Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам »

Международные кредитно-финансовые институты

Международные кредитно-финансовые институты  [02.10.11]

Тема: Международные кредитно-финансовые институты

Раздел: Бесплатные рефераты по деньгам, кредиту, банкам

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.49K | Скачано: 321 | Добавлен 02.10.11 в 23:22 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк

1.1. Международный Валютный Фонд 4

1.2. Всемирный Банк, его отношения с РФ 6

1.3. МВФ и Всемирный банк — в чем различие 9

ГЛАВА 2. Европейский банк реконструкции развития

2.1. Организационно правовые нормы, цель создания, принципы и функции ЕБРР 11

2.2. Россия и ЕБРР 15

2.2.1. Программы ЕБРР 17

ГЛАВА 3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк

3.1. Характеристика Европейского центрального банка 19

3.2. Европейский инвестиционный банк 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всемирном хозяйстве постоянно перемещается денежный капитал, формирующийся в процессе воспроизводства отдельных стран. Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг, капиталов. Эти потоки отличаются единством места (рынок) и формы: обычно в стоимостной форме и в виде валютно-кредитных инструментов. Специфической сферой рыночных отношений являются мировые валютные, кредитные, финансовые рынки, а также рынки золота. Эта система рыночных отношений обеспечивает аккумуляцию и перераспределение мировых финансовых потоков в целях непрерывности и эффективности общественного воспроизводства. Движение мировых финансовых потоков осуществляется через банки, специализированные финансово-кредитные институты, фондовые биржи.

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

В данной работе будут рассмотрены: МВФ, различные мировые банки и их отношения с Российской Федерацией.

 

ГЛАВА 1. Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк

1.1. Международный Валютный Фонд

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.[10]

МВФ орган международного валютного регулирования был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятельность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.

МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязательные условия — уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по международным торговым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.[3]

МВФ обладает полномочиями определять источники, условия и методы своих займов, но до настоящего времени он осуществлял заимствования только у государственных структур (у стран-членов и их центральных банков). До середины 70-х годов XX в. МВФ получал займы почти исключительно в рамках Генеральных Соглашений о Заимствовании (ГСЗ). Они представляют собой кредитные линии, открытые 11 развитыми странами или их центральными банками и возобновляемые каждые пять лет. МВФ пользуется средствами этих кредитных линий по рыночным процентным ставкам в основном для предоставления крупных кредитов странам — участникам ГСЗ в целях стабилизации мировой валютной системы.

Затем фонд стал прибегать к займам и на двухсторонней основе, что позволило ему предоставлять значительные кредиты странам-членам, на платежные балансы которых особенно негативно повлияло повышение цен на нефть. В качестве кредиторов МВФ сначала выступили ряд стран из числа экспортеров нефти, а затем — некоторые развитые страны.

Срок большинства займов, получаемых МВФ, составляет от четырех до семи лет, что соответствует срокам погашения кредитов, получаемых членами этой организации за счет заемных ресурсов. Остальная часть заимствований МВФ осуществляется на сроки от одного до трех лет.

МВФ организован по принципу акционерного общества. Структура органов управления МВФ включает несколько уровней:

  1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию;
  2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет);
  3. Директор-распорядитель. 3

Международный валютный фонд:

  1. Содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
  2. Способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
  3. Содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;
  4. Помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

Цели Международного Валютного Фонда:

  1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
  2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
  5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
  6. В соответствии с вышеизложенным – сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений. [1, с. 123]

 

1.2. Всемирный Банк, его отношения с РФ

Всемирный банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития.  Оказывает помощь беднейшим группам населения и беднейшим странам.

Всемирный банк состоит из Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Всемирный банк предоставляет кредиты только развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Что касается МВФ, его услугами и ресурсами могут воспользоваться все государства-члены этой организации (как богатые, так и бедные). Чтобы Фонд мог успешно выполнять свою работу, в ней должно участвовать подавляющее большинство стран мира. Поскольку международная торговля и инвестиции не знают границ, практически каждая страна вынуждена покупать и продавать иностранные валюты для финансирования импорта и экспорта. МВФ отслеживает такие операции и консультируется со странами-членами относительно того, как они могут содействовать становлению ликвидной и стабильной международной валютной системы.

Цели деятельности Всемирного банка: способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

•        ликвидация нищеты и голода;

•        обеспечение всеобщего начального образования;

•        поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

•        сокращение детской смертности;

•        улучшение охраны материнства;

•        борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;

•        обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

•        формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.[10]

Всемирный банк и Международный валютный фонд были основаны в 1944 году на совещании мировых лидеров в Бреттон-Вудс, в штате Нью-Хэмпшир. Оба “Бреттонвудских учреждений”, как их иногда называют, были основаны для того, чтобы поставить международную экономику на прочную основу по окончании Второй мировой войны. Государства-члены МВФ могут становиться членами Банка.

Осенью 1991 года Всемирный банк открыл своё временное представительство в Москве.

7 января 1992 года правительство Российской Федерации подало заявку на вступление в члены МВФ и Группы Всемирного банка. Россия стала членом этих организаций в июне 1992 года. В начале 1993 года банк открывает постоянное представительство в Москве, в котором в настоящее время работает около 70 человек, в основном — российских граждан.

В июне 1993 года банк организовал многостороннюю встречу в Париже для обсуждения наиболее приоритетных реформ в России и координации связанной с ними внешней помощи. Всего России для структурных преобразований по линии Всемирного банка было предоставлено кредитов на сумму свыше 13 млрд долл.[4]

C 1 января 1995 по 1 июня 2005 года президентом Всемирного банка являлся Джеймс Д. Вулфенсон. Он впервые посетил Российскую Федерацию в октябре 1995 года и с тех пор каждый год посещал Россию с официальным визитом. с 1 июня 2005 года по 30 июня 2007 года Президентом Всемирного банка являлся Пол Вулфовиц, ушедший со своего поста в результате скандалов[9], который также посещал Россию. С 30 июня 2007 года Президентом ВБ является Роберт Зелик.

В настоящее время Банк финансирует 25 проектов в России.[9]

Осознавая ценность знаний и опыта местных специалистов Всемирный банк активно сотрудничает с ними в процессе реализации своих проектов. 80% сотрудников представительства Всемирного банка в Москве - национальные кадры. Как и в других странах Всемирный банк в рамках решаемых им задач большое внимание уделяет аналитической деятельности и консультациям.[9]

Он регулярно публикует доклады об экономической ситуации в России[7][8]. Кроме того, расположенные в Москве Центр обучения вопросам глобального развития и Центр общественной информации Банка помогают делиться опытом и знаниями с российскими партнерами.

 

1.3. МВФ и Всемирный банк — в чем различие?

МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 года как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.

МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и предоставляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, в построении и поддержании сильной экономики. Кредиты Фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, — то есть в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются за счет фонда взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности. Профессиональными сотрудниками МВФ являются преимущественно экономисты.

Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с тем чтобы помочь странам реформировать определенные сектора или осуществить конкретные проекты — например, такие как строительство школ и объектов здравоохранения, водо- и энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды. Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов государств-членов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.

МВФ и Всемирный банк сотрудничают в разнообразных областях, особенно в деле сокращения бедности в странах с низким доходом, облегчении бремени задолженности беднейших стран, а также оценки финансового сектора стран. Обе организации проводят совместные совещания два раза в год.

 

ГЛАВА 2. Европейский банк реконструкции развития

2.1. Организационно правовые нормы, цель создания, принципы и функции ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — между­народная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка — способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике — Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

• содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в первую очередь малого и среднего предпринимательства;

• мобилизация иностранного и местного капиталов для выполнения вышеуказанной деятельности;

• осуществление инвестиций в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;

• оказание технического содействия для подготовки и реализации проектов;

• стимулирование развития национальных рынков капиталов;

• оказание поддержки экономически выгодным проектам, в которых участвует несколько стран-бенефициаров;

• активное проведение операций в области экологии и устойчивого развития;

• выполнение других функций, идущих в развитие вышеизложенных положений.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом пред­оставление государственных гарантий по таким проектам не требуется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как коммерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении поступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемые государственные пред­приятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государствен­ном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содействие в создании новых экономических условий в странах, где действует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и эко­логии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

• использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;

• гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

• сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;

• сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

• осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;

• гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

• стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в области основной деятельности и стратегиями по странам, утвержденными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют приоритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Банком потребности в помощи имеют общий характер для большинства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стимулировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социально-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сохраняющуюся сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятельности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кадров, способных работать в условиях рыночной экономики.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

 

2.2. Россия и ЕБРР

 Россия как правопреемник СССР является членом Банка с момента его основания и является самым крупным получателем финансирования.

Акционерный капитал Банка составляет €20 млрд. Россия является одним из крупнейших акционеров (после США, Великобритании, Франции, Германии и Японии); ей принадлежит 4 % акций стоимостью €800 млн. (на долю СССР приходилось 6%).

Высший орган ЕБРР - Совет управляющих, определяющий основные направления деятельности. Каждая страна-член ЕБРР представлена одним членом в Совете управляющих. Исполнительный орган - Совет директоров. Директор от РФ в Совете директоров ЕБРР – Е.В. Котова.

Штаб-квартира Банка расположена в Лондоне. ЕБРР имеет несколько региональных представительств, в т.ч. в Москве (возглавляет Ален Пилу), Санкт-Петербурге (возглавляет Бруно Балванера), Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре. Планируется открыть несколько новых представительств в т.ч. в Красноярске, Ростове-на-Дону.

Профильным направлением деятельности ЕБРР является финансирование коммерческих проектов. Банк обладает высшим кредитным рейтингом (ААА).

Деятельность ЕБРР в России осуществляется в виде предоставления кредитов, гарантий и участия в уставном капитале хозяй­ствующих субъектов.

Стратегической целью сотрудничества России с ЕБРР является привлечение инвестиционных ресурсов для проектов на более приемлемых по сравнению с другими инвесторами условиях - с низкими процентными ставками, более длительным периодом возврата, в среднем 5-10 лет (коммерческие банки, как правило, выдают кредит сроком до 5 лет).

Портфель действующих займов России в ЕБРР на конец 2006 г. составил €3,5 млрд.

С момента основания по апрель 2007 г. в России Банк участвовал в 529 проектах и инвестировал €8,2 млрд. 75% его финансирования было направлено в регионы, 25% - на реализацию проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Участие ЕБРР в проектах стимулировало приток инвестиций из других источников в размере €15,2 млрд, так как коммерческие инвесторы внимательно следят за работой ЕБРР в России и часто направляют свои средства в те же проекты, что и банк. Они уверены, что участие Банка в тех или иных проектах указывает на их рентабельность ифактически гарантирует безопасность вложений. В I-м квартале 2007 г. ЕБРР подписал договоры на участие в 17 российских проектах на общую сумму €268 млн.

Объёмы и приоритеты государственных внешних заимствования в ЕБРР, отраслевая структура и типы займов определяются Программой сотрудничества, разрабатываемой Минфином и Минэкономразвития при подготовке федерального бюджета на очередной период. В «российском» портфеле банка государственный сектор занимает 19 % от общего стоимостного объема, остальные вложения приходятся на частные компании.[6]

В 1991-2000 гг. Банк осуществил инвестиции практически во все сектора российской экономики, хотя большая часть проектов приходилась на реальный сектор: промышленность - 24,3%, транспорт и связь - 12,1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26,7%, финансово-банковский сектор - 31,7%, агробизнес - 1,8%, муниципальное развитие -1,9%.

За 2002-2006 г. годовой объем новых операций оставался стабильным - от €1,1 до €1,2 млрд., пик его роста в €1,4 млрд. пришелся на 2004 г. В 2004 - 2005 г. доля инфраструктурных проектов в годовом объеме новых операций оставалась крайне низкой - от 3 до 4%, доля энергетики возросла с 5 до 21%, а доля корпоративного сектора снизилась с 55 до 37%. Прямые операции в банковском секторе увеличились с 35 до 41% годового объема обязательств.

Объем производительных активов на конец 2005 г. составлял €2,7 млрд. или 65% объема инвестиционного портфеля. За 2002-2006 г. значительно улучшилось общее качество самого портфеля, а объем непроизводительных активов с декабря 2003 г. уменьшился более чем на 74% и достиг к 2006 г. €31 млн. благодаря ряду успешно проведенных мероприятий по реструктуризации задолженности.

В 2006 г. инвестиции ЕБРР в российские предприятия достигли €1,9 млрд., что составляет 38% от общей суммы инвестиций Банка в этом году и демонстрирует значительный рост доли России по сравнению с 26% в 2005 г. [5]

 

2.2.1. Программы ЕБРР

Наряду с проектами по предоставлению прямых кредитов и вложений в акционерный капитал предприятий ЕБРР имеет программы, направленные на расширение своего участия в региональных проектах. Более половины проектов из кредитного портфеля Банка являются подпроектами российского Фонда поддержки малого бизнеса (РФМБ) и Программы региональных венчурных фондов.

Программа (общая начальная сумма - $300 млн.) предусматривает предоставление небольших кредитов малым российским предприятиям через ряд российских банков и созданный под эгидой ЕБРР специально для РФМБ «Банк микрофинансирования». Схема кредитования через российские банки освобождает ЕБРР от возможных рисков невозврата кредита малыми и средними предприятиями и частными предпринимателями.

На 2006 г. кредиты выданы 350 тыс. российских малым и средним предприятиям на сумму $3,3 млрд. В будущем особое внимание будет уделяться кредитованию региональных предприятий.

В рамках программы РФМБ к финансовому портфелю был подключен банк «ВТБ – розничные услуги», благодаря чему ЕБРР смог выйти на инвестиционные рынки еще 39 регионов России, в том числе на Северный Кавказ.

Программа региональных венчурных фондов была разработана Советом директоров ЕБРР в соответствии с просьбой представителя РФ, высказанной на Токийской встрече стран «большой восьмерки» в 1993 г. В рамках этой программы в 1994-1996 г., в нашей стране было создано 11 региональных венчурных фондов, основной целью которых являлось содействие в укреплении приватизированных компаний посредством прямых инвестиций в акционерный капитал. Каждому фонду Банк выделил по $30 млн. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала. Дополнительно были выделены безвозмездные ссуды странами – донорами (США, Япония, Финляндия, Норвегия, Швеция, Германия, Италия и Франция) в размере $20 млн., на покрытие операционных издержек фонда.

Позже ЕБРР реструктуризировал систему управления фондами. Семь из первоначально созданных фондов в настоящее время управляются тремя международными управляющими компаниями - Eagle Venture Partners, Nordic Russian Management Ltd и Quadriga Capital.

В 2007 г. ЕБРР стал спонсором «ВТБ – Фонд венчурный» с капиталом в 3 млрд. рублей. Доля Банка составляет 20%, ВТБ 30%, менеджмента 1%, 49% (максимально допустимые по закону) принадлежит государству в лице Российской венчурной компании. Фонд сформирован в форме закрытого ПИФа. Управляет фондом ЗАО «ВТБ Управление активами» совместно с Draper Fisher Jurvetson. Стратегическая цель фонда - покупка миноритарных пакетов акций в объеме €1,4 - 11 млн. в компаниях, занимающихся информационными технологиями, полупроводниками и биотехнологиями, разработкой медицинского и лазерного оборудования, нанотехнологиями, композиционными материалами и др.[5]

 

ГЛАВА 3. Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк

3.1. Характеристика Европейского центрального банка

Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) — центральный банк Евросоюза и зоны евро. Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Европейская система центральных банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков:

Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учётная ставка, учёт векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

В состав дирекции входят шесть человек, в том числе Председатель ЕЦБ и Заместитель председателя ЕЦБ. Кандидатуры предлагаются Советом управляющих, одобряются Европейским парламентом и главами государств, входящими в еврозону.

Совет управляющих состоит из членов Дирекции ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырёх крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании. Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену, если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.

Для проведения голосования требуется присутствие 2/3 членов Совета, однако, может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается минимальное количество присутствующих. Решения принимаются большинством, в случае равенства голосов, голос Председателя имеет больший вес. Решение вопросов касающихся капитала, распределения прибыли определяется голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ.[10]

 

3.2. Европейский инвестиционный банк

Европейский инвестиционный банк — государственное финансово-кредитное учреждение Европейского союза для финансирования развития отсталых европейских регионов в форме долгосрочных кредитов. Создан в 1958 году с целью предоставления кредитов для сооружения и реконструкции объектов, которые представляют интерес для стран ЕС. Уставный капитал формируется из взносов стран-участниц и составляет 232,393 млрд евро. ЕИБ является юридическим лицом. Его членами являются государства — члены Сообщества. Задание ЕИБ состоит в способствовании «постоянного и сбалансированного развития общего рынка в интересах Сообщества». Для достижения этой цели он использует как ресурсы рынка капиталов, к которым имеет доступ, так и собственные ресурсы. Банк предоставляет кредиты и гарантии для реализации таких проектов:

За счет выпуска облигационных ссуд на МДР и на НДР стран ЕС формируются привлеченные средства банка. На рентабельные проекты предоставляют обычные кредиты, на малорентабельных — льготные. До 70 % приходится на кредиты для регионального развития менее развитых районов. Общая сумма предоставленных кредитов — свыше 47 млрд евро. Ссуды банка покрывают часть стоимости проекта, дополняя собственные капиталы заемщика (как правило меньше 50 %).

Сферы использования кредитов — прежде всего энергетика, транспорт и телекоммуникации. ЕИБ предоставляет также льготные кредиты за счет средств ЕС как технический распорядитель. Кредиты банка предоставляются в нескольких валютах. Процентная ставка по «смешанным» кредитам определяется на базе середневзвешенной стоимости в привлеченных средствах в данных валютах на международных или национальных рынках капиталов.

Руководящие органы ЕИБ — Совет управляющих, Директорат и Правление. В Совет управляющих входят министры финансов стран ЕС. Он определяет общую кредитную политику, рассматривает и утверждает годовые балансы, вносит изменения в уставный капитал. Директорат принимает решение о предоставлении кредитов и гарантий при привлечении средств, установлении процентных ставок. Оперативное руководство осуществляют президент и пять его заместителей. Местонахождение Европейского инвестиционного банка —Европейский квартал Люксембурга.[10]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность международных финансовых институтов, особенно МВФ и Всемирного банка, подвергается критике со стороны мирового сообщества прежде всего в связи с тем, что они не разработали систему раннего предупреждения о наступлении финансового и валютного кризиса и мер по его преодолению.

Сегмент международных финансовых организаций и банков развития- один из наименее изученных. Хитросплетения интересов их акционеров и основателей долгое время не позволяли даже произвести адекватную классификацию этих организаций, не говоря об анализе их деятельности. Поскольку большинство из международных финансово-кредитных организаций приближено к эмиссионным центрам, то во время финансового кризиса особенно актуально понимать мотивы их действий.

Признана неэффективной деятельность МВФ как кредитора последней инстанции для развивающихся стран-должников, поскольку его кредиты бесконтрольно оседали в международных банках вместо использования их для реформирования неликвидных экономических структур. Под влиянием этой критики МВФ предложил создать наднациональный суд для решения проблем дефолта и защиты неплатежеспособных стран от кредиторов. Но деловое сообщество, прежде всего США, предложило альтернативный вариант- включение «коллективных оговорок» в контракты по долговым обязательствам (впервые реализовано в феврале 2003 г. по долгам Мексики, что повысило их стоимость) и решение проблем дефолта в обычном коммерческом суде в Нью-Йорке.

Безусловно, система принятия решений в МВФ требует реформы. Доминирование США делает все попытки этой организации по борьбе с кризисом малоэффективными, а часть решений ангажированными и сдерживающими рост развивающихся экономик.

Мировой банк, ЕБРР и Азиатский банк развития следует воспринимать как элементы одной архитектурной модели, которые выстроены на базе МВФ и также ангажированы правительством США.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004 г.;
  2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.Под ред. Красавиной Л.Н. – М. 2005 г.;
  3. Кравцова Г. И. и др. «Деньги, кредит, банки» БГЭУ 2007 г. - http://www.finkredit.com/banks78.html;
  4. Всемирный банк: направления деятельности, критика его политики. Информационно-аналитический бюллетень № 98 ;
  5. Евгений Бородин, аналитик компании CiG Business Consulting - http://www.ebrc.ru/library/74190/93203;
  6. / Экономика и жизнь - Русь / - http://www.ebrc.ru/press/98/?i_11432=99377;
  7. Federation «Доклады Всемирного банка об экономики России» - http://web.worldbank.org/russia;
  8. Russian Federation «Russian Economic Reports» - http://web.worldbank.org/russia;
  9. «10 фактов: Чего Вы не знали о деятельности Всемирного банка в России» - ://..////--.;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 34.49K
Скачано: 321
Скачать бесплатно
02.10.11 в 23:22 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе