Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология [26.06.12]

Тема: Гуманистическая психология

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.99K | Скачано: 383 | Добавлен 26.06.12 в 14:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Отличие гуманистического направления психологии от бихевио-ризма. 4

2. Основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу 10

3. Соотнесите высказывания и современные направления западной психологии 15

Заключение 17

Список литературы 18

 

ВВЕДЕНИЕ

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века.

В качестве самостоятельного течения гуманистическая психология выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.

Данное направление выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Цель данной контрольной работы рассмотреть гуманистическую психологию и разобрать основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу.

 

1. ОТЛИЧИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ БИХЕВИОРИЗМА

Направлением, решительно отвергнувшим бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и своеобразия психической организации человека, стала гуманистическая психология. Гуманизм (от лат. "гуманис" - человеческий), и виде общей ориентации на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности, присущ многим философско-психологическим течениям и теориям.

Различные аспекты гуманистической психологии в той или иной мере разрабатывали Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу. Они пытались показать большие способности к самосовершенствованию здоровых и зрелых людей.

Гуманистическая психология - направление психологии, занимающееся поиском и изучением исключительно человеческих смыслов, ценностей, отношений.

Предметом изучения гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Она изучает здоровье, гармоничные личности, которые достигли вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».

Теоретики - гуманисты подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – это мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

В центре исследовательских интересов психологов-гуманистов стояли проблемы переживания человеком (его конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям). Речь шла о восстановление подлинности личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе. При этом предполагалось, что эта истинная природа открывается в так называемой пограничной ситуации, когда человек оказывается на границе бытия и небытия. Именно в этих условиях он освобождается от сковывающих его условностей и постигает свою экзистенцию.

 Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени в будущее. Свобода выбора и открытость будущему - таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности. Только в этом случае человек сможет избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент «психологические силы») не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Психоанализ (во всяком случае, ортодоксальный, фрейдовский), и бихевиоризм в его классической форме рассматривали человека с позиций естественнонаучных: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением некоторых вариантов социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи, как свобода, достоинство человека и др., не только не рассматривались, но и были объявлены фикциями, то есть искусственно созданными и не имеющими отношения к реальности понятиями. Гуманистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии:

  1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.
  2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.
  3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.
  4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
  5. Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
  6. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
  7. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Наиболее важная концепция, которую выделили гуманистические психологи  - это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни - дело трудное: многие становятся отчужденными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своем, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь - свою собственную.

Важные проблемы функционирования сознания личности решаются представителями гуманистической психологии. Это направление современной психологии противостоит бихевиоризму, так как главное внимание оно уделяет изучению не внешних факторов поведения личности, а ее внутреннего мира, прежде всего ее потребностей и основанных на них мотивов ее поведения. Оно также противостоит психоанализу, поскольку исходит из того, что в основе поведения личности лежат не какие-то проявления бессознательного, а ее вполне осознанные мотивы.

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – направление в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении.

Согласно этому направлению предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки условных рефлексов в психологии и развитие зоопсихологии, как экспериментальной ветви психологии. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.

Суть бихевиоризма.

Д. Уотсон считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая младенцев.

Таким образом, цель бихевиоризма – превращение психологии в область знания управляющую и предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы автоматически переносили на человека.

Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.

Бихевиоризм не учитывал тот фактор, что невозможно сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

1. Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его высшие творческие достижения.

2. Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

3. В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (не-пригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

4. В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

5. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая врождена всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

6. Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

 

2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ А. МАСЛОУ.

Наиболее глубокое и всестороннее обоснование положения гуманистической психологии получили в трудах американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Его теория во многом базируется на идеях философии экзистенциализма, или философии существования человека.

Большое значение представители гуманистического направления придают теории становления личности. По их мнению, сущность человека заключается в его стремлении реализовать себя в мире, развить и проявить свои способности. Тем самым личность постоянно находится в процессе становления и утверждения себя в окружающей природе и социальной среде. Такова одна из главных идей теории самоактуализации личности, разработанной А. Маслоу.

Теория личности А. Маслоу строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества.

Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей: Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое личное исследование, чтобы постараться обнаружить, что же делает их столь особенными; он завел тетрадь для записи всех данных, которые он мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Вертхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации.

 «Сердце» концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые «базальные» потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может «подняться» по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден; он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей:

- более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;

- принятие (себя, других, природы);

- спонтанность, простота, естественность;

- центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

- некоторая отъединенность и потребность в уединении;

- автономия, независимость от культуры и среды;

- постоянная свежесть оценки;

- мистичность и опыт высших состояний;

- чувства сопричастности, единения с другими;

- более глубокие межличностные отношения;

- демократическая структура характера;

- различение средств и целей, добра и зла;

- философское, невраждебное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

- сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации немногие – менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность»), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Пути достижения самоактуализации:

- неравнодушие к себе, самопознание;

- умение «самонастраиваться» со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой;

- умение делать адекватный жизненный выбор;

- умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление;

- отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни.

Самоактуализация – это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!».

 

3. СООТНЕСИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

а)        «...люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

б)        «индивидуум представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

в)        «личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»;

1)        когнитивная психология;

2)        гуманистическая психология;

3)        психоаналитическая психология.

ОТВЕТ:

а)        «...люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»;

Гуманистическая психология.

Гуманистическая психология ориентирована, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Предметом изучения гуманистической психологии является уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Она изучает здоровье, гармоничные личности, которые достигли вершины личностного развития, вершины «самоактуализации»

б)        «индивидуум представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»;

Психоаналитическая психология.

Психоанализ - набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа – бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика – помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

в)        «личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт»;

Когнитивная психология.

Это раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Личностный конструкт – оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир». Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заслуга гуманистической психологии в том, что она поставила на первый план изучение важнейших проблем личностного бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в том числе с психоанализом и необихевиоризмом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов П86 /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
  3. Психологический словарь. М.: Педагогика - ПРЕСС, 1996.
  4. Психология личности – электронный учебник. Автор: Харламенкова Н.Е., канд. психол. наук, доцент - http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/
  5. Мир психологии и не только...: Ждан А.Н. История психологии - http://ladylenochka.ucoz.ru/index/bikheviorizm/0-16
  6. Бихевиоризм: http://www.effecton.ru/189.html
  7. Материал из Википедии — свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki
  8. «Психологос», 2011: http://www.psychologos.ru/Гуманистическая_психология,_гуманистическое_направление
  9. А. Я. Психология: http://azps.ru/sch/sch4.html
  10. Самоактуализация: [Электронный ресурс]: http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/samoaktualizacija.php

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.99K
Скачано: 383
Скачать бесплатно
26.06.12 в 14:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе