Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Условия труда по показателям напряженности трудового процесса

Условия труда по показателям напряженности трудового процесса [20.05.11]

Тема: Условия труда по показателям напряженности трудового процесса

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.58K | Скачано: 283 | Добавлен 20.05.11 в 21:11 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


 Содержание

I.    Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда) 3

II.    Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда 5

III.    Опишите и проанализируйте 1-2 известных Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека 7

IV.    Тесты 7

Список используемой литературы 12

 

I.    Условия труда по показателям напряженности трудового процесса (показатели напряженности и классы условий труда)

Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

По показателям напряженности трудового процесса различают следующие классы:

  1. (напряженность труда легкой степени, требующая затрат энергии до 174,1 Дж/с).
  2. (напряженность труда средней степени – от 174,1 до 290,5 Дж/с).
  3. Вредный (напряженность труда 1-ой и 2-ой степеней – более 290,5 Дж/с).

Критериями степени напряженности является выраженное нарушение адекватности физиологических реакций, резкое снижение точности, быстродействия и надежности оператора, ведущее к дезорганизации деятельности.

В физиологическом отношении благоприятны работы, относящиеся к I-й степени напряженности труда, однако при такой мобилизации функций невозможны высокая производительность и эффективность труда. Более эффективна работа при II-й степени напряженности труда, при которой в то  же время не возникает явлений переутомления и работу можно выполнять длительное время. При III-й степени напряженности необходимы дополнительные перерывы или укорочение рабочего дня.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса.

Допустимые условия труда (2 класс) – характеризуются такими уровнями факторов среди трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) – характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

- 1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

- 2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличе –

нию производственно обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции;

- 3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести, росту хронической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

- 4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) – характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.

 

II.  Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда

Для поддержания длительной работоспособности человека и предупреждения утомления большое значение имеет режим труда и отдыха.

Наиболее высокая работоспособность в течение суток соответствует периоду от 8 ч утра до 6 ч вечера.

Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях не может превышать 40 ч в неделю (ст. 112 ТК). Режим работы может быть пятидневным с двумя выходными или шестидневным с одним выходным днем в неделю (ст. 124 ТК). В праздничные дни рабочий день сокращается на 1 ч (ст. 116 ТК).

В течение рабочего дня работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 ТК).

Умственный (интеллектуальный) труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10 – 11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для умственного труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов.

Умственная работа тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодотворно протекает в условиях тишины и хорошей освещенности.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению или переутомлению.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов. В последнее время для снятия нервно-психологического напряжения, борьбы с утомлением, восстановления работоспособности довольно успешно используют функциональную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психической разгрузки.

Большую роль в организации производственного процесса играет ритм работы.

Мероприятия по профилактике утомления: физиологическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений

при работе; равномерное распределение нагрузки между различными мышечными группами; рационализация рабочей позы; освобождение от излишних подсобных операций, хорошая освещенность, шумоизоляция.

Необходимым фактором бесспорно является санитарное благоустройство производственных помещений (объем помещений, микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое оформление).

 

III.  Опишите и проанализируйте 1-2 известных Вам события, связанные с опасностями среды обитания человека.

Этот случай произошел зимой  2007 года. На улице было холодно и сильная метель. Одного из сотрудников отправили в командировку сразу после окончания рабочего дня. Он поехал в ночь на машине. На следующий день он должен был приехать на работу к концу рабочего дня, но его не было. Все стали волноваться и пытаться дозвониться до него, но телефон не отвечал. На следующий день  нам позвонили родственники этого работника и сообщили, что он разбился. К счастью человек остался живой, но долгое время находился в больнице и в последствии стал инвалидом. А причиной было то, что он не справился с управлением, так как на улице было темно, да еще и плохая видимость из-за метели.

 

IV. Тесты

Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности:

  1. Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире.
  2. Существуют локальные и региональные опасности.
  3. Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы.

Укажите примеры, подтверждающие проявление аксиомы в реальной жизни.

Ответ: 3

Воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

 

Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют отнести помещение к особо опасным по степени опасности поражения электрическим током, если:     

  1. Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95 %.
  2. В данном помещении также имеется кирпичный пол.
  3. Температура внутри помещения может повышаться до 40˚ С.
  4. На входе в помещение и вокруг него обустроен земляной пол.

Укажите последствия воздействия электрического тока на организм человека и методы защиты от поражения.

Ответ: 1, 3, 4

Помещения относятся к особо опасным при наличии в них одного из следующих условий:

- сырость (относительная влажность более 75%) или токопроводящая пыль;
Пыльные помещения — помещения, в которых по условиям производства выделяется технологическая пыль, которая может оседать на токоведущих частях, проникать внутрь машин, аппаратов и т.п.

- токопроводящие полы (металлические, земляные, железобетонные, кирпичные и т.п.);

- высокая температура;

Жаркие помещения — помещения, в которых под воздействием различных тепловых излучений температура постоянно или периодически (более 1 суток) превышает +35°С (например, помещения с сушилками,
обжигательными печами, котельные).

- возможность одновременного прикосновения человека к металлоконструкциям зданий, имеющим
соединение с землей, технологическим аппаратам, механизмам и т.п., с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования (открытым проводящим частям), с другой.

Электрический удар - это возбуждение живых тканей организма проходящим через него электрическим током, сопровождающееся сокращениями мышц. Исход при этом может быть от легкого поражения до смертельного.

Различают смерть клиническую и биологическую.

Клиническая (или "мнимая") - смерть переходное состояние от жизни к смерти, наступающее с момента прекращения деятельности сердца и легких. У человека, находящегося в состоянии клинической смерти, отсутствуют все признаки жизни: он не дышит, сердце его не работает, болевые раздражения не вызывают никаких реакций, зрачки глаз резко расширены и не реагируют на свет. Однако в этот период жизнь в организме еще полностью не угасла, ибо ткани его еще не подвергаются распаду и в известной степени сохраняют жизнеспособность. Длительность клинической смерти составляет 4 -6 мин., у здорового человека - 7-8 мин.

После освобождения пострадавшего от действия электрического тока ему немедленно нужно оказать доврачебную помощь в соответствии с его состоянием. Если пострадавший не потерял сознания и может самостоятельно передвигаться, отвести его в помещение, удобное для отдыха, успокоить, дать выпить воды, предложить полежать. Если при этом у пострадавшего оказались какие-либо травмы (ушибы, порезы, вывихисуставов, переломы костей и т. п.), то оказать на месте соответствующую помощь, а при необходимости направить в медицинский пункт или вызвать врача.

Если пострадавший находится в бессознательном состоянии но дышит нормально и прослушивается пульс, надо немедленно вызвать врача, а до его прибытия оказывать помощь на месте — привести пострадавшего в сознание: дать понюхать нашатырный спирт, обеспечить поступление свежего воздуха. Если пострадавший находится в тяжелом состоянии, т. е. не дышит или дышит тяжело, прерывисто, то, вызвав врача, необходимо, не теряя ни минуты, приступить к искусственному дыханию. Перед началом искусственного дыхания необходимо: освободить пострадавшего от стесняющей одежды расстегнуть ворот, развязать шарф, снять пояс и т. д.; раскрыть рот пострадавшего, если он судорожно сжат; быстро освободить рот пострадавшего от посторонних предметов, вынуть зубные протезы. После этого можно начинать выполнение искусственного дыхания методом «рот в рот». При отсутствии пульса следует приступить к проведению наружного массажа сердца.

 

Тест 3. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо:

  1. Смоделировать процесс их возникновения и развития.
  2. Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики.
  3. Оценить возможные поражающие факторы.
  4. Определить возможные масштабы последствий.

Укажите правильные ответы и поясните их.

Ответ: 1, 2, 3, 4

Для прогнозирования аварий и катастроф нужно предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики, смоделировать процесс их возникновения и развития, определить возможные масштабы последствий, оценить возможные поражающие факторы.

 

Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это:

  1. Система наблюдения за состоянием окружающей среды.
  2. Система управления состоянием окружающей среды.
  3. Система оценки состояния окружающей среды.
  4. Система прогноза состояний окружающей среды.

Приведите примеры возможностей реализации мониторинга в сфере экономической безопасности государства.

Ответ: 1, 3, 4.

Мониторинг окружающей среды – это комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий.

К мониторингу в сфере экономики можно отнести системы наблюдений за темпом инфляции, нормой безработицы, дефицитом бюджета, экономическим ростом и т.д.

 

Список используемой литературы

  1. Арустамов Э.А.Безопасность жизнедеятельностиДесятое издание, Москва 2006
  2. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности, Москва 2000
  3. Сокол Т.С.Охрана труда,Минск 2006
  4. Шлендер П.Э.Безопасность жизнедеятельности,Москва 2003
  5. .ohranatruda.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 16.58K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
20.05.11 в 21:11 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе