Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Историческое становление философии древней Индии, Китая, ранней Античности

Историческое становление философии древней Индии, Китая, ранней Античности [14.10.10]

Тема: Историческое становление философии древней Индии, Китая, ранней Античности

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.83K | Скачано: 251 | Добавлен 14.10.10 в 18:20 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Историческое становление философии древней Индии 4
2. Историческое становление философии древнего Китая 9
3. Историческое становление философии ранней Античности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ

Исторический этап в развитии мировой философской мысли – это учения, воззрения, идеи парадигмального характера, оказывающие воздействие на современную им философию и всю культуру и их последующее развитие.

Возникновение философии в собственном смысле относится к VI в. до нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического воззрения к понятийно-философскому мышлению.

Переход от мифа к философии был подготовлен целым рядом факторов социального, экономического и духовного характера. В это время здесь сложились определенные социально-исторические условия и культурно-духовные предпосылки для данного цивилизаторски значимого события. В этих регионах происходит переход к обществу, основанному на расслоении; закрепление определенных видов труда за отдельными социальными группами вело к повышению значимости индивида в жизни социума и вызывало необходимость установления различных общественных связей для организации совместной деятельности по достижению тех или иных целей. Последнее обусловило возможность для определенной социальной группы или отдельной личности заниматься различными видами духовной деятельности профессионально. Культурно-духовным условиям и предпосылкам появления философии следует отнести развитие логических структур мышления; появление письменности; преодоление синкретизма первобытной культуры; появление различных ценностных форм сознания – религии, искусства, философии, преднаучного знания.

1. История становления философии Древней Индии

Ведийский период

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии. Индийская философия с древних времен развивалась непрерывно, без резкого изменения точек зрения и идей. Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (vedа – букв. «знание», «ведение»), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники, гимнов в честь богов, написанных до ХV до н.э. В Ведах обнаруживает себя поиск древними философами причинно-следственных связей, основ и первоначал мира, построение мира, размышления о смерти и бессмертии, человеке и богах.

Известны четыре основные группы Вед:

- Самхиты (самые древние), четыре сборника: в том числе знаменитый "Ригведа" (сборник гимнов), Яжурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания);

- Брахманы – это комментарии к текстам Вед, имеющим ритуальное значение;

- Араньяки – "лесные тексты", повествующие о жертвоприношениях – правила поведения для отшельников, "лесных людей";

- Упанишады – собственно философская часть Вед, содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение.

Первоначально упанишады означали сидение вокруг учителя и целью познания истины. Затем этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей явлений. В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальная брахмана достигается через понимание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману – индивидуальной душе, субъективному началу, «Я». Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающим тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира. С этим связано и учение о сансаре (круговороте жизни) и карме (законе воздания) в упанишадах. Важнейшая задача и главная категория упанишад – освобождение человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Таким образом, в философии упанишад каждый человек – «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения. Человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми или с человечеством, в целом. И сама человеческая жизнь здесь мыслится по-иному. Человек – не «венец творения» бога, он также не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь – бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать круг сансары, выйти из цепи рождений и достичь высшей цели – освобождения от бытия. Жизнь, следовательно, рассматривается как длительный процесс смены различных жизней и прожить их надо так, чтобы в конечном счете покинуть сансару, т.е. избавится от жизни.

Отсюда и смысл древнеиндийской философии, и характер мировоззрения индийцев был иной, чем на Западе. Она была направлена не на изменение внешних условий существования – природы и общества, а на самосовершенствование.

Огромное влияние упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Так, учение о сансаре и карме становится одним из основных для последующего развития всех религиозных и философских направлений Индии.

Эпический период

Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с тем, что в это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях.

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н.э., когда в индийском обществе происходят значительные перемены: развивается аграрное и ремесленное производство, увеличивается социальная дифференциация, утрачивает свое влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Внутри самой философии появляются различные,  в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы, в которых отразились реальные противоречия того времени.

Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм.

Чарвака – это материалистическое учение. Каких-либо сочинений этой школы не сохранилось, а источники знаний об этом учении служат высказывания представителей других школ.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, Атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. В основе этической концепции чарвака лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Эта теория, утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания. Все моральные нормы, согласно этому учению, - это лишь человеческие условности, на которые не следует обращать внимания.

Джайнизм  (VI-V вв. до н.э.). Основателем считают странствующего проповедника Вардхамана (Махавира – "Великий герой". Он же – Джина – "победитель"). Джайнизм учит о двух вечных субстанциях или сущностях: душе (джива) и недуше (аджива), или матери. Связывающее звено между дживой и адживой – карма. Эти две субстанции взаимосвязаны и в зависимости от характера их связи возникают две формы сущего – несовершенное и совершенное. В несовершенной форме джива находится в соединении с материей и в состоянии страдания. В совершенной – джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства – "нирвану". Решающую роль в переходе бытия из несовершенного в совершенное играет эстетическое воспитание человека. При этом философия джайнизма различает светскую и религиозную мораль, когда обращается к разработке правил и форм аскетического поведения людей, их обычного поведения, а также его идеалов и образцов.

Буддизм (VI-V вв. до н.э.). Основателем считается индийский принц Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный). Философия буддизма содержит этико-практическую направленность. Ее центральная проблема – бытие личности.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости и  относительности. Отсюда твердое правило: ненанесение вреда всему живому. С этикой буддизма ограничено связана и его концепция познания. Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации – углубленное психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Практика медитации составляет сущность буддийского проникновения в жизнь. Конечная ее цель – просветление, или состояние нирваны. В буддийской философии слиты материальное и духовное, божественное и человеческое, природное и человеческое, психологическое и космическое. Творческая активность, как психическая активность человека, есть начало и конец его бытия.

Древнеиндийская философия в целом представляет собой различные системы практической мудрости, давая человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяя смысл жизни. Наиболее существенным в древнеиндийской онтологии было различение истинного бытия и мира явлений. Это относится и к пониманию двойственной природы человека, который должен освободиться от всего телесного, чтобы прекратить страдания и достичь блаженства.

2. Историческое становление философии древнего Китая

Китай – страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философии Древнего Китая зарождается и складывается в период династии Шан (XVIII – XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Формирование философских представлений в этой стране происходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся окончательно при Династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н.э. В экономической структуре Китая и рабовладельческие, и феодальные отношения развивались при сохранении важной роли кровнородственной общины – патронимии, опиравшейся на культ предков, а клановые узы способствовали выработке отношения к государству, как к большой семье. Философские мировоззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Одновременно с распространением религиозного мировоззрения начало возникать и развиваться философское мышление. Уже при династии Шан складываются и развиваются представления о темном и светлом началах. Представление о светлом и темном началах получило развитие в «И цзине – «Книге перемен». Это гадательная книга, в которой исследуются изменения, происходящие с темным и светлым началами, производятся гадания о счастливых и несчастливых событиях. «Книга перемен» - один из главных источников, в котором заложены основные признаки развития философского мышления в Китае. В этой книге можно проследить переход от мифологического отражения мира к его философскому переосмыслению. Текст этой книги несет в себе отражение древних мифов Китая о двух началах (духах) – Инь и Ян.

Стержнем древнекитайской философии является триада "знание" – действие – нравственность". Знания необходимы для нравственного совершенствования и осуществления политической деятельности. Такое знание достигается за счет изучения добродетелей великих людей и правил поведения на всех ступенях сложной иерархии китайского общества.

К наиболее известным формам философствования в Китае относятся даосизм, конфуцианство и буддизм.

Конфуцианство получило свое название по имени основателя школы – Конфуция (551-479 гг. до н.э.). В центре философии Конфуция стоит человек, его интеллектуальный и нравственный облик. Эта теория сосредотачивает свое внимание на проблемах организации общественной жизни. Человек посредством воспитания должен научится следовать своей судьбе, предначертанной Небом. Небо – высший гарант справедливости, и если человек правильно понял его ведения, то он живет достойной жизнью, цель которой – формирование уважения и почтительности по отношению к окружающим, обществу, и тогда будет обеспечена упорядоченная жизнь в согласии, подчиненная закону и долгу. Основные ценности конфуцианства – человеколюбие, справедливость, мудрость, сыновняя почтительность, отцовская любовь.

Даосизм (конец VI-V вв. до н.э.) считается основателем даозима Лао-цзы. В центре учения даосов находится категория Дао (букв. – путь, дорога). Дао – это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования Дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма – бездействие, или недеяние. Соблюдая закон Дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии увеличению противоречий между человеком и миром.

Буддизм – философская часть этих воззрений, распространенных в Китае, призвана обосновать возможность для любого человека стать Буддой – совершенным. Мир вокруг, все его предметы – иллюзорны, так как меняются и проявляются в зависимости от нашего сознания. Поэтому и страдания, и желания, и наслаждения также иллюзорны, являясь порождением нашего сознания. Сознание – вечно, жизнь человека есть перерождение его души для избавлений от волнений, страданий и, тем самым, достижения совершенства. Из этих положений делались выводы о таких философских вопросах, как соотношение сущности и явления, тождества и различии, относительности времени, которое содержит в каждом миге прошлое, настоящее и будущее. Но более всего места в учении буддизма отведено все же религиозным вопросам.

3. Историческое становление философии ранней Античности

Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Античная философия – первая исторически известная в Европе форма философии. Отличительной и наиболее привлекательной ее чертой для позднейших мыслителей и для нас с вами является целостность взгляда на мир. Древнегреческие философы еще не дошли до расчленяющего природное целое анализа. Природа рассматривается ими в единстве ее составляющих, во всеобщей связи явлений. И хотя этот взгляд был результатом непосредственного созерцания как первой ступени в теории познания, он формулировал и закон гармонии (так называемый закон "золотого сочинения", то есть целое относится к большей в нем части так, как большая часть к меньшей), благодаря которому и могло сохраняться это целое, несмотря на бесконечные различия возможных его проявлений.

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI в. но н.э. по VI в. н.э. Это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса, перехода в Древнем Риме от республики к монархии.

Развитие философских идей демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность на объединение в едином космическом универсуме природы, богов и человека. Во многом это объясняется языческими корнями античной философии, и в то же время свидетельствует об особом, присущем данной эпохе теорийном настрое, созерцательности, стремлении одним взглядом охватить всю ойкумену, мироздание в целом.

Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с III в. до н.э. Для греков природа выступает единственным абсолютом, она не сотворена богами, а сами боги составляют ее неотъемлемую часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только "по природе", но и "по установлению", на основе разумного обоснования.

Переход от социального однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привел к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т.е. особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения.

При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде а в систематизированной и рационализированной форме. Космологический процесс, т.е. процесс рождения мира, космоса описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы.

Первой задачей философского мышления стало уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т.е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии.

Философия начиналась с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, - о происхождении мира. Философия сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами, представителями Милетской школы: Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, Гераклитом. Первоначально мыслилось ими как нечто единственное с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Указание на первоначало означало переход от мифологического к философскому мышлению.

Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

Все последующее развитие античной философии было спором о первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем.

В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита.

Труды философов Элейской школы (элеатов), основателем который был Ксенофан  (р. ок. 570 г. до н.э.), а главными представителями – Парменид (р. ок. 540 г. до н.э.) и Зенон (480-430 г. до н.э.), ознаменовали переход от противофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед от неокритически-нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению новых философских понятий.

Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он также поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом. 

Бытие – это то, что всегда есть; оно едино и вечно – вот главные его признаки.

Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно.

В атомистическом учении Демокрита (460-370 до н.э.) была выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту. Движение атомов Демокрит объяснил те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира – мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснил процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, переходящий характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За исключением Древней Греции, философия в других регионах своего возникновения не получила классических форм выражения, под которым понимается гармоническое соотношение мировоззренческого и рационально-систематического компонентов философии, ее связь с частнонаучным знанием и развитием внутри нее логического аппарата. Древневосточная предфилософия в Китае часто сливалась с обыденным нравственным сознанием, а в Индии – с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод, что имеются различные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида. Ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

Философия: Учеб. для техн. вузов. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 1999

Философия: Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юристъ, 2006

История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П.Кохановского, В.П.Яковлева. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 18.83K
Скачано: 251
Скачать бесплатно
14.10.10 в 18:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе