Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам (2 курс) »

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны [15.11.11]

Тема: Пенсионный фонд РФ и его роль в финансовой системе страны

Раздел: Бесплатные рефераты по финансам (2 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.44K | Скачано: 307 | Добавлен 15.11.11 в 06:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2011


ВВЕДЕНИЕ

Прослеживая эволюцию отношения общества к людям, не способным зарабатывать себе на жизнь по причине преклонного возраста, уровню и масштабам заботы о стариках трудно дать однозначную оценку. Так, в Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба, небольшим ежедневным пособием.

Организация государственной системы помощи старикам появилась намного позже, чем аналогичные формы общественной заботы о детях.

Слово пенсия (от латинского Pensio - платеж) означает ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

В последнее время особенно актуальной для обсуждения становится тема пенсионной реформы.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.

Система государственного пенсионного обеспечения в СССР основывалась на принципе солидарности поколений и носила распределительный характер. Младшее поколение трудилось и уплачивало страховые взносы, за счет которых выплачивались пенсии старшему поколению. Организация современной системы пенсионного обеспечения в России началась с создания Пенсионного фонда РФ (ПФР) и ее перехода на накопительный принцип. Ее главная особенность состоит в том, что работник должен накапливать свою будущую пенсию самостоятельно на собственном индивидуальном счете в специализированной страховой компании. Участие государства при этом сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. При этом делается упор на возрастание инвестиционной заинтересованности пенсионных накоплений, которые должны оживить переходную экономику.

В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года № 442-1 как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Объектом исследования в моей контрольной работе является деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, которая рассматривается как базовая и одна из самых важных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения и косвенно всего трудоспособного населения.

Необходимо определить понятие, состав, социально-экономическое значение Пенсионного фонда РФ, его роль в системе финансов РФ, обозначить источники формирования и направления расходования средств и обосновать основные направления совершенствования механизма работы ПФР.

 

Пенсионный фонд российской федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления средствами пенсионной системы. Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1995 году инновационный проект учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина Пенсионный фонд начал в пяти российских регионах. Смысл нововведения заключался в том, что в системе персонифицированного учета в режиме реального времени трудовой деятельности фиксировались данные, необходимые для установления пенсии. Персональные данные стали накапливаться в электронной форме в ПФР. Информация обо всех уплаченных за гражданина страховых взносах стала храниться на «пенсионном» счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных уголках страны. Персональный номер лицевого счета гражданина, где копится его будущая пенсия, указан на карточке обязательного пенсионного страхования. Какая сумма накопилась – можно узнать из «писем счастья», которые ПФР рассылает ежегодно. Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме ПФР начал использовать для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.

В 2002 году произошла пенсионная реформа, основными целями которой были преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера пенсий, переход на страховые принципы. Прежде всего, произошло изменение структуры пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии был введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

В 2005 году на пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. ПФР начинает вести федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной материальной помощи.

В 2007 году на Пенсионный фонд РФ возложена выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 года в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского капитала на погашение жилищных кредитов семьи независимо то возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен [9].

Начиная с 1 января 2009 года, у россиян появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [7]. Участникам Программы дается возможность увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013. срок ее действия – 10 лет с момента уплаты участником первого взноса [11].

В отношениях по инвестированию накопительной части трудовой пенсии ПФР не является активным участником, но его роль остаётся значительной.

Во-первых, на протяжении текущего года в ПФР накапливаются пенсионные взносы, предназначенные для формирования накопительных пенсий, но пока еще не разнесенные по индивидуальным счетам.

Во-вторых, ПФР в течение года вкладывает эти деньги в государственные ценные бумаги (при помощи агентов – Центробанка и Внешэкономбанка), чтобы заработать на них хотя бы небольшой доход для застрахованных лиц.

В-третьих, он зачисляет эти средства в «специальную часть лицевых счетов» застрахованных лиц. На этих же счетах будет отражаться, куда гражданин перевел данные средства для управления, и какой инвестиционный доход был ему начислен.

В-четвертых, в специальных письмах-извещениях ПФР уведомляет граждан о состоянии их счетов и напоминает им о возможности выбрать частную Управляющую Компанию (УК) либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ) (эти письма, впервые разосланные ПФР летом – осенью 2003 года, получили шутливое название «писем счастья»).

В-пятых, передавая пенсионные накопления по требованию гражданина в УК или НПФ, ПФР получает право требовать от управляющих разнообразную информацию об их деятельности (кстати, именно ПФР, а не гражданин, заключает договор с УК).

И в-шестых, при выходе гражданина на заслуженный отдых его накопления возвращаются из УК в ПФР, который и будет выплачивать пенсию. В случае передачи денег в НПФ пенсия будет выплачиваться тем фондом, клиентом которого гражданин будет на момент выхода на пенсию.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.

Валоризация позволила увеличить пенсии с 1 января 2010 года у 36 млн. пенсионеров. Средняя сумма увеличения у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 руб. [9].

Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона [16]. Средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составляет по регионам от 537 до 1547 руб.

С 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [12]. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, - Фонд социального страхования.

Это позволило осуществить переход на страховые принципы и объединить в лице ПФР функции администратора платежей и страховщика по обязательному пенсионному страхованию, обеспечив тем самым персонифицированный учет пенсионных прав всех работающих граждан. Пенсионный фонд, в свою очередь, в 2011 году продолжит совершенствовать механизмы администрирования страховых взносов с использованием новейших технологий и программно-технических комплексов, что выведет на более качественный высокий уровень работу с российскими работодателями.

В кратчайшие сроки Фонд разработал и внедрил программное обеспечение, довел до работодателей формы и регламенты отчетности. Уже в течение 2010 года ПФР трижды принимал отчетность – за первый квартал, полугодие и девять месяцев – от 3,6 млн. работодателей [9].

Пенсионный фонд имеет вертикально интегрированную структуру и состоит из 7 управлений Пенсионного фонда по федеральным округам и 81 отделения Пенсионного фонда на конкретных территориях (районах, городах) субъектов РФ. Руководство Пенсионным фондом России осуществляется Правлением фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Правление фонда отвечает за выполнение его функций, определяет перспективные и текущие задачи, структуру штатов, составляет проект бюджета, смету расходов фонда и его органов, формирует отчеты об их исполнении [13].

Пенсионный фонд России осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. 394 000 получателей пенсии как в рамках системы обязательного пенсионного страхования (трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), так и государственного пенсионного обеспечения (социальные пенсии, пенсии участника Великой Отечественной войны, «чернобыльцам» и др.). При этом ПФР осуществляет пенсионное обеспечение 160 000 граждан, проживающих в 100 государствах;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: более 18 000 000 получателей социальных выплат – ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и др.;

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи свыше 100 000 000 россиян;

- взаимодействие со страхователями (работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

- выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала - около 2 500 000 семей;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализацию Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу») - 3 600 000 участников;

- с 2010 года – администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

- с 2010 года – установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера- 4 800 000 получателей.

Бюджет ПФР составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ [14]. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

1 декабря 2010 года Совет Федерации одобрил проект Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В соответствии с проектом закона, суммарные доходы ПФР в 2011 г. прогнозируются в сумме 5,14 трлн. рублей, что составляет 10,2% объема ВВП страны (в 2010 году – 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,82 трлн. (в 2010 году – 4,41 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. рублей. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров.

Также в бюджете ПФР на 2011-2013 год учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2011 год в сумме 120,8 млрд. рублей (в 2010 году – 102 млрд. рублей). Размер материнского капитала будет проиндексирован с 1 января 2011 года на 6,5% и составит 365 698,42 рублей [8].

Средства Пенсионного фонда направляются на: 1) выплату государственных пенсий; 2) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; 3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов и т.п. [15].

Пенсионный фонд не занимается собственно выплатой пенсий, он лишь перечисляет необходимые для этого средства органам социальной защиты, которые осуществляют расчеты с пенсионерами. В соответствии с действующим с января 2001 г. законодательством о государственных пенсиях в РФ в настоящее время выплачиваются следующие виды пенсий:

Трудовые пенсии:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

- по старости (граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф);

- по выслуге лет (федеральные государственные служащие и военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава);

- по инвалидности (военнослужащие; участники ВОВ; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда; космонавты);

- социальные (нетрудоспособные граждане);

- по случаю потери кормильца (нетрудоспособные члены семей погибших (умерших): военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; космонавтов).

В течение 2010 года пенсии повышались несколько раз. Кроме валоризации, с 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3% и социальных пенсий на 8,8%. 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41% [9].

В сферу деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации также входит оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи неработающим пенсионерам, а также финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1;

2. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии»;

6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

7. Федеральный закон от 30.05.2008 №56-ФЗ «О дополнительных стразовых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

8. Федеральный закон от 30.11.2009 N307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»;

9. Газета «Мой Пенсионный фонд», №12 / 12 2010;

10. Мамаев Ю.П. Современная пенсионная реформа в России: Учебное пособие. Серия «Пенсионная культура в повседневной практике»;

11. Тематическая брошюра «Программа государственного софинансирования пенсии»;

12. Тематическая брошюра «Работодателям: как платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в 2010 году»;

13. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 408 с.;

14. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.;

15. Финансы: учеб. / под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;

16. www.pfrf.ru.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.44K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
15.11.11 в 06:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе