Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Выборы в политической системе общества и их разновидности
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 14.15K | Скачано: 335 | Добавлен 10.01.11 в 19:30 | Рейтинг: +14 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
Введение 3
1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России 4
2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры 7
3. Практическое задание 12
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.
Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.
Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России.
Выборы - непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств.
Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.
В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов:
1. Формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.
2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.
3. Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.
4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.
5. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.
6. Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.
Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.
Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса.
Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов - 4-7 лет.
Различают:
1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.
2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.
3. Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.
2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры.
Федеральные выборы — осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные; региональные; муниципальные. Федеральные выборы — это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством Ф.в. может быть сформировано Конституционное Собрание. Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля). Муниципальные выборы — это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти и органы власти местного самоуправления.
Действующее избирательное законодательство различает следующие основные виды выборов: а) очередные выборы — проводимые по истечении установленного законом срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти; б) досрочные выборы — проводимые в связи с досрочным прекращением полномочий выборного органа власти; в) выборы в порядке ротации — осуществляемые на региональном уровне в отношении части депутатов или депутатов одной из палат представительного органа государственной власти; г) дополнительные выборы — вместо выбывшего депутата вследствие досрочного сложения им полномочий; д) повторные выборы — проводимые в тех случаях, когда очередные выборы признаны несостоявшимися или недействительными.
Необходимо отметить, что для регионального уровня избирательного законодательства характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотношений по выборам.
Региональное избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные); законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
Основными элементами системы регионального избирательного законодательства являются законы субъектов Российской Федерации, которые можно разделить на четыре основные группы: к первой группе – Конституции, Уставы субъектов РФ, ко второй группе относятся законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов, к третьей – кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта Российской Федерации выборы всех видов и уровней, к четвертой – законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.
В частности, к системе регионального избирательного законодательства можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов Федерации приняты и действуют законы "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах" (Тамбовская область), "О территориальных избирательных комиссиях" (Иркутская область) и др.
Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции Российской Федерации многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно повышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов Российской Федерации, эффективность правоприменительной деятельности". В ряде Конституций и Уставов субъектов Российской Федерации содержатся специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации. В них находят закрепление формы (организация системы) государственной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления.
Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации – это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного законодательства, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" – являются "несущей конструкцией" регионального избирательного законодательства.
Независимо от избранной различными регионами формы избирательного законодательства, законы субъектов Российской Федерации должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов Российской Федерации могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне.
Подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деятельности избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.
Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права являются акты избирательных комиссий субъектов Федерации. Они могут быть посвящены как регламентации внутри организационной деятельности избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах.
К настоящему времени в субъектах Российской Федерации сформировалась достаточно развитая система избирательного законодательства. Общий массив регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. В 14 субъектах Российской Федерации избирательное законодательство кодифицировано. В Костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референдумах, в Свердловской области и Коми-Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система законодательства о выборах субъекта Российской Федерации состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоуправления
3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев:
а) если глава муниципального образования отозван избирателями:
проводятся досрочные выборы; проводятся в сроки, установленные федеральным законом;
б) если только один список кандидатов может принять участие в распределении мандатов:
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися, проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть;
в) если депутат, избранный по одномандатному округу, перешел на другую государственную должность:
проводятся дополнительные выборы;
г) если выборное лицо регионального уровня власти отозвано избирателями:
досрочные выборы;
д) если полномочия Президента РФ досрочно прекращены:
в случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выборы представляют собой наиболее общую и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной демократии.
Выборы - это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно различается. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.
К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия.
К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону.
Психологические факторы включают в себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.
Среди политических условий, необходимых для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2001.
2. Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ, 2003.
3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 1996.
5. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.