Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Основные достижения культуры древнего Китая

Основные достижения культуры древнего Китая [02.04.11]

Тема: Основные достижения культуры древнего Китая

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.37K | Скачано: 245 | Добавлен 02.04.11 в 10:24 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 2

I. Конфуцианско-даосистский тип культуры 3

II. Развитие науки в Древнем Китае 10

III. Мифология Древнего Китая 15

Заключение 19

Список литературы 20

 

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай  был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

 

I.  Конфуцианско-даосистский тип культуры

Эпоха древнекитайской цивилизации восходит к рубежу III - II тыс. до н.э. концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н.э.).

Специфика, природных условий в значительной мере обусловила ряд важнейших особенностей древнекитайской цивилизации. Климатические условия были более суровыми, чем в Египте, Шумера, Индии, поэтому государство сложилось, гораздо позже и на более высоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что до середины I тыс. до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, а не ради спасения на свете.

Начиная со II тыс. до н.э. китайцы верили многим богам, приносили им жертвы, затем на первый план выходит Шанди, но и он воспринимался как первопророк и бог одновременно.

Конфуцианский «благородный муж» должен был сочетать в себе мудрость с чувством долга и справедливости, преданность — с нелицеприятностью, знание установлений — со знанием музыки и во всем следовать сыновней почтительности. Свой талант он обязан был употребить на служение государю и благо народа. Именно народа, ибо, когда государь ошибался, обязанностью «благородного мужа» было вернуть его на правильный путь. Произведения древних китайских авторов полны таких «увещеваний и наставлений» верных подданных, не всегда заметных для нас, ибо этикет предписывал «мягкость», а всесилие абсолютной власти вынуждало пересыпать робкие намеки славословиями. И все же, если в оде «Там, где длинны ворота» увещевание едва слышно, а в другой оде Сыма Сян-жу «Великий человек» император его так и не заметил, то, подавая монарху доклады и петиции о «пресечении смуты», благородные мужи древности, случалось, были готовы к самому худшему...

Другим учением, оказавшим огромное влияние на судьбы китайской литературы, была философия даосов. Глубокой древностью веет от нее, хотя порой движение даосской мысли удивительно созвучно исканиям нашего времени.

Человек и Космос, идея информационного поля, всеобъемлющая теория резонанса, начатки синергетики — и надо всем этим, безусловно, единство противоположностей, диалектика построений, пронизывающая

каждое высказывание и каждую мысль. Трудно представить себе, какой путь нужно было пройти учению, представители которого столь убежденно предостерегали от последствий прогресса. Казалось, за их плечами считанные столетия, а из достижений техники — разве что бронза да колесо, но они говорили так, как будто будущее уже свершилось. И параллельно с этим — множество фрагментов, воскрешающих в памяти первобытный анимализм и фетишизм, веру в колдовство, способность овладеть силами окружающего мира на сверхъестественном, неподвластном разуму уровне. Именно даосы сделали объектом своих построений то, о чем не говорил Конфуций. Они рассуждали о вселенском Семени (Цзин), произрастающем на человеческой ниве, о сне души и Великом пробуждении от жизни, о путях достижения телесного бессмертия, о чудесном и необычном, о духах и духе.

Для древних китайцев, кстати, дух и материя были неразделимы, и первый мог материализоваться, принимая грубые и зримые физические формы. «Человек порождается духовным эфиром и со смертью вновь в него возвращается... Эфир порождает человека подобно тому, как вода рождает лед. Вода, затвердев, становится льдом, дух, сгустившись, становится человеком. Растаяв, лед превращается в воду, а человек после смерти вновь становится духом», — писал в I в. н.э. Ван Чун, выражая общепринятый тогда взгляд на вещи. Мир духа и мир бесчисленных физических форм в сознании древних китайцев объединяло понятие Дао — Пути Вселенной. «Не имеющий начала, но вечно рождающий» — так определял этот Путь Ле-цзы (V в. до н.э.). В представлении древних авторов Дао было гигантским гончарным кругом, создающим бесчисленное разнообразие форм, рождающим в мире бытия то, что в своем «добытийном» существовании имело лишь «образ», «идею», но еще не тело. Современный человек, наверное, уподобил бы Дао бесконечно перематывающейся спирали видеоленты, в черноте которой скрыты еще не рожденные существа, события и звуки. Дао называется Путем потому, что оно всегда в движении, «неизменное, постоянно рождает изменения», оно — данная от века, незримая программа Пути, которым мир идет во времени и пространстве.

Древние постоянно уподобляют Дао широкому водному потоку, и в этом скрыто ощущение чего-то животворного, изначально бесформенного, текучего, трудноуловимого и всепроникающего. Некогда философ Дун Го-цзы спросил Чжуан-цзы: «Где находится так называемый Путь?» — «Нет места, где бы его не было!» — ответил Чжуан-цзы. Но хотя поток Дао охватывает весь мир, ощутить его чрезвычайно трудно. Ведь «разноцветье мира ослепляет глаз, разноголосица оглушает ухо».

Здесь снова настойчиво звучит идея единства человеческого микрокосма и гигантской Вселенной, которые суть одно и друг без друга существовать не могут. Ось мира может проходить и через Полярную звезду, и через человеческое сердце, ничего, что сердец этих так много — ведь солнце может отразиться в каждой капле и сиять в ней так же, как в небе. «В небе Дао — это солнце, — читаем мы в одном из древнейших китайских трактатов «Гуань-цзы», — в человеке — это сердце». Солнце мыслится одним из видимых образов Дао, сообщающим миру его временные ритмы и льющим в него энергию жизни из пустот небытия, — таково же и сердце человеческое, соединенное незримыми узами с Сокровенным и черпающее из него жизнь.

Рисуя картину воззрений древних китайцев, нам нередко приходится пользоваться привычными для нас понятиями, добавляя к ним приставку «не». Одним из них окажется «недеяние». Надо сказать, европейцы, заставшие традиционное китайское общество, когда то еще не было разрушено веяниями новых времен, в один голос говорили о пассивности и фатализме китайцев, конечно, увлекаясь и преувеличивая. «В борьбе с судьбой китаец придает больше значения пассивному сопротивлению, чем смелости, — писали в прошлом веке авторы известной книги о Срединной империи Элизе и Онезим Реклю. — Отсутствие личной инициативы — главная из характерных черт китайцев». Их современник и соотечественник Марсель Монье распространял эту мысль дальше — на деятельность институтов государственной власти: «Машина существует, но редко приводится в движение. Власть стушевывается и выступает на сцену лишь тогда, когда ей приходится защищаться». Он и не подозревал, вероятно, что в глазах китайских «мандаринов» его характеристика предстала бы высшей похвалой, ибо уподобляла их правление правлению легендарных времен, когда императоры не вмешивались в естественный ход вещей и управляли «посредством недеяния».

Концепция «недеяния» происходила из взгляда на окружающий мир как на нечто вторичное по отношению к миру небытия, где нет еще ни звуков, ни запахов, ни форм, но где рождается все сущее.

В его черных глубинах уже содержатся мириады незримых образов, которые потом проявятся вокруг нас в виде вещей, людей и событий; приобщиться к этой трансцендентности.

 Обращаясь снова к привычной для древних авторов метафоре древа, можно сказать, что, желая добиться любого успеха, следует воздействовать на корни, а корни вещей произрастают из Дао. Кто погрузился в него, знает и может все. Потому-то «можно познать Поднебесную, не выходя со двора», а путь Небес — не выглядывая в окно. «Нет такого, что нельзя содеять путем недеяния, — утверждал Лао-цзы, — ибо недеяние — это действие в сфере еще не существующего, где человек странствует мыслью, подчиняя себе "идеи вещей"».

Из констатации того факта, что Дао есть Истина, а вдохновение черпается только из него, следовало, кстати, что нельзя талантливо и вдохновенно писать неправду. Всякий продающий свой талант вскоре же его теряет. Служебная карьера, деньги, почести оставляют от прежнего дарования лишь призрачную оболочку, которая способна вводить людей в заблуждение совсем недолгое время. «Если бы Дао можно было поднести кому-нибудь в дар, то каждый поднес бы его своему господину, — сказал когда-то Лао-цзы Конфуцию, — но, к счастью, нельзя ни отдать, ни продать, ни раздобыть по знакомству то, что никому не принадлежит». Каждый сам должен приобщиться к Дао — живительным же током его могут пользоваться все. Надо только захотеть и найти в себе решимость предпочесть истинное и вечное иллюзорному и преходящему. Все, что близко Истине, обретает ее черты.

 Китайцы верили в прекрасный «западный рай» будды Амитабы (кит. Амитафу) и в страшный ад подземного царя Яньло, исполненный ужасных, чрезвычайно изобретательных мучений. До сих пор практичные, умудренные своим земным опытом жители Китая сжигают на похоронах множество специальных «адских» банкнот, предназначенных для подкупа чиновников и сановников подземного царства, и верят, что достичь западного рая возможно постоянным повторением мантры «ом мани падме хум», или просто имени Будды. На алтарях в храмах перед статуями будд настоящего, прошлого и будущего, святых — подвижников архатов и тысячерукой богини Гуаньинь, способной прийти на помощь множеству бедствующих сразу, стоят «чистые» жертвы: фрукты, цветы, рис, курятся благовония...

Впрочем, буддизм весьма терпим, и тут же может находиться изображение бога—покровителя города, кого-то из вождей или портрет покойного настоятеля... Рядом с храмом, как правило, расположен хотя бы крохотный пруд, заросший лотосами — цветами Будды и ступы с останками добродетельных монахов.

Буддизм никогда не смог бы войти в число «Трех учений» Китая, если бы не некоторая близость его к даосизму, с одной стороны, и не наличие относительно свободной идеологической ниши — с другой.

Кроме основных «трех учений», имевших по представлениям китайцев «один исток» и, следовательно, находившихся во взаимной гармонии, в народе бытовали другие верования и «суеверия», причем большую роль играли «тайные общества» и секты. Вообще же мир виделся полным духов и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских крыш, так поражающие воображение европейцев, имели вполне практическую цель — отправить обратно по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Попутно их старались запугать и отвадить — поэтому коньки крыш старых зданий и храмов усеяны изображениями драконов, львов и прочих грозных существ. Ту же цель первоначально имели ширмы и экраны, пришедшие в Европу также из Китая. Считалось, что злым духам, летящим на огромной скорости, очень трудно менять направление, поэтому за воротами, за дверью ставилась отражающая стена или какое-то более легкое заграждение. Красивейшая отражающая стена, украшенная изображениями девяти драконов, сохранилась, например, в парке «Северного моря» в Пекине, рядом с бывшим «запретным городом», где когда-то жил император.

Пантеон божеств, которым строили храмы и совершали жертвоприношения, был чрезвычайно разнообразен.

Кроме основных «трех учений», имевших по представлениям китайцев «один исток» и, следовательно, находившихся во взаимной гармонии, в народе бытовали другие верования и «суеверия», причем большую роль играли «тайные общества» и секты. Вообще же мир виделся полным духов и божеств, с которыми надо было уметь общаться. Ведь даже загнутые коньки китайских крыш, так поражающие воображение европейцев, имели вполне практическую цель — отправить обратно по параболе падающих на дома из воздушного пространства злых духов. Попутно их старались запугать и отвадить — поэтому коньки крыш старых зданий и храмов усеяны изображениями драконов, львов и прочих грозных существ. Ту же цель первоначально имели ширмы и экраны, пришедшие в Европу также из Китая. Считалось, что злым духам, летящим на огромной скорости, очень трудно менять направление, поэтому за воротами, за дверью ставилась отражающая стена или какое-то более легкое заграждение. Красивейшая отражающая стена, украшенная изображениями девяти драконов, сохранилась, например, в парке «Северного моря» в Пекине, рядом с бывшим «запретным городом», где когда-то жил император.

 

II. Развитие науки в Древнем Китае

Материальная культура Китая заслуживает особого и долгого разговора, в эту область мы здесь углубляться не будем. Заметим лишь, что Китай — это родина многих величайших изобретений и открытий. Именно здесь, например, впервые стали изготавливать шелк и производить чай. С древних времен проходившая через горы и пустыни тысячеверстная караванная дорога, которая связывала Китай еще с Римской империей, именовалась Великим шелковым путем. Римские матроны за огромные деньги покупали себе шелковые туники, способные пройти сквозь небольшой перстень. Взамен на восток шло золото и серебро. Прославленный же китайский чай в его современном виде стали вырабатывать значительно позже, и пошел он почему-то, в основном, на север — в Россию и Англию, однако перед этим успел завоевать все древневосточные страны, и знаменитые японские чайные церемонии тоже родом из Китая. Китайцы первыми изобрели бумагу и книгопечатание (с досок), фарфор и бумажные ассигнации, порох и ракеты, компас и сейсмограф и многое, многое другое. Если верить легендам, то в первые века нашей эры в Китае, например, был построен своего рода воздушный велосипед с остовом из легчайшего бамбука и бумаги; судя по тому, что в наше время на подобных конструкциях энтузиасты уже перелетали Ла-Манш, такое вполне возможно.

Древний трактат «Ле-цзы» сохранил воспоминание о якобы построенном в Китае еще на рубеже II и I тысячелетий до н. э. «механическом человеке» — танцоре, сработанном настолько искусно, что разгневанный царь даже приревновал его к своим наложницам..

Однако отношение к миру здесь в принципе было иным, чем в Европе, и оттого хорошо знакомые нам предметы материальной культуры выглядели иначе, а порой и предназначались совсем для других целей.

 Появившийся на рубеже нашей эры магнитный компас долгие столетия использовался в основном геомантами для определения благоприятного расположения дома или могилы; он состоял из полированного основания и лежащего на нем такого же полированного магнитного ковшика — модели гигантского небесного Ковша, созвездия Большой Медведицы. Кстати, указывал он своей тонкой ручкой, естественно, не на север, а на юг — туда, где, по представлениям китайцев, была сосредоточена животворная сила Ян. Что же до определения направления в пути, то для этого существовала хитроумная «повозка, указывающая на юг»: в ней сложная система зубчатых передач заставляла стоявшую на платформе фигурку с указующим перстом сохранять однажды заданное направление при любых возможных поворотах.

В Китае жили поколения выдающихся ученых. Науки, которыми они занимались, содержали систематичные теории и практику, однако, в отличие от методов современной науки, их нельзя было передавать кому угодно, потому что существовали определенные требования к уровню нравственности. Ортодоксальная китайская культура так же, как и наука, содержит обязательное требование – почтение к Богам. Ученым необходимо было повышать свой нравственный уровень. Научные направления были просты и благородны, а общественные устои были хорошими. Когда атеизм проник в культуру общества, врачи предпочли вообще не передавать знания, чем передавать их человеку с низким уровнем морали. Даже собственные дети не были исключением. Поэтому имеем то, что имеем: многие хорошие вещи сейчас уже похоронены, а суть древней китайской науки в обществе потеряна.

Говорят, надежда умирает последней. В исторических книгах предсказан процесс очищения души, который представляет собой современный феномен.

Древний народ майя, живший в Америке, предсказал в свое время, что период с 1992 по 2012 гг. для Земли будет периодом обновления. Земля и люди подвергнутся очищению энергией, исходящей из центра Млечного Пути, и сознание и дух человека очистятся, их уровень повысится

Китайская письменность возникла, по-видимому, в до-иньский период, поскольку иньская письменность предстает перед исследователями в достаточно развитом виде. К первым ранним памятникам древнекитайской письменности относятся гадательные надписи XIV — XI вв. до н.э. Иньские надписи представляют собой развитую систему иероглифического письма. Иньцы пользовались знаками, которые фиксировали те или иные единицы языка преимущественно со стороны их значения. Большинство иньских знаков представляют собой идеограммы — изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Кроме того, использовались знаки другого типа. Один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Эта категория иньских знаков, фиксируя звучание слова, одновременно имела дополнительный смысловой детерминатив, т. е. каждый знак имел смысловое значение и фонетическое звучание. В иньских надписях употреблялось более 3500 иероглифов; 1000 из них, которые обозначали родовые и племенные названия, название местностей и имен, впоследствии не употреблялись, а оставшиеся в написании сохранились до наших дней. Эти иероглифы, обозначающие слова, вошли в основной словарный фонд китайцев. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями. Во-первых, каждый элементарный знак являлся изображением контура какого-либо предмета, неразложенного на составные части. Во-вторых, в написании одного и того же знака существовало большое разнообразие. В-третьих, еще не стабилизировалась ориентация знака относительно направления строки.

Развитие иньской письменности было продолжено чжоусцами, которые ее заимствовали. Однако в период Чжоу стал применяться так называемый “травянистый почерк”, при котором в написании иероглифов преобладали извилистые линии.

В древнем Китае в качестве материала для письма использовали гладкую поверхность панцирей черепах и костей животных, а также длинные и тонкие деревянные или бамбуковые планки, соединяющиеся затем шнурком или ремнем. Конечно, такое письмо на кости и дереве не давало возможности фиксировать большие сочинения. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали ножом.

В дальнейшем, в связи с эволюцией материалов, использовавшихся для письма, произошла трансформация написания знаков.

Создание письменности послужило основой для появления первых литературных памятников, началом развития литературы. До нас дошли рифмованные тексты на бронзовых сосудах XI — VI вв. до н. э., которые обнаруживают сходство с песнями, вошедшими в “Ши-цзин”. “Шицзин” — “Книга песен” является древней шим памятником литературы человечества. Он включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам.

Первый раздел — “Нравы царств” — сюда входят лирические народные песни, поражающие своей искренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: “...Взойду на южную гору, сорву там папоротник. Не вижу любимого — сердце в горе печалится. Но лишь увижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется...”

Второй раздел — “Малые оды” и третий раздел “Великие оды” содержат в большинстве своем авторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.

Четвертый раздел — “Гимны” — здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого.

В китайских источниках содержится указание, что 305 песен, входящих в “Шицзин”, отобраны из 3 тысяч текстов, записанных в народе. Устное народное творчество существовало до возникновения письменности. Устно из поколения в поколение передавались исторические предания, легенды и мифы, которые были позже записаны в “Шицзин” и “Шуцзин”. Наиболее знамениты легенды о Хуан-ди (“Желтый царь”), который борется с чудовищем Чи-Ю, о Суй-жене, добывшем впервые огонь, о Шень-нуне, который научил человека обрабатывать землю, и др.

Большой интерес представляют элементы предсказаний оракулов и философских рассуждений, которые составляют часть “Ицзин” (“Книги перемен”).

Совершенствование китайской письменности привело к появлению важных для истории документов. В I тыс. до н. э. к календарным записям стали прибавляться краткие записи событии-летописи.

 

III. Мифология Древнего Китая

Древне-китайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин»- Книга Истории, древнейшие части XIV-XI вв. до н.э.; «Ицзин» - Книга Перемен, древнейшие части VIII-VII вв. до н.э.; «Чжуан-цзы», IV-III вв. до н.э.; «Ле-цзы», IV век до н. э.-IV век н. э.; «Хуайнань-цзы», II век до н. э.; «Критические суждения» Ван Чуна, I век до н. э.). Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»,IV-II вв. до н.э.;), а также в поэзии Цюй Юаня (IV век до н. э.).

Одна из отличительных черт древнекитайской мифологической историзации — (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т.п. Эвгемеризация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемистические представления. Так, племена иньцы, считали своим тотемом ласточку, племена Ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэн-хуан - мифическую птицу - символ государыни (дракон стал символом государя).

Миф о хаосе (Хуньтунь), являвшем собой бесформенную массу, по-видимому, относится к числу древнейших (судя по начертанию иероглифов хунь и тунь, в основе этого образа лежит представление о водном хаосе). Согласно трактату «Хуайнаньцзы», когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине «кайпи» (букв. «отделение» - «начало мира», которое понималось как отделение неба от земли).

В «Хронологических записях о трёх и пяти правителях» («Сань у ли цзи») Сюй Чжэна (3 в. н. э.) говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от земли происходило по мере роста Паньгу, с которым связывается и происхождение явлений природы: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на теле - в людей. Миф о Паньгу свидетельствует, о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро- и микрокосма (в период поздней древности и средневековья эти мифологические представления закрепились и в других областях знаний, связанных с человеком: медицине, физиогномике, теории портрета и т. п.). Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека-полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, она вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли (лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод («Хуайнаньцзы»).

Можно предполагать, что Паньгу и Нюйва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюйва возник либо в юго-восточных областях древнекитайских земель (немецкий исследователь В. Мюнке), либо в районе культуры Ба в юго-западной провинции Сычуань (американский учёный В. Эберхард), а образ Паньгу - в южно-китайских областях. Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по-видимому, первопредки племён и (Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ), которому приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм. Он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи (мяса) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человека-птицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу н. э., в процессе сложения обще-китайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва, зафиксированным в начале 60-х гг. 20 в. в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество. В письменных памятниках имеются лишь отрывочные упоминания о том, что Нюйва была сестрой Фуси (со 2 в. н. э.), его женой она впервые названа лишь у поэта 9 в. Лу Туна. Миф о потопе зафиксирован в литературе ранее других мифов («Шуцзин», «Шицзин», 11-7 вв. до н. э.). Предполагают, что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуанхэ и Чжэцзян, а затем распространились в районы современной Сычуани.

Как отмечал американский синолог Д. Бодде, потоп в китайской мифологии не наказание, посланное людям за грехи (так он рассматривается лишь в современных вариантах мифа о Фуси и Нюйва), а скорее обобщённое представление о некоем водяном хаосе. Это повествование о борьбе земледельцев с наводнением в целях землеустройства и создания ирригации. Согласно записи в «Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли (сижан). (Предположительно, в основе этого образа лежит архаическое представление о расширении земли в процессе творения космоса, вошедшее в сказание об обуздании потопа, который в мифах обычно маркирует начало нового этапа развития мира и жизни на земле.) Но побеждает потоп его сын Юй. Он занимается рытьём каналов, землеустройством, избавляет землю от всякой нечисти (очистительная функция, характерная для культурного героя), создаёт условия для земледелия. Поскольку древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то в мифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взобраться по особым небесным лестницам.

 

Заключение

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

Я выбрала эту тему, потому что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.

Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.

Мне очень нравится культура и история китайского народа. В ней столько непонятного и интересного…

 

Список литературы

  1. Антология мировой философии. - В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т.1. - С. 192-196.
  2. Боги и люди древнего мира: Краткий словарь. - М.: Евгений, 1995. - С. 149-153.
  3. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 1995.-С. 127-187.
  4. История Древнего Востока. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1988.
  5. Мифы народов мира: Энциклопедия. - В 2 т. - Т.1. - М., 1980. - С. 653-661.
  6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - С 20-47.
  7. Шуцкип Ю.К. Китайская классическая "Книга Перемен". - СПб.: Нау­ка. 1992"
  8. . История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. Москва: Высшая школа, 1999 год.
  9. Хрестоматия по культурологии.
  10. Малявин В. В. Китайская цивилизация. Москва: Астрель, 2000 год.
  11. Мировая история: Школьная энциклопедия. Москва: Олма-Пресс Образование, 2003 год.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.37K
Скачано: 245
Скачать бесплатно
02.04.11 в 10:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе