Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по внутреннему аудиту »

Контрольная по Внутреннему аудиту Вариант №9

Контрольная по Внутреннему аудиту Вариант №9 [27.09.11]

Тема: Контрольная по Внутреннему аудиту Вариант №9

Раздел: Бесплатные рефераты по внутреннему аудиту

Тип: Контрольная работа | Размер: 37.30K | Скачано: 614 | Добавлен 27.09.11 в 13:38 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Краснодар 2011


Содержание

I. Теоретическая часть 3

1. Организации, для которых обязательно создавать службы внутреннего аудита 3

2. Внутренний аудит финансовых результатов 12

II. Практическая часть 21

Задание 1. Дать определение ключевым понятиям дисциплины «Внутренний аудит» 21

Задание 2. Назвать нормативные и внутрифирменные документы, регулирующие деятельность внутреннего аудита в России 23

Задание 3. Составить положение о службе внутреннего аудита ОАО 24

Задание 4. Разработать должностную инструкцию внутреннего аудитора. 33

Список использованной литературы 37

 

I. Теоретическая часть

1. Организации, для которых обязательно создавать службы внутреннего аудита

Внутренний аудит является одной из составных частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля.

Внутренний аудит может принимать различные организационные формы: он может быть организован на крупных и средних предприятиях как самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю организации, а может быть организован  как самостоятельное структурное подразделение головной организации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.

Это можно объяснить тем, что такие понятия, как аудит и аудиторская деятельность относительно недавно получили распространение в практике отечественной предпринимательской деятельности.  В этой связи исследования в области аудита посвящены преимущественно аудиту внешнему, получившему статус официального специфического вида предпринимательской деятельности после издания Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердившего «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». Последние стали основной нормативной базой отечественного аудита. Однако, если благодаря принятию Временных правил и разрабатываемых в соответствии с ними Правил (Стандартов) аудиторской деятельности сущность внешнего аудита понимается однозначно, то в отношении внутреннего аудита на многие вопросы еще только предстоит получить ответы.

Несмотря на то, что во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации отсутствует понятие «внутренний аудит» и даже упоминание о таковом, почти во всех работах, посвященных аудиту вообще, приводится разделение аудита на внешний и внутренний.

Внутренний аудит проводится в интересах руководства предприятия. Проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии предприятия или аудиторской фирме на договорной основе.

Внутренний аудит, осуществляемый, в отличие от внешнего, работниками предприятия (специальным отделом или управлением) предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики организации.

Служба внутреннего аудита анализирует отчетность предприятия, определяет направление его будущего развития и помогает руководству принимать те или иные решения. В рамках отдельной организации контроллинг синтезирует в единое целое  планирование, учет, маркетинг, конструирование изделий. Это осуществляется для достижения главной цели организации, определяемой руководством.

Содержание внутреннего аудита в отличие от внешнего аудита, ориентировано на вполне конкретного пользователя — администрацию предприятия. Независимость мнения аудитора заключается в его свободе от проверяемых служб предприятия, но не от руководства. Внутренний аудит (контроллинг) призван сыграть немаловажную роль в достижении целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

Несмотря на кажущуюся идентичность задач внешнего и внутреннего аудита, эти понятия резко различаются по глубине обследования и своей направленности. Внешний аудит более поверхностный, поскольку базируется в основном на публикуемой отчетности. Внутренний же аудит учитывает специфику предприятия и его непубликуемые формы отчетности (документы).

Внешний аудит осуществляется периодически (один, два раза в год), внутренний — гораздо чаще, что существенно повышает эффективность деятельности структурных подразделений предприятия.

Внутренний аудит на предприятии осуществляется в интересах его руководства. Однако в этом случае незащищенными остаются интересы собственников (учредителей, акционеров, участников) особенно тех предприятий, для которых в соответствии с действующим законодательством  проведение ежегодного внешнего аудита не является обязательным. Собственники таких предприятий могут как входить в его руководство, так и не входить и, следовательно, интересы собственников и руководства могут совпадать, а могут и не совпадать. В соответствии с п.3 ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Руководство экономического субъекта по определению обязано действовать в интересах собственников, однако для того и необходимо осуществлять контроль, чтобы удостовериться, таково ли реальное положение дел.

Порядок и условия деятельности ревизионных (контрольных) комиссий (ревизоров) установлены в нормах федеральных законов, регулирующих правовые основы деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В частности, согласно п. 1 статьи 48 Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996г.), избрание членов ревизионной комиссии (ревизоров) общества и досрочное прекращение их полномочий отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров, что является гарантией соблюдения принципа независимости ревизионной комиссии (ревизора) от руководства общества.

Согласно ст. 85 ФЗ «Об акционерных обществах», члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Аналогичные требования, подчеркивающие необходимость соблюдения принципа независимости ревизионной комиссии (ревизора) общества от его руководителей, приведены в статье 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Кроме того, в п. 6 статьи 32 этого закона предусмотрено, что в обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным и что функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, с лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Анализ взглядов известных российских ученых и специалистов в области аудита относительно сущности внутреннего аудита и его функций, а также обзор соответствующих законодательных актов позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. внутренний аудит организационно предназначен для обслуживания интересов разных групп потребителей (пользователей) его информации: как руководства, так и собственников предприятия;
  2. требования норм действующего законодательства в отношении ревизионных (контрольных) комиссий (ревизоров), осуществляющих независимый контроль (внутреннему аудиту) за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов с целью обеспечения прав собственников (учредителей, акционеров, участников), имеют обязательный характер и подлежат неукоснительному соблюдению;
  3. к институтам внутреннего аудита относятся любые контролирующие финансово-хозяйственную деятельность органы, создаваемые внутри экономических субъектов, назначаемые руководством (внутренние аудиторы, подразделения внутреннего аудита (контроллинга), либо избираемые общим собранием акционеров или участников (ревизионные (контрольные) комиссии, ревизоры акционерных обществ и обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), а также привлекаемые для осуществления внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы независимо от того, чьи (руководства или собственников) интересы они представляют;
  4. внутренний аудит условно можно разделить на управленческий аудит, осуществляемый в интересах руководства (оперативно обслуживающий текущий процесс менеджмента), и аудит, осуществляемый в интересах собственников;
  5. управленческий аудит и аудит в интересах собственников преследуют одну и ту же цель — информационное обеспечение эффективной организации управления деятельностью экономического субъекта;
  6. функции управленческого внутреннего аудита и внутреннего аудита в интересах собственников исходя из принципа независимости не могут осуществляться одним и тем же подразделением и (или) кадровым персоналом предприятия. Они могут выполняться параллельно, независимо друг от друга разными структурными подразделениями и (или) органами экономического субъекта, либо сторонними специализированными организациями или лицами;
  7. внутренний аудит может быть инициативным и обязательным: управленческий аудит может по усмотрению руководства экономического субъекта не проводиться вообще, либо проводиться в текущем (постоянном), периодическом или разовом режиме; проведение же внутреннего аудита в интересах собственников (участников, учредителей) в установленных законодательством случаях обязательно;
  8. внутренний управленческий аудит может по усмотрению руководства экономического субъекта осуществляться собственным структурным подразделением (службой) внутреннего аудита, штатным аудитором либо на договорных началах сторонней специализированной организацией;
  9. внутренний аудит, осуществляемый в интересах собственников, должен в установленных законодательством случаях проводиться избираемым в соответствии с законом органом — ревизионной (контрольной) комиссией (ревизором) или независимым аудитором;
  10. функции управленческого внутреннего аудита, в зависимости от целей и возможностей предприятия, могут быть значительно шире, чем просто контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью, т.е. могут распространяться до уровня функций контроллинга — информационного обеспечения, регулирования и контроля (мониторинга), задачи которого состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и осуществление необходимых действий.

Исходя из результатов уже имеющихся исследований и сделанных выводов сформулируем определение понятия «внутренний аудит»:

Внутренний аудит представляет собой систему оперативного, периодического или разового обеспечения информацией руководства или собственников экономического субъекта путем организации независимого контроля и подготовки управленческих решений либо силами штатных сотрудников, либо привлеченной на основе договора сторонней специализированной организацией, либо  независимым аудитором для достижения главной цели функционирования экономического субъекта — получения максимальной прибыли при минимальных издержках и наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех заинтересованных в его эффективной работе сторон: собственников, руководства и всего кадрового персонала.

Внутренний аудит на предприятии — это прежде всего «системно-ориентированный» аудит, предусматривающий осуществление наблюдений и работы внутри систем, фиксирующих и контролирующих операции. Данное положение привело к тому, что внутренние аудиторы стали проводить экспертизу на основе информации, полученной ими с помощью специально разработанных методик и методов, используемых всеми подразделениями внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита. Таким образом, внутренний аудит является значительной частью системы внутреннего контроля предприятия в целом.

Внутренний аудит — независимая оценка, проводимая  внутри экономического субъекта с целью проверки и определения эффективности его деятельности. Цель внутреннего аудита заключается в том, чтобы помочь членам организации эффективно выполнять свои обязанности. Для этого внутренний аудит предоставляет работникам данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.

Возможность и необходимость создания отдела внутреннего аудита. В процессе финансово-хозяйственной деятельности функционирование предприятия неизбежно связано с рисками непроизводительных потерь. К финансовым рискам предприятия наряду с естественными рисками убытков в процессе деятельности относятся также и риски убытков из-за ошибок и злоупотреблений на самом предприятии — как из-за хищений, порчи ценностей, недополучения доходов, так и из-за нарушений порядка учета и искажения финансовой отчетности и налоговых деклараций. Отдельную группу составляют риски, связанные с ухудшением положения предприятия на рынке акций из-за внутренних причин. Снизить внутренние, а по мере возможности — и некоторые внешние риски призвана система внутреннего контроля предприятия. В связи с реализацией управленческих функций контроль осуществляется на предприятии непрерывно и охватывает все сферы его деятельности.

Структура внутреннего аудита включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информатизационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются руководством и (или) собственниками экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроля.

По усмотрению органа, принимающего решение о структуре управления, вопросы финансово-экономических и контрольно-консультационных работ, относимых к функциям внутреннего аудита в экономическом субъекте, может выполнять как один работник или небольшой отдел, так и целый комплекс структурных подразделений.

Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба». Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления. В зависимости от масштабов экономического субъекта служба внутреннего аудита может быть представлена внутренним аудитором, ревизором, ревизионной (контрольной) комиссией, отделом внутреннего аудита, управлением внутреннего аудита или любым другим структурным подразделением, на которое возложены обязанности по выполнению функций внутреннего аудита.

В зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников, объекты внутреннего аудита могут быть различными. На службу внутреннего аудита может быть возложено выполнение следующих функций:

  1. контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;
  2. контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  3. контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  4. контроль за деятельностью различных звеньев управления;
  5. контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;
  6. контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
  7. контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;

  1. разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

Содержание, сроки и объем конкретных мероприятий и проверок, проводимых службой внутреннего аудита, зависят от оценки существующего потенциального риска, значимости объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие мероприятия могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, оценку других вызывающих интерес объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита является важным фактором управления экономическим субъектом и зависит от ее организационного статуса, компетентности, профессионализма, функциональных ограничений, уровня значимости.

 

2. Внутренний аудит финансовых результатов

Система внутреннего контроля организуется руководством предпри­ятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля. Независимый аудит проводится независимым аудито­ром, формы и виды контрольных действий также определяются аудито­ром. Ревизия проводится штатным ревизором какого-либо ведом­ства, формы и виды контрольных действий также определяются этим ве­домством.

Внутренний контроль — это система мер, организованных руковод­ством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций. Внутренний контроль определяет законность этих операций и их экономическую целесообразность для предприятия.

Целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности пред­приятия;

2) обеспечение соблюдения политики руководства каждым работни­ком предприятия;

3) обеспечение сохранности имущества предприятия.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета (более широко — учета) и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе любой системы бухгалтерского учета (в том числе ав­томатизированных систем бухгалтерского учета), определяет порядок

регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий конт­роль.

Для достижения целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение отдельных задач. Руководство предприятия обяза­но обеспечить организацию и поддержание на должном уровне такой системы внутреннего контроля, которая являлась бы достаточной для того, чтобы:

•   в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и не включено ничего из того, что не долж­но быть в нее включено, а то, что включено в отчетность, было бы пра­вильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

•   бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объектив­ное представление о предприятии в целом;

•   компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфальсифицированы;

•   средства предприятия не могли быть незаконно присвоены или не­эффективно использованы;

•   все отклонения от планов своевременно выявлялись, анализирова­лись, а виновные несли ответственность;

•   внутренняя отчетность оперативно передавалась лицам, уполно­моченным принимать управленческие решения, для ее оптимального ис­пользования.

Из перечисленных выше задач руководства предприятия по органи­зации внутреннего контроля видна неразрывная связь системы внутрен­него контроля с двумя видами бухгалтерского учета: бухгалтерским фи­нансовым и бухгалтерским управленческим учетом.

Первые три задачи обеспечиваются связью системы внутреннего кон­троля с системой бухгалтерского финансового учета, а три последние — с системой бухгалтерского управленческого учета.

Именно поэтому в дальнейшем мы будем различать две системы:

•   систему внутреннего финансового контроля;

•   систему внутреннего управленческого контроля.

Как видно из содержания поставленных задач, создание системы внут­реннего контроля — это достаточно сложный процесс, а сама система внутреннего контроля — это очень сложный и тонкий организм, неотъем­лемыми частями которого являются абсолютно все подразделения пред­приятия, все сферы его деятельности и деятельность каждого работника предприятия. Система внутреннего контроля — это своеобразная орга­низация внутри организации (предприятия).

Степень сложности внутреннего контроля должна соответствовать организационной структуре предприятия, численности персонала, раз­ветвленности сети филиалов и подразделений, степени централизации бухгалтерского учета и другим характеристикам предприятия в целом.

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности орга­низации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение со­блюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей.

Методы, используемые при осуществлении внутреннего контроля, весьма разнообразны и включают элементы таких методов, как:

•   бухгалтерский финансовый учет (счета и двойная запись, инвента­ризация и документация, балансовое обобщение);

•   бухгалтерский управленческий учет (выделение центров ответствен­ности, нормирование издержек);

•   ревизия, контроль, аудит (проверка документов, проверка ариф­метических расчетов, проверка соблюдения правил учета отдельных хо­зяйственных операций, инвентаризация, устный опрос персонала, под­тверждение и прослеживание);

•   теория управления.

Все вышеперечисленные методы интегрируются в единую систему и используются в целях управления предприятием.

Внешний и внутренний виды контроля объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйствен­ных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйствен­ных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внут­реннего контроля помогают руководству предприятия и иному управ­ленческому персоналу получать оперативную информацию об отклоне­ниях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а дан­ные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией как о допущенных в течение отчетного периода ошибках и нарушениях, так и о недостатках организации самого внутреннего контроля.

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, незави­симо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных предприятиях мо­гут быть организованы специальные подразделения внутреннего конт­роля — отделы внутреннего аудита.

Цель внутреннего контроля (аудита) — обеспечение соблюдения все­ми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соот­ветствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна,  и достигается только на короткое время.

Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, в частности, — для руководителей и менеджеров организации.

Внутренний контроль (аудит) организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только ос­новные направления внутреннего контроля — порядок проведения ин­вентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. Кроме того, государство регламентирует организацию внутреннего аудита в некото­рых областях хозяйственной жизни, в частности в банковской сфере. В настоящее время порядок организации внутреннего аудита в банках ус­танавливается в соответствии с приказом ЦБ РФ от 28 августа 1997г. № 02-372 «О введении в действие Положения «Об организации внутрен­него контроля в банках».

При организации и осуществлении внутреннего контроля использу­ются как денежные, так и неденежные измерители (штуки, метры, тонны, литры и т.д.). Для измерения рабочего времени применяются такие показатели, как часы, машино-часы и т.д.

При осуществлении внутреннего контроля объектами организации контроля и, соответственно, объектами проверки являются циклы дея­тельности предприятия:

•   снабжения — совокупность хозяйственных операций, предполага­ющих осуществление закупок товарно-материальных ценностей и плате­жей по ним, а также проведение соответствующих мероприятий и проце­дур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйствен­ные операции, как направление заказа на закупку, получение товарно-материальных ценностей, оплата заказанных и полученных материаль­ных ценностей;

•   производства — совокупность хозяйственных операций, предпола­гающих производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, ре­зультаты которых распространяются на такие хозяйственные операции, как поддержание уровня запасов, передача товарно-материальных ценно­стей в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;

• реализации (сбыта) или получения дохода — совокупность хозяй­ственных операций, предполагающих получение предприятием доходов, а также наличие соответствующих мероприятий и процедур контроля, результаты которых распространяются на такие хозяйственные опера­ции, как получение заказов на продажу продукции предприятия, отгруз­ка продукции и получение выручки.

При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уде­ляется центрам ответственности — структурным подразделе­ниям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:

•   на промышленном предприятии — цех, участок, бригада;

•   на предприятии торговли — секция;

•   в научно-исследовательской организации — отдел;

•   в лечебном учреждении — отделение и т.д.

В отличие от управленческого учета, согласно принципам которого в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает в себя и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.

В управленческом учете различают" центры ответственности:

•   затрат;

•   выручки;

•   прибыли.

Для целей внутреннего контроля все центры ответственности явля­ются прежде всего и центрами контроля.

Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт­рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки и периодич­ность контрольных процедур. Главный принцип организации внутрен­него контроля — целесообразность и экономичность.

Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциаль­ный характер.

Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на счетах бух­галтерского учета. Руководство предприятия заинтересовано в предотв­ращении случаев мошенничества на своем предприятии (хищений, зло- употреблений служебным положением и прочее).

Внутренний контроль призван организовать структуру контроля, а также поддерживать ее в таком состоянии, чтобы в каждый момент времени она соответствовала целям предприятия. Если предприятие имеет только один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соответствует одна структура внутреннего конт­роля, если это же предприятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, структура внутреннего контроля должна быть изменена. Таким образом, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленны­ми правилами.

Внутренний контроль тесно связаны с другими дисциплинами — финансами предприятия, экономическим анализом, основами документационного обеспечения управления, правовым регу­лированием хозяйственной деятельности, социальной психологией, пе­дагогикой и этикой делового общения, бухгалтерским финансовым уче­том, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и организаци­ей промышленного предприятия и др. Внутренний контроль связан с этими дисциплинами актив­но,   применяя   имеющиеся   знания   из   других   дисциплин   на   практике.

Являясь функцией управления, контроль подразделяется на предва­рительный, текущий и последующий. Внутренний контроль - это совокупность методов предварительного текущего и последующего контроля.

Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками регламентируется на уровне законов. Таких как Граж­данский кодекс,  Кодекс законов о труде РФ. С утверждением в 1993г. Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета  разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику рос­сийских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгал­терского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета, она представлена тремя уровнями

1. Законодательный уровень, включающий Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»  и Положение по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций, устанавливать единые принци­пы внутреннего контроля в организации.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются:

•   формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредите­лям, участникам и собственникам имущества организации, а также вне­шним пользователям бухгалтерской отчетности — инвесторам, кредито­рам и др.;

•   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организаци­ей хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движе­нием имущества и обязательств, использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

•   предотвращение отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обес­печения ее финансовой устойчивости.

2. Нормативный уровень, включающий нормативные акты, методи­ческие указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно — документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.

Особое место среди документов второго уровня занимают Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

3. Управленческий уровень, на котором общепринятые правила бух­галтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.

Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

Учетной политикой утверждаются:

•  рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применя­емые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

•  формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

•   методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

•   порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;'

•   правила документооборота и технология обработки учетной информа-ции;

•   порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

 

II. Практическая часть.

Задание 1.

Дать определение следующим ключевым понятиям: внутренний аудит и внутренний контроль, функции внутреннего аудита, компетентность внутреннего аудита, ответственность внутреннего аудита, отчетность внутреннего аудита.

Внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний контроль — это система мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Функции внутреннего аудита:

1) Проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

2) Проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3) Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;

4) Оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

5) Специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; 6) Разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Компетентность внутреннего аудита - это общий термин, относящийся к профессиональной грамотности, которая требуется от внутренних аудиторов для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Внутренним аудиторам рекомендуется демонстрировать свой профессионализм путем получения соответствующих профессиональных сертификатов и квалификаций и другие сертификаты, предлагаемые международным Институтом внутренних аудиторов и другими профессиональными организациями.

Ответственность внутреннего аудита - санкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются действующим законодательством и соглашением сторон.

Отчетность внутреннего аудита - письменная информация аудитора по результатам проведения аудита. Отчет аудитора – документ, адресованный руководителям и/или собственникам экономического субъекта, содержащий подробные сведения:

- о ходе аудиторской проверки;

- об отмеченных отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета;

- о существенных нарушениях подготовки бухгалтерской отчетности;

- другие данные, полученные в ходе проведения проверки и предусмотренные договором на проведение аудита.

 

Задание 2.

Назвать нормативные документы, регламентирующие внутренний аудит в России. Перечислить внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов.

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 7. 07. 2001г.
  3. Постановление Правительства РФ от 6. 02. 02г. №80, «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ».
  4. Постановление Правительства РФ от 29. 10. 00г. №81, «Об аудит проверках федеральных, государственных, унитарных предприятий в РФ».
  5. Правило (стандарты) аудиторской деятельности, комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

6. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

7. ПБУ2/2008 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строитель-ство»

8. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выра-жена в иностранной валюте»

9. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

10. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

11. ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

12. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»

13. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»

14. ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

15. ПБУ 9/99 «Доходы организации»

16. ПБУ 10/99 «Расходы организации»

17. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»

18. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»

19. ПБУ 12/2010 «Операционные сегменты»

20. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

21. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

22.ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

23. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

24. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические работы»

25. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

26. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

27. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

28. ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»

29. ПБУ 22 /2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчет-ности»

 

Задание 3.

Составить положение о службе внутреннего аудита открытого акционерного общества, состоящее из следующих разделов:

  1. Общее положения. Фиксируется структурная принадлежность подразделения, его подчиненность вышестоящему руководству, какими нормативными документами руководствуются работники службы аудита, кто несет непосредственную ответственность за организацию внутреннего аудита
  2. Задачи подразделения. Перечисляются главные и второстепенные задачи, стоящие перед службой аудита по комплексному контролю и оказанию консультационных (сопутствующих) услуг.
  3. Структура подразделения. Называются все структурные подразделения 9сектора, бюро, группы), указываются взаимосвязи между ними, распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к начальнику отдела, штат работников и формы оплаты их труда.
  4. Функция подразделения. Отмечаются назначение и роль подразделения, работа, производимая им
  5. Компетенция подразделения. Указывается совокупность прав и обязанностей работников.
  6. Ответственность. Перечисляются льготы работников по законодательству и меры ответственности за нарушения обязанностей.

7. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделени-ями. Отмечается, какую информацию и от кого получает отдел, как и кому ее предлагает.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директором ОАО «______________»

Приказом от № ____ от «___»____________ 201_г.

Положение

о Службе внутреннего аудита

1. Общие положения

1.1. Отдел внутреннего аудита является самостоятельным структурным подразделением фирмы и подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.2. В своей деятельности отдел внутреннего аудита руководствуется законодательством РФ, внутрифирменными правовыми актами, решениями учредителей и приказами генерального директора.

1.3. Ответственность за организацию внутреннего аудита несет руководитель отдела, который обязан организовать непрерывный процесс эффективного контроля во всех подразделениях фирмы, а также организовать взаимоотношения со всеми подразделениями и внешними компетентными органами по вопросам контроля финансово- хозяйственной деятельности.

2. Задачи подразделения

Организация контроля за соблюдением подразделениями предприятия законодательных и нормативных актов по вопросам осуществления операций предприятия, ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и по вопросам налогообложения.

С целью обеспечения независимости и объективности внутреннего аудита Руководитель Службы внутреннего аудита подчиняется только генеральному директору Компании.

Руководитель Службы внутреннего аудита формирует персональный состав Службы.

Не допускается вмешательство третьих лиц в процесс определения объектов и объема аудита, проведения работы и представления отчета о результатах.

Руководитель Службы внутреннего аудита несет ответственность перед аудиторским комитетом и высшим руководством Компании за организацию работы данной службы и выполнение поставленных задач.

Руководитель Службы внутреннего аудита периодически отчитывается перед аудиторским комитетом и высшим руководством о деятельности Службы внутреннего аудита.

Отчеты должны содержать информацию о существенных рисках, проблемах контроля и корпоративного управления, другие сведения, необходимые высшему руководству для выполнения своих обязанностей.

Руководитель Службы внутреннего аудита представляет высшему руководству:

1) на утверждение ежегодный план деятельности Службы внутреннего аудита, а также регулярно отчитывается о его выполнении;

2) ежегодный отчет по оценке надежности и эффективности систем управления рисками, контроля и корпоративного управления;

3) информацию о существенных недостатках систем управления рисками, контроля и корпоративного управления, а также рекомендации по улучшению существующих систем;

4) информацию о результатах и качестве выполнения мероприятий (корректирующих шагов), разработанных менеджментом по результатам проведенных аудитов (различных направлений, сфер и видов деятельности);

5) информацию о существующих ограничениях, препятствующих Службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

3. Структура подразделения

3.1.Службу внутреннего аудита возглавляет Директор службы внутрен-него.аудита.
       3.2. С целью обеспечения независимости и объективности аудитора. Директор службы внутреннего аудита административно подчиняется Генеральному директору Компании и функционально подчиняется Совету директоров через Комитет по аудиту. Директор аудитора несет ответственность перед Комитетом по аудиту за организацию работы аудитора и выполнение поставленных задач.

3.3. Комитет по аудиту вырабатывает рекомендации Совету директоров по вопросам принятия решения о назначении/увольнении Директора службы внутреннего аудита, определения условий трудового соглашения, уровня заработной платы, премий (бонусов), взысканий.
    3.4. Директор службы внутреннего аудита ежегодно представляет на рассмотрение Комитету по аудиту предложения по организационной структуре и бюджету аудитора и план деятельности аудитора.
    3.5.   Директор  службы  внутреннего  аудита  представляет  Комитету  по аудиту  и  Генеральному  директору  ежеквартальные  и  ежегодный  отчеты по итогам работы аудитора, содержащие информацию:
– о выполнении утвержденного плана деятельности аудитора;
– о существенных рисках и недостатках системы внутреннего контроля и системы управления рисками и соответствующих планах менеджмента по их устранению;
– о результатах выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов;
– о существенных ограничениях, препятствующих службе внутреннего аудита эффективно выполнять поставленные задачи.

3.6. Размер, условия оплаты труда и премирования аудитора утверждаются Советом директоров предприятия, в соответствии с которым, предприятие обязано производить начисления и выплаты. Решение о предоставлении ежегодного трудового отпуска для аудитора, в том числе предоставление отпуска без сохранения заработной платы принимается Председателем Совета директоров предприятия, в соответствии с которым предприятие обязано производить необходимые начисления и выплаты. Все вопросы формирования социального пакета для аудитора, в том числе осуществления по ним выплат, разрешается Советом директоров.

3.7. Назначение Аудитора осуществляется на конкурсной основе. Кандидатуры на занятие должности Аудитора представляются исполнительным органом.

3.8. Аудитор не может избираться в состав Совета директоров и исполнительного органа предприятия.

4. Функции подразделения

  1. исследование, оценка: систем учетной и внутреннего контроля, управления предприятиеми рисками с точки зрения эффективности их функционирования. Оценка проводится по следующим направлениям:

- эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности;

- качество, безопасности и эффективности предоставляемых медицинских услуг;

- сохранность активов;

- достоверность отчетности (внешней и внутренней);

- учетной системы и процедур бухгалтерского, управленческого контроля, соблюдения работниками установленных методик и правил;

- соответствие деятельности нормам законодательства, внутренним организационно-распорядительным документам и стандартам.

  1. совершенствование контрольно-ориентированных методик и процедур, разработка соответствующих рекомендаций;
  2. консультирование менеджмента предприятия в разработке планов мероприятий (корректирующих действий) по результатам проведенных аудитов, а также осуществляет контроль выполнения планов мероприятий;
  3. консультирование менеджмента предприятия по вопросам, входящим в компетенцию аудитора;
  4. осуществление контроля за принятием мер к сохранению сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну;
  5. проведение мониторинга по устранению выявленных аудитором нарушений и недостатков в работе предприятия, с предоставлением его результатов Совету директоров предприятия;
  6. применение аудиторав своей деятельности международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, в целях совершенствования работы по внутреннему аудиту предприятия;
  7. взаимодействие с внешним аудитором с целью совершенствования системы внутреннего аудита;
  8. предоставление Совету директоров ежеквартальных и годовых отчетов о проделанной аудитором работе;
  9. подготовка заключений к каждому вопросу, выносимому на повестку дня очередного заседания (голосования) членов Совета директоров предприятия.

5. Компетенция подразделения.

Руководитель и сотрудники Службы внутреннего аудита:

- составляют план деятельности, определяющий приоритеты внутреннего аудита и соответствующий целям Компании на основании проведенного анализа рисков;

- своевременно и на должном профессиональном уровне выполняют план деятельности и предоставляют менеджменту отчеты о результатах проделанной работы;

- оказывают содействие менеджменту Компании в разработке мероприятий (корректирующих шагов) по результатам проведенных аудитов, а также отслеживают прогресс в выполнении мероприятий;

- консультируют менеджмент Компании по вопросам управления рисками, контроля, корпоративного управления;

- поддерживают и взаимодействуют с подразделениями/функциями Компании по вопросам, относящимся к ведению внутреннего аудита;

- координируют деятельность и взаимодействуют с другими функциями контроля (отделом управления рисками, юридическим отделом, службой безопасности);

- координируют деятельность с привлекаемым/ми внешним/ми аудитором/ами с целью избежать дублирования усилий и минимизировать затраты на аудит;

- содействуют в расследовании мошенничеств и информируют высшее руководство о результатах расследований;

- выполняют другие задания и участвуют в других проектах по запросу высшего руководства.

- Начальник отдела  внутреннего аудита обладает всеми правами в рамках действующего законодательства и документов, регламентирующих деятельность работников предприятия.

- Начальник отдела внутреннего аудита имеет право подписи документов, направляемых от имени отдела по вопросам, входящим в его компетенцию.

- Начальник отдела внутреннего аудита имеет право беспрепятственного доступа к информации и документации, необходимой ему для исполнения своих должностных обязанностей.

- Начальник отдела внутреннего аудита имеет право выносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению работы отдела предприятия в целом.

-  Начальник отдела внутреннего аудита имеет право давать работникам отдела указания по вопросам, входящим в его компетенцию.

6. Ответственность

6.1. отдел внутреннего аудита несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией и другими внутренними нормативными документами предприятия, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отдел внутреннего аудита несет материальную ответственность за причиненный предприятию ущерб.

6.3. отдел внутреннего аудита несет персональную ответственность за состоянием трудовой и исполнительской дисциплины, за соблюдение сотрудниками отдела коммерческой тайны, а также за соблюдение установленного режима конфиденциальности по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

7. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделениями.

7.1. Директор службы внутреннего аудита уполномочен:
– иметь прямой доступ к Председателю Комитета по аудиту;
– запрашивать у должностных лиц предприятия любую информацию и материалы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
– знакомиться с текущими и перспективными планами деятельности, проектами решений и решениями исполнительных органов предприятия;
– доводить до сведения Комитета по аудиту и Генерального директора предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым  вопросам,  входящим  в  компетенцию  аудитора, как это определено в настоящем Положении;
– привлекать по согласованию с Генеральным директором Компании или его заместителями сотрудников подразделений Компании к участию в аудиторских заданиях;

– привлекать по согласованию с Генеральными директорами филиалов и ДЗО или их заместителями сотрудников к участию в аудиторских заданиях;
– привлекать по согласованию с Комитетом по аудиту сторонних экспертов при выполнении аудиторских заданий.

7.2. Сотрудники службы внутреннего аудита уполномочены:
– запрашивать у должностных лиц предприятия и получать беспрепятственный доступ к любым активам, документам, бухгалтерским записям и другой информации о деятельности предприятия, делать копии документов;
– в рамках выполнения аудиторских заданий проводить интервью с должностными лицами и сотрудниками предприятия;

– изучать и оценивать любые документы, запрашиваемые в ходе выполнения аудиторских заданий, и направлять копии этих документов и/или соответствующую информацию Директору службы внутреннего аудита;
– осуществлять мониторинг выполнения менеджментом мероприятий (корректирующих действий), осуществляемых по результатам проведенных аудитов;
– доводить до сведения Директора службы внутреннего аудита предложения по улучшению существующих систем, процессов, стандартов, методов ведения деятельности, а также комментарии по любым вопросам, входящим в компетенцию аудитора, как это определено в настоящем Положении.

 

Список использованной литературы.

 

Нормативные документы

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 7. 07. 2001г.
  3. Постановление Правительства РФ от 6. 02. 02г. №80, «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ».
  4. Постановление Правительства РФ от 29. 10. 00г. №81, «Об аудит проверках федеральных, государственных, унитарных предприятий в РФ».
  5. Правило (стандарты) аудиторской деятельности, комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
  6. ПБУ «Учет основных средств» ПБУ 6/01
  7. Налоговый кодекс РФ части I и II.
  8. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Основная литература

1. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит. Учебник / ВЗФЭИ. -ЗАО «Финстатинформ». 2000.-239с.

2. Иванова Е.Л. Контроль и ревизия. М.: Эксмо, 2007.

3. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций. – М.: Эксмо,

4. Информационный банк «КонсультансПлюс: Высшая школа»

5. Бровкин Н. Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие / Под ред. проф. М. В. Мельник. – М.: ИНФРА-М,2010.-346с.

6. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит. – М.: Книжный дом, 2005

7. Лемеш В.Н. Ревизия и аудит. М.: Издательство Гревцова, 2008

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 37.30K
Скачано: 614
Скачать бесплатно
27.09.11 в 13:38 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе