Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций »

Проникновение и распространение Ислама в средневековом Китае

Проникновение и распространение Ислама в средневековом Китае [29.05.16]

Тема: Проникновение и распространение Ислама в средневековом Китае

Раздел: Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций

Тип: Курсовая работа | Размер: 55.94K | Скачано: 568 | Добавлен 29.05.16 в 06:30 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Оглавление

Введение  3

Глава 1. Причины распространения ислама в средневековом Китае  8

1.1 Особенности цивилизации средневекового Китая 8

1.2 Распространение ислама в средневековом Китае  14

Глава 2. Значение ислама для развития средневекового Китая  22

2.1 Взаимовлияние ислама и китайских религий в средние века 22

2.2 Влияние ислама на развитие Китая  24

Заключение 28

Список использованной литературы 31

 

Введение

Актуальность темы исследования.

Необходимость оценки роли и места ислама в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Проблема функционирования исламской традиции в современном мире является столь же актуальной, сколь и малоизученной. Безусловно, на состояние научных исследований этой проблемы оказала сильное влияние нерешенность ряда фундаментальных проблем общего характера, связанных с историей ислама как сложного и влиятельного компонента духовной культуры традиционного Китая. Китай – одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. 

Политические и этнокультурные процессы, происходящие в современном китайском обществе, обращают нас к более глубокому изучению религиозной истории Китая. Наряду с традиционными религиями Китая - конфуцианством, буддизмом, даосизмом, заметное влияние на формирование китайской цивилизации оказал ислам.

По историческим запискам, ислам проник в Китай примерно в 7-м веке через мусульманских купцов, приезжавших торговать в Китай. По «Шелковому пути» и из-за моря Китай часто посещали арабские и персидские купцы-мусульмане. Они везли в страну пряности, специи, янтарь, вывозили шелк, фарфор и чай. Кроме того, мир узнал о таких изобретениях китайцев, как компас, бумага и порох, что сильно стимулировало экономический и культурный обмен между Востоком и Западом. Немало купцов-мусульман осели в Китае, породнились с местными жителями. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами. Мусульманская община существует в Китае уже более 1300 лет, и в настоящее время она является одной из самых крупных в мире. Численность китайских мусульман превышает 27 млн. человек. Ислам получил в Китае широкое распространение. Ислам оказывал и оказывает глубокое влияние на историю и культуру, этику, образ жизни, нравы и привычки национальностей мусульманского вероисповедания.

Таким образом, ислам, для которого характерна исключительная преемственность и непрерывность традиции, во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока как непосредственно, так и опосредованно (через исторически детерминированные им особенности менталитета носителей китайской культуры), что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.

Объект исследования – ислам в истории Китая.

Предмет исследования - проникновение и распространение Ислама в средневековом Китае.

Историография проблемы.

В научной литературе накоплен обширный эмпирический и теоретический материал, позволяющий изучить историю ислама в Китае. Все работы, относящиеся к этой теме, можно условно разделить на 3 части: научные статьи в журналах, труды, созданные современниками, а также монографии, повествующие о различных событиях, связанных с исламом на территории Китая.

В китайской историографии впервые вопросы истории ислама в Китае получили освещение в творчестве мусульманских писателей XVII-XIX веков. Так, один из них (неизвестный по имени) подготовил трактат «Хуэй-хуэй-юань-лань» (XVII век). В данном произведении изложена одна из версий зарождения ислама в Китае. Автор, повествуя о появлении ислама в Китае, сообщает о вещем сне танского императора Чжен Гуаня, о небесных знамениях, о прибытии мусульманина-мудреца Гай Сы, о об особом покровительстве ему императора Поднебесной и прочих деталях, характерных для традиционных китайских легенд о деятельности святых мудрецов Конфуция, Лао Цзы и других.

Вопросы начальной истории китайского ислама рассматриваются в произведениях китайского писателя XVII века - Ма Цижуна. В трактате «Си лай цзун пу» (Родословная пришедших с запада предков) повествуется о реальных исторических событиях: бунте в 755 году китайского придворного Ань Лушаня против императора Сюань Цзуна и о прибытии на помощь последнему воинов-мусульман. Помимо данных работ сведения по истории ислама в Китае встречаются в сочинениях Лю Фасяня «Сянь Ян ван дянь гун цзи» (Князь Сян Ян, умиротворитель Юньнани), Ма-вэнь-бина (Мачжи) -«Цинъ-чжень-чжи нань» (Компас магометанской веры) и некоторых других произведениях мусульманских писателей XVII—XIX веков.

В середине XIX - начале XX столетия интерес к истории ислама в Китае начинают проявлять не только мусульманские теологи, но и китайские историки. Среди работ историков Цинского периода, затрагивающих данную проблему, прежде всего следует отметить сочинение Вэй Юаня «Шэн у цзи» (Записи о ранних деяниях царствующего дома). В этом произведении исследуется история мусульманских общин Северо-западного Китая, рассматриваются взаимоотношения мусульман с маньчжурскими властями, анализируются традиции и обряды китайских мусульман.

Среди российских ученых, оставивших заметный след в изучении роли ислама в политике, экономике и культуре Китая в период правления маньчжурской династии Цин (1644–1912), следует выделить акад. В.П. Васильева (1818–1900), П.И. Кафарова (1817–1878) и Д.М. Позднеева (1865–1937). Серьезное исследование о значении ислама в политической истории Китая провел В.С. Кузнецов.

В трудах М. Аксеновой «Религии мира. Том 6. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам», Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае», Л.И. Климович «Книга о Коране, его происхождении и мифологии» и др. отражены взгляд на философию ислама и его взаимодействие с китайскими религиями.

В исследованиях Л.Б. Алаева «История Востока», Л.С. Васильева «История религий Востока», А. Бокщанин «Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая», А.В. Меликсетова «История Китая» проанализированы исторические аспекты зарождения ислама на территории Китая.

Цель исследования состоит в изучении особенностей зарождения и распространения Ислама на территории Китая.

Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:

- рассмотреть особенности цивилизации средневекового Китая;

- охарактеризовать распространение ислама в средневековом Китае;

- выявить взаимовлияние ислама и китайских религий в средние века;

- определить влияние ислама на развитие Китая.

Хронологические рамки исследования. В развитии средневекового Китая можно выделить несколько наиболее этапов. Это ранний период (4–6 вв.), период расцвета (7-13 вв.) и поздний период (14 – середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья. Однако мы будем рассматривать период 7 - 14 вв., так именно на этот период времени приходится распространение и закрепление ислама в Китае.

Методы исследования:

1. Проблемно-хронологический. Изучение и исследование проблемы происходил в хронологической последовательности.

2. Историко-структурный метод. Раскрывает особенности формирования ислама в китайском обществе.

Научная новизна исследования. В данной работе предпринята попытка проанализировать формирование ислама на территории Китая с точки зрения ее влияния на развитие страны. Формирование ислама изучается в контексте взаимосвязи экономических, исторических и политических процессов, протекавших в Китае с 7 века. Также предпринята попытка изучить тему с позиций современной исторической науки. Необходимо отметить то, что изучаемый период мало раскрыт в исторических источниках, что вызывает существенные затруднения при изучении этой темы.

Практическая значимость работы. Материал курсовой работы может быть использован в учебной практике в качестве дополнительного материала по элективным курсам по истории ислама и Китая. Данные, упомянутые в работе, можно использовать для популяризации исторических знаний. Также материал может использоваться при написании общих трудов по истории ислама и Китая.

Источники. Для написания работы были использованы научные статьи в журналах о периодизации Китая и его истории, монографии, повествующие о различных событиях, связанных с исламом на территории средневекового Китая, а также труды по религиоведению.

Структура работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 28 наименований.

 

Список использованной литературы:

  1. Аксенова М. Религии мира. Том 6. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам / М. Аксенова. – М.: Авента+, 2008. – 688 с.
  2. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. - М.: Вост. лит, 2002. - 716 с.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока: [учеб. пособие для вузов] / Л.С. Васильев. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: КДУ, 2004. - 702 с.
  4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – 528 с.
  5. Гусейнов А.А. История этических учений: учеб. для студентов вузов по направлению и спец. «Философия» / А.А. Гусейнов, А.И. Кобзев, В.К. Шохин и др.; под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - Разд. 3: Классическая арабо-мусульманская мысль. - С. 204-307.
  6. Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т / Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2006. - Т.4. – 727 с.
  7. Завьялова О.И. Проникновение ислама в Китай: лингвистические и этнокультурные аспекты / О.И. Завьялова // Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы: тез. докл. IV Междунар. науч. конф., 6-8 окт., 1993 г. – С. 48-51.
  8. Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть / А.Б. Захарьин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. - 2012. - № 4. - С. 38-47
  9. Ислам: энцикл. словарь / АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. - 311 с.
  10. История Китая. Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – 736 с.
  11. Козьмин В.А. Этнология (Этнография): учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. - М.: Юрайт, 2015. - 580 с.
  12. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003. - 415 с.
  13. Кузнецов В.С. Отечественная историография о роли ислама в политической истории Китая // Двадцать шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1995. - С. 192-220.
  14. Курганова У. Ислам / У. Курганова. – М.: Фолио, 2013. – 153 с.
  15. Ли Синь. Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ / Ли Синь // Дисс. к. ф. н. – Благовещенск, 2009. – 167 с.
  16. Лян Чжэ. Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай / Лян Чжэ // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Институт востоковедения Российской академии наук(ИВ РАН), 2014. – С. 124-130.
  17. Михайлова Л.Б. Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие / Л.Б. Михайлова. – М.: Прометей, 2013. – 292 с.
  18. Мюллер А. История ислама / А. Мюллер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с.
  19. Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – 436 с.
  20. Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока / С.А. Нефедов. - М.: Территория будущего, 2008. - 753 с.
  21. Певцов М.В. Алтай. Монголия. Китай. Тибет / М.В. Певцов. – М.: Эксмо, 2015. – 480 с.
  22. Потанин Г.Н. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь / Н.Г. Потанин. – М.: Эксмо, 2014. – 464 с.
  23. Религии Китая: Хрестоматия / Ермаков М.Е., Солонин К.Ю., Торчинов Е.А. СПб.: Евразия, 2001. - 512 с.
  24. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич - М.: Аспект-пресс, 1996. - 774 с.
  25. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. - М.: Русич, 2010. - 542 с.
  26. Хакимов Ш.В. Распространение ислама в Китае: проблемы историографии / Ш.В. Хакимов // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. - Казань, 2000. - С. 208-210.
  27. Хансен В. Великий шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай-Согдиана-Персия-Левант / В. Хансен. – М.: Центрполиграф, 2014. – 477 с.
  28. Царева Г.И. Все о Китае. Культура, религия, традиции / Г.И. Царева. - М.: Профит-Стайл, 2008. - 608 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 55.94K
Скачано: 568
Скачать бесплатно
29.05.16 в 06:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе