Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Театр и музыкальная культура России 19 века

Театр и музыкальная культура России 19 века [31.03.11]

Тема: Театр и музыкальная культура России 19 века

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.40K | Скачано: 217 | Добавлен 31.03.11 в 14:41 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2007


Содержание

1. Русский театр.

2. Формирование и утверждение национальной музыкальной школы.

3. Тест.

Список литературы

 

Русский театр.

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Эпоха эта отличается невиданным динамизмом исторического развития. Наша страна в это время выдвинула гениев во всех областях духовной культуры.

Россия в эти годы совершила ряд головокружительных оборотов, проходя то серию реформ, то полосу контрреформ. На развитие культуры и общественной мысли девятнадцатого века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Подъем культуры, таким образом, совпал с началом активного революционно-освободительного движения. Культура стала ареной идейной борьбы, но именно в девятнадцатом веке российская культура стала классической.

В первой половине девятнадцатого века в театральном искусстве России классицизм и сентиментализм уходили в прошлое, уступая место романтизму и реализму. Последним ярким представителем классицизма на петербургской сцене был трагик В. А. Каратыгин.

Большую роль в театральной жизни России играли крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились театральными предпринимателями и превращали свои театры в общедоступные. Способствовало рассвету театрального искусства основание знаменитых драматических театров: Малого в Москве в 1824 году, и Александрийского в Петербурге в 1832 году. Утверждение реализма в театре связано с постановками пьес «Горе от ума» А. С. Грибоедова в 1829 году и «Ревизора» Н. В. Гоголя в 1836 году на сцене Малого театра в Москве. Тогда же на сцене Большого театра шла опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В творчестве Глинки соединились русское самобытное музыкальное искусство и европейские средства выражения. В Александрийском театре признанным мастером-реалистом был А. Е. Мартынов. На московской сцене блистательно играли актер-романтик П. С. Мочалов и основоположник реалистической школы М. С. Щепкин.

Вторая половина девятнадцатого века в России – это пореформенный период. Прогресс русской культуры определялся общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права и реформами, поставившими Россию на путь буржуазного развития.

Театр в это время неразрывно связан с развитием литературы и музыки. Пьесы А. Н. Островского способствовали созданию новой школы в драматургии. С успехом шли на сценах драматические трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» А. В. Сухого-Кобылина. Исторические драмы «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» А. К. Толстого нашли своего зрителя в пореформенной России. Среди выдающихся актеров Малого театра в Москве – П. М. Садовский, М. Н. Ермолова, С. В. Шумский. На сцене Александринки блистали талантами М. Г. Савина и  П. А. Стрепетова.

В эстетике балетного искусства проявился гений П. И. Чайковского. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли. В балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», созданных в содружестве с М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, музыка и танец слились воедино и достигли высочайшей выразительности и технического совершенства. Благодаря музыке П. И. Чайковского русский классический балет к концу девятнадцатого века достиг вершины и продолжил сценическую жизнь, как в России, так и за рубежом.

Вывод: В процессе развития театрального искусства в предреформенный период, как и в литературе, происходила быстрая смена художественных направлений, изобразительных приемов и техник. Широко развернувшаяся в девятнадцатом веке компания по сбору фольклорного материала повлияла и на классические произведения театра: ни одно из них не избежало воздействия устного народного творчества.

 

Формирование и утверждение национальной музыкальной школы.

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу восемнадцатого века. Композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилев прочно связаны с рождением жанра русского городского романса. Героико-патриотаческие сюжеты и народные мелодии присутствуют в музыке А. Н. Верстовского. В наши дни пользуется большой популярностью его опера «Аскольдова могила».

Возникновение национальной оперы, инструментальной музыки и романса связано, прежде всего, с именем основоположника русской классической музыки М. И. Глинки. Вклад, который внес этот великий композитор в развитие музыкальной культуры, не уступает место вкладу Пушкина в литературе. Русская народная музыка составила основу его стиля. «Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем», - говорил Глинка.

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. В мелодическом звучании, в выражении чаяний и миропониманий народа прослеживался его истинно русский стиль. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам. Высочайшее мастерство Глинки добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии демонстрируют его симфонические произведения, такие, как «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и многие другие.

Также великий классик написал около 80 произведений для голоса и фортепьяно на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновение», «Не пой, красавица, при мне», М. Ю. Лермонтова «Слышу ли голос твой», В. Жуковского «Ночной смотр», Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.

А. С. Даргомыжский – создатель народно-бытовой музыкальной драмы – оперы «Русалка» по одноименной поэме А. С. Пушкина. В ней в образе мельника композитор отразил сочувствие к «маленькому» человеку. Как младший современник Глинки, Даргомыжский укреплял реализм в русской музыке. Также композитор создал оперу «Каменный гость», романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и многие другие произведения.

В пореформенную эпоху русское музыкальное искусство достигло больших успехов. Традиции М. И. Глинки продолжали композиторы «Могучей кучки» или «Новой русской музыкальной школы». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов – М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Рассвет творческой деятельности группы приходился на 60 – 70-е годы. Тесно примыкали к «кучкистам» братья Рубинштейн А. Г. и Н. Г., а также музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Значение этого кружка трудно переоценить. Это содружество оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие русской классической музыки.

В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М. Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы «Вильям Ратклиф» и «Сын мандарина» Ц. Кюи; симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.

Центральной фигурой музыкального Олимпа был П. И. Чайковский. Он написал целый ряд выдающихся произведений, среди которых шесть симфоний, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Воевода», «Мазепа» и другие. Чайковский также был ведущим композитором балетной драматургии: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» – первые русские балеты, в которых главным компонентом выступает музыка.

Творчество замечательного русского композитора С. В. Рахманинова стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире. Как последователь «Могучей кучки» и других выдающихся русских композиторов, он обогатил мировую музыкальную культуру симфоническими и фортепианными сочинениями, операми и романсами.

Еще один талантливый русский композитор, А. Н. Скрябин, стремился найти пути к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств. Глубокая индивидуальность, яркая эмоциональность, хрупкость и утонченность музыкального письма присущи всем произведениям этого композитора.

Блестящим мастером балетной и симфонической музыки был И. Ф. Стравинский. В своих балетах он широко использовал русский музыкальный фольклор, придав ему особую яркость и динамичность.

Вывод:  К середине столетия в музыкальном искусстве утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. В произведениях Глинки воплотился национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки», а затем и Чайковский создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа и стремление человека к счастью.

 

 Тест: установите соответствие между фамилиями композиторов, датами их жизни и музыкальными произведениями:

А – М. А. Балакирев                е) 1837 – 1910

Б – А. П. Бородин                    д) 1833 – 1887

В – М. И. Глинка                     г) 1804 – 1857

Г – А. С. Даргомыжский         в) 1813 – 1869

Д – М. А. Мусоргский             б) 1839 – 1881

Е – П. И. Чайковский              а) 1840 – 1893

М. А. Балакирев: восточная фантазия «Исламей».

А. П. Бородин: 2-я «Богатырская» симфония, эпическая опера «Князь Игорь».

М. И. Глинка: опера «Жизнь за царя » («Иван Сусанин»), опера «Руслан и Людмила».

А. С. Даргомыжский: народно-бытовая музыкальная драма «Русалка», опера «Каменный гость».

М. А. Мусоргский: фортепьянные пьесы «Картинки с выставки», опера «Борис Годунов», опера «Хованщина».                  

П. И. Чайковский: симфония «Манфред», музыкальная драма «Чародейка», опера «Евгений Онегин», балет «Спящая красавица», балет «Щелкунчик», балет «Лебединое озеро».

 

Список литературы:

  1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Маркова, Л. А. Никитич, Н. С. Кривцова, и др.; Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв.
  3. Скворцова Е. М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 406 с.: ил.
  4. Учебный справочник школьника/ Гл. ред. Е. Е. Узлова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 1664с.
  5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1982. – 1600 с., ил.
  6. Культурология (История мировой культуры): Темы контрольной работы и методические указания к ее выполнению для студентов 1 курса всех специальностей, ФНО/ ВЗФЭИ. – М.: Экономическое образование, 1996. – 80 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 14.40K
Скачано: 217
Скачать бесплатно
31.03.11 в 14:41 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе