Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Контрольная по Культурллогии Вариант 20

Контрольная по Культурллогии Вариант 20 [14.05.11]

Тема: Контрольная по Культурллогии Вариант 20

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.37K | Скачано: 229 | Добавлен 14.05.11 в 13:50 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2010


Содержание

1. Введение 3

2. Проблема преемственности в культуре 4

3. Культура, как способ передачи социального опыта 6

4. Национальная религия – Ислам 9

5. Ислам, как образ жизни 12

6. Заключение 15

7. Список литературы 16

 

Введение

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура понятие безграничное и многогранное. Очень часто к культуре относят только какие-то материальные ценности, но это совсем не так. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека. Образование, воспитание – это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Поэтому целью данной контрольной работы является раскрыть понятие культура, как можно шире. Для этого нужно решить следующие задачи:

И также ответить на тестовый вопрос: Установите соответствие между атрибутами культуры и эпохами, в которые они возникли:

Древний мир – фрески и летописи;

Средние века – графика, мозаика;

Новое время – литография.

В конце данной работы сделаем выводы.

 

Проблема преемственности в культуре

Процесс передачи смыслового мира и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Именно трансмиссия обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате трансмиссии молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным знаниям.

Каждое поколение имеет свои особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и сохранение традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. С одной стороны, традиции – это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. Они могут быть письменными или устными, быть закодированными в образцах поведения взрослых, в функционировании социальных институтов и пр. С другой стороны, традиция – это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Историческое поколение – период времени, в течение которого живёт и активно действует данное поколение, становясь современником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. В современных условиях всё чаще говорят о «бизнес – поколении», которое активно проявляет себя в предпринимательской и коммерческой деятельности, что влияет на ценностные ориентации и формирующийся стиль жизни.

Утрата ценностных ориентиров вызывает ностальгию, которая представляет собой сложный комплекс чувств одиночества и тоски, желание погрузиться в родную среду. Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, нормы и приёмы воспитания детей, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно-нравственные ценности.

Таким образом, любые изменения культуры предполагают сохранение единства и непрерывности культуры через преемственность поколений.

 

Культура, как способ передачи  социального опыта

Культура в этом плане - это уровень отношений. Которые сложились в коллективе, те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных слоев.

 Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представления о прекрасном, видение природы во всех этнических особенностях и колорите этого опыта.

Культура соединяет человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого человека. В этом едином изначальном космосе находится человек, здесь формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его вкусы и жизненные идеалы. Это культурный фундамент, в котором вызревают архетипы, первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и результат.

 Исходное состояние преобразуется в способы освоения действительности. Человек как носитель культуры наследует, таким образом, национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой. Естественно, что в сохранении присущих этому образцу поведения ценностей, регулирующих, прежде всего отношения между людьми в обществе и семье, должна быть определенная устойчивость. Эта устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры.

Традиция один из механизмов сакрализации (освящения) культурных ценностей. Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура это не только результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности, способ человеческой жизни в целом.

Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях с природой, что может проявляться в наличии конкретных традиций: традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве. Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только традиция, но и новация (способ обновления знания). Тип культуры характеризует тот способ обновления и накопления опыта, который принят в данном обществе.

Выполняя следующие функции, культура, таким образом, сохраняет весь опыт, накопленный годами, всевозможные традиции.

Коммуникативная. Культура не только накапливает и хранит информацию (это является по преимуществу прерогативой культурного наследия). Актуальная информация благодаря культуре постоянно циркулирует в обществе, осуществляя передачу опыта и знаний. Культура формирует условия и средства человеческого общения. В принципе любой артефакт сообщает информацию. Но в культуре имеются специальные средства общения – знаковые системы и в первую очередь – язык. Культура – это поле человеческого общения, она связывает, объединяет людей. Развитие форм и способов коммуникации – важнейший фактор культурной истории человечества.

В ходе истории растет мощь и дальнодействие средств связи: от первобытных сигнальных барабанов до спутникового телевидения. На смену письменности пришли средства массовой коммуникации (СМК), радио и телевидение. В ближайшей перспективе – развитие компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации. Развитие культуры общения способствует взаимному пониманию и сопереживанию.

Интегративная. Благодаря коммуникации и наличию общечеловеческих ценностей культура объединяет отдельных людей, социальные группы, народы и государства. У людей формируется чувство принадлежности к культурной общности, к которой они принадлежат. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Единство культуры – важное условие крепости государства. Высока объединяющая роль технологий, науки и искусства.

С ходом истории растут контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Всемирная паутина интернета сплетает различные культуры в одно целое. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, на осознание единства всего человечества.

Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества. Этот процесс полезен и обществу, сохранению сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание, средства и способы социализации. Социализация начинается в детстве. Огромную роль здесь играет и семья, пример родителей, сверстников, учителей и др. В дальнейшей жизни важную роль играют: школа, другие учебные заведения, средства массовой информации, трудовые коллективы, неформальные группы.

Таким образом,  выполняя различные функции, культура является своеобразным носителем, который веками хранить информацию, которая передается из поколения поколению.

 

Национальная религия – Ислам

Ислам (араб. الإسلام‎‎ англ. Islam) — монотеистическая мировая религия. Слово "ислам" имеет несколько значений, буквально переводится как мир. Другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Богу, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

С точки зрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути, который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенно искажались. Каждый раз для обновления истинной веры (ислама) Господь отправлял к разным народам своих посланников, в том числе Авраама, Моисея, Иисуса. Последним Посланником был Мухаммад, принесший человечеству ислам в окончательном виде. По мнению ислама, после пророчества Мухаммада все предыдущие Законы были отменены Богом, а их основные принципы были усовершенствованы и стали частью ислама.

Священной книгой ислама является Коран. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на Седьмое Небо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммаду путём Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророках и т.д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству — «Мы направили тебя, Мухаммад, посланником только как милость к обитателям всех миров».

Мусульмане считают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимые отличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины, содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок и добавлений.

Столпы веры ислама сводятся к пяти постулатам:

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

 

Ислам, как образ жизни

Ислам преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления алкоголь и все аналогичные ему вещества - например, наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманам мужского пола иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Мусульмане понимают многоженство как систему социального страхования: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей уверенность в будущем.

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.

Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.

Мечеть — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто - с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.

Ислам, как религия, охватывает все сферы жизни верующего. Ислам – образ жизни.

 

Заключение

Таким образом, рассмотрев следующие вопросы:

Можно сделать выводы:

С точки зрения Корана, ислам — единственная верная религия человечества, её последователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в проповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде Божественного Откровения.

Таким образом, цели и задачи контрольной работы выполнены.

 

Список литературы

  1. Силичев Д.А. М., 2003
  2. Библер В.С. М., 1993
  3. Кармин А.С. СПб, 1997
  4. Чиппиндейл, П. (2007), «Что такое ислам. История и действительность»
  5. Родионов, М. А. (2008), «Ислам классический», Азбука-классика, Петербургское Востоковедение

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 27.37K
Скачано: 229
Скачать бесплатно
14.05.11 в 13:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе