Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология [12.05.11]

Тема: Гуманистическая психология

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.86K | Скачано: 319 | Добавлен 12.05.11 в 14:40 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание

1. Отличительные черты бихевиоризма от гуманистического направления психологии 4

2. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу 7

3. К каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания: 12

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

Отличительные черты бихевиоризма от гуманистического направления психологии

Бихевиоризм или психология поведения, появился в США в начала ХХ в. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874-1949). Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В своей работе – «Принципы обучения, основанные на психологии», Торндайк обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение как на «систему реакций организма на внешние раздражения, посылаемое средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме». По его мнению, «все поведение человека слагается из безусловных реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте».  Бихевиоризм предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S-R (стимул – реакция). [1, с. 56-58] Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:

1) исходный пункт – проблемная ситуация;

2) организм противостоит ей как целое;

3) он активно действует в поисках выбора;

4) выучивается путем упражнения. [2]

Уотсон подчеркивает, что «психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания».

В решении подобных задач – суть и значение бихевиоризма. [1, с. 58] Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то - чем обладает индивид. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. [2]

Важные проблемы функционирования сознания личности решаются представителями гуманистической психологии. Это направление психологии противостоит бихевиоризму, главное внимание оно уделяет изучению не внешних факторов поведения личности, а ее внутреннего мира, прежде всего ее потребностей и основанных на них мотивов ее поведения. Оно также противостоит психоанализу, поскольку исходит из того, что в основе поведения личности лежат не какие-то проявления бессознательного, а ее вполне осознанные мотивы.

Гуманистическая психология ориентированная на изучение тех способностей и возможностей человека, к которым не обращался ни психоанализ, ни бихевиоризм, а именно – любовь, творчество, «Я», высшие ценности бытия, становление, развитие, смысл, психическое здоровье. Такой подход связан в первую очередь с именами К. Роджерса и А. Маслоу.

Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему:

  1. Личность человека не может быть сведена ни к его основным инстинктам, как в психоанализе, ни к поведенческим навыкам, как в бихевиоризме;
  2. Природа человека никогда не может быть определена полностью, человек всегда стремится к реализации всех возможностей;
  3. Человек един и целостен. Эта целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль;

Самым важным источником информации является субъективный психический опыт человека, доступный ему через его осознание «здесь и теперь».

Из этих принципов гуманистической психологии вытекают этические принципы, согласно которым межличностные отношения должны основываться на взаимном признании того, что каждый человек – творец своей собственной жизни, поэтому каждый человек должен признавать и ценить внутренний субъективный мир другого и себя. В жизни человек должен нести ответственность за свои поступки. [3, с. 93-94]

 

Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу. Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он направляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».

Существенный вклад Маслоу внес в обоснование роли потребностей как побудительных сил деятельности поведения людей. Он утверждал, что в основе мотивов поведения людей лежат их потребности, природные и социальные. [1, с. 69] Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и он их рассматривал в порядке иерархии:

  1. Физиологические потребности – это самые основные, сильные и неотложные из всех человеческих потребностей, существенные для физического выживания.
  2. Потребности безопасности и защиты – это
  3. Потребности принадлежности и любви – это потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.
  4. Потребности самоуважения - Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.
  5. Потребности самоактуализации - Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности. Самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины своих возможностей. [4]

Понятие потребность в самоактуализации было разработано в гуманистической психологии.

"Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать". (А. Маслоу)

Ученые гуманисты по-разному трактовали потребность в самоактуализации. Маслоу считал, что потребность самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потребностей (голод, жажда и др).

Курт Гольдштейн, в отличие от Маслоу, считал. что самоактуализация - это самая большая потребность, которая в здоровом организме может затмить на какое-то время и голод, и жажду и другие потребности.

Маслоу также пользуется понятием "Потребность в самоактуализации", имея в виду желание, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Если личностное здоровье говорит об устойчивости развития личности и успешности ее личностного роста, то потребность в самоактуализации - о том, насколько личность ищет личностного роста, говорит о напряженности желания человека развиваться. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. [5]

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, – сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Осуществление же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. Т.е., при здоровых условиях (когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось раскрыть свои истинные возможности – стать тем, чем они могли бы стать – реагируют на депривацию своих основных потребностей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур. [4]

Необходимым условием самоактуализации выступает процесс становления базовых психологических установок нашего «Я». Они формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим: «Я хороший - ты плохой»,  «Я хороший – ты хороший», «Я плохой – ты хороший» и «Я плохой – ты плохой». Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целеустремленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе. [6, с. 18-19]

Если верить А. Маслоу, то самоактуализация — это самоцель, то есть высшая цель человека. Насколько это справедливо? Это еще вопрос. Как собственно цель самоактуализация хороша тогда, когда в основе поступков человека лежит нечто светлое и доброе и в его душе нет места лени: тогда да – тогда я воплощая то, что во мне заложено, совершаю большие дела и всем от этого хорошо.

Если же принять во внимание, что очень часто люди ленятся и упираются, хотят вовсе не большого и светлого, а  чтобы было много денег и мало работы и в этом состоит их самоактуализация — насколько тогда логично считать самоактуализацию самой главной целью человека?

Самоактуализация — это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!». [7]

 

К каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания:

а) «…люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

б) «индивидуум представляется нам, непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в) «личностный конструктор – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт».

1) когнитивная психология;

2) гуманистическая психология;

3) психоаналитическая психология. [1, с. 59-69]

Ответы: 1) в

2) а

3) б

 

Заключение

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Суть и значение бихевиоризма, изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то - чем обладает индивид. Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу. Человек характеризуется как свободное существо, реализующее возможности своего существования. При этом он направляет свой внутренний мир, реализует свое «Я».

 

Список использованной литературы

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
  2. А. Я. Психология http://azps.ru/sch/sch4.html, свободный. – (дата обращения: 15.04.2011).
  3. Психология и педагогика: Учеб. пособие/Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 17.86K
Скачано: 319
Скачать бесплатно
12.05.11 в 14:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе