности лиц, нарушающих правопорядок.

Огромную роль в политической социализации играют средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени.

Реализацию политической социализации в действиях, поступках и помыслах человека можно представить следующим образом: интерес к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее; привычка к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора; потребность в систематизированных политических знаниях, реализуемые в образовании и самообразовании; стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего [2] места в реальном политическом многообразии мира; стремление и умение защищать свою политическую гражданскую позицию.

Рис. 1.

Поскольку социализация предполагает известную “адаптацию” к изменившимся условиям жизни человека то (Рис.1): 1) процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления социального опыта, происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненных позиций индивидуума; 2) политическая социализация может принимать форму явной или скрытой передачи опыта. Она явная, если включает непосредственную передачу информации, чувств или ценностей в отношении объектов политики. Так, общественные дисциплины в школе и ВУЗах – пример явной политической социализации. Скрытая политическая социализация – это передача неполитических установок, которые влияют на отношение и подходы к соответствующим объектам и ролевым функциям в политической системе.

 

3. Дайте сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма

Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Формы идеологии соотносятся с формами общественного сознания и подразделяются на политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественно-эстетическую, военную, прочие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов. Политическая форма идеологии (политическая идеология) относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Одни политические идеи и ценности поэтому направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление. Другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации, в том числе недостаточно назревшей и полезной для общества. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских.

Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.

По сфере распространения и политического влияния, своему статусу, идеологии разделяются на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и общественно-политических объединений, движений. Вторые — имеют государственный масштаб и проявляют себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности.[1]

Рассмотрим структуру и основные составляющие идеологического спектра современного российского общества.

В структурном плане произошли существенные изменения, характеризующиеся переходом от двухполюсной (коммунисты — антикоммунисты) и конфронтационной модели идейно-политического спектра на начальном этапе реформирования российского общества к многополюсной и по преимуществу консенсусной. Переход этот еще не завершился и в идеологическом спектре сохраняются элементы двухполюсного построения (“левые” – “правые”), а также конфронтационные тенденции.

Вместе с тем, отчетливо обозначились контуры новой модели идеологического спектра — в виде своеобразного треугольника идейно-политических сил и доктрин: либералы — коммунисты — национал-патриоты. Первые представляют политическую идеологию правительственных кругов, осуществляющих курс на рыночное реформирование России. Вторые составляют идейную оппозицию ему с точки зрения реставрации (на обновленной основе) основ социалистического и коммунистического порядка. Третьи, кстати говоря, они зачастую и именуются “третьей силой”, заявляют о себе как оппозиция правительственному курсу, а также и коммунистам, с точки зрения реформ в духе национальных интересов и ценностей, самобытного российского уклада и образа жизни.

Конечно, весь состав идейно-политического спектра не сводится только к трем указанным политическим идеологиям и гораздо богаче. Он представлен другими разновидностями идеологии (социалистической, консервативной, фашистской и другими, менее распространенными и влиятельными, а также различными идейными течениями (умеренными, радикальными, экстремистскими). Охарактеризуем содержание важнейших видов идеологии.

Либеральная идеология. Главная ее цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику. “Лучшее правительство то,– отмечал [2] в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”.

По своему характеру либеральная идеология может быть как правоумеренной, так и праворадикальной, в зависимости от преобладающего в ее версиях способа достижения и обеспечения свободы. Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, т.е. освобождения их от государственного регулирования — характерный пример радикально-либерального мышления. Умеренный либерализм более лоялен к государству и государственному регулированию, осознавая их роль в качестве необходимых гарантов свободы личности. “Без государства, – констатирует французский теоретик либерализма А.Фурсан, – личные свободы станут иллюзией”. Присущий либеральной идеологии лозунг “меньше государства”, в умеренно-либеральной интерпретации означает “меньше неправового государства”, т.е. меньше властного произвола и бюрократических пут. Без силы государства свободе индивида угрожает экономический диктат монополий. Ослабление государства бьет по финансовой, кредитной, налоговой и другим системам государственного регулирования, подрывает фундаментальную науку, масштабные НИОКР, капиталоемкие производства, убыточные, но полезные для общества предприятия, что также ограничивает меру общественной свободы.

Либеральная идеология, преимущественно радикального толка, с началом рыночных реформ оказывает свое влияние и в России. В роли главных ее субъектов сегодня выступают движение “Наш дом – Россия” (В.Черномырдин) с одноименной парламентской фракцией (С.Беляев), “Демократический выбор России” (Е.Гайдар) с [2] соответствующей депутатской группой. Они отличаются решительностью намерений и мер по либерально-демократическому переустройству России и утверждению в образе жизни россиян либеральных ценностей.

В основу политики либерализации положены в первую очередь интересы элиты крупных частных собственников — так называемых “новых русских”. В повестке дня политики либералов стоят задачи стимулирования среднего и мелкого частного бизнеса, создания “среднего класса” как важнейшей социальной базы либеральной демократии. При этом, для наиболее радикальной части либералов цель ускоренного перехода к рыночной системе хозяйства оправдывает любые средства и важнее самих ценностей либерализма.

Консервативная идеология. Она во многом близка идеологии либерализма. Только в эпоху становления и утверждения капитализма эти две идеологии были идейными антагонистами. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии.

По своему характеру консервативная идеология может быть умеренной и радикальной. Это противоречит сложившемуся у нас стереотипу о крайне радикальном и даже реакционном характере консерватизма. Считалось, что он символизирует верность старому, отжившему, а также вражду ко всему новому, особенно в облике социализма. Но не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно также, не всякое новое всегда прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ. Люди часто совершают неразумные действия, руководствуются иррациональными мотивами и чувствами. Для того, чтобы каким-то образом их сдерживать, веками и десятилетиями создавались такие институты, как монархическая и парламентская системы правления, церковь, общественная мораль, традиции. Быть консерватором, по определению британского профессора М.Оукшотта, значит “предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительное – возможному, ограниченное – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, обычное – совершенному”.

К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития зкономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса. Это сближает ее с либерализмом. Вместе с тем, консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания неравенства людей и иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях — концепция “демократического господства элит”, в соответствии с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага. С позиций элитизма рассматриваются и проблемы безопасности, международных отношений. Это находит свое выражение в идеях неравенства наций, борьбы за власть в межгосударственных отношениях, поддержания военно-силового превосходства стран, составляющих мировую элиту.

В современной России идеология консерватизма заново зарождается и не имеет еще достаточно широкой социальной базы, а также значительного влияния. Отдельные идеи и ценности, близкие духу консерватизма (элитизм, верность традициям, строгость общественной морали, крепость семьи, религиозная основа духовности личности и общества и другие) отстаивают Общество купцов и промышленников России, Совет дворянского собрания, Союз казачьих войск России, Свободная демократическая партия (М.Салье), другие силы, объединившиеся в сословное общественно-политическое движение “Традиции и [2] прогресс”. Российский консерватизм, тем не менее, не выделился пока в самостоятельное идейно-политическое направление, не стал фактором, влияющим на расстановку сил в стране. Ему еще предстоит преодолеть стереотип психологического неприятия консерватизма, сформироваться как идеологии.

Социал-демократическая (социалистическая) идеология. По своему характеру она является левоумеренной, поскольку исходит из эволюционности общественного развития, отказа от революционного насилия. Идея социализма оказывает заметное влияние на общественно-политические процессы во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Японии, других развитых государствах. В Европе социалисты ведут за собой 30—40, а в ряде стран и более, процентов избирателей. Во многих государствах они представлены правящими партиями, участвуют в коалиционных правительствах, имеют значительные парламентские фракции. Социалисты победили на последних выборах в Испании, Италии, Литве, Польше, Греции, Венгрии, Украине, других странах.

Базовыми ценностями социал-демократического идеала признаются свобода, справедливость, солидарность. Они неосуществимы без механизма демократии — политической, экономической, социальной, международной. Демократия, в понимании социалистов, не столько цель, а тем более самоцель, сколько необходимое средство реализации указанных базовых ценностей. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает “возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства”. Главным инструментом политической демократии является правовое государство, опирающееся на принципы конституционализма, верховенства права, разделения и сбалансирования властей, субсидиарности (разделения [2] компетенции), опоры на широкое местное самоуправление, плюралистического гражданского общества.

Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться государственным регулированием рынка в интересах всех граждан, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.

Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.

Социалистические идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР [1].

 

Заключение

Государство политическими средствами призвано осуществлять общую функцию управления людьми, отношениями между ними и социальными группами, оно нередко выступает силой, “умиряющей” межклассовые, политические столкновения, не допускает бесплодной растраты сил в социальной борьбе, разгула анархистской стихии.

Таким образом политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочения специфическими методами.

Область политики охватывает власть и властные отношения, государственно-политическую организацию общества и весь комплекс ее институтов, совокупность политических партий, избирательную систему, механизм принятия политических решений и политический процесс. Такой подход может приблизить к более глубокому пониманию политики как общественного явления.

Политика как деятельность предполагает определению долгосрочных (стратегических) и текущих (тактических) целей развития общества, региона, города. Для этого необходимо выявлять, анализировать весь спектр разнообразных общенациональных, региональных, групповых потребностей и интересов, выделяя приоритетные из них на каждом историческом этапе. Наиболее оптимально решить эту сложную задачу могут демократически сформированные законодательные и исполнительные органы государства, опираясь на разработки научных коллективов, отдельных ученых, опыт практических работников.

Иная технология формулирования основных целей политики присуща политическим партиям и общественно-политическим движениям. Здесь генератором идей по определению целей политики, как правило, выступает партийный лидер и его команда (непосредственное окружение). Провозглашенные им цели после обсуждения приобретают общепартийный или общественный характер. Но только те цели получают право на жизнь в политике, которые выбирают, интегрируют интересы, потребности, настроения социальных, национальных групп и слоев, являющихся социальной базой партии или общественно-политического движения. Произвольно выбранные цели, пусть даже и поданные в красивой пропагандистской упаковке, но не затрагивающие жизненных интересов тех социальных групп, которые являются опорой партии или движения, обречены на быстрое забвение.

Реализация политических целей осуществляется специфическими политическими методами. В общепринятом толковании под методом понимается совокупность приемов, способов, правил, используемых в практической деятельности. Такое понимание метода можно распространить и на область политической деятельности.

 

Список литературы

  1. Политология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001;
  2. Общая и прикладная политология: Учебное пособие/Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. -
  3. Научно-педагогический Центр «Петершуле», ПРОЕКТ Г.И. Трубников БОГ-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО;
  4. Личность как субъект и объект политики, А.А. Федосеев «Введение в политологию», СПб, 2008.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 30.90K
Скачано: 327
Скачать бесплатно
30.09.12 в 19:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе