Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Сознание как предмет философского анализа

Сознание как предмет философского анализа [17.01.11]

Тема: Сознание как предмет философского анализа

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.70K | Скачано: 256 | Добавлен 17.01.11 в 21:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2009


План работы:

 Введение:  стр.3

1.Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития:  стр.5

2.Структура сознания. Сознание и язык:  стр.11

3.Рассмотрите бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: «психика»-«сознание»-«бессознательное»:  стр.19

Заключение:  стр.24

Список литературы:  стр.26

 Введение

      Проблема сознания всегда привлекала при­стальное внимание философов, ибо определе­ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей­ствительностью предполагает выяснение при­роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива­ют исходные мировоззренческие и методоло­гические установки любого философского на­правления. Естественно, что подходы эти бы­вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор­мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Она ха­рактеризуется прежде всего выделением чело­века как своеобразной реальности, как носи­теля особых способов взаимодействия с окру­жающим миром, включая и управление им.

      Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяя ли картины мира. Только через призму усвоенной культуры мы получаем знания о реальности. Прежде чем продолжать дело предшествующих поколений, необходимо освоить уже накопленное человечеством сознание.

   Задумываться  над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания, человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания.

       Тема «Сознание как предмет философского анализа» является актуальной, так как сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и ду­шевной жизни человека в их единстве и цело­стности, а также способов контроля и регуля­ции его взаимоотношений с действительнос­тью, управления этими взаимоотношениями.

 Целью данной работы является рассмотрение сознания как предмета философского анализа. Задачами работы является то, чтобы рассмотреть материальное и идеальное. Основные характеристики и  качества сознания и предпосылки его возникновения и развития, раскрыть структуру сознания, выяснить Что такое бессознательное как феномен психики? Объяснить соотношение понятий: психика – сознание –   бессознательное.

Глава 1

      Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития

      Проблема отношения сознания к материи рассматривалось главным образом в гносеологическом плане. Всем очевидно, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить или как-то себе представлять, а вот наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами. Иначе ведь процесс познания будет невозможен. То есть между вещью и мыслью есть что-то общее. Какими общими свойствами обладают материальные и идеальные объекты? Сопоставим их с помощью таблицы 1.

Свойства материальных объектов

Свойства идеальных объектов

Даны в ощущениях

Не даны в ощущениях

Пространственно локализованы

Невозможно указать точку пространства, где «находится» мысль

Обладают массой, плотностью, зарядом, т.е. набором физико-химических свойств

Физико-химическими свойствами не обладают

Таблица 1

      В итоге получается парадоксальная ситуация: у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств. Те свойства, которые имеются у материальных объектов, напрочь отсутствуют у объектов идеальных. Именно поэтому материальное и идеальное считаются противоположностями: общего ничего нет, это- взаимоисключающие начала. В этом и заключается главная проблема: как относится наше мышление к вне нас существующей реальности, точнее- как они умудряются совпадать, соответствовать друг другу?

    Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиоло­гическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не явля­ются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых     процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и жи­вотному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект.

      Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что

законы мышления не совпадают с законами тех физичес­ких, химических и физиологических процессов, которые происходят в это время и в этой связи в мозгу и которые составляют матери­альную основу сознания. Далее, одни и те же физиологические ме­ханизмы осуществляют не только разные, но и прямо противопо­ложные мысли. В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя

про­тивопоставлять как абсолютные противоположности.

     Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совечное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматери­альна, т.е. нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущ­ность во всем составе ее компонентов — сознании, самосознании, чувствах, воли, разума, памяти и т.п., но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом. Можно ли слово мыслить лишь в чистом виде смысла? Смысл слова немыслим вне

своей материальной оболочки знака — в виде потоков членораздельных звуков или различного рода начертаний в письменной речи. Нам представляется, что и душа, будучи связанной с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую «ткань» биопо­ля, ауры, что придает ей относительно самостоятельное бытие, на чем издревле строится допущение бессмертия души. Можно, види­мо, мыслить ауру как некое подобие эфира — этого тончайшего вида материи. Идея эфира, возникнув в древние времена, сохраня­ет свой неистребимый характер по сию пору.

      «Идеальное»-или идеальность явлений –слишком важная категория, чтобы обращаться  с нею бездумно и неосторожно, поскольку именно с нею связано понимание сути идеализма.  

       В пределах теории познания мысль, сознание, идеальное про­тивоположны материальному, а за этими пределами их нельзя про­тивопоставлять как абсолютные противоположности. 

       Идеальное как свойство материи появляется только в деятельности высокоорганизованного субъекта. Поэтому в философии оно получает характеристику субъективной реальности.

      Сознание «идеальное» ни в коем случае не материально. Но если сказать наоборот, что «идеальное»- это и есть сознание,- то тем самым внесётся путаница в выражение принципиальной разницы между идеальным и материальным вообще. В само понятие «идеального». Ибо при таком перевертывании понятия «идеального» превращается из продуманного теоретического обозначения известной категории явлений просто-напросто в название для некоторых из них.

      Сознание — результат  длительного  развития  человеческого общества. Элементы психической и сознательной деятельности имеются уже у высших, особенно стадных, животных, использую­щих звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией, но настоящее

человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности этих животных, а вследствие глубоких принципиальных изменений. Основой этих изменений явился

труд.

      Сознание существует не только как нечто принадлежащее дан­ному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафик­сированных

средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания: душа — это особая форма бытия сущего. Такой реальностью является и вся духовная куль­тура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для вся­кого другого человека мое сознание существует как реальность, ко­торую он воспринимает через чувственные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

      В науке долгое время широкое распространение имело дуалисти­ческое представление о сознании и мозге. Сознание рассматри­валось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах».

      Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей. Оно как бы пер­сонифицировалось и мыслилось как человек в человеке. Счита­лось, что между духовно-идеальным и материальным лежит про­пасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

      Со­знание — субъективный образ объективного мира. Субъек­тивность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъ­екта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными  особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния

организма в целом, от бо­гатства или бедности практического опыта людей, от уровня исто­рического развития знаний человечества. Субъективность обра­за, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Имен­но это обеспечивает возможность познания человеком объектив­ного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

      Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным,— это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

      Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму человеческой психики.

      В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что, когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге — с моим

переживанием этой мысли.

       Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних

переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

       Многообразие информации, которую должны были переда­вать друг    

другу наши предки, требовало таких знаков, каждый из которых сообщал

бы не об одном-единственном предмете или различных, но обладающих общими чер­тами и потому требующих одинаковой реакции со стороны чело­века. Знак должен был быть общим для определенного класса объектов и общим для всех участников трудового процесса. Представить себе наглядно то общее, что имеется во всех случаях, когда подбегают, прячутся, ударяют и т. п., совершенно отвлекаясь от многочисленных разли­чий между этими актами, можно лишь очень туманно или вовсе невозможно. Вполне наглядными при таком отражении остаются лишь знаки, посредством которых участники общения передают их друг другу.

      Отражение того общего, что есть в целом классе явлений, при отвлечении от различий между явлениями данного класса, отражение зависимостей, свя­зей между явлениями дается в мышлении. Мышление — важ­нейшая особенность человеческого сознания. Звуковая же систе­ма знаков, посредством которой создаются такие отражения и при помощи которой осуществляется общение, называется язы­ком. Таким образом, коллективный труд требовал образования мышления и языка, возникновение и развитие которых неотде­лимы друг от друга.

       Всякий раз, когда люди неправильно отражали существующие в объективной дей­ствительности связи, их попытки овладеть ими терпели неудачу. Миллиарды раз повторялись такие попытки, то удачные, то бес­плодные, пока не сформировалось умение отражать события и их взаимосвязи так, как они имеют место в действительности. Наши предки стали овладевать обычными, на каждом шагу встречаю­щимися, повторяющимися связями. Так возникли умозаключения, т. е. выведение из некоторых известных исход­ных посылок определенного нового знания на основе связей, ко­торые называются логическими. С течением времени способность логично умозаключать укоренилась, так как многие поколения на практике убедились, что логические связи соответствуют отно­шениям и взаимодействиям между самими событиями, действия­ми или вещами. Возникла присущая человеческому мышлению логика.

      Сознание человека представляет собой конкретно-историческую форму его психики. Оно приобретает разные особенности в зависимости от общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием их экономических отношений.

      Таким образом, сознание со всеми его атрибутами возникшее в процессе чрезвычайно длительного превращения стада животных в челове­ческое общество и порожденное, как и язык, общественной трудовой деятельностью, представляет собой явле­ние специфически общественное.

Глава 2

Структура сознания. Сознание и язык

       Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. Одни его особенности являются в данных конкретно-исторических условиях прогрессивными, имеющими перспективу своего развития, другие — пережиточными, обреченными на отмирание. Значит, сознание, психику нужно рассматривать в ее изменении и развитии, в ее существенных зависимостях от образа жизни людей, который определяется наличными общественными отношениями и тем местом, которое занимает данный человек в этих отношениях. При этом нужно подходить к развитию психики человека как к процессу качественных изменений. Ведь если сами общественные условия бытия людей развиваются не в порядке только количественных изменений, а путем качественных изменений, то ясно, что и их психика, их сознание изменяется в ходе общественно-исторического развития также качественно.

      В чем же состоят эти качественные изменения? Могут ли они состоять в том, что изменяется только то содержание, которое люди воспринимают, чувствуют, мыслят? Такой взгляд подчеркивался в старой психологии, например, В. Вундтом, утверждавшим, что свойства человеческой психики «всегда и везде одинаковы», что меняется лишь содержание опыта, знаний людей. Но это — давно оставленный взгляд; можно считать установленным, что в ходе развития наблюдается изменение также и качественных особенностей психики человека.

      В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того, что отражается. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро со­знания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компо­нент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определен­ный круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Чув­ства, эмоции суть компоненты структуры сознания. мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является по­требность — состояние неустойчивости организма как сис­темы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля —это факт сознания, его практическое обнаружение. Воля — это не только умение хотеть, желать, это психический процесс,

выражающийся в действиях, направленных на удовлетворе­ние потребности. Качественные сдвиги в характере потребнос­тей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. 

Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле­творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот­ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовывать наши мысли и действия для достижения определенной цели

      Сознание не ограничивается познавательными процессами, на­правленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Необходимо сказать и о таких важных феноменах как интуиция, творчество и воображение. Любая создаваемая человеком вещь должна предварительно обрести своё существование в его сознании. Воображение и творчество являются производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Нами также уделяется внимание такому явлению как самореализация личности. Здесь, реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить. Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое свойство”. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату.

       Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. «На «духе»,— пишут К. Маркс и Ф. Энгельс,— с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание...». Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах

отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляющие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные «коллективные представления». Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию «коллективных представлений» сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм

культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

         Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру, мобилизуя на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту и богатство сущностных сил человека, оно пронизывает, стимулирует все его возможности, настраивая и перестраивая его психику. Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования .Однако работа с этими нормами сознания и в этих нормах соответствующим образом формирует психику, развивает высшие психические функции, специфичные именно для человека,— мышление, память, волю, эмоции.

       Сознание и язык образуют един­ство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание пред­полагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непо­средственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в про­цессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

     Связь между сознанием и языком не ме­ханическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и пред­ставлений

к понятиям, протекает процесс оперирования понятия­ми. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежа­щий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и дик­тует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифициро­ванном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли. Речь — это не мышление.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, спе­цифичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не явля­ется абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действи­тельностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно пере­ливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоцио­нально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символи­ческих средств.

         Чем бы ни занимался человек, он непрерывно говорит и даже тогда, когда работает или отдыхает, слушает или думает. Человеку свойственно говорить точно так же, как ходить или дышать. Мы очень редко задумываемся над тем, что такое язык и как возможно общение с другими людьми? Воздействие языка на нас настолько универсально, что трудно с уверенностью и однозначностью ска­зать, является ли он врожденной способностью или мы научаемся говорить, постепенно овладевая им. Ясно одно, что осознание чело­веком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется воз­можностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые ус­ловия и средства преодолеть ограничения своего психосоматиче­ского опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизнен­ные, познавательные и коммуникативные потребности.

         Столь принципиальная роль языка в сознательной деятельности определяется естественной (психической и телесной) и культурно-исторической природой человека. Человек создавал язык как сред­ство своей жизнедеятельности, с помощью которого он мог, как при­спосабливаться к

условиям среды, раскрывать тайны природы и воздействовать на нее, так и выражать собственные состояния со­знания и мысли, переживания, желания, воспоминания, сообщать что-либо другим людям.

     Каждый из нас с момента рождения получает язык как уже готовую, существующую совокупность средств, правил, норм обще­ния людей. Он использует их в целях передачи своих мыслей дру­гому в форме письменной или устной речи. Когда речь построена по правилам языка, то она становится понятной другому человеку. Наша речь — это наша индивидуальная способность употребления языка как связной совокупности социально-значимых средств об­щения. «Дар речи» (выражение выдающегося ученого- — это способность, «произрастающая» из психиче­ских и телесных глубин человека, имеющая выраженную биогене­тическую зависимость и использующая язык. Не вдаваясь в под­робности различения речи и языка, укажем на общность их связей, укорененных в истории, культуре, обществе, общении людей, в чело­веческой психике и теле. Воплощенный в речи, язык фун­кционирует в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке, в принятии решений, хранении, воспроизведении и передаче своего опыта дру­гим поколениям людей. Тело, его органы, психика и сознание «про­питаны» свойствами речи.

       Так же необходимо сказать и о феномене-памяти. Память людей содержит в себе элементы логических, энцикло­педических, лексико-семантических и прагматических способнос­тей. Логические способности воплощены в особенностях дедуктив­ного или индуктивного вывода, а также в умении оперировать соот­ветствующими знаками. Энциклопедические способности выражают наши знания языка. Лексико-семантические навыки основываются на использовании всевозможных приемов синонимии, полисемии, омонимии, а также на применении метафоры, метонимии и других смысловых фигур языка. Прагматические навыки обусловлены на­шим языковым опытом, который позволяет использовать язык дан­ной культуры с учетом ее исторических, социальных и других жиз­ненных ограничений и в соответствии с нашими целями, потребно­стями, желаниями, интересами. С помощью языка мы фиксируем, запоминаем, храним, воспроизводим и передаем из поколения в по­коление знания, приобретенные в нашей жизни, обмениваемся зна­ниями, которые накоплены в разных культурах.

      Смысловой облик слов складывается, изменяется и обогащается на протяжении всей их истории и культуры употребления в различных обществах. В познавательных возможностях слова пересекаются, сходятся все его прошлые и настоящие свой­ства. На подобном пересечении где-то умещаются новые возмож­ности значения слова, в форме которых реализуются конкретные чувственные образы, мыслительные операции, эмоции, любые другие процессы, состояния или структуры сознания.

Глава 3

       Рассмотреть «бессознательное» как феномен психики. Объясните соотношения понятий:»психика»-«сознание»-«бессознательное»

        Психоаналитическая философия ориентирована на изучение человека не со стороны или, точнее, извне, а изнутри, с позиций выявления внут­ренних детерминант развертывания человеческой деятельности. Выне­сение внешнего мира за скобки психоаналитического исследования осу­ществляется не посредством принципиального поворота к нему спиной, а лишь учетом его психологической значимости для человека. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание прини­мается психологическое значение внешнего мира.

В философских системах прошлого человек рассматривался, как пра­вило, в качестве сознательного существа. Допущение бессознательного необходимо и закономерно, так как жиз­ненный опыт свидетельствует о существовании таких психических про­цессов, которые не могут быть названы сознательными. Отождествление психики с сознанием нарушает психическую непрерывность и ввергает в неразрешимые трудности психофизического параллелизма. Поэтому, согласно Фрейду, более целесообразно исходить из допущения бессоз­нательного психического как некой реальности, с которой необходимо считаться и которую следует изучать.

        Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те пси­хологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не про­цессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психи­ческий акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными.

        Бессознательное характеризуется действительностью, выявляемой не столько при описании бессознательных процессов как таковых, сколь­ко при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике.

        С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не явля­ющихся сознательными, обнаруживается скрытое, латентное бессозна­тельное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в сле­дующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

        С другой стороны, динамика развертывания психических процессов свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противо­действующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознание. Состояние, в котором данные представле­ния находятся до их осознания, называется вытеснением, а силу, способствующую вытеснению этих представлений — сопротивлением. Ус­транение сопротивления возможно лишь на основе психоаналитичес­ких

процедур, с помощью которых соответствующие бессознательные представления могут быть доведены до сознания.

В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное пред­стает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу пси­хических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненное бессознательное. Отсю­да — идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессоз­нательного, предсознательного и сознания.

         Наряду с топическим представлением о бессознательном, осуществляется структурное деле­ние психики, которая теперь понимается как состоящая из трех слоев, или инстанций, — Оно, Я, Сверх-Я.

         Бессознательное Оно представлено у Фрейда в качестве того унасле­дованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах кото­рого копошатся скрытые психические образования, напоминающие со­бой старых демонов и выражающие безотчетные влечения человека. Сознательное Я — посредник между Оно и внешним миром, инстанция, предназначенная для содействия во влиянии этого мира на бессознатель­ную деятельность индивида. Сверх-Я— инстанция, олицетворяющая собой как императивы долженствования, так и запреты морально-нрав­ственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения

Не менее сложными оказываются и отношения между Я и Сверх-Я. Имея двойное лицо, на одном из которых лежит печать долженствова­ния, а на другом — лик запретов, Сверх-Я, так же, как и Оно, может властвовать над Я, выступая в роли либо совести, либо бессознательного чувства вины.

Считалось, что в ходе эволюци­онного развития у человека вырабатываются и формируются защитные механизмы, позволяющие ему приспосабливаться к внешнему миру. Фрейд не отрицает таких возможностей разрешения конфликтов, или, точнее, предупреждения возникновения их. В этой связи он выдвигает представ­ления о принципе удовольствия и принципе реальности, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности.

«Принцип удовольствия» — внутренне присущая человеку програм­ма функционирования психических процессов, в соответствии с кото­рой бессознательные влечения автоматически направляются в русло по­лучения максимального удовольствия. «Принцип реальности» — внешний корректив в протекании психических процессов, обусловленный необ­ходимостью считаться с требованиями окружения и задающий ориенти­ры на поиск таких путей достижения первоначальной цели, которые бы застраховывали человека от различных потрясений и перегрузок, связан­ных с невозможностью непосредственного и сиюминутного удовлетво­рения влечений. Однако, считает Фрейд, эффективные по отношению к внешней реальности такие защитные механизмы не всегда способству­ют

разрешению глубинных конфликтов.

         «Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней не­обходимостью. Но бессознательные влечения оказывают сопротивление реальному миру, противятся налагаемым извне ограничениям. Тем самым создается благодатная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Правда, между сознанием и бессознательным находится страж, своего рода «цензура», пропускающая в сознание лишь некоторые пред­ставления о желаниях и вытесняющая, загоняющая в бессознательное все социально неприемлемые порывы. Но эти защитные механизмы порой создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, поскольку вытесненные в бессознательное желания могут в любой момент вырваться наружу, став причиной очередной человеческой драмы.

В клинической практике постоянно приходится сталкиваться с подоб­ной ситуацией, когда, благодаря механизмам вытеснения своих желаний, человек лишь формально справляется с внутренними конфликтами. На самом деле он попросту отстраняется от действительности, погружается в созданный им иллюзорный и фантастический мир. Уход от неудовлет­воряющей реальности завершается, по выражению Фрейда, «бегством в болезнь». Невротические заболевания — типичный пример такого «бег­ства в болезнь», свидетельствующий о неудачных попытках разрешения человеком своих внутренних конфликтов.

Лучший выход из положения — это мобилизация человеком всех своих сил с целью сознатель­ного, а не бессознательного разрешения возникающих в жизни конфликтов. Такая мобилизация собственных сил предполагает осознание человеком своих бессознательных влечений. Психоанализ и является тем средством, благода­ря которому может быть оказана помощь нуждающимся людям в переводе бес­сознательного в сознание. «Там, где было Оно, должно быть Я» — такова ос­новная максима классического психоанализаорического происхождения.

         Сознание представляет собой лишь часть нашей психики. Другую её часть, не попадающую под контроль сознания, называется бессознательность, которая может прорываться наружу в социально опасных формах. При всей основательности критических аргументов, психоаналитическая концепция остается по существу метафизической, т.е. поддающейся опытной проверке. Пока еще не найдено способа, которым можно было бы  точно определить, насколько весома неосознаваемая часть нашей психики. Является ли она преобладающей и командующей нашим сознанием, или же, наоборот, меньшей и ему подчиненной. Выбор исходной позиции определяется лишь интуицией исселедователя. Но то, что иррациональный, неосознаваемый компонент нашей психики существует и имеет немаловажное значении в её функционировании0 это можно считать вполне доказанным.

Заключение

           Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функ­ции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношения с деятельностью и лич­ностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех его многообразных и исто­рически меняющихся типов и форм, то есть в некотором роде это «вечный вопрос». «Веч­ный» не в смысле невозможности доказатель­ного его решения, а в том смысле, что разви­тие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно услож­няют и изменяют конкретные формы отноше­ния сознания и бытия и ставят множество про­блем перед философской мыслью.

         В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание : когнитивной психологии (психологии изучающей познавательные процессы ), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания, и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без его опоры на их достижения невозможно и квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

Необходимо изучать сознание человека, ведь это имеет огромное значение. Как уже известно, психика делится на сознание и бессознательность, и если первое несет за собой благие цели, второе может нести и отрицательные. Вытесненные стремления никуда не исчезают. Они вновь и вновь пытаются прорваться в сферу сознания, обманывая цензуру сознания превращением в благопристойные символы.

Следует признать наличие в каждом из нас способностей и наклонностей  к совершению всего того зла, что совершается в истории. Нужно научиться жить осознанием своей тени, то есть зла в своей собственной природе. Вот почему необходимо изучать психику человека, различные науки делают все возможное для этого, необходимо ведь понять, почему же человечество идет на совершение этого зла, не думая о будущем поколении, что оставляют оно после себя будущему человечеству. Есть выход: нужно найти цивилизованные формы выражения личного и коллективного бессознательного, чтобы оно переставала выходить на поверхность в осбо опасных формах для общества.

Список литературы

1.Философия: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.Н. Ратникова.3-4изд.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007

2. Философия: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.Н. Ратникова.3-4изд.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2002

3.Ильенков Э.В.Диалектика идеального//Ильенков Э.В. Философия и культура.-М.,1991

4.Канке В.А.Основные философские направления и концепции науки.-М.,2004

5.Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики.-М.,1981

6.Пономарёв Я.А.Психология творчества.-М.,Наука,2001

7.Фролов И.Т.Введение в философию.-М.,Республика,2003

8. .Канке В.А.Основные философские направления и концепции науки

Режим доступа:   www.koob.ru.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 31.70K
Скачано: 256
Скачать бесплатно
17.01.11 в 21:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе