Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Театр и музыкальная культура России XIX в.

Театр и музыкальная культура России XIX в. [25.09.11]

Тема: Театр и музыкальная культура России XIX в.

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.53K | Скачано: 279 | Добавлен 25.09.11 в 11:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2009


План работы.

1.Введение 2

2.Русский театр 3

3.Формирование и утверждение национальной музыкальной школы 11

4.Тест 17

5.Заключение 18

6.Список использованной литературы 19

 

1.Введение.

Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на этапе начала нового тысячелетия. Именно поэтому основной целью работы можно считать изучение путей развития и закономерностей развития культуры России в 19 столетии. Также хотелось бы обратить особое внимание на особенность становления основных видов искусства.

Неслучайно первую треть 19 века называют “золотым веком” русской культуры, так как это время резкого культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

В истории культуры России « золотой век » занимает особое место. Это небывалый взлет русской культуры, это век, когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия 19 века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. На этом отрезке времени завершился процесс складывания и формирование национальной культуры.

Именно в 19 столетии российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии
Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.
В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки, театра. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас, и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности.

 

2. Русский театр.

Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в 18 веке. В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра".

Русский театр прошел иной путь формирования и развития, чем театр европейский, восточный или американский. Этапы этого пути связаны со своеобразием истории России. Начальный  этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к 17 веку. Русский театр зародился в глубокой древности. Сначала они были связаны с религиозными празднествами, с языческими обрядами. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог.

До 17 в. театр в России развивался только как фольклорный, иных театральных форм, в отличие от Европы, здесь не существовало. В истории сохранилось мало сведений о первобытной русской культуре. По-настоящему театр появился в 17 веке - придворный и школьный театр. Явившись на первых порах забавой двора, театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" состоялось 17 октября 1672 года. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение (1673 год). Спектакли отличались большой пышностью. Представления стали одним из самых любимых развлечений при московском дворе. Русских актеров было 26 человек. Юноши играли женские роли. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Вступив на престол, Петр I не был удовлетворен школьным театром. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Он задумал построить в Москве театр, но не для избранных, а открытый для всех. По велению Петра I в 1702 году был создан публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Репертуар театра успеха у публики не имел, и театр прекратил свое существование в 1706 году. В 1720 Петр делает вторую попытку создать театр в России, но теперь в Петербурге. Петру не удалось создать постоянного публичного театра, и московская, и петербургская попытки не дали серьезных результатов. Тем не менее, именно в петровскую эпоху закладывается прочный фундамент для дальнейшего развития русского театра. Впервые театр становится средством просвещения широких масс, театр функционирует как публичный и общедоступный.

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца 18 века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Театр в России в 19 веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей. Придворный театр переживал полосу застоя до вступления на престол Анны Ивановны, когда произошло заметное оживление театральной жизни при дворе. В 1737 в Зимнем дворце построят театральный зал и сцену. Затем после восхождения на престол в 1741 Елизаветы Петровны продолжилось внедрение европейского театра. При дворе гастролировали иностранные труппы – итальянские, немецкие, французские, среди них – драматические, оперно-балетные, комедия дель арте. В этот же период были заложены и основы национального русского профессионального театра, именно в период воцарения Елизаветы в Москве учился будущий «отец русского театра» Федор Волков, принимавший участие в святочных представлениях и впитывающий опыт гастролирующих европейских трупп. Он по праву считается создателем первого постоянного русского театра и поэтому признан основателем русского театра. Он организовал в Ярославле сначала домашний, затем публичный театр (1750) — первый театр в России, преемником которого считается Академический театр имени Фёдора Волкова в Ярославле.Все это создает предпосылки для появления национального общедоступного театра.

День 30 августа 1756 года вошел в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр) в Головкинском доме. В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. В 1776 на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр, получивший название Петровского (он же – театр Медокса). От этого театра ведут свои родословные Большой (оперы и балета) и Малый (драматический) театры России.

Наряду с развитием императорских (государевых) театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах. К началу 19века в Москве насчитывалось около 15 частных театров.

И петербургская, и московская труппы ощущали недостаток женщин-актрис. В Ярославской труппе Волкова женщин не было вообще, женские роли исполняли юноши. Тема недостатка в России хороших актрис хорошо раскрыта в произведении А.И.Герцена «Сорока-воровка». Его повесть на основе рассказов М.С.Щепкина о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего театра, прототипом которого является крепостной театр графа С.М.Каменского. Рисуя в повести горестную историю русской актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель обращает внимание на неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощенного русского народа. Хороших актрис нет в России, с этим согласны все герои повести, но каждый объясняет свою причину этого явления: будь то патриархальная скромность русской женщины или эмоциональная неразвитость. Однако и позже, когда с трудом был подобран первый состав актрис, они выходили на сцену только в ролях молодых женщин, амплуа комических старух еще долгое время сохранялось за мужчинами.

Период классицизма в России продолжался недолго – уже с середины 1760-х начинается становление сентиментализма. Появляются «слезные комедии» В.Лукинского, М.Веревкина, М.Хераскова, комическая опера, мещанская драма. Развивается сатирическая комедия – Недоросль Д.Фонвизина, Ябеда В.Капниста.

По мере развития российских театров для правительства становилась все очевиднее их роль в формировании идеологии и общественных настроений. В 1766 году по приказу Екатерины II была создана Дирекция Императорских театров, в ведение которой со временем перешли все ведущие театры России. К концу 18 в. получают распространение крепостные театры. Сюда для занятий с актерами приглашались театральные специалисты – актеры, балетмейстеры, композиторы. Некоторые из крепостных театров (Шереметева в Кускове и Останкине, Юсупова в Архангельском) богатством своих постановок превосходили театры казенные.

В целом процесс формирования профессионального театра в России в 18 в. завершился. Следующий, 19 век, стал периодом бурного развития всех направлений русского театра.  Первая половина 19 в. в России ознаменована двумя важнейшими событиями, оказавшими влияние на все сферы общественной жизни и на театр в том числе. Первое из них – война против наполеоновской Франции, вызвавшая огромный рост патриотических настроений. Не сложно заметить, что развитие театра в первые десятилетия 19 века проходило под огромным влияние Отечественной войны 1812 г. Актуальность ставящихся в этот период патриотических трагедий (Эдип в Афинах и Дмитрий Донской В.Озерова, пьесы Ф.Шиллера и У.Шекспира), способствовали формированию романтизма. В романтической манере игры раскрылся талант артистов следующего поколения – Я.Шушерина, А.Яковлева, Е.Семеновой, дарование которой высоко ценил А.С.Пушкин. Среди комедийных актеров выделялись В.Рыкалов, И.Сосницкий, М.Вальберхова.

В первой четверти 19 в. произошло и первое официальное выделение российского драматического театра в отдельное направление (прежде драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной, а одни и те же актеры часто выступали в спектаклях разных жанров). В 1824 бывший театр Медокса был разделен на две труппы – драматическую (Малый театр) и оперно-балетную (Большой театр). Малый театр получает отдельное здание. В Петербурге драматическая труппа была отделена от музыкальной в 1803.

Однако свободное развитие театра было приостановлено в 1825, когда восстание декабристов привело к усилению реакции. Цензура запрещает к постановке лучшие драматургические произведения того времени: Горе от ума А.Грибоедова (1824, запрет снят в 1831); Борис Годунов А.Пушкина (1825, запрет снят в 1866); Маскарад М.Лермонтова (1835, запрет снят в 1862). Основу репертуара российского театра этого периода составляют водевили и монархические пьесы Н.Кукольника, Н.Полевого, П.Ободовского и др. На этом фоне большой общественный резонанс вызвала постановка комедии Н.Гоголя Ревизор (1836).

Театр второй половины 19 века неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра. В период творчества А.Н.Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Его звали “Домом Щепкина”, в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется “Домом Островского”.

К 1830–1840-м годам в России существенно увеличивается число провинциальных театров. Многочисленные провинциальные театры, работавшие в условиях антрепризы, находились в более сложном положении. Это связано в первую очередь с финансовыми трудностями.

Периодом стремительного взлета и бурного расцвета российского театра стал рубеж 19–20 веков. Время на стыке двух столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями. Театральная жизнь бурлила в обеих столицах, куда стягивались и лучшие силы российской театральной провинции. Это время было переломным для всего мирового театра: появилась новая театральная профессия – режиссер. Это был период небывалого взлета всего русского искусства, получивший впоследствии название Серебряного века. И драматический театр представал в огромном разнообразии эстетических направлений, сосредоточивая на себе внимание мировой театральной общественности.

Для того, чтобы считать Россию рубежа 19–20 веков средоточием мировых театральных достижений, было бы достаточно одного К.Станиславского с его новаторской системой и созданным им вместе с В.Немировичем-Данченко Московским Художественным театром (1898). Несмотря на то, что МХТ открылся спектаклем Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, знаменем нового театра стала драматургия А.Чехова. Недаром на занавесе МХТ – чайка, отсылающая к названию одной из лучших пьес Чехова и ставшая символом театра. В театральном искусстве, как и в литературе, проходила быстрая смена художественных направлений, основоположником реалистической школы является именно Станиславский. Но одна из главных его заслуг перед мировым театром – это воспитание талантливых учеников, вобравших в себя опыт его театральной системы и развивающих ее дальше в самых неожиданных и парадоксальных направлениях (яркие примеры – В.Мейерхольд, М.Чехов, Е.Вахтангов).

По мере развития театра получают распространение историческое изучение закономерностей театрального искусства. Первым русским театральным историографом стал Пимен Николаевич Арапов, подготовивший к изданию энциклопедическую «Летопись русского театра» (Санкт-Петербург, 1861), куда вошла вся история русского театра от 1673 до 26 ноября 1825 года. В России появилась театральная и музыкальная критика (один из ярчайших представителей ее — Владимир Васильевич Стасов). В Санкт-Петербурге в 1808 году начинает выходить первый русский театральный журнал на русском языке — «Драматический вестник», периодичность — 2 раза в неделю. Второй русский театральный журнал, как и положено по традиции времени, стал выпускаться в Москве в 1811 г. — назывался «Журнал драматический». И уже через несколько лет количество различной театральной прессы насчитывалось несколько десятков, и все они выходили в Петербурге и Москве.

На протяжении всего 19 столетия сложились несколько театральных династий, в которых профессия актер переходила из поколения в поколение. Ярким примеров является семейство Самойловых. Оперный певец В. М. Самойлов — основатель этой  династии, его сын был знаменитым артистом драматического Александринского театра. Также не менее известной театральной семьей является семья Астаповых. Основатель династии Александр Христофорович Ярославцев, известный в середине 19 века антрепренер, один из тех, кто осваивал сибирскую театральную целину. Его дети унаследовали отцовскую предприимчивость, но кроме того, еще в отрочестве развили в себе артистический дар, и каждый из них, держа свою антрепризу, был еще и любимцем публики. Таким образом, к началу 20 столетия на российской сцене становятся востребованы простые актеры из самых разных слоев общества. Герой нового времени – обычный житель нашей страны, с повседневными заботами и проблемами. Это становится своего рода протестом русского театра против насилия и рабства.

Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. С 2002 открылся проект Театр.doc, построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.

 

3. Формирование и утверждение национальной музыкальной школы.

Музыкальное искусство было неотъемлемой частью жизни народов России. Развитие музыкальной культуры началось еще на Руси. В древнерусских церковных службах участвовали греческие и южнославянские (болгарские) певцы. Церковное пение в течение многих веков было одноголосным. К концу 11 – началу 12 веков появились первые рукописные книги с богослужебными песнями. В певческих книгах кроме песен были также гимны в честь святых. Ранним музыкальным произведением был колдак (торжественное песнопение), посвященный памяти безвинно убитых князей Бориса и Глеба их братом Святополком в 1015 году. В этот период уже существовали различные школы церковного пения – псковская, новгородская, ростовская, ярославская.

Одной из главных проблем в изучении развитии композиторской школы  до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыку установившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и "западного". Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительного роста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваивать опыт старших композиторских школ Европы. В первых опытах русских композиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французской оперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской или чешской школы, а главное - классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национального своеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный облик, свое лицо.

Таким образом, вплоть до петровских времен русская народная музыка развивалась в основном по следующим  жанрам: обрядовые песни, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки. Позднее в эпоху средневековья широкое распространение получает знаменный распев, а также танцевальные произведения других народов (полька, вальс, полонез, и др.).

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной. Проявляются новые жанры музыкального искусства: парадная, торжественная музыка. В музыкальном поэтическом отношении патриотические песни были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической, хоровой музыки. Стиль, получивший особую популярность во время отечественной войны с Наполеоном. Патриотизм в музыке помогал русскому народу не сдаться врагу. Особенно заметно обращение к героико-патриотическим сюжетам и народным мелодиям в операх К.А.Кавоса(«Князь Невидимка», «Илья-Богатырь», «Жар-Птица») и А.Н.Верстовского("Аскольдова могила"), романсах А.А.Алябьева(«Соловей» «Зимняя дорога», «Два ворона» «Вечерний звон», А.Е.Варламова («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт»), А.Л.Гурилева(«Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «Разлука»).

В 18 – 19 веках особой популярностью пользовались также танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве - классицизм, сентиментализм, реализм.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

В период второй половины 18 века музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства конца 18 столетия в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов.

В 60-х годах 18 века оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил. Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Хандошкин.

Под конец 18 века развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. Они  исполняли достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. В это самое время все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов

Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Уже в начале 19 века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. Это рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы. Русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой молодой среди различных художественных школ нашей страны.

Русская композиторская школа за короткий срок прошла сложный путь; в ней успели оформиться художественные направления. Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма, этого господствующего художественного направления 17-18 веков.

Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумели проявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своей национальной культуры. Русские композиторы стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. Процесс освоения новых жанров в музыке опиралось в первую очередь на народный фольклор и русскую культуру. Народная песня - главный источник творчества композиторов. Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу. Появиляютя нотные записи народных песен, вышли в свет первые  печатных нотные сборники русских песен. Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой для композиторского творчества.

К началу 19 века относится создание первых научных трудов о музыкальном творчестве русского народа. Начиная с этой поры процесс собираний и изучения народных песен становится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

Именно в эту эпоху опера становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику, где, несомненно, первостепенную роль играют песни и романсы. У русских композиторов 19 века излюбленной формой хорового творчества становится духовный концерт.

Пышно расцветшая в начале 19 века культура русского романса в дальнейшем оказалась той родной почвой, которая продолжала питать классическую музыку. В музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. Имя Михаила Ивановича Глинки(1804-1857) , первого классика русской музыки, по справедливости стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они жили в одно время, они поставили русскую литературу и русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мирового искусства. Вдохновение композитор находил в первую очередь в народном фольклоре, не случайно он утверждал: « Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем ». Именно ему принадлежат известные всем оперы:  «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1837—1842), «Князь Холмский» (1842) а также знаменитые песни и романсы «Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «В крови горит огонь желанья» (1839) и многие другие. Особой заслугой М.И.Глинки является написание патриотической песни, которая с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Основной проблемой  крепостной России  было отсутствие специальных музыкальных учебных заведений. Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных учебных заведениях, имевших очень ограниченные образовательные цели. Придворная капелла готовила только церковных певчих. В сущности, история профессионального музыкального образования в России начинается только с 60-х годов 19 века, т.е. со времени возникновения Петербургской и Московской консерваторий – крупнейших центров подготовки национальных музыкальных кадров. Вместе с развитием национальной музыкальной культуры развивалась и профессиональная музыкальная критика.

Рубеж 19-20 веков – период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского,  М.И.Глинки, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других. Это время характеризуется поднятием русского музыкального искусства — стало появляться много русских самобытных музыкантов, композиторов, вокалистов, танцоров и балетмейстеров. В музыкальной культуре второй половины 19 века особое место занимает “Могучая кучка”. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В период деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений кружковцев.

Развитие русской национальной музыки происходило разными путями, подтверждавшими самостоятельность формирования композиторского мастерства. Во главе Петербургской композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве – гениальный русский композитор П.И. Чайковский. Идеи русского демократического движения 60-х годов  нашли творческое отражение в сотрудничестве деятелей музыкальной культуры Петербурга, известной под названием “балакиревский кружок” или “Новая русская музыкальная школа”. Основная задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась в развитии музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрении отечественных талантов. Блестящие успехи русской исполнительной школы стали достижением мировой музыкальной культуры. Европейские страны и далекая Америка смогли ознакомиться с мастерством выдающихся русских музыкантов и с лучшими произведениями русских композиторов.

Традиции и новаторство в творчестве композиторов 20 столетия выражалось главным образов в развитии новых стилей и направлений: импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др. Наиболее яркими представителями эпохи академической направленности  являются И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатурян– композиторы, творчество которых стало "музыкальным символом" современности. Многообразие современной популярной музыки произошло благодаря огромному вкладу  Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, А.И.Галич и др. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.В. Рахманинов,  Е.А.Мравинский, Е.Ф.Светланов, А.В.Свешников и др.

 

4. Тест.

А – М.А.Балакирев          е)1837-1910     6) Восточная фантазия «Исламей»

Б – А.П.Бородин              д)1833-1887     2) 2-я «Богатырская» симфония

                                                                    10) эпирическая опера «Князь Игорь» 

В – М.И.Глинка               г)1804-1857    9) опера «Жизнь за царя» («Иван  Сусанин»)

                                                                   11) опера «Руслан и Людмила»

Г – А.С.Даргомыжский  в)1813-1869     5)народно-бытовая музыкальная драма

                                                                                                             «Русалка» 

                                                                   13) опера «Каменный гость»

Д – М.А.Мусоргский      б)1839-1881    3)фортепьянные пьесы «Картинки с выставки»

                                                                   7) опера «Борис Годунов»

                                                                  12)опера «Хованщина»

Е – П.И.Чайковский       а)1840-1893    1)симфония «Манфред»

                                                                   4) музыкальная драма «Чародейка»

                                                                   8) опера «Евгений Онегин»

                                                                 14)балет «Спящая красавица»

                                                                 15)балет «Щелкунчик»

16)балет «Лебединое озеро»

 

4. Заключение.

Путь, пройденный русской музыкой и театром в течение длительного исторического периода - от древнейших времен до начала 21 века, - представляет собой закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость Родины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий, для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народных сил. О труднейших и неблагоприятных обстоятельствах исторического развития русской культуры и, не смотря на них, о её величайших художественных достижениях писал А.М. Горький: "В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок".

Безусловно, взаимопроникновение музыки и театр очевидна. На мой взгляд, существование одного вида искусства без другого не возможно, так как музыка заняла и в театре видное место. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Сегодня широко обсуждается необходимость театральной реформы. Впервые вопрос о насущной потребности театральной реформы был поднят в начале 1980-х. Первыми шагами этой реформы стало постановление Правительства России 2005 о дополнительном финансировании ряда театров и учебных театральных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. Однако до системной разработки схемы театральной реформы еще далеко. Какой она будет – пока неясно.

 

6. Список использованной литературы.

  1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/А.Н.Маркова, Л.Н.Никитич, Н.С.Кривцова, и др.; под ред.проф. А.Н.Марковой.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1995.-224с.
  2. История русской культуры XVIII-XIV веков: Ю.С.Рябцев, 1997.
  3. Культурология. Учеб. пособие для вузов; В.В. Викторов, 2007.
  4. Культурология. А.И.Кравченко.- М: Проспект,2004.

5. Культурология. История мировой культуры Учеб. пособие для вузов; под ред.

    Н.О.Воскресенской,2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 34.53K
Скачано: 279
Скачать бесплатно
25.09.11 в 11:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе