Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам »

Международные кредитно-финансовые институты

Международные кредитно-финансовые институты  [29.09.12]

Тема: Международные кредитно-финансовые институты

Раздел: Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам

Тип: Контрольная работа | Размер: 36.66K | Скачано: 266 | Добавлен 29.09.12 в 19:39 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012


Содержание

1. Контрольный теоретический вопрос. Международные кредитно-финансовые институты

1.1. Международный валютный фонд и Всемирный банк 3

1.2. Европейский банк реконструкции и развития 14

1.3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк 20

2. Контрольные тестовые задания 23

3. Задача 25

Средний уровень цен вырос за год на 9%, объем производства - на 6%, скорость оборота денег снизилась с 4 до 3,5 оборота. Определить объем денежной массы на конец года, если в начале года он составлял 5 трлн руб.

Список литературы 26

 

1. Международный валютный фонд и Всемирный банк

С целью решения проблем восстановления и стабилизации разрушенной Второй мировой войной экономики европейских государств в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась представительная  международная  валютно-финансовая  конференций одним из главных итогов которой стало решение об учреждении двух организаций: Международного валютного фонда (МВФ)

Международного банка реконструкции и развития (МБРР) фонд был призван поддерживать стабильность мировых валютных систем, а Банк – стимулировать долговременное экономи­ческое развитие стран-участниц. Их общей целью провозглаша­лось также содействие становлению открытой рыночной эконо­мики в мире.

Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятель­ность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управ­ляющих – руководящий орган МВФ – состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участ­ниц и собирается ежегодно. Директорат – исполнительный орган включает шесть представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку.

Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с ус­тановленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в междуна­родной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчиты­ваться в СДР (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос при­мерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежат ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочис­ленным развивающимся странам. В соответствии с долей капи­тала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.

Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран – экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях – достаточно 70%.

Основными функциями МВФ являются:

Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платеж­ного баланса и т.д.

Бурное развитие российской банковской системы сопряжено с некоторыми рисками, заявляет Пол Томсен. В первую очередь обеспокоенность МВФ вызывает быстрый рост потребительского кредитования в России. Действительно, объем просроченной задолженности растет внушительными темпами: по данным ЦБ, если на 1 января 2006 года объем «плохих» долгов составлял чуть более 10 млрд. рублей, то на 1 января 2012 года объем просрочки в России сейчас составляет порядка 290 млрд рублей, из них у коллекторов находится от 40% до 50%. На 1 января 2009 года просрочка по кредитам составила 3,8%. Объем просроченной задолженности по кредитам до конца 2010 года вырас до 10%.

В настоящее время, уровень просроченной задолженности по кредитам составляет 6,68%. Можно полагать, что в абсолютных значениях доля просрочки увеличится в силу того, что будут выдаваться новые кредиты, и какая-то их доля с опозданием в шесть месяцев будет становиться проблемной. Наверное, в 2012 году объем проблемных кредитов в относительном показателе будет ниже, чем он был в 2010 году, когда просрочка достигла своего пика.

С мая 2010 года объем выданных кредитов вырос примерно на 20%. Можно также ожидать, что в этом году рост продолжится, и предположить, что он составит не менее 15-20%.

Порядка 80% портфелей - это банковская задолженность. Среди банковских долгов лидерство держит потребительское кредитование, в частности, долги, возникшие по кредитам наличными, кредитным картам, автокредитам, а также пока незначительный объем составляют ипотечные кредиты. Можно предположить, что в будущем доля ипотечных кредитов может расти, в зависимости от того, будет ли расти объем ипотечных кредитов у банков. Если они будут расти в абсолютном значении, то и передача коллекторам также будет увеличиваться.

Отдельный вопрос - рынок проблемной задолженности по коммунальным услугам. На самом деле, это очень большой рынок. По оценкам Минрегионразвития, его объем составляет порядка 280 млрд рублей - это задолженность по коммунальным услугам физических и юридических лиц. Долг физических лиц, по разным оценкам, составляют 80-100 млрд по России.

Специалисты МВФ рекомендуют банкам внимательнее следить за ростом объема выданных потребкредитов, а аккуратнее подходить к иностранным заимствованиям. Когда российские банки занимают за рубежом для финансирования рублевых кредитов, возникает потенциальная возможность валютных рисков. Кроме того, МВФ волнует быстрое развитие рынка корпоративных облигаций.

Членство в Фонде является обязательным условием для вступления страны в МБРР и другие, родственные ему валютно-кредитные организации. Советский Союз, будучи участником Бреттон-Вудской конференции 1944 г. и подписав документы об учреждении МВФ и МБРР, не ратифицировал их и не внес ус­тановленную часть капитала. Лишь в 1991 г. Президент СССР подал официальное заявление о приеме страны в эти организа­ции, и к середине 1993 г. все республики бывшего Советского Союза стали полноправными их участниками.

Порядок предоставления кредитов МВФ. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР (специальных прав заимствования) в обмен на эквивалентное количество единиц национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Финансирование осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», а с 1978 г. - «резервной долей» (Reserve Transhe); она образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается.

Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» (Reserve Position) страны-члена в МВФ.В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре «кредитные доли», или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие.

На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Всемирный банк – международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:. ликвидация нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение устойчивого развития окружающей среды; формирование глобального партнерства в целях развития. Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации: Международная финансовая корпорация; Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций; Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) на­чал функционировать с июня 1946 г. в качестве специализиро­ванного, независимого в решениях от ООН органа. По мере рас­ширения деятельности Банком были образованы четыре родст­венных ему подразделения: Международная финансовая корпо­рация (МФК) – в 1956 г., Международная ассоциация развития (MAP) – в 1960 г., Международный центр урегулирования ин­вестиционных споров (МЦУИС) – в 1966 г. и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – в 1988 г. В настоящее время эти учреждения вместе образуют Группу Все­мирного банка со штаб-квартирой в Вашингтоне, а МБРР – ро­доначальника и центральное звено Группы вместе с MAP име­нуют Всемирным банком (ВБ). Группа выступает партнером в создании рынков, укреплении экономического потенциала, содей­ствует повышению уровня жизни граждан, особенно в бедней­ших из развивающихся стран.

МБРР является самым мощным подразделением Группы обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время превышает 180 стран. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером являются США, имеющие при­близительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%.

Совет управляющих – высший руководящий орган Банка. Он состоит из министров финансов или управляющих централь­ными банками стран-участниц, возглавляется Президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акцио­нерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих Банка и МВФ ежегодно проводят совместные заседания.

Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еже­недельно проводит заседания. Президент Банка является его пред­седателем. Совет состоит из 24 человек – по одному представи­телю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Рос­сийская Федерация имеет отдельного представителя. Председа­тель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении со­трудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями дея­тельности осуществляют три директора-распорядителя.

Основными функциями МБРР являются:

Банк устойчиво получает прибыль (более 1 млрд долл. еже­годно), хотя ее максимизация не является его основной задачей. Прибыль используется на собственное развитие, а дивиденды акционерам не выплачиваются.

В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

Главным направлением деятельности МБРР до середины 50-х го­дов было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предос­тавлен Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого по сравнению с промыш­ленным сектором возросла доля средств, направляемых на раз­витие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.

Продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ре­сурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоко ликвидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль также служат источниками ресурсов, при этом соотно­шение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом.

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15–17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммер­ческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В по­следнее время их размер изменялся в пределах 7–7,5%. Практи­куется отсрочка начала погашения основной суммы займов при­мерно на пять лет. Результаты деятельности Банка отражаются в его балансе.

За более чем 55 лет своей деятельности Банк предоставил займов на сумму, превышающую 350 млрд долл., что в два раза опережает масштабы МВФ. Объем кредитования в 2000-м фи­нансовом году составил около 11 млрд долл. Участие в Банке почти всех стран мира позволяет действовать глобально. Выполняя разные функции, МБРР и МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных га­рантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие наи­высший рейтинг на мировом рынке, примерно пятую часть по­требности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимство­ваний у ВБ.

Корпорация может инвестировать средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддерж­ку. Она финансирует создание новых и реконструкцию дейст­вующих предприятий – от заводов до банков. Большое внима­ние при этом уделяется развитию малого бизнеса и охране ок­ружающей среды. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и пред­приятиям по широкому спектру направлений.

Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по проек­там; приобретение не более 35% акций предприятий и неучастие в их управлении (невладение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала стра­ны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осу­ществляется в течение 3–15 лет с предоставлением отсрочки пла­тежей до 12 лет. Обязательства 2000-го финансового года состав­ляли 2,4 млрд долл. Совокупный портфель обязательств – около 22 млрд долл. Ее участниками являются 174 страны.

Международная ассоциация развития (MAP) создана для ока­зания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 30–40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой пла­тежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоя­щее время имеют более 80 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 850 долл.

Средства MAP формируются за счет взносов (по подписке добровольных) более богатых участников, а также прибыли платежей по предоставленным кредитам. Российская Федерация вносит существенный вклад в пополнение средств Ассоциации.

Несмотря на юридическую самостоятельность, MAP во многих случаях осуществляет совместную с МБРР деятельность и общий с ним персонал, помещения и другое техниче­ское обеспечение. Совокупный объем кредитования превышает 130 млрд долл. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты по более 125 проектам на общую сумму около 4,5 млрд долл., ее членами является 161 страна.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инве­стиций путем обеспечения условий для проведения примири­тельных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами является 131 страна, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 75. Число разбирательств, зарегист­рированных в 2000-м финансовом году, составило 12.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвестором гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам воз­можностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение от­дается обоснованным с финансовой, экономической и экологи­ческой точек зрения проектам, способным содействовать разви­тию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные ин­вестиции в течение 15–20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн долл.

В настоящее время выдаваемые Агентством контракты еже­годно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, пре­вышающем 2,5 млрд долл., что позволяет развивающимся стра­нам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Со­вокупный объем выданных гарантий превышает 7 млрд долл.. Членами МАГИ являются 152 страны.

Российская Федерация, осуществляя переход к рыночной экономике, стала получать поддержку Группы ВБ с середины 1992 г. и является сейчас одним из крупнейших ее партнеров. Всемирный Банк выступает главным зарубежным источником долгосрочно­го финансирования государственного сектора страны. Используя свои родственные организации и других посредников, он играет важную роль и в финансировании частного сектора, с 1993 г. в Москве функционирует постоянное представительство ВБ с численностью сотрудников около 50 человек.

Со времени вступления в ВБ на реализацию свыше 50 проектов России было выделено займов на сумму более 11 млрд долл. В последние го­ды наша страна была второй среди крупнейших заемщиков ВБ уступая лишь Китаю. За год она получала кредитов на сумму примерно 1,7 млрд долл. (Китай – 2,3 млрд долл.). В то же время Россия не лидирует по объему полученных кредитов в расчете на душу населения. Если в РФ этот показа­тель составляет 12,5 долл., то у Армении, например, 24,2 долл.

Банк прогнозировал дальнейшее расширение сотрудничества с нашей страной и в недалекой перспективе был готов увеличить объемы займов до 2–3 млрд долл. в год. Однако это связано с нередко возникающими в РФ проблемами своевременного целевого использования предоставленных средств, что отмеча­лось экспертами ВБ. Тем не менее в России был утвержден крупнейший за всю историю Банка проект, реализация которого началась в 1998-м финансовом году. Банковский кризис в нашей стране снизил интенсивность сотрудничества с ВБ. В целом масштабы получаемых РФ креди­тов уменьшились, а ее политика заимствований у ВБ стала более сдержанной.

Прямые инвестиции в российский частный сектор осуществ­ляются МФК. Она проводит также исследовательскую и кон­сультативную работу. В настоящее время суммарный объем инве­стиций Корпорации более чем по 20 проектам превысил 400 млн долл. В числе крупнейших проектов МФК в России можно на­звать выделение ресурсов на реструктуризацию предприятий в послеприватизационный период, на развитие фондового рынка и агропромышленной сферы, на инвестиции в нефтяную промышленность и др.

Оказывая поддержку Российской Федерации (как и прочим странам), Группа ВБ нередко взаимодействует с другими между­народными организациями. Например, ВБ и Европейский банк реконструкции и развития предоставили совместный заем на реализацию проекта развития финансовых институтов в России. Для повышения эффективности деятельности российского бан­ковского сектора до уровня мировых стандартов аккредитован­ные в рамках Проекта банки получили на льготных условиях доступ к кредитным ресурсам с целью совершенствования каче­ства предоставляемых услуг, модернизации технического обес­печения и т.д.

 

2. Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) учрежден в 1991 г. для содействия странам Централь­ной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении ры­ночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время яв­ляются 60 государств, включая все европейские страны, РФ, РЯД стран других регионов мира (США, Японию) и такие органи­зации, как ЕС и ЕИБ. Уставный капитал составляет 20 млрд евро. Банк осуществляет свою деятельность в странах опера­ций, число которых достигло 26 после вступления в него 1996 г. Боснии и Герцеговины. Штаб-квартира ЕБРР располо­жена в Лондоне, а 28 представительств – во всех странах опера­ций (кроме Армении). В отличие от других стран, РФ имеет четыре представительства: центральное – в Москве и регио­нальные – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке.

Совет управляющих во главе с Председателем и двумя замес­тителями руководит Банком и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и представителей от ЕС и ЕИБ. Многие свои полномочия он де­легирует Совету директоров, осуществляющему руководство по­вседневной деятельностью и состоящему из Президента, четы­рех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров вхо­дит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структу­ра Банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100 человек (учитывая представительства в странах операций).

ЕБРР взаимодействует со многими международными инсти­тутами, и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к уча­стию в осуществлении различных проектов также частные на­циональные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Качеству финанси­руемых проектов, и прежде всего очевидности и реальности экономических выгод для страны от их реализации, Банк тради­ционно уделяет пристальное внимание.

Привлекая средства на международных рынках на весьма вы­годных условиях, ЕБРР предоставляет свои услуги по коммерче­ским ценам. Главным образом это дополнение усилий других кредиторов для оказания поддержки предприятиям, нуждаю­щимся в финансовых ресурсах. Гарантии на экспортные креди­ты и розничные банковские услуги он не предоставляет. Банк действует как в государственном, так и в частном секторах эко­номики, принимая на себя риски, непосильные многим нацио­нальным и зарубежным инвесторам.

Банк ежегодно выделяет 2,5–2,7 млрд евро на реализацию новых проектов в странах операций. За все время существования на реализацию более 1000 проектов было выделено около 25 млрд евро.

Основными функциями ЕБРР являются:

К числу операционных приоритетов Банка относятся: разви­тие частного сектора, охват всех стран операций, работа с фи­нансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран операций, в том числе пу­тем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих основ­ных принципов:

Прямое  финансирование  предоставляется  главным  образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием ино­странного капитала. При их кредитовании Банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США и евро, и погашаются той же валюте, в которой были выданы. В последнее время Банк начал фондировать кредиты (привлекать для них средства) в ряде местных валют.

Минимальная сумма кредитов ЕБРР составляет 5 млн евро, однако он находит возможности для работы с мелкими и средними предприятиями. В последние годы средние размеры его кредитов в государственном секторе составляли 25, а в ча­стном – 16 млн евро. Срочность кредитов обычно составляет 5–10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) – до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржей, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксированный процент, а также в не­которых других вариантах. Основная сумма кредитов погаша­ется равными долями каждые полгода.

Финансируемые клиенты обязаны обеспечивать страхование традиционно страхуемых рисков, к которым Банк не относит по­литические риски и риски неконвертируемости местных валют. Кредиты обеспечиваются залогом активов финансируемых про­ектов: движимое и недвижимое имущество, акции, переуступка прав и т.д. Кредиты ЕБРР исключаются из сумм государствен­ного долга при его реструктуризации, т.е. Банк имеет статус при­вилегированного кредитора.

Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществля­ется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает кон­трольные пакеты акций и не принимает прямой ответственно­сти за управление предприятиями. Он может также гарантиро­вать размещение акций, выпущенных государственными или част­ными предприятиями.

Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гаран­тии могут быть от всех рисков, частные и др. При этом кредит­ный риск должен быть известен и приемлем для Банка.

Финансирование с помощью посредников является инструмен­том работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбранным Банком финансовым учреждениям предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кре­дитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных слу­чаях может предоставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полу­ченные ресурсы мелким и средним предприятиям.

Результаты деятельности Банка отражаются в его балансе.

Российская Федерация получает поддержку ЕБРР, направ­ленную главным образом на развитие местных банковских и финансовых учреждений и способствующую становлению част­ного сектора страны. Мелкие и средние предприятия при по­средничестве российских банков получают финансирование на приемлемых для них в настоящее время условиях. Другими ас­пектами помощи Банка является развитие рынков капитала, ук­репление нормативной базы, содействие торговле и т.д.

В октябре 2001 года на заседании Правительства Российской Федерации была одобрена программа сотрудничества Российской Федерации с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

Стратегической целью сотрудничества с ЕБРР является привлечение необходимых для российской экономики инвестиционных ресурсов на льготных по сравнению с другими потенциальными инвесторами условиях - с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга, а также в проектах со слишком высокими для других инвесторов рисками. При этом освоение кредитных средств ЕБРР осуществляется с использованием опыта Банка по разработке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, с внедрением современных методов финансового менеджмента и корпоративного управления.

За период с 1991 по 2000 годы деятельности в Российской Федерации, ЕБРР удалось стать крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор российской экономики. В соответствии с мандатом Банка основными по объему российскими заемщиками ЕБРР являются предприятия негосударственного сектора, на которые приходится 87% одобренного финансирования из собственных средств Банка и 84% общей по России суммы заключенных кредитных и инвестиционных соглашений.

Общая стоимость одобренных проектов по России с участием ЕБРР за это время составила более 13 млрд. евро, при этом сумма одобренных вложений собственных средств ЕБРР составила около 4,0 млрд. евро. На основе утвержденных проектов ЕБРР заключил кредитных и инвестиционных соглашений с российскими предприятиями и организациями - заемщиками на сумму 3,3 млрд. евро. Сумма использования средств по этим соглашениям составила около 2,3 млрд. евро.

Банк за прошедшие годы осуществлял инвестиции практически во все сектора российской экономики. Большая часть одобренного в 1991-2000 гг. Советом директоров финансирования ЕБРР для России приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24,3%, транспорт и связь - 12,1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26,7%, финансово-банковский сектор - 31,7%, агробизнес - 1,8%, муниципальное развитие -1,9%. География инвестиционных проектов ЕБРР распространяется от Калининградской области (проект улучшения водоснабжения и водоочистки г. Калининграда - 16,5 млн. евро) до Камчатки (проект строительства Мутновской геотермальной электростанции - 85,6 млн. евро).

Согласно принятой программе построение отношений с ЕБРР должно осуществляться в рамках единой стратегии заимствования Российской Федерации у Международных банков развития (МБР), определяющей приоритеты, цели, объемы и инструменты заимствований у МБР.

При этом надо учесть, что принятая на 10-м заседании Совета управляющих ЕБРР в апреле 2001 г. Среднесрочная стратегия развития Банка до 2005 года предусматривала постепенное смещение ориентиров Банка на Восток, в первую очередь в сторону России. Активизация операций Банка в России предусматривается и принятой в ЕБРР Стратегией операций ЕБРР в России. Это дало возможность увеличить долю России в инвестиционном портфеле Банка до 30% и довести объем новых инвестиций ЕБРР в российскую экономику до 1 млрд. евро в год уже в 2003 году. С 2003 года ЕБРР выделяет в виде кредитов в РФ по 1 млрд. евро. Такое решение ЕБРР об увеличении инвестиций в Российскую Федерацию позволило осуществлять финансирование, как коммерческих проектов, так и проектов, требующих предоставления суверенной гарантии. Таким образом, существует возможность финансирования проектов, имеющих государственное значение, за счет ресурсов ЕБРР, предоставляемых под суверенную гарантию, в случае недостаточности средств внутренних источников, включая федеральный бюджет.

Предполагается, что формирование среднесрочной программы сотрудничества России с ЕБРР должно осуществляться на следующих принципах:

- привлечение к реализации проектов, финансируемых за счет средств ЕБРР и иных инвесторов;

- соответствие приоритетам Программы социально-экономического развития Российской Федерации;

- высокий уровень подготовки проектов;

- координация с деятельностью других международных и региональных организаций и Российским банком развития.

На основе приоритетов инвестиционной политики Российской Федерации и с учетом состава федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы сформулированы критерии отбора проектов для привлечения суверенных займов ЕБРР или предоставления суверенных гарантий. К ним относятся:

- невозможность прямого бюджетного финансирования;

- «некоммерциализируемость», т.е. невозможность эффективной реализации проекта на коммерческих условиях;

- укрепление федерализма и региональной интеграции;

- социальная значимость;

- мультипликативный эффект;

- содействие охране окружающей среды.

Подготовка и реализация программ сотрудничества с ЕБРР в России происходит следующим образом.

Объемы и приоритеты заимствования в ЕБРР, а также отраслевая структура и типы займов определяются в Программе сотрудничества, которая разрабатывается Минфином России и Минэкономразвития России и передается на рассмотрение Межведомственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с международными финансовыми и экономическими организациями (МВК) или иной комиссии, установленной Правительством Российской Федерации. Для рассмотрения вопросов сотрудничества России с ЕБРР создается, по согласованию с ЕБРР, двусторонняя рабочая группа (РГ) в состав которой входят представители Европейского банка реконструкции и развития, с одной стороны, и Минэкономразвития России, Минфина России, МИД России, Минпромнауки России, Банка России, Аппарата Правительства Российской Федерации и Федерального центра проектного финансирования, с другой стороны. К работе в группе привлекаются представители отраслевых министерств и ведомств в пределах компетенции, а также представитель от Российской Федерации в Совете директоров ЕБРР и сотрудники российской дирекции Банка.

Инициирование инвестиционных проектов осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем представления заявки в Минэкономразвития России и Минфин России. Заявка содержит концепцию проекта, в которую, в частности, включена оценка ожидаемого эффекта от реализации проекта для развития экономики страны, структура проекта, предварительный финансовый план расходования и погашения средств кредита.

Минэкономразвития России и Минфин России совместно с Федеральным центром проектного финансирования осуществляют отбор проектов с учетом перспективных задач реализации программы экономических реформ и развития российской экономики, приоритетов сотрудничества России с ЕБРР, экономической и экологической оценки предварительно отобранных проектных предложений, соответствия общим условиям получения кредитов ЕБРР. Минэкономразвития России вносит отобранные заявки на рассмотрение МВК.

После согласования с ЕБРР, Минфин России включает одобренные МВК займы в проект Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на соответствующий год, которая выносится на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

 

3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк

Европейский Центральный Банк (European Central Bank) был создан 1 января 1999 года. Штаб-квартира Европейского Банка находится во Франкфурте, Германия. Целью ЕЦБ (ECB) является поддержание ценовой стабильности в еврозоне, т.е. обеспечение уровня инфляции не выше 2%.

Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков: Национальный банк Бельгии (Banque Nationale de Belgique), Управляющий Гай Куаден (Guy Quaden);  Бундесбанк (Deutsche Bundesbank), Управляющий Аксель Вебер (Axel A. Weber); Банк Греции (Bank of Greece), Управляющий Николас Гарганас (Nicholas C. Garganas); Банк Испании (Banco de España), Управляющий Мигель Фернандес Ордисез (Miguel Fernández Ordóñez); Банк Франции (Banque de France), Управляющий Кристиан Нойер (Christian Noyer); Валютный институт Люксембурга.

Главой Европейского Центрального Банка является его Председатель (на 2009 г. Жан-Клод Трише).

Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского Центрального Банка, таких как учетная ставка, учет векселей и прочие решаются Дирекцией и Советом Управляющих Банка.

В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом Управляющих, одобряются Европейским Парламентом и главами государств, входящими в еврозону. Директора назначают сроком на восемь лет.

Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и Управляющих национальными центральными банками. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырех крупных Центробанков: Франция, Германия, Италия и Испания.

Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену, если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.

Для проведения голосования требуется присутствие 2/3 членов Совета, однако, может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается порог присутствующих. Решения принимаются простым большинством, в случае равенства голосов, голос Председателя имеет больший вес. Решения по вопросам капитала ЕЦБ, распределения прибыли и т.п. решаются также голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учрежден в 1958 г. странами – членами ЕС. Целями со­здания Банка провозглашались долгосрочное (20–25 лет) фи­нансирование слабо развитых регионов, осуществление совме­стных проектов стран-участниц, совершенствование отраслевой производственной структуры европейских государств, а также льготное (до 30–40 лет) кредитование ассоциированных участ­ников.

Совет  управляющих,   состоящий  из  министров  финансов стран-участниц, и Директорат – президент и несколько его заместителей – возглавляют Банк. Такие страны, как ФРГ, Фран­тя, Англия и Италия, обладают наибольшей долей уставного 1сапитала, составляющего примерно 15 млрд евро. Размер резервного капитала превышает 10% уставного фонда.

ЕИБ привлекает средства на европейском и международных рынках капитала, осуществляя систематическую эмиссию облигаций, номинал которых выражается в долларах США, евро и других валютах. Развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций – основные направления вложений Банка. Дополняя средства заемщиков, его кредиты традиционно покрывают не более половины стоимости расходов по проектам и могут пре­доставляться в евро и других валютах. Рыночная конъюнктура определяет размер платы за кредит. Такие страны, как Италия Англия, Франция и Ирландия, являются лидирующими заем­щиками Банка.

В последние годы Банк как агент Европейского Союза за счет специальных фондов осуществляет кредитование инфра­структурных проектов, в частности развитие энергетики. Мел­кие и средние смешанные компании при этом получают ресур­сы от определенных кредитных учреждений стран-участниц, ко­торым Банк предоставляет финансовую поддержку. Помимо этого ЕИБ на льготных условиях финансирует развивающиеся страны – ассоциированные члены ЕС. В последние годы XX в., например, он планировал профинансировать на 30% польский проект строительства крупной международной автомагистрали, общая сумма которого оценивалась в 2,2 млрд евро.

Кроме ЕИБ в рамках ЕС и Европейской валютной системы (ЕВС) действуют и другие, менее масштабные кредитно-финан­совые организации, в том числе Европейский фонд валютного со­трудничества (ЕФВС) и Европейский денежный фонд сотрудни­чества (ЕДФС). Эти организации выполняют возложенные на них учредителями функции и решают свои задачи.

 

2. Контрольные тестовые задания

А. Использование аккредитивной формы расчетов более выгодно:

1. Экспортеру.

2. Импортеру.

Аккредитив (от лат. accredo – доверяю) - форма расчетов, подразумевающая договоренность, содержащую твердое обязательство банка-эмитента, по поручению клиента (заявителя аккредитива) или от своего имени, осуществить платеж в пользу его контрагента (бенефициара) в сроки и в сумме, оговоренной с заявителем аккредитива.

Можно  выделить следующие достоинства аккредитивной формы расчета в международных операциях:

Преимущества  для Импортера:

Преимущества  для Экспортера:

Естественно, как и в любой другой форме безналичных расчетов, аккредитив имеет и свои недостатки:

Таким образом, использование аккредитивной формы расчетов более выгодно импортеру.

Б. Установите соответствие клиентуры виду банков:

Группа клиентов

Центральный банк

Коммерческий банк

Промышленные предприятия

+

Банки

+

Население

+

Правительство

+

 

3. Задача

Средний уровень цен вырос за год на 9%, объем производства - на 6%, скорость оборота денег снизилась с 4 до 3,5 оборота. Опреде­лить объем денежной массы на конец года, если в начале года он со­ставлял 5 трлн руб.

Решение:

1) Скорость обращения денег рассчитывается как отношение номинального валового внутреннего продукта к объему денежной массы, находящейся в обращении. Соответственно, номинальный валовой внутренний продукта= скорость обращения денег *объем денежной массы, находящейся в обращении

5 * 4 = 20 трлн. руб. 

2) Далее рассчитаем денежную массу на конец года.

 20 * 1,09 *1,06 / 3,5 = 6,6 трлн. руб.

 

список литературы

  1. Федеральный закон от 3 июля 2006 г. № 94-ФЗ «О принятии Поправки к статье 1 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, одобренной Советом управляющих Европейского банка реконструкции и развития в городе Лондоне 30 января 2004 года. – М.: Омега-Л, 2009.
  2. Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации от 6 декабря 2002. – М.: Омега-Л, 2009.
  3. Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития от 29 мая 1990. – М.: Омега-Л, 2009.
  4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 2010.
  5. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Ака­демический Проект; Альма Матер, 2009.
  6. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред.  Е.Ф. Жукова. – М.: Юнити-Дана, 2009.
  7. Кашкин С.Ю., Трушина Н. Законы Европейского союза о банковском деле // Законодательство и экономика. – 2008. – № 2.
  8. Семилютина Н.Г. Происхождение кредитных организаций и эволюция предоставляемых ими услуг (правовые аспекты) // Законодательство и экономика. – 2009. –№ 1.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под редакцией В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2010.
  10. Финансы и кредит. Серия «Высшее образование» /Под ред. А.П. Ковалёва. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  11. Интервью с Г. Грефомhttp: // www. crednews.ru.
  12. Объем просроченной задолженности по кредитам растет // http://bankir.ru/novosti/s/obem-prosrochennoi-zadolzhennosti-po-kreditam-rastet-10001640.
  13. Официальный сайт Всемирного Банка на русском языке // http://www.worldbank.org/eca/russian.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 36.66K
Скачано: 266
Скачать бесплатно
29.09.12 в 19:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе